НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда (Ставропольский край) от 28.11.2011 №

                                                                                    Кировский районный суд Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 года город Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре М, с участием истца А, представителя ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ по  М, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда  гражданское дело по исковому заявлению А к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по  о признании права на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка, признании права на перерасчет назначенной трудовой пенсии с учетом среднемесячного заработка,

УСТАНОВИЛ:

Истец А обратилась в суд к ответчику ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по  о признании права на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка, признании права на перерасчет назначенной трудовой пенсии с учетом среднемесячного заработка.

В судебном заседании истец А свои исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснив, чтос момента достижения ею пенсионного возраста, Пенсионным фондом Российской Федерации по  ей назначена трудовая пенсия по старости без учета среднемесячного заработка.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по  с заявлением об исчислении расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка. Для исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в ГУ УПФ РФ по  СК ею была предоставлена справка из Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ № о среднемесячной начисленной заработной плате работников отрасли «другие промышленные производства» в Азербайджанской ССР за ДД.ММ.ГГГГ года, в масштабе цен за период с ДД.ММ.ГГГГ г.

Однако согласно протокола решения об отказе Пенсионного фонда Российской Федерации по  № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в исчислении расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка, поскольку ею не были предоставлены необходимые документы для исчисления расчетного размера пенсии, а именно справка о заработной плате и справка о не сохранности первичных бухгалтерских документов.

Так, согласно записям ее трудовой книжки, она свою трудовую деятельность осуществляла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Кировобадском заводе металлопластиковых изделий Аз.ССР Министерства местной промышленности.

Справку о заработной плате за указанный период ее работы она предоставить не имеет возможности. Ею, ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по , а также адвокатом адвокатского кабинета направлялись запросы в архивы Ре о предоставлении справки о заработной плате, однако, никаких сообщений от адресатов не поступило.

При этом, в справке из Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ № указаны данные Статкомитета о среднемесячной начисленной заработной плате работников отрасли «другие промышленные производства» в Азербайджанской ССР за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в масштабе цен составляющих лет, рублей: за ДД.ММ.ГГГГ год - 175,1 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год -180,9 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год -191,6 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 197,9 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 180,9 руб. На самом деле указанная среднемесячная заработная плата составляла по её профессии практически такую же, как указанна в данной справке.

Для оказания содействия гражданам в осуществлении их прав на пенсионное обеспечение при возникновении спорных ситуаций Минтруда РФ и Пенсионным фондом РФ на места направлялись соответствующие письма и разъяснения.

Одним из таких документов является информационное письмо Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, из которого усматривается, что в связи с участившимися обращениями граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Минтруда РФ и Пенсионный фонд РФ рекомендуют, в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. В число таких документов могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Согласно статьям 264 и 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан в случае невозможности получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. При этом, содержащийся в статье 264 ГПК РФ перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке, не является исчерпывающим.

Как следует из Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии могут состоять из трех частей, в том числе страховой (статья 5), которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями (ст. 30).

Таким образом, получение гражданами заработной платы в определенном размере относится к числу фактов, от которых зависит возникновение определенных имущественных прав (расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка) у данных лиц. Следовательно, в случае невозможности получения гражданами надлежащих документов, удостоверяющих получение заработной платы в определенном размере, во внесудебном порядке установление указанных фактов, имеющих юридическое значение, возможно в судебном порядке.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение по делу. Среди таких доказательств ст. 69 ГПК РФ называет и свидетельские показания. На данный момент в законодательстве РФ нет нормы, запрещающей доказывать фактический размер заработной платы свидетельскими показаниями.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установление трудовых пенсий осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания получения заработной платы в определенном размере.

Поэтому, считает, что суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей при разрешении вопроса о размере заработной платы гражданина, исходя из которого рассчитывается её среднемесячный заработок, необходимый для определения, страховой части пенсии при оценке пенсионных прав граждан.

С учетом вышеизложенного считает, возможным сделать вывод об индивидуальном характере своего заработка ссылаясь на вышеуказанную справку предоставленную Росстат.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в других случаях, установленных законом.

Согласно ст. 12 ГК РФ, предусматривающей способы защиты гражданских прав, защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права.

Поскольку во внесудебном порядке подтвердить свой среднемесячный заработок для перерасчета назначенной трудовой пенсии не представляется возможным, поэтому она вынуждена обратиться в суд с данным заявлением.

Факт получения ею заработной платы могут подтвердить свидетели. При подаче искового заявления госпошлина ею не оплачивалась, поскольку она освобождается от ее уплаты как инвалид второй группы.

На основании изложенного просит признать за ней право на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на Кировобадском заводе металлопластиковых изделий Аз.ССР Министерства местной промышленности, исходя из сведений указанных в справке, предоставленной Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ за номером № из расчета: за ДД.ММ.ГГГГ год - 175,1 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 180,9 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год -191,6 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 197,9 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 180,9 руб.; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по  провести перерасчет получаемой ею трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом среднемесячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, исходя из сведений указанных в справке, предоставленной Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ за номером №.В судебном заседании представитель ответчика специалист - эксперт (юрисконсульт) ГУ-УПФ РФ по  СК М исковые требования А считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ, А обратилась с заявлением в УПФР по  для уточнения величины расчетного пенсионного капитала трудовой пенсии по старости.

Для уточнения величины расчетного пенсионного капитала трудовой пенсии по старости, А представила справку из Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ №.

В исковом заявлении А проводит аналогию получения ею заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размерах приведённых в заявлении, с среднемесячной заработной платой работников отрасли «другие промышленные производства» в Азербаджанской ССР за ДД.ММ.ГГГГ, указанной в справке из Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ №.

С данной позицией истца он согласиться не может, так как расчетный размер трудовой пенсии определяется: из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными органами.

Среднемесячный заработок за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя, либо государственными (муниципальными) органами или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Согласно совместному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 года № 8389 - ЮЛ в случаях утраты первичных документов о заработке в государственных муниципальных органах и организациях на территории Российской Федерации в связи со стихийными бедствиями для исчисления пенсии могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюзов и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Справка Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ № не является документом, свидетельствующем об индивидуальном характере заработка А

На основании вышеизложенного, УПФР по  считает, что снований для удовлетворения заявленных требований нет, и просит суд, в удовлетворении искового заявления А отказать.

Допрошенная в качестве свидетеля М суду показала, что знакома с А с ДД.ММ.ГГГГ года. Они вместе работали в войлочном цехе Кировобадского завода металлопластиковых изделий АзССР с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Они обе работали в одно и тоже время сортировщицами. Конкретный размер заработной платы поучаемой ими она назвать не может, но примерно он был в пределах от 160 до 200 рублей. Она в ДД.ММ.ГГГГ году переехала на постоянное место жительства из АзССР в , где работала на  птицекомбинате. Оттуда же она пошла на пенсию. Пенсию она оформляла в  пенсионном фонде, путем предоставления справки о размере заработной платы на указанном предприятии ( птицекомбинат).

Свидетель Д суду показала, что знакома с А по совместной работе на Кировобадском заводе металлопластиковых изделий АзССР. Она работала на станках чесальщицей, а А на топчане - занималась изготовлением войлока. У А была сдельная заработная плата, зависящая от выработки, конкретный размер которой она назвать не может, но примерно этот размер составлял от 180 до 190 рублей. У неё зарплата была чуть меньше 170 - 180 рублей. На данном предприятии она работала до ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до переезда на территорию . После переезда она стала работать на консервном заводе . На пенсию она пошла как многодетная мать в возрасте 50 лет. Пенсия оформлялась по данным о размере её заработной платы с  консервного завода.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необоснованности иска и необходимости отказа в его удовлетворении.

Доводы истца А о её работе в рассматриваемый судом период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Кировобадском заводе металлопластиковых изделий АзССР нашли свое подтверждение в записях в трудовой книжке А, а также в показаниях допрошенных в судебном заседании свидетелей.

Данный факт ответчиком не оспаривался и признан судом установленным.

В справке из Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ №, управление статистики труда, науки, образования, и культуры Росстата приводит данные Статкомитета СНГ о среднемесячной начисленной заработной плате работников отрасли «другие промышленные производства» в Азербайджанской ССР за ДД.ММ.ГГГГ годы.

В соответствии с указанным документом, среднемесячная начисленная заработная плата работников отрасли «другие промышленные производства» в Азербайджанской ССР за ДД.ММ.ГГГГ годы в масштабе цен соответствующих лет, рублей: составляла в ДД.ММ.ГГГГ году - 175,5 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 175,1 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 180,9 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 191,6 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 197,9 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 180,9 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 176,4 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году - 201,20 руб.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 2 ст. 24 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 года N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Поскольку действующим законодательством прямо и исчерпывающим образом определен порядок подтверждения среднемесячного заработка за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, суд приходит к выводу о невозможности установления заработка А на основании представленных ею данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

При этом судом учитывается и то обстоятельство, что согласно предоставленной истцом суду справке Федеральной службы государственной статистики, в ней якобы содержатся сведения о среднемесячной начисленной заработной плате работников отрасли «другие промышленные производства» в Азербайджанской ССР за 1982-1989 годы, в масштабе цен соответствующих лет, рублей, тогда как согласно этой же справке, данных о средней заработной плате работников Азербайджанской ССР по отрасли «другие промышленные производства» по месяцам за эти годы не имеется.

В соответствии с письмом Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако каких-либо доказательств как прямых, так и косвенных, подтверждающих индивидуальный характер заработка, истцом А в состязательном процессе и в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду предоставлено не было, что в конечном итоге свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа УПФ РФ в  в исчислении А расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка пенсионера.

Ссылка А в подтверждение о среднемесячном размере получаемой ею заработной платы на показания свидетелей, судом признана несостоятельной, по причине того, что никто из допрошенных свидетелей не мог указать конкретный размер получаемой как ими самими, так и А заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Каждым из свидетелей назывались только приблизительные её размеры.

Кроме этого, судом учитывается и то обстоятельство, что согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, действующей с 1 января 2010 года) среднемесячный заработок свидетельскими показаниями не подтверждается.

Оценив в совокупности все доказательства представленные сторонами в состязательном процессе, признав из относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными в рамках рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Данная позиция суда согласуется с судебной практикой, имеющейся по аналогичной категории дел, в частности с Кассационным Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28.06.2011 года по делу № 33-329/11 (М к ГУ Пенсионного фонда РФ по ).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований А к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по  о признании права на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка, признании права на перерасчет назначенной трудовой пенсии с учетом среднемесячного заработка, отказать.

Отказать А в признании за ней права на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на Кировобадском заводе металлопластиковых изделий Аз.ССР Министерства местной промышленности, исходя из сведений указанных в справке, предоставленной Федеральной Службой Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ за номером № из расчета: за ДД.ММ.ГГГГ год - 175,1 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 180,9 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 191,6 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 197,9 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год- 180,9 руб.

Отказать А в обязывании Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по  произвести перерасчет получаемой ею трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом среднемесячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, исходя из сведений указанных в справке, предоставленной Федеральной Службой Государственной Статистики (Росстат) от ДД.ММ.ГГГГ за номером 7-0-7/1347.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья П.П.КУЛИК.