Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 г. г.Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Кольцовой В.В.
При секретаре Бузюмовой Л.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишангалиевой Консулы Наримановны к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран-труда»
У С Т А Н О В И Л:
Ишангалиева Консулу Наримановна обратилась в суд с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран-труда», указав, что 22 июля 2013 года она распоряжением Губернатора Астраханской области № 496-р награждена Почетной грамотой. В силу Закона Астраханской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в редакции от 15 августа 2006 года, предусматривающего, что звание «Ветеран труда» может быть присвоено в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия, и имеющие трудовой стаж ( для женщин) 35 лет, она имеет право на присвоение указанного звания. В сентябре 2018 года она обратилась с заявлением о присвоении ей указанного звания, однако ей в этом было отказано, на том основании, что почетная грамота Губернатора Астраханской области не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно пункту 1.1. статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О Ветеранах».
Не согласившись с указанным решением ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, и полагая, что у нее не утрачено право на присвоение указанного звания, просит обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области присвоить звание «Ветеран-труда».
В судебном заседании представитель истца - ФИО2 исковые требования поддержала, указав, что, определяя порядок судопроизводства и обращаясь с иском в гражданском порядке, они исходили из того, что в данном случае имеется спор о праве у ФИО1 на присвоение звания «Ветерана труда», с учетом специфики награждения. Просила признать наличие у ФИО1 права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать Министерства социального развития и труда Астраханской области присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО3 полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Согласно существу возражений, при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда» комиссия руководствовалась положениями действующего в период обращения ФИО1 законодательства. Присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется в соответствии с Законом Астраханской области от 03.08.2006 № 44/2006-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон Астраханской области № 44) и носит заявительный характер
В соответствии с Законом Астраханской области звание «Ветеран труда» присваивается лицам, в том числе, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" предусмотрено, что учреждение ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» входит в компетенцию и являются видом награждения федеральных органов исполнительной власти лиц и присваиваются за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Грамота Губернатора Астраханской области в силу указанного нормативного акта, Закона «Астраханской области от 11 марта 2014 года № 8/2014 не относится к ведомственным наградам, в связи с чем не дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Представитель ответчика полагает, что поскольку присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер, то комиссией правомерно было принято решение на основании норм действующего на момент рассмотрения заявления законодательства.
Выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
Действительно, постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия", вступившим в силу с 1 июля 2016 года, установлен иной порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и с момента издания указанного нормативного акта предусмотрено, что учреждение ведомственных знаков отличия входит в компетенцию и являются видом награждения исключительно федеральных органов исполнительной власти, и присваиваются за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Однако, данный нормативный документ влечет правовые последствия лишь для граждан, награжденных после 1 июля 2016 года.
Вместе с тем, в статье 55 Конституции Российской Федерации закреплен основополагающий конституционный принцип, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В развитие указанного конституционного принципа, при изменении норм действующего законодательства, связанного с определением правовых оснований для присвоения гражданам Российской Федерации звания «Ветеран труда» и оценки в связи с этим имеющихся наград, ведомственных знаков отличия федеральным законодателем внесено ряд изменений в действующие нормативные акты.
Частью 3 стать 8 ФЗ Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Аналогичные изменения внесены и законодательным органом субъекта Российской Федерации – Астраханской областью.
Согласно п.3 ст.1.1 Закон Астраханской области от 15.08.2006 N 44/2006-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", введенного Законом Астраханской области от 26.12.2016 N 92/2016-ОЗ, звание ветеран труда присваивается в том числе лицам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Исходя из смысла указанных правовых норм Закона, для оценки наличия у заявителя права на присвоение звания «Ветеран труда» юридически значимыми обстоятельствами является совокупность двух факторов, а именно дата награждения гражданина, а также признавалась ли в силу нормативных актов, действующих на дату награждения, указанная награда ведомственным знаком отличия.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Ишангалиева Консулу Наримановна награждена Почетной грамотой Губернатора Астраханской области на основании распоряжения Губернатора Астраханской области № 496-р от 22 июля 2013 года.
Согласно Постановлению Правительства Астраханской области от 21.12.2006 N 439-П утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", который регулирует одно из условий присвоения звания "Ветеран труда" гражданам Российской Федерации, как правило, проживающим на территории Астраханской области.
Так, наряду с государственными наградами СССР, РСФСР и Российской Федерации при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде министерств и ведомств СССР, РСФСР и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации за многолетний безупречный труд в системе перечисленных структур, в том числе награды, поощрения, звание за особые заслуги перед Астраханской областью ( указанное положение внесено постановлением Правительства Астраханской области от 08.11.2010 года № 466-П.)
Указанный нормативный документ утратил силу 09.03.2017 года.
Статьей 3 Закона Астраханской области от 11 марта 2014 года «О наградах и иных знаках отличия» установлено, что Почетная грамота Губернатора Астраханской области учреждена как награда.
Таким образом, указанный анализ нормативных документов позволяет признать, что Ишангалиева Консулу Наримановна, будучи награжденной 22 июля 2013 года, на дату определяемую законом как правовое основание для присвоение звания «Ветеран труда» ( 30 июня 2016 года) имела награду, признававшуюся на эту же дату ведомственным знаком отличия, порождавшим право, при наличии трудового стража для присвоения звания «Ветеран труда».
В судебном заседании не оспаривается, что Ишангалиева Консулу Наримановна на момент рассмотрения ее обращения о присвоении ей звания «Ветеран труда» имела трудовой стаж работы не менее 20 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ишангалиева Консулу Наримановна имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Принимая во внимание, что приказом от 06 сентября 2018 года, принятом должностным лицом Министерства социального развития и труда Астраханской области Ишангалиевой Консулу Наримановне отказано в присвоении звания «Ветеран труда», указанное решение принято без учета вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ишангалиевой Консулы Наримановны к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран-труда» удовлетворить.
Признать наличие права у Ишангалиевой Консулы Наримановны на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области присвоить Ишангалиевой Консулы Наримановны звание «Ветеран-труда».
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.06.2019 года
Судья В.В.Кольцова