НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 18.03.2021 № 2-1005/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Кольцовой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нугмановой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности произвести перерасчет социальных выплат с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности произвести перерасчет социальных выплат с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, в обоснование своих требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако Министерство социального развития и труда Астраханской области за подписью заместителя министра ФИО3 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ в просьбе отказало. ФИО1 было подано заявление в Кировский районный суд г. Астрахани о признании незаконным отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГФИО1 также было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда г. Астрахани от 06.05.2020г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены. Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба Министерства социального развития и труда Астраханской области - без удовлетворения. Далее он обратился в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлением на перерасчет социальных выплат, на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было отказано в перерасчете. В связи с чем просит обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области произвести ФИО1 перерасчет социальных выплат со дня незаконного отказа в присвоении звания «Ветеран труда» то есть с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Министерства социального развития и труда Астраханской области в свою пользу материальный и моральный ущерб в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное Казенное Учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Черноярского района»

Истец ФИО1, участвовавший в судебное заседание путем использования видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, указав, что предъявляя иск к Министерству социального развития и труда Астраханской области он исходил из того, что по вине указанного органа он не получил своевременно полученные ему социальные выплаты, этими действиями ему причинен и моральный вред. Общий размер материального и морального вреда он оценивает в 50 000 руб., разграничить эти суммы он не имеет возможности, поскольку ему не известно с какого времени были бы произведены социальные выплаты. Обращаясь в ГКУ «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» за назначением социальных выплат, он не указал, что просит назначить ему социальные выплаты с даты первоначального решения Минсоцтруда Астраханской области.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО4 возражала по существу иска, указывая, что Министерство не уполномочено назначать социальные выплаты, в их компетенцию входит лишь вопрос о присвоении звания «Ветеран труда». Социальные выплаты назначаются Государственными казенными учреждениями Центрами социальной поддержки населения по месту жительства гражданина на основании его заявления, назначении выплат носит заявительный характер и осуществляется с даты обращения гражданина.

Представитель ГКУ «Центр социальной поддержки населения Черноярского района Астраханской области» просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных конституционных положений, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), социальной защиты инвалидов Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и действительного на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Судом установлено, что ФИО1 Министерство социального развития и труда Астраханской области отказало в перерасчете социальных выплат.

Согласно ответу Министерства социального развития и труда в Астраханской области ФИО1 на основании выданного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ и заявления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.88 Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» по льготному статусу «Ветеран труда» предоставляется ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1026 руб., ежемесячное пособие на оплату проезда в размере 513 руб., пособие на абонентскую плату за пользование телефоном в размере 205,20 руб. Вышеуказанные пособия назначаются с 1-го числа, следующего месяца, в котором гражданин предоставил в центр социальной поддержки населения по месту жительства необходимые документы. Выплаты назначены ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая правовые основания для возложения обязанности по перерасчету социальных выплат и взыскания с Министерства социального развития и труда неполученнных истцом социальных выплат, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения в этой части требований не имеется.

Так, согласно Постановлению Минсоцразвития Астраханской области от 21.08.2019 N 52 "Об административном регламенте министерства социального развития и труда Астраханской области предоставления государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверения "Ветеран труда", дубликата удостоверения "Ветеран труда" в полномочия Министерства социального развития и труда Астраханской области входит рассмотрение заявления и документов, представленных заявителем, и принятие решения о предоставлении государственной услуги, об отказе в предоставлении государственной услуги, либо об отказе в приеме документов, направление заявителю соответствующих уведомлений ( п.3.3), результатом предоставления государственной услуги является направление (выдача) решения о присвоении звания "Ветеран труда" и выдача удостоверения "Ветеран труда" по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 N 423 (далее - форма N 423) ( п.2.3.1);

Статьей 22 Закона Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" установлено право ветеранов труда на меры социальной поддержки, а именно 1) при продолжении трудовой деятельности - ежегодный отпуск в удобное для них время, а также отпуск без сохранения заработной платы сроком до 30 календарных дней в году; 2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных медицинских организациях Астраханской области; 3) ежемесячное пособие на оплату проезда в размере 500 рублей; 4) ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1000 рублей. Нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, предоставляется ежемесячное пособие на оплату жилого помещения в размере 150 рублей; 5) денежная компенсация на оплату транспортных услуг по доставке топлива в размере, установленном постановлением Правительства Астраханской области, при условии проживания в домах, не имеющих центрального отопления; 6) ежемесячное пособие на абонентскую плату за пользование телефоном в размере, установленном Правительством Астраханской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 2 - 6 части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Астраханской области.

Постановлениями Правительства Астраханской области разработаны Порядки предоставления каждой из видов социальной поддержки, которые предусматривают, что назначение того или иного пособия осуществляют государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов. (
Постановление Правительства Астраханской области от 03.07.2017 N 219-П (ред. от 10.12.2020) "О ежемесячном пособии на абонентскую плату за пользование телефоном" (вместе с "Порядком предоставления ежемесячной компенсации абонентской платы за пользование телефоном"; Постановление Правительства Астраханской области от 18.09.2019 N 339-П (ред. от 08.05.2020) "О реализации отдельных положений Закона Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области").

Административным регламентов предусмотрено, что для назначения социального пособия ветеран труда обязан подать заявление и документы, предусмотренные регламентов.

Таким образом, Министерство социального развития и труда Астраханской области не является органом, производящим социальные выплаты, указанные выплаты и предоставление иных мер социальной поддержки производит ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района», в связи с чем суд находит необоснованными требования истца о возложении обязанности на указанный орган произвести перерасчет социальных выплат как и взыскании размера недополученных пособий с Минсоцразвития Астраханской области.

Суд также не усматривает оснований и для компенсации морального вреда.

В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 6), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно п. 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй п. 8 постановления Пленума от 20 декабря 1994 г. N 10).

По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Истец не представил суду доказательств, свидетельствующих, что принятое Минсоцразвитием Астраханской области решение об отказе в присвоении звания « ветеран труда» причинило ему нравственные страдания. Кроме того, настоящий иск основан на нарушение прав истца на получение социальных выплат, т.е. нарушение его имущественных прав, что исключает компенсацию морального вреда, исходя из положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцу следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области, третьему лицу ГКУ «Центр социальной защиты Черноярского района» Астраханской области о возложении обязанности произвести перерасчет социальных выплат с 25.12.2019 года, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2021 года

Судья: В.В. Кольцова