НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 15.07.2019 № 12-895/19

Р Е Ш Е Н И Е

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.,

Рассмотрев жалобу Котельниковой Ирины Александровны на постановление о назначении наказания № 24-19-13/2019-22 от 29 апреля 2019 года, принятое Управлением Федерального казначейства по Астраханской области

У с т а н о в и л :

Котельникова И.А. обратилась в суд с вышеуказанной жалобой, обосновав свои требования тем, что в соответствии с постановлением о назначении наказания № 24-19-13/2019-22 от 29 апреля 2019 года, принятым Управлением Федерального казначейства по Астраханской области она признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей. С указанным постановлением она не согласна. Выводы административного органа о предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности не соответствует действительности. Наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества, которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности (Письмо Минфина России от 07.09.2017 г. № 02-06-10/57741). Сумма резерва отражается в учете в оценочном значении, формирует себестоимость продукции (услуги). Так как Управление является казенным учреждением, готовую продукцию (услуги) не производит, и, соответственно, не формирует себестоимость продукции (услуги) и не является плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость. Бюджетные ассигнования Управлению выделяются под годовой плановый фонд оплаты труда, сформированный главным распорядителем бюджетных средств, Минюстом России, на основании утвержденной штатной численности государственных гражданских служащих и работников Управления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Наличие фактически неиспользованных дней отпуска на конец года на формирование указанного фонда не влияет. Выплата отпускных, в том числе за неиспользованные дни, осуществляется в пределах фонда оплаты труда. Непосредственно предоставление отпусков в течение финансового года осуществляется в соответствии с утвержденным начальником Управления графиком отпусков. Указанное также не влияет на размер страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, страховых взносов в ФСС РФ (далее - страховые взносы) и их фактическое исчисление, подлежащих уплате в Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Астрахани и в ГУ - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в установленные законодательством сроки. Представителем Сусиной В.П. указывалось на отсутствие признака недостоверности отчетности. Учитывая, что признаком недостоверности, согласно инструкции № 157н, является влияние ошибок и искажений в отчетности на экономическое решение пользователей информации, полагается, что для квалификации деяния по ст. 15.15.6 КоАП РФ должно быть, в том числе, наличие умысла повлиять на решение пользователей бухгалтерской (бюджетной) отчетности. В постановлении указано, что вина Котельниковой И.А. доказана материалами дела. При этом ни материалы дела, ни постановление не содержат сведений о наличии доказательств умысла в действиях Котельниковой И.А. при предоставлении отчетности, не установлено её отношение к совершенному деянию, мотив, цель совершенного деяния, получение какой-либо выгоды от совершенного деяния. В связи с изложенным заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Котельникова И.А., защитник Трусова Е.Ю. доводы жалобы поддержали. Кроме того, пояснили, что в настоящее время ст. 15.15 6КоАП РФ претерпела изменения и в настоящее время содержит 7 частей и в них отсутствует такой признак как заведомость. Полагает, что это свидетельствует об улучшении положения привлекаемого лица, а потому нововведение должно распространяться на правоотношения, возникшие до вступления изменений в законную силу.

Представители УФК по Астраханской области Литвинова Н.А., Кокарева И.Е. просили оставить постановление без изменений.

Выслушав сторону, проверив материалы дела, административный материал, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что согласно постановления о назначении наказания № 24-19-13/2019-22 от 29 апреля 2019 года, принятого Управлением Федерального казначейства по Астраханской области Котельникова И.А. главный бухгалтер Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

При проверке УФК выявлено следующее.

В соответствии с п. 10 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191 н (далее - Инструкция № 191н), установлено, что получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему, вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Согласно требованиям пункта 11.1 Инструкции № 191н в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета включены следующие формы отчетов:

- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) (далее - Баланс);

- Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125);

- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110);

- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127);

- Отчет о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);

- Пояснительная записка (форма 0503160).

Согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 29 января 2019 г. № 03-10198/19 до Управления доведен срок представления бюджетной отчетности за 2018 год. Срок представления бюджетной отчетности за 2018 год в системе «Электронный бюджет» - не позднее 10 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем годовой бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство.

Бюджетная отчетность за 2018 год Управлением направлена в адрес Минюста России посредством системы «Электронный бюджет» -1 марта 2019 г.

В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1);

бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (абзац 1 пункта 2);

бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации (абзац 2 пункта 2);

план счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 2).

Единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами, установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Согласно пункту 3 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, необходимо учитывать, что:

бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики);

имущество, являющееся собственностью учредителя государственного муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранение).

К проверке представлена Справка о количестве дней неиспользованного отпуска гражданских служащих и работников по состоянию на 1 января 2019 г., подписанная специалистом-экспертом отдела по обеспечению деятельности Управления, в которой указано количество не использованных дней ежегодного оплачиваемого отпуска в 2018 году, перенесенных на 2019 год в разрезе 21 гражданского служащего и 3 работников Управления.

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н счет бюджетного учета 3.401.60.000 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения.

Однако, согласно данным бюджетного учета (Главная книга за 2018 год, журналы операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям) и отчетности (Баланс) Управления счет бюджетного учета 0.401.60.000 Резервы предстоящих расходов» Управлением в проверяемом периоде не велся.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 Инструкции № 191н, пункта 4 Инструкции № 157н Управлением допущено нарушение при предоставлении бюджетной отчетности, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности по состоянию на 1января 2019 г. на сумму 519 898,41 рублей.

Согласно материалам дела Котельникова И.А. является главным бухгалтером Управления Минюста РФ по астраханской области. И в круг ее полномочий входит формирование месячной, квартальной, годовой отчетности и предоставление ее в уполномоченные органы, осуществление контроля за ведением учета имущества Управления, обязательств и хозяйственных операций по Управлению.

Таким образом, именно она является субъектом инкриминируемого деяния.

Что касается довода об отсутствии умысла, то, как указано выше, Резервы предстоящих расходов» Управлением в проверяемом периоде не велся, то есть главным бухгалтером допущено совершение административного правонарушения в форме бездействия, а поэтому доводы жалобы об отсутствии у Котельниковой И.А. умысла на совершение правонарушения, несостоятельны.

Что касается довода подателя жалобы о том, что наличие искажения не влияет на достоверность отчетности, то данный довод также подлежит отклонению. Согласно п. 124.1 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 162н (далее - Инструкция № 162н) установлено, что формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет работникам организации, по обязательствам учреждения по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов, отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0.401.60.000 «Резервы предстоящих расходов» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0.106.00.000 «Вложения в нефинансовые активы»,0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, слуг», 0.401.20.200 «Расходы экономического субъекта».

То есть, данный вид отчетности должен был вестись учреждением и обязателен для отражения в отчетности, а потому, делать вывод о том, что неведение данного учета не влияло на искажение отчетности, неверно.

Что касается довода о внесенных изменениях в ст. 15.15.6 КоАП РФ и, как следствие, улучшение положения привлекаемого лица, то, в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Однако статья 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции не смягчает и не улучшает положение привлекаемого лица. Статья 15.15.6 КоАП РФ видоизменилась путем разделения на 7 частей и вменяемое административное правонарушение Котельниковой И.А. в новой редакции имеет место быть, а также имеет место быть и штраф, назначаемый за данное правонарушение.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 3.2).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом всех обстоятельств дела, суд полагает возможным снизить размер назначенного штрафа до 5 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р е ш и л :

Постановление о назначении наказания № 24-19-13/2019-22 от 29 апреля 2019 года, принятое Управлением Федерального казначейства по Астраханской области изменить, снизив размер наложенного на Котельникову И.А, штрафа до 5 000 рублей.

В остальной части Постановление о назначении наказания № 24-19-13/2019-22 от 29 апреля 2019 года, принятое Управлением Федерального казначейства по Астраханской области оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: