Дело № 2а-992/2021 10 февраля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.Л.,
при секретаре Михайловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге, заместителю главного государственного инспектора труда в Санкт-Петербурге Куликовой Е.Д. о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» обратилось в Кировский районный суд СПб с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге, заместителю главного государственного инспектора труда в Санкт-Петербурге Куликовой Е.Д., в котором просит признать незаконным и отменить предписание государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге № 78/12-7826011584-20-ПО/730/3 от 29.09.2020 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что административным ответчиком, на основании уведомления 78/2-7826011584-20-ПО/730/1.1 от 28.08.2020 года проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой оформлен акт проверки № 78/12-7826011584-20-ПО/730/2 от 29.09.2020 года и выдано предписание №78/2-7826011584-20-ПО/730/3 от 29.09.2020г. об устранении выявленных нарушений. Общество считает Предписание недействительным, незаконным и подлежащими отмене по следующим основаниям:
Приказ или распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой выездной проверки АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» отсутствует, что в соответствии с п. 4, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является грубым нарушением указанного закона, и влечет за собой признание результатов проверки недействительными и подлежащими отмене. Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Санкт-Петербурга на 2018-2020 годы, зарегистрированное в Комитете по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга 5 февраля 2018 года Регистрационный N 329/18-С (далее - Отраслевое соглашение) не применимо к АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» ввиду того, что АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» не является ни членом объединения работодателей, ни членом организации, входящей в объединение работодателей, подписавшим Отраслевое соглашение. Таким образом, распространение действия такого соглашения на Общество в соответствии со ст. 48 ТК РФ является необоснованным и незаконным. При проведении проверки не учтены также указания на то, что у АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» отсутствуют финансовые возможности для выполнения Отраслевого соглашения (п. 3.1.5.). При этом индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги проводится в полном соответствии со ст. 134 ТК РФ, а также действующими в АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» локальными нормативными актами.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГИТ в г. СПб, инспектор Государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге Куликова Е.Д., извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в материалы дела был предоставлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 36-40).
Суд, в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1,2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки;
10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В силу п.п. «а» п. 2, и пп. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году в отношении юридических лиц проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица.
Как следует из материалов дела: 28.08.2020 ВРИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в городе Санкт- Петербурге Смаженюк С.В. было издано распоряжение №78/2-7826011584-20-ПО/730/1 о проведении внеплановой выездной проверки в АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» (л.д. 15-оборот-18).
Согласно распоряжению (п. 6) данная проверка проводится с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с поручением председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой № ТГ-012-11486 от 27.12.2019 года, а также приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости М.Ю. Иванкова № 122 от 05.06.2020 года. Задачами проверки являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 9 распоряжения, правовыми основаниями проведения проверки послужили Федеральный закон от 11.04.1998 года № 58-ФЗ «О ратификации конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»; Федеральный закон от 03.08.2018 года № 288-ФЗ; Конвенция № 167 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в строительстве»; п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ; пп. в п. 10 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 года № 875 « Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»; Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – ГИТ в СПб утверждено Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 31.03.2017 года № 154. Срок проведения проверки - 20 рабочих дней. К проведению проверки приступить с02.09.2020 года по 29.09.2020. Пункт 13 распоряжения содержит перечень документов, которые юридическому лицу необходимо предоставить для достижения целей проверки.
В соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27.12.2019 года, Роструду было поручено проведение внеплановых проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Срок поручения установлен до 01.07.2020 года (л.д. 41).
Во исполнение указанного выше поручения Рострудом было издано поручение от 24.01.2020 года № Зп, согласно которого, руководителям государственных инспекций труда в субъектах РФ поручалось организовать проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в области строительства (л.д. 44-46).
В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В связи с эпидемиологической обстановкой и на основании поручения Правительства РФ от 18.03.2020 года № ММ-П36-1945, федеральным органам исполнительной власти поручалось приостановить до 1 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Правительством РФ 03.04.2020 года было издано Постановление № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
08 апреля 2020 года из Аппарата Правительства РФ в Роструд поступило письмо № И12- 18544 от 07.04.2020 года о продлении сроков проведения до 31.12.2020 срока выполнения поручения от 27.12.2019 г. № ТГ-П12-11486 о проведении внеплановых проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства (л.д. 47).
На основании указанного выше письма, руководителем Роструда был издан соответствующий приказ от 05.06.2020 г. № 122 о внесении в поручение от 24.01.2020 года № Зп изменений в части продления сроков проведения внеплановых проверок, работодателей, осуществляющих деятельность в области строительства (л.д. 42-43).
Таким образом, действие поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27.12.2019 г. № ТГ-П12 Г1486 было продлено после издания Постановления № 438 и данное поручение не подпадает под действие указанного постановления.
Пунктом 1 Постановления № 438 установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения, которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственной’ контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о, признании, которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения, которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения, которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения, которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
и) плановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
С учетом изложенного, правовые основания внеплановой выездной проверки в отношении Общества регламентированы подпунктом «В» пункта 1 Постановления № 438.
Кроме этого, согласно письму Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана от 21.05.2020 по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 27.12.2019 г. № ТГ-П12-11486 внеплановые проверки соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, могут быть проведены без согласования с органами прокуратуры (л.д. 48-49).
В силу абзаца третьего части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Запрос о предоставлении документов и информации, составленный государственным инспектором, этим требованиям закона соответствовал.
В то же время Общество обязано было в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы, как это предусмотрено частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что основания для проведения проверки имелись и вынесенное административным ответчиком распоряжение о проведении проверки, соответствует требованиям Федерального закона N 294-ФЗ. В пунктах 6 и 9 данного распоряжения подробно приведены правовые основания проведения проверки и предмет, имеется ссылка на перечень основных нормативно-правовых актов, а также иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Форма распоряжения также соблюдена и соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно предписанию ГИТ в СПб № 78/12-7826011584-20-ПО/730/3 от 29.09.2020 года административному истцу предписывалось:
привести карточки СИЗ в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н;
привести в соответствие локально-нормативные акты, согласно действующего законодательства РФ, а именно: установить в организации порядок повышения уровня реального содержания заработной платы, включающего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, установленный ст. 134 ТК РФ, пунктом 3.1.6 Отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Санкт-Петербурга на 2018-2020 гг. Срок устранения нарушений установлен до 19.10.2020 года (л.д. 29-30).
В части п. 1 предписания: в соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда работников.
Согласно с абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно п. 5, 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Как следует из акта проверки, предоставленных в материалы дела копий документов в личных карточках учета выдачи СИЗ отсутствует номер сертификата или декларация соответствия СИЗ, отсутствует наименование типовых норм, на основании которых обеспечивается выдача СИЗ работнику.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что п. 1 предписания ими не оспаривается, данный пункт был исполнен административным истцом, о чем они ссылалась в своих возражениях от 06.10.2020 года.
Таким образом, в данной части предписание ГИТ в СПб выдано административному истцу обоснованно, при этом, не смотря на оспаривание в судебном порядке, исполнено административным истцом в сроки, указанные в предписании.
В ходе проверки также было выявлено нарушение трудового законодательства в части индексации заработной платы работников, что было отражено в п. 2 предписания.
Согласно ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Административным ответчиком в ходе проверки установлена, что локально-нормативные акты, согласно действующего законодательства РФ, устанавливающие в организации порядок повышения уровня реального содержания заработной платы, включающего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги отсутствуют.
Согласно ст. 45 ТК РФ, отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Из ч. 9 ст. 48 ТК РФ следует, что если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Судом установлено, что Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Санкт-Петербурга на 2018-2020 годы, зарегистрированное в Комитете по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга 5 февраля 2018 года Регистрационный N 329/18-С. Соглашение опубликовано в специальном выпуске "Кто строит в Петербурге", N 252, 20.02.2018.
Согласно п. 1.6.2 данного соглашения: работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения (в т.ч. не предоставивших отказ присоединиться к Соглашению в порядке, установленном ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Если соответствующие работодатели в течение 30 календарных дней с момента опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили письменный мотивированный отказ от присоединения к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня его официального опубликования;
Как следует из Выписки ЕГРЮЛ АО «Управление Сваебойных работ «Нулевик» осуществляет деятельность в отрасли, на которую распространяется действие отраслевого соглашения.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что истец в установленном абз. 12 статьи 48 ТК РФ порядке отказался от присоединения к соответствующему соглашению, в связи с чем, оснований полагать, что положения соглашения не распространяются на административного истца, у суда не имеется.
Также, как следует из Отраслевого тарифного соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Санкт-Петербурга на 2018-2020 годы, в соответствии с п. 1.2 стороной данного соглашения являются работодатели в лице организаций работодателей строительного комплекса Санкт-Петербурга, в том числе Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» (далее СРО А "Объединение строителей Санкт-Петербурга").
Согласно сведениям Единого реестра членов СРО, членом СРО А "Объединение строителей Санкт-Петербурга" является АО «Управление Сваебойных работ «Нулевик» (л.д. 50).
В связи с данным обстоятельством, нормативные акты, принятые в СРО являются обязательными для исполнения всех членов СРО.
На момент рассмотрения дела в суде ни в трудовых договорах работников, ни в иных локальных актах истца, не регламентирована индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии с положениями ст. 134 ТК РФ, а также не представлено в отношении работников сведений, что такая индексация имеет место быть.
Предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении трудового договора либо в локальном нормативном акте.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О)
Таким образом, с учетом природы правового механизма, установленного статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, административный истец обязан, исходя из предложенных законодателем альтернатив, установить порядок, обеспечивающий повышение уровня реального содержания заработной платы, что включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, является прямым нарушением нормативных требований, не носящим признаки малозначительности.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что в данной части предписание вынесено обоснованно и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
АО «Управление сваебойных работ «Нулевик» в удовлетворении административного искового заявления к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге, заместителю главного государственного инспектора труда в Санкт-Петербурге Куликовой Е.Д. о признании незаконным предписания от 29.09.2020 года № 78/2-7826011584-20-ПО/730/3, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: С.Л. Елькина
Решение изготовлено в окончательной
форме 20.02.2021 года