НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 03.12.2020 № 2А-411/20

Дело № 2а-411/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 03 декабря 2020 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Елькиной С.Л.,

с участием представителя административного истца ФГУП «Росморпорт»: ФИО1, ФИО2,

с участием представителя административного ответчика ФИО3,

при секретаре Михайловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГУП «Росморпорт» к Северо-Западной транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления от 07.08.2019 года,

У С Т А Н О В И Л:

ФГУП «Росморпорт» обратилось в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к северо-Западной транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления от 07.08.2019 года об устранении выявленных нарушений закона, а именно нарушений требований ст. 135 и 74 ТК РФ при издании приказов от 05.06.2019 года № 483 и от 17.06.2019 года № 521.

В обоснование требований истец указал, что 07.08.2019 года в связи с обращением профсоюзной общественной организации лоцманов Калининграда Северо-Западной транспортной прокуратурой в Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» проведена проверка исполнения трудового законодательства и внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства № 23/1-33/42-2019, в соответствии с которым административному истцу предписано устранить выявленные нарушения трудового законодательства: устранить причины и условия им сопутствующие, принять меры к их недопущению, в том числе рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. В представлении указано на следующие нарушения: -приказом № 521 от 17.06.2019 года уменьшено рабочее время лоцманов за счет не включения времени приема пищи в рабочее время на 1,5 часа;

- п. 4.6.2 Положения предусмотрено, что время ожидания лоцманом вызова на лоцманскую проводку при нахождении его в «резерве по обеспечению выполнения непредвиденных работ» приравнивается к части рабочего времени из расчета ? часа рабочего времени за 1 час ожидания, при том, что трудовое законодательство не предусматривает, ни понятия «резерв», ни понятия «часть рабочего времени»;

- возможность применения гибкого рабочего времени содержащаяся в п. 3.25 Положения.

Административный истец считает, что указанные локальные нормативны е акты приняты в рамках изданного ФГУП «Росморпорт» приказа № 68 от 28.02.2019 года «Об утверждении Типового положения об организации и оплате труда лоцманов филиала ФГУП «Росморпорт», которым введены новые условия труда работников, включая оплату труда в выходной день при нахождении в резерве, оплату труда лоцманов по часовой ставке, исключение перерыва для отдыха и питания из рабочего времени, организацию коллективного питания лоцманов. Исполнение данного приказа для филиалов предприятия является безусловно обязательным в силу п. 2.1 указанного приказа. Основанием для осуществления данных мер послужили организационные изменения, что не противоречит ст. 74 ТК РФ, согласно которой работодатель по собственной инициативе имеет право изменить определенные сторонами условия трудовых договоров. Исключение времени перерыва для отдыха и питания из рабочего времени полностью советует федеральному законодательству: ст. 108 ТК РФ, приказу Минтранса № 61 от 14.03.2012 года «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы». До издания приказа № 68 от 28.02.2019 года труд лоцманов регулировался Коллективным трудовым договором СЗБ филиала, правилами внутреннего трудового распорядка, а также федеральным законодательством РФ. Приказом директора СЗб филиала ФГУП «Росморпорт» от 05.06.2019 года № 483 утверждено Приложение об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Положение вступило в силу с 01.09.2019 года, работники были ознакомлены с Положением под роспись более чем за 2 месяца до его вступления в законную силу, все лоцманы, кроме одного работника Санкт-Петербурга, согласились на новые условия труда и подписали дополнительные соглашения к трудовому договору. Согласно Приказу Минтранса России от 14.03.2012 года № 61 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» время перерыва для отдыха и питания в состав рабочего времени лоцмана не входит. Следовательно, условие о не включении времени перерыва на обед и рабочее время включено в Положение в соответствии с требованиями законодательства и тем самым не ухудшает положение работников. Переход на оплату труда лоцманов из расчета часовой тарифной ставки и исключение из рабочего времени врем отдыха и приема пищи не приведет к уменьшению заработной платы за учетный период, так как лоцманам установлен суммированный учет рабочего времени с периодом один год и графики работы должны быть оставлены с соблюдением нормы рабочего времени по производственному календарю, установленной на текущий год, а среднегодовая часовая тарифная ставка определяется путем деления установленного должностного оклада по штатному расписанию на среднемесячное количество рабочих часов в текущем календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах. Введение понятия «резерва» в Положении не ухудшает, а улучшает условия труда лоцманов. Возможность пребывания лоцмана в резерве, учитывает интересы работодателя и работника, поскольку резерв по сути является дежурством на дому во время дня, после отдыха, и при нехватке лоцманов в определенный период инициатором выхода работника на работу является он сам. При этом такому работнику гарантирован дополнительный заработок в период нахождения в резерве. Нахождение в резерве не противоречит действующему законодательству. Предусмотренная п. 3.25 Положения возможность установления режима гибкого рабочего времени не нарушает трудовые права работников. Данный пункт предусматривает возможность, но не обязанность работы лоцманов в режиме гибкого рабочего времени, и в случае необходимости, работодателю предоставлено право перейти на такой режим по согласованию с представителями лоцманов. Требование представления о разрешении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и предоставлении прокуратуре копий приказов о дисциплинарных взысканиях не соответствует положениям Федерального закона № 2202 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации». Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в установленном законодательством порядке.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении исковых требований настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, в материалы дела предоставила справку о динамике извинений в части оплаты труда лоцманов (л.д. 58-62 том 2).

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагал представление вынесено при наличии законных на то оснований, в материалы дела представил письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 169-172 том 1).

Заместитель прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Пузанов Е.И., привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – ППО МПСЛ «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» судом извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

В силу положений п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре, требование прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии со ст. 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Предметом надзора являются, как следует из п. 1 ст. 21 названного Федерального закона, среди прочего, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

В силу ст. 27 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. Прокурор является процессуально самостоятельным лицом и самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования, необходимость внесения представления.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Общие требования к принимаемым прокурорами мерам реагирования содержатся в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

Системный анализ вышеприведенных положений Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что представление прокурора должно содержать не только описание нарушения и требования о его рассмотрении, но и указание на непосредственный перечень действий и мер, которые следует принять для устранения нарушений закона.

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Судом, при рассмотрении дела, установлено, что Северо-Западной транспортной прокуратурой, в связи с обращением профсоюзной организации лоцманов Калининграда проведена проверка исполнения трудового законодательства в Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт», в ходе которой установлено, что директором Филиала 05.06.2019 года издан приказ № 483 «Об утверждении Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росмопрорт». Кроме того издан приказ от 17.06.2019 года № 521 «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка для работников Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт». Проведенный анализ приказов показал, что при их издании допущены нарушения требований ст. 135 и 74 ТК РФ (ухудшают положение работников (лоцманов), поскольку каких-либо изменений организационных или технологических условий труда лоцманов Филиала не имелось, а также в ходе проверки Филиалом не предоставлено доказательств наличия объективно обусловленной невозможности сохранения прежних условий оплаты труда. Указанные нарушения закона создали предпосылку для значительного ухудшения положения работников по сравнению с прежними условиями трудовых договоров, а также свидетельствуют о ненадлежащей работе ответственных за данное направление сотрудников.

07.08.2019 года заместителем Северо-Западного транспортного прокурора старшим советником юстиции – Пузановым Е.И. в отношении Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» внесено представление № 23/1-33/42-2019 об устранении выявленных нарушений закона, причины и условия им способствующие, принятии конкретных мер к их недопущению, в том числе рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; сообщении в установленный законом срок о результатах рассмотрения представления в Северо-Западную прокуратуру (л.д. 11-13 том 1).

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии ст. 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.11.08 N 11-П, по смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с указанными положениями действующего законодательства, при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно положениям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании статьи 74 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

В соответствии со статьей 57 Трудового Кодекса обязательным для включения в трудовой договор является условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 102 Трудового Кодекса российской Федерации при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

28.02.2019 года Генеральным директором ФГУП «Росморпорт» издан приказ № 68, которым в целях усиления материального стимулирования, качественного выполнения установленных производственных задач, повышения ответственности работников филиалов ФГУП «Росморпорт», утверждено Типовое положение об организации и оплате труда лоцманов ФГУП «Росморпорт». Пунктом 2 приказано директорам филиалов ФГУП «Росморпорт» утвердить соответствующее Положение об организации и оплате труда лоцманов филиала ФГУП «Росморпорт» в соответствии с Типовым положением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом мнения представительного органа работников филиала в соответствии со статьями 135 и 372 Трудового Кодекса Российской Федерации.

05.06.2019 года во исполнение приказа Генерального директора ФГУП «Росморпорт» от 28.02.2019 года № 68 «Об утверждении Типового положения об организации и оплате труда лоцманов филиала ФГУП «Росморпорт», в целях совершенствования системы оплаты труда во взаимосвязи с достигнутыми производственными показателями, усиления материального стимулирования, качественного выполнения установленных производственных задач, повышения ответственности работников Директором Северо-Западного Бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» издан приказ № 483 «Об утверждении Положения об организации и оплате труда лоцманов «Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Пунктом 3.25 Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», утвержденного приказом СЗбф ФГУП «Росморпорт» установлено, что для лоцманов может применяться режим гибкого рабочего времени. График работы (сменности) в режиме гибкого рабочего времени должен обеспечивать отработку лоцманом суммарной нормы рабочих часов за установленный учетный период. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон. Максимально допустимая продолжительность рабочего дня не может превышать 24 часов, при этом максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки не может превышать 12 часов. Гибкие графики работы устанавливаются трудовым договором.

Решение о применении режима гибкого рабочего времени для лоцманов принимается приказом Работодателя по согласованию с представителями лоцманов, в котором указывается продолжительность учетного периода и конкретные параметры режима (продолжительность периодов гибкого и фиксированного времени, перерыва для питания и отдыха). Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время.

Пунктом 4.6.2 указанного Положения предусмотрено, что время ожидания лоцманом выхода на проводку при нахождении его в резерве по обеспечению выполнения непредвиденных работ приравнивается к части рабочего времени из расчета ? часа рабочего времени за один час ожидания. Привлечение лоцманов в резерв определяется утверждаемым графиком с учетом согласия работника и мнения представителя лоцманов.

На основании пункта 6.1 Положения филиал обеспечивает организацию бесплатного коллективного питания лоцманам во время прохождения постоянно по графику работы (сменности) на лоцманском судне, которое является базовой лоцманской станцией, по нормам рациона питания.

Издание приказа директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» № 483 от 05.06.2019 года о введении Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» произведено в рамках изданного ФГУП «Росморпорт» приказа № 68 от 28.02.2019 года «Об утверждении Типового положения об организации и оплате труда работников, включая оплату в выходной день при нахождении лоцмана в резерве, оплату труда лоцманов по часовой тарифной ставке, исключение перерыва для отдыха и питания из рабочего времени, организацию коллективного питания лоцманов. В силу пункта 2.1 указанного приказа исполнение данного приказа для филиалов предприятия является обязательным.

Как указал административный истец, организационные изменения условий труда, содержащиеся в приказе ФГУП «Росморпорт» № 68 и разработанном на его основе Положении введены в связи со значительным увеличением убытка от лоцманской деятельности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Снижение количества обслуживаемых лоцманами филиала судозаходов при увеличении расходов, по причине инфляции и роста стоимости топлива, не дает возможности сохранения существующих условий трудовых договоров. Анализ расходов по обеспечению лоцманских проводок судов показал, что основную долю расходов, понесенных ФГУП «Росморпорт» при осуществлении данного вида деятельности составляют затраты на оплату труда работников лоцманской службы, включающие ФОТ, страховые взносы во внебюджетные фонды РФ и прочие выплаты социального характера, предусмотренные Коллективным договором Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». В 2018 году в целом по филиалу указанные затраты составили 56% от расходов в целом по данному виду деятельности, в том числе, в порту Калининград -68,7%. Как показывает анализ рынка лоцманских услуг, доля лоцманских проводок каботажных судов и судов загранплавания, осуществленных Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росмопорт» постепенно снижается. Принятые организационные меры позволят сократить расходы, не ухудшая условия труда работников при сохранении рабочих мест.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о том, что Приказ Директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» от 05.06.2019 года № 483 принят в нарушение норм статьи 74 Трудового Кодекса Российской Федерации не состоятелен, поскольку данный приказ принят во исполнение приказа директора ФГУП «Росморпорт» от 28.02.2019 года № 68, который является обязательным для Северо-Западного бассейнового филиала предприятия и принят при условии изменения организационных условий труда, связанных с увеличением убытка от лоцманской деятельности в связи со снижением количества обслуживаемых лоцманами филиала судозаходов при увеличении расходов, понесенных при осуществлении данного вида деятельности предприятия.

В соответствии со статьей 135 и 375 Трудового Кодекса Российской Федерации административным истцом, 17.04.2019 года, направлен в выборные органы первичных профсоюзных организаций проект локального нормативного акта и обоснование к нему для получения мотивированного мнения по указанному проекту. 23.04.2019 года мотивированное мнение выборных органов первичных профсоюзных организаций получены, в том числе и мотивированное мнение ППО МПСЛ ФИО4 (л.д. 11-15 том 2). Письмом от 24.04.2019 года № 1666/19 ответчиком предложено профсоюзам провести дополнительные консультации.

26.04.2019 года проведены дополнительные консультации между представителями работодателя и представителями всех выборных органов первичных профсоюзных организаций лоцманов по рассмотрению и согласованию проекта Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

05.06.2019 года директором Северо-Западного бассейнового филиала издан приказ № 483 об утверждении Положения об организации и оплате труда лоцманов «Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Указанное положение вступило в силу с 01.09.2019 года.

Пунктом 3.25 Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», утвержденного приказом Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» установлено, что для лоцманов может применяться режим гибкого рабочего времени. График работы (сменности) в режиме гибкого рабочего времени должен обеспечивать отработку лоцманом суммарной нормы рабочих часов за установленный учетный период. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон. Максимально допустимая продолжительность рабочего дня не может превышать 24 часов, при этом максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки не может превышать 12 часов. Гибкие графики работы устанавливаются трудовым договором.

Решение о применении режима гибкого рабочего времени для лоцманов принимается приказом Работодателя по согласованию с представителями лоцманов, в котором указывается продолжительность учетного периода и конкретные параметры режима (продолжительность периодов гибкого и фиксированного времени, перерыва для питания и отдыха). Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время.

Таим образом, Положением предусмотрена возможность, но не обязанность работы лоцманов в режиме гибкого рабочего времени, и, в случае необходимости, работодателю предоставлено право перейти на такой режим, по согласованию с представителями лоцманов.

Как указал административный истец, в настоящее время переход на такой режим работы не является необходимым, в связи с чем, истцом не применяется. При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушение прав работников при принятии пункта 3.25 Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ГУРП «Росморморт».

Пунктом 4.6.2 указанного Положения предусмотрено, что время ожидания лоцманом выхода на проводку при нахождении его в резерве по обеспечению выполнения непредвиденных работ приравнивается к части рабочего времени из расчета ? часа рабочего времени за один час ожидания. Привлечение лоцманов в резерв определяется утверждаемым графиком с учетом согласия работника и мнения представителя лоцманов.

Довод административного ответчика о том, что данный пункт Положения противоречит нормам трудового законодательства, так как действующим законодательством не предусмотрено нахождение работника в резерве, чем нарушает права работника не состоятелен, поскольку привлечение работника в резерв определяется утвержденным графиком с учетом согласия работника и мнения представителя лоцманов. Как указал истец, резерв, по сути, является дежурством на дому во время дня, после отдыха и при нехватке лоцманов в определенный период и инициатором выхода работника на работу является он сам.

Данным пунктом предусмотрено, что помимо оплаты времени нахождения в резерве, при вызове на работу оформляется приказ о привлечении работника к работе в выходной день и оплата за фактически отработанное лоцманом время в его выходной день по графику будет осуществляться в соответствии со статьей 113,153 Трудового Кодекса Российской Федерации и пунктом 21 Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утвержденного приказом Минтранса РФ № 61 от 14.03.2012 года.

Таким образом, возможность пребывания в резерве учитывает интересы работодателя и работника, не противоречит требованиям трудового законодательства, предусмотренный Положением механизм привлечения работника к работе в выходной день в период нахождения в резерве в режиме ожидания предусматривает дополнительную льготу.

Пунктом 1.2 Приказа директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» № 521 от 17.06..2019 года внесены изменения в пункт 5.12.1 Правил внутреннего трудового распорядка и установлена продолжительность рабочего времени лоцмана 22,5 часа; продолжительность перерыва для отдыха и питания 90 минут; начало и окончание перерыва для отдыха и питания устанавливается по согласованию между работником и работодателем.

По мнению административного ответчика, данные изменения противоречат действующему трудовому законодательству и нарушают права работников лоцманов, так как данный пункт уменьшает рабочее время работников за счет не включения времени приема пищи в рабочее время (1,5 часа), что приводит к снижению заработной платы. Согласование времени перерыва для отдыха и приема пищи с работодателем, по мнению ответчика, приводит к невозможности предоставления перерыва для отдыха и приема пищи в течение смены.

В соответствии со статьей 108 Трудового Кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Пунктом 6 Приказа Минтранса России от 14.03.2012 года № 61 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» в состав рабочего времени лоцмана включается:

1) время проводки, швартовых операций (швартовки, перешвартовки/перетяжки и отшвартовки) судов, а также время перестановки судна в морском порту, постановки судна на якорь, бридель, бакштов или бочку и съемки с них, перешвартовки/перетяжки, швартовки к другому судну и отшвартовки от него;

2) время, в течение которого лоцман занят осмотром места швартовки, отшвартовки, оценкой готовности судна к выходу в море;

3) время пребывания лоцмана на борту судна, когда проводка судна осуществляется поочередно несколькими лоцманами;

4) время ожидания в помещениях для работы и отдыха, находящихся в морском порту или за пределами морского порта, лоцманской проводки судна, подхода лоцманского судна либо другого средства доставки;

5) время следования лоцмана из морского порта или места, определенного абзацем вторым пункта 13 настоящего Положения, на судно и обратно;

6) время следования лоцмана из помещений для работы и отдыха в морском порту к месту расположения помещений для работы и отдыха, находящихся за пределами морского порта или в другом морском порту, и обратно;

7) время задержки лоцманской проводки судна сверх установленной продолжительности ежедневной работы (смены);

8) время стажировки и технической учебы;

9) время участия в работе по расследованию аварийных и несчастных случаев, связанных с судоходством;

10) время специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками.

Пунктами 17 и 18 Регламента по соблюдению очередности работы лоцманов лоцманской службы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», утвержденному 01.10.2019 года директором Северо-Западного бассейнового филиала предусмотрено предоставление лоцману перерыва для отдыха и питания в течение рабочей смены в свободное от лоцманской проводки время в течение 90 минут, конкретное время перерыва с учетом производственной возможности определяется по соглашению между диспетчером и лоцманами и фиксируется в «Журнале регистрации заявок и табель оперативного учета». Как указал ответчик, с регламентом диспетчеры и лоцманы ознакомлены под роспись. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что довод ответчика о том, что оспариваемый приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права работников не состоятелен, поскольку пунктом 6 Приказа Минтранса России от 14.03.2012 года № 61 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы», время перерыва для отдыха и питания в состав рабочего времени лоцмана не входит, и статьей 108 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления перерыва по соглашению между работником и работодателем.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования ФГУП «Росморпорт» подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждение, что принятием ответчиком приказов№ 483 от 05.06.2019 года и 521 от 17.06.2019 года, нарушены законные права и интересы работников предприятия.

Представление Северо-Западной транспортной прокуратуре в числе прочих содержит требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.

Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.

Частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в данной части представление Северо-Западной транспортной прокуратуры о 07.08.2019 года № 23/1-33/42-2019 является незаконным, поскольку вопрос о привлечении работника к указанному виду ответственности, находится в исключительной компетенции работодателя (ст. 192 ТК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175 - 177, 227 - 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФГУП «Росморпорт» Северо-Западный бассейновый филиал к Северо-Западной транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления от 07.08.2019 года удовлетворить.

Представление № 23/1-33/42-2019 от 07.08.2019 года, выданное заместителем Северо-Западного транспортного прокурора старшим советником юстиции – Пузановым Е.И. в отношении ФГУП «Росморпорт» Северо-Западный бассейновый филиал - ОТМЕНИТЬ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: Елькина С.Л.

решение изготовлено в окончательной

форме 08.12.2020 года