Дело № 2а-2402/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 15 мая 2019 года
Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Есениной Т.В.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре Гончаровой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Выборгской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени,
у с т а н о в и л:
Административный истец Федеральная таможенная служба Северо-Западного таможенного управления Выборгской таможни (далее - Выборгская таможня) обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к ФИО2 о взыскании таможенных платежей в размере 1081375,50 руб., пени в размере 229197,54 руб., а всего 1310573,04 руб. Одновременно административный истец просил восстановить пропущенный срок для подачи настоящего иска (л.д.32-34).
В обоснование требований истец указал, что 26.10.2012 в ходе проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства марки «№ представленных при таможенном оформлении, по регистрационному учетному номеру операции временного ввоза № установлен факт не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок. Согласно пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 декларантом является ФИО2, которым вышеуказанное транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 10.09.2010. До истечения указанного срока ФИО2 не были совершены действия, связанные с декларированием таможенному органу указанного транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, его обратного вывоза, а так же помещения под иные таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством. В связи с не вывозом временно ввезенного автомобиля Выборгской таможней в адрес (США) ФИО2 было направлено требование (№11-01-81/14271 от 12.11.2012) № 1301 от 08.11.2012г. об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб., (таможенные платежи - 1 081 375,50 руб., и пени - 229 197,54 руб.). Требование об уплате таможенных платежей было получено должником. Выборгской таможней 14.05.2018 (исх.№15-39/11319) также было направлено требование № 1301 от 08.11.2012 об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб. ФИО2 на адрес регистрации в РФ. Требование об уплате таможенных платежей было получено ФИО2 Уплата образовавшейся суммы задолженности должна быть осуществлена декларантом, в срок, не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данного требования. По состоянию на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа должником мер к погашению задолженности принято не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд.
Административный истец Выборгская таможня в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 45, 63-64), ходатайств об отложении не просил, суд считает возможным слушать дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом (л.д.65), доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО1 (доверенность, диплом л.д.49-55), которая в судебное заседание явилась, против иска возражала, представила письменные возражения (л.д.56, 67-70).
Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на 2010 год), объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.
Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена таможенного союза.
Согласно ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза гласит, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Часть 2 вышеуказанной статьи перечисляет взыскание таможенных пошлин, налог по которым не производится.
Согласно ч. 3 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Как следует из ч. 4 этой же статьи, при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Порядок взыскания таможенных платежей определен главой 18 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Статья 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перечисляет ряд таможенных пошлин, согласно которым таможенные платежи подлежат принудительному взысканию и согласно которым они не производятся.
Как следует из материалов дела и административного иска, 26.10.2012 в ходе проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства марки «№, представленных при таможенном оформлении, по регистрационному учетному номеру операции временного ввоза № установлен факт не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, заявленного на основании пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 декларантом ФИО2 (л.д.29).
Согласно доводам истца, вышеуказанное транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 10.09.2010 (л.д.25-29). До истечения указанного срока ФИО2 не были совершены действия, связанные с декларированием таможенному органу указанного транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, его обратного вывоза, а так же помещения под иные таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством. Таким образом, по мнению истца, срок временного ввоза максимально допустимый нарушен более года и по настоящее время транспортное средство не вывезено за пределы таможенного союза. В связи с не вывозом временно ввезенного автомобиля марки № г.в., в установленный таможенным органом срок, Выборгской таможней в адрес (США) ФИО2 было направлено требование (№11-01-81/14271 от 12.11.2012) № 1301 от 08.11.2012г. об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб., (таможенные платежи - 1 081 375,50 руб., и пени - 229 197,54 руб.). Требование об уплате таможенных платежей было получено должником. Выборгской таможней 14.05.2018 (исх.№15-39/11319) также было направлено требование № 1301 от 08.11.2012 об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб. ФИО2 на адрес регистрации в РФ6 <адрес>. Уплата образовавшейся суммы задолженности должна быть осуществлена декларантом, в срок, не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данного требования. По состоянию на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа должником мер к погашению задолженности принято не было.
При изучении материалов дела судом установлено, что из приложенной к административному иску пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010, поданной ФИО2 следует, что ФИО2 гражданин РФ, проживающий в США, осуществил «въезд» из Финляндии на территорию РФ по заграничному паспорту гражданина РФ (п.1 Декларации л.д.25), о чем в декларации поставил соответствующую отметку.
Согласно п.9 ч.1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранным лицом признается - лицо, не являющееся лицом государства - члена таможенного союза.
Согласно положениям подп. 9, 14 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена Таможенного союза, относятся к категории «иностранные лица».
Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является не наличие гражданства одного из государств - членов Таможенного союза с фиксацией в паспорте регистрации по месту жительства, а факт постоянного или преимущественного проживания на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.
При этом, в соответствии с п. 35 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» гражданство физического лица не имеет определяющего значения.
В пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010, ФИО2 указывает место проживания США, прибыл из Финляндии, предоставляет заграничный паспорт гражданина Российской Федерации серии №, иного паспорта иного государства не установлено административным истцом не представлено, самым ФИО2 не подтвердил статус иностранного лица. ФИО2 ввозит на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство автомобиля марки «№ для личного пользования.
Согласно п. 3.12 и 4.2 Декларации (л.д.26) ФИО2 указал товар, подлежащий декларированию автомобиль марки № одновременно указал «направление перемещение товара» - «ввоз» - «х», а не «временный ввоз» «пустая клетка», о чем указывает административный истец.
Таким образом, цель перемещения товара в пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010, указанной лично декларантом ФИО2 следует - «ввоз» (л.д.26), а из таможенных электронных документов (операций) Выборгской таможни следует - «временный ввоз» (скриншот л.д.27), т.е. заявленные действия декларантом не совпадают по своим действиям (операциям), внесенным в электронную базу операций таможенного органа. Никаких заверенных изменений в пассажирскую таможенную декларацию от 10.06.2010 не вносилось.
Административный истец приводит в иске нормы прав со ссылкой, что декларант ФИО2 иностранное физическое лицо, однако никаких документов в подтверждение данного обстоятельства не указывает, как следует из пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 декларантом является ФИО2 гражданин РФ, проживающий на территории США, представивший заграничный паспорт гражданина РФ.
Справка Федеральной миграционной службы от 22.04.2019, также подтверждает, что ФИО2 является гражданином РФ, имеет регистрацию по адресу: <адрес>
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 «ввозил» автомобиль на территорию РФ для личного пользования, а не осуществлял «временный ввоз», правила п.2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и рассчитанные таможенные пошлины и пени применению не подлежат, т.к. ФИО2 является гражданином РФ.
Административный истец указывает, что согласно п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза «Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей».
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (п.5 ст.358 ТК ТС).
Если следовать позиции административного истца, то ввезенное ответчиком транспортное средство в установленный срок с таможенной территории таможенного союза вывезено не было. Однако материалов проверки, документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортного средства, в котором установлен факт невывоза транспортного средства, а тем самым установлено нарушение правил ввоза, суду не представлено. Никаких проверочных мероприятий в период с 10.09.2010 по 08.11.2012 не производилось. Однако 08.11.2012 Выборгской таможней в адрес ФИО2 в США было направлено требование №1301 об уплате таможенных платежей (л.д. 20-21), согласно которому ФИО2 извещен о том, что в связи с нарушением срока временного ввоза транспортного средства, за ним числится задолженность по уплате сумм таможенных платежей в размере 1310573,04 руб., складывающаяся из таможенных платежей и пенни.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате обязательных платежей и пени, в связи с тем, что обязанность вывоза транспортного средства не исполнена ответчиком по причине того, что была заявлена в пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 только процедура «ввоза», а не «временного ввоза», а также, что ФИО2 не является иностранным гражданином, что применительно к положением статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза может быть расценено как обстоятельство, препятствующее начислению таможенных платежей в связи с невывозом транспортного средства в установленный срок.
В ходе судебного разбирательства представитель истца также пояснил, что ввезенный на территорию РФ автомобиль был безвозвратно утрачен (сгорел), факт утраты подтвержден в настоящее время быть не может, т.к. никаких документов не сохранилось, данный автомобиль на учет в органах ГИБДД не ставился.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 168-О, в котором, выявляя конституционно-правовой смысл названных положений таможенного законодательства Российской Федерации, судом указано, что утрата транспортного средства вообще исключает возможность его вывоза с таможенной территории Российской Федерации, поскольку в такой ситуации транспортное средство у декларанта отсутствует фактически, возложение обязанности по уплате таможенной пошлины и пени за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства. По существу, истечение установленного для временного ввоза срока из-за отсутствия у декларанта возможности вывоза утраченного, как следствие необходимость уплаты таможенных пошлин и пени, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без наличия вины, в какой бы форме она ни проявлялась.
Кроме того, заслуживает вниманию довод представителя ответчика о пропуске истцом процессуального срока на подачу данного иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч.3 ст. 154 Федерального закона.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 154 и ч.2 ст. 157 Федерального закона, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ).
Согласно ч.5 ст.152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (ч. 11 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», предусмотренный ч. 5 ст. 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством. Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.
В силу п. 4 ст. 6 НК Российской Федерации в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, между тем, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 НК Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 НК Российской Федерации, распространяется и на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке.
Кроме того, в силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, и в случае неисполнения физическим лицом требования об уплате обязательных платежей, в течение срока, установленного статьей 48 НК Российской Федерации, могут обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования об уплате таможенных платежей №1301 от 08.11.2012 (л.д.21-23) составлял не более 20 дней с момента получения, в связи с чем, с учетом сведений о вручении указанного требования ФИО2 (л.д.20), истек 31 мая 2013 года (приблизительная дата возврата на уведомлении, последний день месяца). Административный истец в иске не указывает дату получения уведомления, а на приложенном уведомлении в суд точная дата нечитаема. Трехгодичный срок с 31 мая 2013 года истек 31 мая 2016 года.
Как следует из позиции истца повторно Выборгская таможня с требованием в адрес ответчика обратилась 15.05.2018, получено требование было 25.05.2018, однако само требование приложено к административному иску не было. Установить, что требование было направлено в рамках указанных обстоятельств, по обстоятельствам ввоза автомобиля 10.06.2010, в соответствии со ст. 59 КАС РФ административным истцом не доказано.
Кроме того, если такое требование имело место быть направленным, то было направлено за пределами трехлетнего срока.
Срок для исполнения требования истек по истечении 20 дней, т.е. 15 июня 2018 года.
Шестимесячный срок для подачи судебного приказа истец 15 декабря 2018 года.
Судебный приказ мировым судьей 68 судебного участка г. Санкт-Петербурга вынесен 11 января 2019 года, отменен 15.01.2019 на основании возражений должника (л.д.40,47).
21.01.2019 определение об отмене судебного приказа получено Выборгской таможней (л.д.39).
С административным иском Выборгская таможня обратилась в Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга только 07.02.2019 (конверт л.д.35).
Однако в данном случае, срок подлежит расчёту с выставления не второго требования и вынесения судебного приказа, а с выставления первичного требования в 2012 году, т.к. второе требование в 2018 году было подано за пределами трехлетнего срока общей исковой давности и восстановлению не подлежит, т.к. сведения о месте регистрации в РФ ФИО2 не менялись с 2004 года по настоящее время, необходимости в его розыске у органов таможни не было.
В данном конкретном случае, расчет срока подачи иска в суд после отмены судебного приказа мировым судьей в 2019 году не может быть применен, т.к. он был подан за пределами общего срока исковой давности, установленного нормами налогового законодательства.
Кроме того, необходимо учитывать положения п.3 ст. 363 НК РФ, где указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налоговогоуведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные вабзаце первомнастоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного вабзаце второмнастоящего пункта.
Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.
1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации …
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя …
2.1) признания банкротом гражданина …
3) смерти физического лица или объявления его умершим …
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;.
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"…
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.2. ч.2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;
Согласно ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Согласно Кассационному определению Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2019 №5-КГ18-319 следует, что согласно взаимосвязанному толкованию норм пп.5 п.3 ст.44 и пп.4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ, что в случае установления судом невозможности принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, и отсутствием оснований для восстановления такого срока, может быть признана безнадежной к взысканию.
Учитывая, что судом установлено, что Выборгская таможня имела право обратиться с настоящим иском в суд, в соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, п.3 ст. 363 НК РФ, в течение 3-х летнего срока (до 31 мая 2016 года), однако таким правом не воспользовалась, оснований для повторного выставления Выборгской таможней требования в 2018 году по истечении 3-х летнего срока для принудительного взыскания судом и для восстановления срока на принудительное взыскание таможенных платежей и пени не установлено (перерасчет не производился), то в данном случае подлежит признание данной недоимки безнадежной ко взысканию, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 59, 174-175 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Выборгской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Резолютивная часть оглашена 15.05.2019.
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2019
Председательствующий судья: Есенина Т.В.
Дело № 2а-2402/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 15 мая 2019 года
Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Есениной Т.В.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре Гончаровой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Выборгской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени,
у с т а н о в и л:
Административный истец Федеральная таможенная служба Северо-Западного таможенного управления Выборгской таможни (далее - Выборгская таможня) обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к ФИО2 о взыскании таможенных платежей в размере 1081375,50 руб., пени в размере 229197,54 руб., а всего 1310573,04 руб. Одновременно административный истец просил восстановить пропущенный срок для подачи настоящего иска (л.д.32-34).
В обоснование требований истец указал, что 26.10.2012 в ходе проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства марки «№, представленных при таможенном оформлении, по регистрационному учетному номеру операции временного ввоза № установлен факт не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок. Согласно пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 декларантом является ФИО2, которым вышеуказанное транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 10.09.2010. До истечения указанного срока ФИО2 не были совершены действия, связанные с декларированием таможенному органу указанного транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, его обратного вывоза, а так же помещения под иные таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством. В связи с не вывозом временно ввезенного автомобиля Выборгской таможней в адрес (США) ФИО2 было направлено требование (№11-01-81/14271 от 12.11.2012) № 1301 от 08.11.2012г. об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб., (таможенные платежи - 1 081 375,50 руб., и пени - 229 197,54 руб.). Требование об уплате таможенных платежей было получено должником. Выборгской таможней 14.05.2018 (исх.№15-39/11319) также было направлено требование № 1301 от 08.11.2012 об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб. ФИО2 на адрес регистрации в РФ. Требование об уплате таможенных платежей было получено ФИО2 Уплата образовавшейся суммы задолженности должна быть осуществлена декларантом, в срок, не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данного требования. По состоянию на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа должником мер к погашению задолженности принято не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд.
Административный истец Выборгская таможня в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 45, 63-64), ходатайств об отложении не просил, суд считает возможным слушать дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом (л.д.65), доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО1 (доверенность, диплом л.д.49-55), которая в судебное заседание явилась, против иска возражала, представила письменные возражения. Просила отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу административного иска, т.к. он был подан за пределами 3-х летнего срока, таможенные пошлины и пени подлежат признанию безнадежными к взысканию (л.д.56, 67-70).
Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на 2010-2012 год), объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.
Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена таможенного союза.
Согласно ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза гласит, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Часть 2 вышеуказанной статьи перечисляет взыскание таможенных пошлин, налог по которым не производится:
1) по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов;
2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.
3. Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
4. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Согласно ч. 3 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Как следует из ч. 4 этой же статьи, при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Порядок взыскания таможенных платежей определен главой 18 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Статья 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перечисляет ряд таможенных пошлин, согласно которым таможенные платежи подлежат принудительному взысканию и согласно которым они не производятся.
Как следует из материалов дела и административного иска, 26.10.2012 в ходе проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства марки №, представленных при таможенном оформлении, по регистрационному учетному номеру операции временного ввоза № установлен факт не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, заявленного на основании пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 декларантом ФИО2 (л.д.29).
Согласно доводам истца, вышеуказанное транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 10.09.2010 (л.д.25-29). До истечения указанного срока ФИО2 не были совершены действия, связанные с декларированием таможенному органу указанного транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, его обратного вывоза, а так же помещения под иные таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством. Таким образом, по мнению истца, срок временного ввоза максимально допустимый нарушен более года и по настоящее время транспортное средство не вывезено за пределы таможенного союза. В связи с не вывозом временно ввезенного автомобиля марки «№в., в установленный таможенным органом срок, Выборгской таможней в адрес (США) ФИО2 было направлено требование (№11-01-81/14271 от 12.11.2012) № 1301 от 08.11.2012г. об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб., (таможенные платежи - 1 081 375,50 руб., и пени - 229 197,54 руб.). Требование об уплате таможенных платежей было получено должником. Выборгской таможней 14.05.2018 (исх.№15-39/11319) также было повторно направлено требование № 1301 от 08.11.2012 об уплате таможенных платежей в сумме 1 310 573,04 руб. ФИО2 на адрес регистрации в РФ: <адрес> Уплата образовавшейся суммы задолженности должна быть осуществлена декларантом, в срок, не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данного требования. По состоянию на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа должником мер к погашению задолженности принято не было.
При изучении материалов дела судом установлено, что из приложенной к административному иску пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010, поданной ФИО2 следует, что ФИО2 гражданин РФ, проживающий в США, осуществил «въезд» из Финляндии на территорию РФ по заграничному паспорту гражданина РФ (п.1 Декларации л.д.25), о чем в декларации поставил соответствующую отметку.
Согласно п.9 ч.1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранным лицом признается - лицо, не являющееся лицом государства - члена таможенного союза.
Согласно положениям подп. 9, 14 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена Таможенного союза, относятся к категории «иностранные лица».
Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является не наличие гражданства одного из государств - членов Таможенного союза с фиксацией в паспорте регистрации по месту жительства, а факт постоянного или преимущественного проживания на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.
При этом, в соответствии с п. 35 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» гражданство физического лица не имеет определяющего значения.
В пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010, ФИО2 указывает место проживания США, прибыл из Финляндии, предоставляет заграничный паспорт гражданина Российской Федерации серии №, иного паспорта иного государства не установлено, административным истцом иных сведений не представлено, сам ФИО2 не подтвердил статус иностранного лица. ФИО2 ввозит на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство автомобиля марки «№ г.в. для личного пользования.
Согласно п. 3.12 и 4.2 Декларации (л.д.26) ФИО2 указал товар, подлежащий декларированию автомобиль марки «№., одновременно указал «направление перемещение товара» - «ввоз» - «х», а не «временный ввоз» «пустая клетка», о чем указывает административный истец.
Таким образом, цель перемещения товара в пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010, указанной лично декларантом ФИО2 следует - «ввоз» (л.д.26), а из таможенных электронных документов (операций) Выборгской таможни следует - «временный ввоз» (скриншот л.д.27), т.е. заявленные действия декларантом не совпадают по своим действиям (операциям), внесенным в электронную базу операций таможенного органа. Никаких заверенных изменений в пассажирскую таможенную декларацию от 10.06.2010 не вносилось.
Административный истец приводит в иске нормы прав со ссылкой, что декларант ФИО2 иностранное физическое лицо, однако никаких документов в подтверждение данного обстоятельства не указывает, как следует из пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 декларантом является ФИО2 гражданин РФ, проживающий на территории США, представивший заграничный паспорт гражданина РФ, выданный Генеральным консульством РФ в Нью Йорке 20.04.2006 (л.д.29). Подтверждающих документов, что ФИО2 представил паспорт гражданина иного государства, с достоверностью дающий полагать, что его можно отнести к иностранному физическому лицу, суду не представлено.
Справка Федеральной миграционной службы от 22.04.2019, также подтверждает, что ФИО2 является гражданином РФ, имеет регистрацию по адресу: <адрес>
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 «ввозил» автомобиль на территорию РФ для личного пользования, а не осуществлял «временный ввоз», правила п.2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и рассчитанные таможенные пошлины и пени применению как к иностранному физическому лицу не подлежат, т.к. ФИО2 является гражданином РФ.
Административный истец указывает, что согласно п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза «Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей».
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (п.5 ст.358 ТК ТС).
Если следовать позиции административного истца, то ввезенное ответчиком транспортное средство в установленный срок с таможенной территории таможенного союза вывезено не было. Однако материалов проверки, документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортного средства, в котором установлен факт невывоза транспортного средства, а тем самым установлено нарушение правил ввоза, суду не представлено. Никаких проверочных мероприятий в период с 10.09.2010 по 08.11.2012 не производилось. Однако 08.11.2012 Выборгской таможней в адрес ФИО2 в США было направлено требование №1301 об уплате таможенных платежей (л.д. 20-21), согласно которому ФИО2 извещен о том, что в связи с нарушением срока временного ввоза транспортного средства, за ним числится задолженность по уплате сумм таможенных платежей в размере 1310573,04 руб., складывающаяся из таможенных платежей и пенни.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате обязательных платежей и пени, в связи с тем, что обязанность вывоза транспортного средства не исполнена ответчиком по причине того, что была заявлена в пассажирской таможенной декларации от 10.06.2010 только процедура «ввоза», а не «временного ввоза», а также, что ФИО2 не является иностранным гражданином, что применительно к положением статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза может быть расценено как обстоятельство, препятствующее начислению таможенных платежей в связи с не вывозом транспортного средства в установленный срок. Иных таможенных требований по ввозу транспортного средства, к ФИО2 не предъявлялось.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика также пояснил, что ввезенный на территорию РФ автомобиль был безвозвратно утрачен (сгорел), факт утраты подтвержден в настоящее время быть не может, т.к. никаких документов не сохранилось, данный автомобиль на учет в органах ГИБДД не ставился.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 168-О следует, что утрата транспортного средства вообще исключает возможность его вывоза с таможенной территории Российской Федерации, поскольку в такой ситуации транспортное средство у декларанта отсутствует фактически, возложение обязанности по уплате таможенной пошлины и пени за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства. По существу, истечение установленного для временного ввоза срока из-за отсутствия у декларанта возможности вывоза утраченного, как следствие необходимость уплаты таможенных пошлин и пени, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без наличия вины, в какой бы форме она ни проявлялась.
Кроме того, заслуживает вниманию довод представителя ответчика о пропуске истцом процессуального срока на подачу данного иска, истечение 3-х летнего общего срока на предъявление иска в суд, признание таможенной пошлины и пени к безнадежной к взысканию.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч.3 ст. 154 Федерального закона.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 154 и ч.2 ст. 157 Федерального закона, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ).
Согласно ч.5 ст.152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (ч. 11 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», предусмотренный ч. 5 ст. 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока (норма, действовавшая на период выставления к взысканию платежей в 2012-2013 году), исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством. Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.
В силу п. 4 ст. 6 НК Российской Федерации в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, между тем, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 НК Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 НК Российской Федерации, распространяется и на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке.
Кроме того, в силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, и в случае неисполнения физическим лицом требования об уплате обязательных платежей, в течение срока, установленного статьей 48 НК Российской Федерации, могут обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования об уплате таможенных платежей №1301 от 08.11.2012 (л.д.21-23) составлял не более 20 дней с момента получения, в связи с чем, с учетом сведений о вручении указанного требования ФИО2 (л.д.20), истек 31марта/31 мая 2013 года (приблизительная дата возврата на уведомлении, последний день месяца). Административный истец в иске не указывает дату получения требования, а на приложенном уведомлении о получении требования в суд точная дата «не читаема март/май». Трехгодичный срок с 31марта/31мая 2013 года истек 31 марта/мая 2016 года.
Как следует из позиции истца, повторно Выборгская таможня с тем же требованием от 08.11.2012 в адрес ответчика обратилась 15.05.2018 (за пределами трехгодичного срока), получено требование было 25.05.2018, однако подтверждение того, что отправлено было тоже требование, в рамках указанных обстоятельств, по обстоятельствам ввоза автомобиля 10.06.2010, в соответствии со ст. 59 КАС РФ административным истцом не доказано.
Кроме того, если такое требование имело место быть направленным, то было направлено за пределами трехлетнего пресекательного срока.
Судебный приказ по требованию от 15.05.2018 мировым судьей 68 судебного участка г. Санкт-Петербурга вынесен 11 января 2019 года, отменен 15.01.2019 на основании возражений должника (л.д.40,47).
21.01.2019 определение об отмене судебного приказа получено Выборгской таможней (л.д.39).
С административным иском Выборгская таможня обратилась в Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга только 07.02.2019 (конверт л.д.35).
Однако в данном случае, срок для подачи иска в суд подлежит расчёту с выставления не второго требования и вынесения судебного приказа, а с выставления первичного требования в 2012 году, т.к. второе требование в 2018 году было подано за пределами трехлетнего срока общей исковой давности и восстановлению не подлежит, т.к. сведения о месте регистрации в РФ ФИО2 не менялись с 2004 года по настоящее время, необходимости в его розыске у органов таможни не было, никаких изменений (перерасчет пошлины) в требование от 08.11.2012 №1301 не вносилось, доказательств обратному не представлено.
В данном конкретном случае, расчет срока подачи иска в суд после отмены судебного приказа мировым судьей в 2019 году не может быть применен.
Необходимо учитывать в совокупности и их взаимосвязи, положения ч.2 ст. 48 КАС РФ, ст. 62, ст.64, 113, ст. 363 НК РФ, где указано (аналогия закона), что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налоговогоуведомления (требования), направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статья 59 НК РФ предусматривает порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.
1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации …
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя …
2.1) признания банкротом гражданина …
3) смерти физического лица или объявления его умершим …
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;.
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»…
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.2. ч.2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;
Согласно ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Согласно Кассационному определению Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2019 №5-КГ18-319 следует, что согласно взаимосвязанному толкованию норм пп.5 п.3 ст.44 и пп.4 п.1 ст. 59 НК РФ, что в случае установления судом невозможности принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, и отсутствием оснований для восстановления такого срока, может быть признана безнадежной к взысканию.
Согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Учитывая, что судом установлено, что Выборгская таможня имела право обратиться с настоящим иском в суд, в соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, ч.2 ст.48 НК РФ, в течение 3-х летнего срока (до 31 марта/мая 2016 года), однако таким правом не воспользовалась, оснований для повторного выставления Выборгской таможней требования в 2018 году по истечении 3-х летнего срока для принудительного взыскания судом и для восстановления срока на принудительное взыскание таможенных платежей и пени не установлено (перерасчет не производился), то в данном случае подлежит признание данной недоимки безнадежной к взысканию, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 59, 174-175 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Выборгской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Резолютивная часть оглашена 15.05.2019.
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2019
Председательствующий судья: Есенина Т.В.