НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда (Ставропольский край) от 22.03.2011 №

                                                                                    Кировский районный суд Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Новопавловск 22 марта 2011 года

Кировский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гавриленко О.В.,

при секретаре Беловой Е.В.,

с участием истца Кислов В.К.,

а также с участием ведущего специалиста-юрисконсульта Управления труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края Меркулова О.А., юрисконсульта муниципального бюджетного учреждения «Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района Ставропольского края» Молявчиков О.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кислов В.К. к Управлению труда и социальной защиты населения Кировского муниципального района Ставропольского края и отделу образования Кировского муниципального района Ставропольского края о взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги и морального вреда,

у с т а н о в и л:

что истец обратился в суд с иском о признании незаконными действий соответчиков по расходованию средств из федерального бюджета и прекращении денежных выплат по оплате коммунальных услуг занимаемой им жилой площади. Взыскании также в его пользу этих расходов за период с мая 2010 года по настоящее время по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он получил звание «Ветеран труда Ставропольского края».

При получении такого звания, работники УТиСЗН заявили, что он, как педагогический работник, проживающий в сельской местности и получающий в этой связи меры социальной поддержки на основании Законов СК № 45-КЗ от 14.07.2008 г. и № 42-КЗ от 01.08.2005 г. в виде денежной компенсации на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, обязан написать заявление в отдел образования о добровольном отказе от мер социальной поддержки, установленных законами Ставропольского края. В противном случае, они вынуждены будут лишить его права на меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, поскольку, согласно положению п.4. ст.4 Закона СК № 103 -КЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов» - при наличии у ветерана труда права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана труда.

В мае 2010 года по настоящее время с подачи УТиСЗН отдел образования Кировского муниципального района прекратил ежемесячную денежную выплату в виде денежной компенсации на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, без какого-либо заявления с его стороны.

Считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки и как ветеран труда, и как педагогический работник, проживающий в сельской местности.

Неоднократные его обращения в отдел образования, в органы социальной защиты населения Кировского муниципального района о незаконном лишении средств по оплате жилого помещения с отоплением и освещением к решению спорного вопроса не привели.

Просит признать действия управления труда и социальной защиты населения Кировского муниципального района, направленные по контролю расходования средств из федерального бюджета в рамках законов СК № 45-КЗ и № 42-КЗ противозаконными. Признать действия (бездействия) отдела образования Кировского муниципального района в прекращении выплаты денежной компенсации по реализации ст. 55 ФЗ «Об образовании», в рамках Законов СК № 45-КЗ и № 42-КЗ на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением также противозаконными. Обязать отдел образования Кировского муниципального района погасить задолженность по выплате денежной компенсации на реализацию его права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением с мая 2010 года по настоящее время. Обязать отдел образования Кировского муниципального района на возмещение в его пользу морального вреда в размере пяти тысяч рублей.

В судебном заседании ведущий специалист - юрисконсульт УТиСЗН Кировского района Меркулова О.А. иск не признала, пояснив, что ежемесячная денежная выплата Управления труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района ветеранам труда и ветеранам труда Ставропольского края, является одной из мер социальной поддержки, установленных статьей 4 Закона Ставропольского края от 25 ноября 2004 года №103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов». Согласно п. 4 названной статьи, при наличии у ветеранов труда права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, они имеют право на получение социальной поддержки только по одному основанию по их выбору. Речь идет не об отдельных видах мер социальной поддержки, а о выборе одного основания для получения мер социальной поддержки.

Аналогичные условия предоставления мер социальной поддержки определены статьей 5 Закона Ставропольского края от 1 августа 2005 года №42-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

Поэтому, являясь одновременно ветеранами труда и педагогическими работниками, работающими (пенсионерами) и проживающими в сельской местности граждане должны выбрать одно из названных оснований, согласно которому они будут получать меры социальной поддержки: либо по Закону Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» либо по Закону СК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 21 января 2009г. №4-п.

Согласно распоряжению министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 9 февраля 2009 г. №14 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации Порядков финансирования мер социальной поддержки и осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и «О мерах социальной поддержки ветеранов», управления труда и социальной защиты населения несут ответственность за целевое использование средств бюджета Ставропольского края, предназначенных для финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных указанными законами Ставропольского края.

В целях предотвращения фактов незаконного суммирования мер социальной поддержки управлениям труда и социальной защиты населения районов и городов края министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края рекомендовано регулярно проводить сверку с учреждениями, которые могут предоставлять меры социальной поддержки по другим основаниям (образование, здравоохранение, культура).

Следовательно, законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» четко обозначено право ветерана труда на выбор одного основания получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены тем или иным законом.

В судебном заседании представитель отдела образования Кировского муниципального района Молявчиков О.В. исковые требования также не признал, пояснив, что в мае 2010 года Кислов В.К. получил звание «Ветеран труда» и, следовательно, он утратил право получения мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным Законом СК от 14 июля 2008 г. №45-кз "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности".

Суд, ознакомившись с иском, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, приходит к выводу о необоснованности иска и необходимости отказа в его удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Кислов В.К. является преподавателем ОБЖ МОУ СОШ № , в связи, с чем имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.

Также он является ветераном труда Ставропольского края и вправе рассчитывать на ежемесячную денежную выплату в размере 1200 рублей. Управлением труда и социальной защиты населения Кировского района ему предложено выбрать одно из оснований получения ежемесячной денежной выплаты. До определения основания, выплата прекращена.

Судом приняты во внимание представленные ответчиками доказательства в обоснование имеющихся возражений на исковое заявление, а именно Распоряжение Правительства Ставропольского края № 52-рп от 19 марта 2008 года, которым одобрен проект закона (Закон СК от 12.11.2008 № 81-кз), согласно которому меры социальной поддержки, предоставляемые ранее ветеранам труда: 50% скидка в оплате жилья и коммунальных услуг, абонентской платы за телефон, бесплатный и льготный проезд, бесплатное зубопротезирование, заменены ежемесячной денежной выплатой; а также проект закона и пояснительную записку к нему с подготовленным финансово-экономическим обоснованием, в котором были учтены сложившиеся расходы, приходящиеся на одного получателя мер социальной поддержки (в 2008 году они составили в среднем 800 руб.).

Указанный проект закона (Закон СК от 12.11.2008 № 81-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов») разработан в целях реализации поручения Президента РФ от 23.02.2007 года № Пр-294 Правительству Российской Федерации обеспечить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принятие решений в целях завершения до 1 ноября 2008 г. перехода от предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в натуральном выражении к социальным выплатам (в денежном выражении).

При этом в законопроекте предлагается заменить все предоставляемые действующей на тот момент статьей 4 Закона Ставропольского края № 103-кз от 07.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки ветеранов» (редакция от 09.07.2007 г. № 33-кз) ветеранам труда меры социальной поддержки, а именно: бесплатное оказание медицинской помощи, бесплатный проезд, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг, оплата в размере 50 процентов абонентской платы за телефон.

Предлагаемая замена указанных натуральных льгот призвана обеспечить унифицированность предоставления мер социальной поддержки для всех льготников, подпадающих под действие Закона Ставропольского края № 103-кз от 07.12.2004 г. независимо от условий его проживания. Указанный проект закона обеспечивает принцип социальной справедливости, конституционного равенства прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, статья 4 Закона Ставропольского края № 103-кз от 07.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки ветеранов» (в редакции от 12.11.2008 года № 81-кз) устанавливает меры социальной поддержки ветеранов труда, к которым относятся: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей; 2) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, оказывающими медицинскую помощь, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета Ставропольского края, средств обязательного медицинского страхования и иных источников финансирования.

Установленный с 1 января 2009 года размер ЕДВ - 1200 рублей компенсирует ранее предоставляемые ветеранам труда меры социальной поддержки, что выполняет требования пункта 2 статьи 153 Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Кроме того, ежемесячная денежная выплата, предоставляемая в настоящее время ветеранам труда, - это совокупность льгот и выплат, которая включает в себя также льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Ежемесячная денежная выплата, назначенная ветеранам труда в соответствии с Законом Ставропольского края, по своей природе является элементом восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и носит компенсаторный механизм.

Следовательно, ежемесячная денежная выплата, назначенная ветеранам труда, не может рассматриваться как произвольно установленный вид (форма) мер социальной поддержки, не связанный с мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых ранее в натуральном выражении в виде льготы по оплате, так как это означало бы отказ государства от ранее принятых публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления равноценной компенсации, что недопустимо. Иное понятие ежемесячной денежной выплаты основано на неправильном толковании закона. Ежемесячная денежная выплата не препятствует сохранению сложившегося уровня социальной защиты, поскольку ветераны труда, имеющие ранее право на соответствующие льготы в оплате жилья и коммунальных услуг, продолжают пользоваться установленной мерой социальной защиты, но в виде единовременной денежной выплаты.

В судебном заседании установлено, что Кислов В.К. является не только ветераном труда, но и педагогическими работником, работающим и проживающими в сельской местности.

Абзацем 3 ч.5 ст.55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим ст. 55 Федерального закона «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 1 Закон Ставропольского края №42-кз от 01.08.2005 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг или отдельных их видов работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (в том числе педагогических работников государственных образовательных учреждений), работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно ч.1 ст.5 вышеназванного Закона по выбору граждан, указанных в статье 3 того же Закона, установленные им меры социальной поддержки предоставляются либо в натуральном выражении (освобождении от оплаты жилья и коммунальных услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в виде ежемесячной денежной выплаты в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.

Согласно п.3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Этот же принцип закреплен в ч.2 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», согласно которой, гражданин, одновременно имеющий право на ежемесячную денежную выплату по вышеуказанному ФЗ и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года N 3061-1), ФЗ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по ФЗ «О ветеранах», либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Указанные правовые нормы не дают возможности получения одним и тем же лицом одних и тех же мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Таким образом, педагоги, работающие и проживающие в сельской местности, освобождены от оплаты жилья и коммунальных услуг (соц. поддержка в натуральном выражении) или же вправе получать единовременную денежную выплату в качестве меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг. Ветеранам труда в силу закона также представляется выплата (ЕДВ), в том числе, предназначенная на компенсацию затраченных денежных средств на оплату коммунальных услуг. При одновременном предоставлении ЕДВ по двум основаниям образуется суммирование мер социальной поддержки, что противоречит действующему законодательству.

Во исполнение Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» принято постановление Правительства Ставропольского края от 24 мая 2006 года № 71-п.

В п. 14 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденного данным постановлением, указано, что финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Согласно распоряжению министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 09 февраля 2009 г. № 14 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации Порядков финансирования мер социальной поддержки и осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и «О мерах социальной поддержки ветеранов», управления труда и социальной защиты населения несут ответственность за целевое использование средств бюджета Ставропольского края, предназначенных на финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных указанными законами Ставропольского края.

Действуя в рамках предоставленных законодательством полномочий, УТиСЗН Кировского района с целью контроля за целевым использованием средств бюджета Ставропольского края, направляемых на финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» и во избежание одновременного предоставления мер социальной поддержки краевым категориям льготников и инвалидам, ежемесячно проводит сверку с управлением Пенсионного Фонда РФ по Кировскому району, с органами образования района, с центрами социального обслуживания населения, которые финансируют меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг социальным работникам, с органами культуры, здравоохранения и т.д.

В соответствии с положениями «Порядка осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных Законами Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и «О мерах социальной поддержки ветеранов», утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.01.2009 г. № 4-п, при наступлении обстоятельств влекущих прекращение осуществления ежемесячной денежной выплаты (выезд заявителя за пределы Ставропольского края, избрания им мер социальной поддержки по иным основаниям), ее выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступило соответствующее обязательство.

Таким образом, суд признает правомерными, не противоречащими законодательству и не нарушающими права граждан на социальную поддержку действия УТиСЗН Кировского муниципального района СК и отдела образования Кировского муниципального района СК по прекращению выплаты ЕДВ, установленной для ветеранов труда педагогам, работающих и проживающих в сельской местности. Истцу разъяснены положения Законов, основания приостановления выплаты и предоставлено право выбора соответствующего основания предоставления мер социальной поддержки.

На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Ставропольского края № 103-кз от 07.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки ветеранов», Законом Ставропольского края № 42-кз от 01.08.2005 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», статьями 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Кислов В.К. к Управлению труда и социальной защиты населения Кировского муниципального района Ставропольского края и отделу образования Кировского муниципального района Ставропольского края о признании действий (бездействий) незаконными, погашения задолженности по выплате денежной компенсации за коммунальные услуги и компенсации морального вреда, признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись

Копия верна:

судья О.В. Гавриленко