НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 19.02.2021 № 12-724/20

Дело № 12-90/2021

Санкт-Петербург 19 февраля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 38, Сезева О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 313 жалобу защитника АО «Нева-Металл» Ветер И.В. на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Постниковой З.Е. от 27.10.2020 года № 78/6-9522-18-ПВ/12-20338-И/28-686 о привлечении АО «Нева-Металл» к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Постниковой З.Е. от 27.10.2020 года № 78/6-9522-18-ПВ/12-20338-И/28-686 АО «Нева-Металл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. 00 коп.

АО «Нева-Металл» с постановлением не согласно, защитник общества Ветер И.В. обратился с жалобой в Кировский районный суд Санкт-Петербурга, просит отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Из жалобы следует, что в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. Нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управлению рисками, на данный момент не утверждено, следовательно, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению.

Управление профессиональными рисками в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» регулируется: Положением о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» от 14.11.2019 г., Методикой «Поиск опасностей» (приказ генерального директора № 15 от 19.02.2020 г.). Согласно данной методике выявлению опасностей подлежат все виды работ, проводимые на производственной площадке. Каждая работа должна быть оценена (проанализирована) не реже 1 раза в 5 лет, ежемесячно на производственной площадке должно оцениваться (анализироваться) не менее 1 работы. Согласно графику оценки работ, выполняемых в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», в соответствии с методикой «Поиск опасностей» работа «Отвоз горячекатаных рулонов с причала выгрузки к месту складирования» запланирована для оценки 26.11.2020 г. Выявление профессиональных рисков при передвижении пешеходов по производственной площадке было произведено в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» путем анализа опросов работников по выявлению очагов опасности (как руководителей и специалистов, так и работников рабочих профессий), поведенческих аудитов безопасности, специальной оценки условий труда, типовых нормативных документов. В результате анализа были установлены пять смертельных опасностей на производственной площадке. Компенсационные мероприятия по смертельным опасностям вошли в локальные нормативные акты АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» и доводятся до работников путем проведения инструктажей и проверок знаний соответствующих инструкций. Риски при передвижении пешеходов учтены в Инструкции № 0-01-20 «Общая инструкция по охране труда для лиц, участвующих в производственной деятельности АО «НЕВА-МЕТАЛЛ и схеме пешеходного движения. В соответствии с требованиями пострадавшая должна была двигаться с краю проезжей части, пересекать ее под прямым углом, по факту пострадавшая находилась на проезжей части, что явилось нарушением установленных требований.

Опасные производственные факторы и меры безопасности для докера-механизатора водителя автопогрузчика и тальмана определены в инструкции № 0-01-20 «Общая инструкция по охране труда для лиц, участвующих в производственной деятельности АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» и инструкции № 5 по охране труда для докера-механизатора-водителя автопогрузчика и водителя портового тягача.

Основной причиной несчастного случая явилось нарушение докером-механизатором водителем автопогрузчика Гарбуз О.Н. требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, выразившееся в том, что он, двигаясь по дороге с перемещаемым грузом и поворачивая направо, при ограниченном обзоре с места водителя, не принял мер обеспечивающих безопасность движения в результате чего произошел наезд на тальмана. Своими действиями Гарбуз О.Н. нарушил пункты 3.3, 3.5, инструкции по охране труда докера-механизатора-водителя автопогрузчика и водителя портового тягача, утвержденной генеральным директором АО «НЕВА- МЕТАЛЛ» 31.10.2019 г. Риск недостаточной обзорности из кабины автопогрузчика, присущий всей перегрузочной технике данного типа, был учтен работодателем в Инструкции №5 по охране труда докера- механизатора-водителя автопогрузчика и водителя портового тягача. Именно с учетом этого риска в ИОТ внесены требования, что скорость движения автопогрузчика не должна превышать установленную на участках движения (пункт 3.4), водитель обязан снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения (пункт 3.5), установлено требование по использованию докера-механизатора сигнальщика в таких места (пункт 3.18). Кроме того, т.к. по результатам расследования в качестве основной причины н/с указано, в том числе, нарушение Гарбузом О.Н. этих пунктов ИОТ, это свидетельствует о том, что требования по управлению автопогрузчика в условиях ограниченного обзора были установлены работодателем.

Автопогрузчик HYSTER НЗОХМ № 3203 был приобретен АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году и поставлен на учет в Гостехнадзоре г. Санкт-Петербурга 16.01.2019 г., прошел обязательную сертификацию по безопасности в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", эксплуатируется по назначению в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя. АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» дополнительно установило на погрузчики сферические зеркала на задний противовес и видеокамеры спереди для увеличения обзора с места водителя. После проведения указанных мероприятий в ходе опросов водители больше не высказывали работодателю своего мнения о наличии «недостаточной обзорности» при эксплуатации автопогрузчиков. Для выявления опасностей АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», в частности, использовало постановку на учет погрузчика, сертификацию погрузчика, инструкцию по эксплуатации погрузчика, результаты специальной оценки условий труда докера-механизатора-водителя автопогрузчика, опросы водителей.

Таким образом, АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» провело и проводит управление профессиональными рисками в том объеме, которое требует законодательство. Требование ГИТ носит общий характер, не содержит конкретного действия, которого не сделало Общество, поэтому АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» необоснованно привлечено к административной ответственности.

Законный представитель АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, доверил представлять интересы общества защитнику Куйвалайнен Н.Н.

В судебных заседаниях, проведенных посредством систем видеоконференцсвязи, участвовала защитник АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Куйвалайнен Н.Н., действующая на основании доверенности от 20.11.2020 года на бланке 35 АА 1556992, которая доводы жалобы поддержала, пояснила, что в вину АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» вменяется то, что не реализованы мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: выявление опасностей; оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков, не приняты меры по снижению уровней профессиональных рисков, что привело к отсутствию у работодателя информации о недостаточной обзорности погрузчика и невозможности реализации соответствующих мероприятий по устранению (снижении) риска повреждения здоровья работников, связанных с недостаточной обзорностью из кабины погрузчика. Однако, данное утверждение не соответствует действительности, поскольку именно с целью снижения риска повреждения здоровья работников, связанных с недостаточной обзорностью, в кабину автопогрузчика HYSTER Н30ХМ согласно заказ-наряда № И0031 от 07.04.2018 г. было установлено дополнительное оборудование - монитор видеонаблюдения, что подтверждается представленными в дело копией заказ-наряда № И0031 от 07.04.2018 г. на установление дополнительного оборудования и распечаткой фотографии монитора видеонаблюдения в кабине данного погрузчика.

Наличие факта установленного дополнительного оборудования, не предусмотренного заводом-изготовителем, свидетельствует о том, что опасность в виде недостаточной обзорности погрузчика была выявлена работодателем и оценена; работодателем в 2018 году были приняты меры по снижению указанной опасности.

В обжалуемом постановлении указано о нарушении АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» абз.4 п.п. «г» п. 8, п. 33, 38, 39 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438 (далее Типовое положение о СУОТ) и п. 30 и п. 33 Положения о СУОТ АО «НЕВА-МЕТАЛЛ». Однако, утверждение о нарушении указанных пунктов Типового положения о СУОТ и Положения о СУОТ АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», опровергается представленными в дело документами, в частности Положением о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» от 14.11.2019 г., Методикой «Поиск опасностей», которая была принята и введена в действие приказом № 15 генерального директора АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» от 19.02.2020 г., и в которой закреплены периодичность оценки/анализа опасностей (п. 2.1) виды работ для оценки (анализа) опасностей (п.п. 1.1, разделы 3,4), разработка мероприятий (раздел 5), процедура работы с результатами (раздел 6); данными по результатам анкетирования работников в марте 2018 года, данными по оценке рисков по операции «Отвоз горячетканных рулонов с причала», проведенной 19.11.2020 года, другими документами.

Нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управлению рисками, на данный момент не утверждено, в связи с чем, работодатель вправе устанавливать указанные процедуры по своему усмотрению.

Документом по оценке уровней рисков в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» является Методика «Поиск опасностей», документами, подтверждающими проведение оценки рисков и их уровней являются результаты по поиску очагов опасности и результатов анкетирования работников, проведенных в марте 2018 года и оценка рисков по операции «Отвоз горячетканных рулонов с причала» от 19.11.2020 года. Таким образом, АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» проводило и проводит управление профессиональными рисками в том объеме, которое требует действующее законодательство.

В судебных заседаниях была опрошена главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Постникова З.Е., которая пояснила, что на предприятии должен быть документ – система управления охраной труда, который регулирует требования по охране труда. Данный документ содержит несколько разделов, а том числе, и раздел по оценке рисков. Действительно, в настоящее время нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управлению рисками, не утверждено, поэтому работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению. Работодатель обязан выявить все возможные опасности на все рабочих местах и принять меры к их снижению и исключению. В ходе проведения расследования несчастного случая, представители АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» поясняли, что у юридического лица нет процедуры выявления опасностей, нет утвержденной методики по выявлению рисков и их оценки, нет реестра опасностей (рисков), нет документа, подтверждающего проведение оценки уровней рисков, перечня мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков, при этом они сообщили, что имеется инструкция № 0-01-20 – Общая инструкция по охране труда для лиц, участвующих в производственной деятельности АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», которая к рискам не имеет отношения. В связи с проведением расследования по факту несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 23.07.2020 года с работником АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Язьковой М.А., в общество был направлен запрос о необходимости предоставления определенных документов 31.07.2020 года, в числе которых были поименованы: положение о системе управления охраной труда со всеми приложениями, документация по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, а именно, по выявлению опасностей на объекте, по оценке уровней профессиональных рисков, по снижению уровней профессиональных рисков. Документы в ответ на запрос были предоставлены представителем АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» по описи, имеющейся в материалах дела, среди представленных документов Методики «Поиск опасностей», данных по результатам анкетирования работников в марте 2018 года, данных по оценке рисков по операции «Отвоз горячетканных рулонов с причала», предоставлено не было, было предоставлено Положение о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», содержание которого относительно оценки профессиональных рисков, было скопировано из Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 года № 438, где указано, что работодатель должен выявить риски, оценить их и принять меры (общие положения), так, в п. 32 Положения указано, что в качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель исходя из специфики своей деятельности вправе рассматривать любые из следующих и дано перечисление большого количества опасностей, однако, какие именно из указанных опасностей рассматривает АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в связи со своей спецификой деятельности, не указано. Ни в указанном Положении, ни в каком-либо отдельном документе не была указана методика их выявления, не было перечисления выявленных опасностей на каждом рабочем месте (должности, производственном процессе) в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», не было документированной процедуры управления профессиональными рисками, не было реестра выявленных опасностей (рисков) в связи со спецификой деятельности общества (например, риск падения, риск различных заболеваний, риск поражения электрическим током, риск смертельного исхода, риск поражения кожных покровов, риск развития пожара или возгорания и т.п.). Мерой по снижению уровня риска травматизма, может быть размещение знаков безопасности на территории предприятия, использование средств коллективной и индивидуальной защиты, проведение обучения персонала. Можно было составить карты оценки рисков на каждое рабочее место, в том числе на рабочее место генерального директора, администратора, тальмана, водителя погрузчика и др. О наличии методики «Поиск опасностей» было сообщено представителем АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» только при составлении протокола об административном правонарушении. Согласно протоколу об АП и постановлению АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» юридическому лицу в вину вменяется тот факт, что им в целом (относительно всех должностей (рабочих мест или производственных процессов)) на всем предприятии не реализованы мероприятия по управлению профессиональными рисками, которые включают в себя выявление опасностей оценку уровней профессиональных рисков, снижение уровней профессиональных рисков, принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков, и приведен пример о невозможности в связи вышеуказанным, реализации соответствующих мероприятий по устранению (снижению) риска повреждения здоровья работников, связанных с недостаточной обзорностью из кабины погрузчика , что привело к несчастному случаю на производстве.

В судебном заседании были исследованы подлинники материалов расследования несчастного случая с работником АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Язьковой М.А. в 4-х томах, предоставленные Постниковой З.Е., копия Положения о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», копия Устава АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», копии свидетельств приобщены к материалам рассматриваемой жалобы.

Также судом по ходатайству защитника было исследовано постановление Кировского районного суда СПб от 26.10.2020 года в соответствии с которым было прекращено уголовное дело и уголовное преследование в отношении Гарбуза О.Н., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 216 УК РФ на основании ст. 25.1 УПК РФ в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Куйвалайнен Н.Н., главного государственного инспектора труда Постникову З.Е. суд считает, что постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Постниковой З.Е. от 27.10.2020 года № 78/6-9522-18-ПВ/12-20338-И/28-686 о привлечении АО «Нева-Металл» к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Из обжалуемого постановления следует, что в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» не реализованы мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно, выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, снижение уровней профессиональных рисков, а также не приняты меры по снижению уровней профессиональных рисков, что привело к отсутствию у работодателя информации о недостаточной обзорности погрузчика и невозможности реализации соответствующих мероприятий по устранению (снижению) риска повреждения здоровья работников, связанных с недостаточной обзорностью из кабины погрузчика, чем нарушены п. 30, 33 Положения о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» 14.11.2019 года, требования абз. 4 пп. г п. 8 п. 33, 38, 39 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтуда России от 19.08.2016 года № 438, абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Указанное было выявлено 16.10.2020 года в 10.30 при проведении расследования несчастного случая, произошедшего с работником Язьковой М.А., находящегося в трудовых отношениях с АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», расположенном по адресу: <адрес>

Статьей 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Из абз. 4 пп. г п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтуда России от 19.08.2016 года № 438, следует, что в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включается раздел (подраздел) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда включая процедуру управления профессиональными рисками.

Из п. 33 Типового положения о системе управления охраной труда, следует, что с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

Согласно п. 38 Типового положения о системе управления охраной труда, при описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее: а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя; б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности; в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению; г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению; д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

Согласно п. 39 Типового положения о системе управления охраной труда, к мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся: а) исключение опасной работы (процедуры); б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной; в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников; г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников; д) использование средств индивидуальной защиты; е) страхование профессионального риска.

В п. 30 Положения о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» указано, что с целью организации процедуры управления профессиональными рисками АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

В п. 33 данного Положения указано, что при рассмотрении перечисленных в п. 32 Положения опасностей АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» проводит анализ оценку и упорядочивание всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Факт совершения административного правонарушения и виновность АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

протоколом об административном правонарушении № 78/6-257-20-ИЗ/686/2 от 26.10.2020 года, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ в присутствии защитника АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Филиппенко О.М., из протокола следует, что в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» не реализованы мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно, выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, снижение уровней профессиональных рисков, а также не приняты меры по снижению уровней профессиональных рисков, что привело к отсутствию у работодателя информации о недостаточной обзорности погрузчика и невозможности реализации соответствующих мероприятий по устранению (снижению) риска повреждения здоровья работников, связанных с недостаточной обзорностью из кабины погрузчика, чем нарушены п. 30, 33 Положения о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» 14.11.2019 года, требования абз. 4 пп. г п. 8 п. 33, 38, 39 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтуда России от 19.08.2016 года № 438, абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Датой совершения правонарушения является дата его выявления – 16.10.2020 года в 10.30, местом совершения правонарушения юридический адрес АО «НЕВА-МЕТАЛЛ»: <адрес>

актом расследования несчастного случая (по форме 4), в котором описаны обстоятельства несчастного случая, причины, вызвавшие несчастный случай, (основные и сопутствующие), одной из сопутствующих причин указано отсутствие реализации процедур по управлению профессиональными рисками;

актом № 1 о несчастном случае на производстве с особыми мнениями;

запросом документов у АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» от 27.07.2020 года № 10-636-20-ЗП, которые необходимо было предоставить в связи с проведением расследования по факту несчастного случая, произошедшего 23.07.2020 года с работником АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Язьковой М.А. в ГИТ 31.07.2020 года, среди которых поименованы положение о системе управления охраной труда со всеми приложениями, документация по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, а именно, по выявлению опасностей на объекте, по оценке уровней профессиональных рисков, по снижению уровней профессиональных рисков;

описью документов, предоставленной представителем АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» с документами в ответ на исполнение запроса от 27.07.2020 года № 10-636-20-ЗП, из которой следует, что среди представленных документов Методики «Поиск опасностей», данных по результатам анкетирования работников в марте 2018 года, данных по оценке рисков по операции «Отвоз горячетканных рулонов с причала», не имеется, имеется только Положение о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ»;

показаниями главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ по СПб Постниковой З.Е., данными в судебном заседании, Постникова З.Е. до дачи показаний была предупреждена об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.

Судом установлено, что в связи с проведением расследования по факту несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего с работником АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Язьковой М.А., ГИТ по СПб в АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» 27.07.2020 года истребовала ряд документов, в запросе было указано на необходимость предоставления положения о системе управления охраной труда со всеми приложениями, документации по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, а именно, по выявлению опасностей на объекте, по оценке уровней профессиональных рисков, по снижению уровней профессиональных рисков. 31.07.2020 года представителем АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Луканичевой О.М. были предоставлены документы согласно описи, среди которых имелось положение о системе управления охраной труда, документов по выявлению опасностей на объекте, по оценке уровней профессиональных рисков, по снижению уровней профессиональных рисков, представлено не было. Из показаний главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в городе Санкт-Петербурге Постниковой З.Е., следует, что представители АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» поясняли, что у юридического лица нет процедуры выявления опасностей, нет утвержденной методики по выявлению рисков и их оценки, нет реестра опасностей (рисков), нет документа, подтверждающего проведение оценки уровней рисков, перечня мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков, в связи с чем, законный представитель Общества был уведомлен о составлении протокола об АП по ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ.

Содержание Положения о системе управления охраной труда АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», относительно оценки профессиональных рисков, аналогично содержанию Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 года № 438, при его разработке не была учтена специфика деятельности АО «НЕВА-МЕТАЛЛ». Инструкция № 0-01-20 – Общая инструкция по охране труда для лиц, участвующих в производственной деятельности АО «НЕВА-МЕТАЛЛ», не относится к процедуре управления профессиональными рисками. О наличии методики «Поиск опасностей», утвержденной приказом генерального директора АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» № 15 от 19.02.2020 года, было сообщено представителем АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» только при составлении протокола об административном правонарушении – 26.10.2020 года.

Документы, подтверждающие, по мнению защитника общества, проведение оценки рисков и их уровней - результаты по поиску очагов опасности и результаты анкетирования работников, проведенных в марте 2018 года, были представлены в суд при рассмотрении жалобы, ранее в ГИТ по СПБ не предоставлялись.

АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» на всем предприятии не были реализованы мероприятия по управлению профессиональными рисками, (относительно всех должностей (рабочих мест или производственных процессов)), а не только на должности докера-механизатора, пример, связанный с недостаточной обзорностью из кабины погрузчика , приведенный в протоколе об АП и в обжалуемом постановлении, свидетельствует о том, что риск повреждения здоровья работников при использовании данной техники, не был устранен (снижен), что привело к несчастному случаю на производстве.

В связи с вышеуказанным, суд считает, что по состоянию на 16.10.2020 года АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» не проводило управление профессиональными рисками, и доводы жалобы и защитника общества являются несостоятельными.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, инспектором Постниковой З.Е. в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Порядок привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Постниковой З.Е. от 27.10.2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» Ветер И.В. оставить без удовлетворения.

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Постниковой З.Е. от 27.10.2020 года № 78/6-9522-18-ПВ/12-20338-И/28-686 о привлечении АО «Нева-Металл» к административной ответственности по ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. 00 коп. оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные ст.ст.30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: О.Б. Сезева