НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 28.12.2021 № 3А-95/2021

Дело № 3а-95/2021

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «28» декабря 2021 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Абаскаловой А.А.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш к Собранию депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение Кировской области, администрации муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

Решением Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области от 15.10.2015 г. № <данные изъяты> утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области.

Пунктом 6.3 данного Положения установлено, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении в централизованном порядке должностных окладов муниципальных служащих на индекс их увеличения на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет. Выплата нового размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией производится с даты изменения денежного содержания муниципальных служащих. Индексация пенсий производится путем индексации размера денежного содержания и не может превышать соответственно 4,0 и 3,3 должностного оклада с применением коэффициента индексации. Минимальный размер пенсии индексируется путем индексации ее размера.

Решение Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области от 15.10.2015 г. № <данные изъяты> опубликовано в официальном издании - Информационном бюллетене органов местного самоуправления <данные изъяты> района 16.11.2015 г. № <данные изъяты>).

30.01.2018 г. Собранием депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области принято решение № <данные изъяты> «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области от 15.10.2015 г. № <данные изъяты>» пунктом 1.2 которого исключен пункт 6.3 пункта 6 указанного Положения.

Указанное решение Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления <данные изъяты> района.

Решением Собрания представителей <данные изъяты> муниципального округа Кировской области от 17.11.2021 г. № <данные изъяты> пункт 1.2 решения Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области принято решение № <данные изъяты> «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области от 15.10.2015 г. № <данные изъяты>» признан утратившим силу.

Этим же решением пункт 6.3 Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области от 15.10.2015 г. № <данные изъяты> изложен в новой редакции, устанавливающей, что пенсия за выслугу лет индексируется в порядке, установленном решением Собрания представителей <данные изъяты> муниципального округа.

19.11.2021 г. решение Собрания представителей <данные изъяты> муниципального округа Кировской области от 17.11.2021 г. № <данные изъяты> опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления <данные изъяты> района Кировской области № <данные изъяты>) и внесенные им изменения вступили в силу 20.11.2021 г.

Ш. обратилась в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области, администрации муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области о признании не действующим пункта 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области от 30.01.2018 г. № <данные изъяты> «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения от 15.10.2015 г. № <данные изъяты>».

В обоснование заявленного требования указала, что она как лицо, замещавшее должность <данные изъяты><данные изъяты> городского поселения, с 01.01.2016 г. является получателем пенсии за выслугу лет, которая в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 6.3 Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области, утвержденного решением Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения от 15.10.2015 г. № <данные изъяты>, подлежит индексации при повышении должностных окладов муниципальных служащих.

Оспариваемым положением исключена норма, предусматривающая индексацию пенсии за выслугу лет, что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает ее права на дополнительное пенсионное обеспечение.

Административный истец Ш. и ее представитель Б. в судебном заседании доводы и требования административного искового заявления поддержали, настаивали на его удовлетворении.

Административный ответчик Собрание депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном ранее суду отзыве на административное исковое заявление ссылаясь на то, что индексация пенсии за выслугу лет является расходным обязательством местного бюджета и осуществляется исходя из наличия возможности, представительный орган вправе как устанавливать индексацию так и отменять ее.

Административный ответчик администрация муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном ранее суду отзыве на административное исковое заявление указывая на отмену оспариваемого административным истцом положения, полагала производство по делу подлежащим прекращению. Также считает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.

Выслушав Ш. и ее представителя Б., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ч., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ш с 01.03.2013 г. замещала должность <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области, 31.12.2015 г. она уволена в связи с выходом на пенсию.

Решением Администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области от 16.01.2016 г. № 1 Ш. назначена пенсия за выслугу лет.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Из разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 г. № 6-П, следует, что возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. Если заявителем оспаривается нормативный правовой акт, не затрагивающий его права, свободы или законные интересы, то суд отказывает в принятии заявления к рассмотрению. В то же время сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.

Из материалов дела следует, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.

Следовательно, то обстоятельство, что в настоящее время оспариваемый административный истцом нормативный акт отменен, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

В связи с чем доводы администрации <данные изъяты> городского поселения о необходимости прекращения производства по делу судом отклоняются.

Также нельзя признать состоятельными доводы администрации <данные изъяты> городского поселения о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, поскольку положения статьи 219 КАС РФ, на которые сослалась администрация <данные изъяты> городского поселения, регламентирует сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействия органов и должностных лиц, и к административным исковым заявлениям об оспаривании нормативных актов не применимы.

Положения главы 21 КАС РФ, регламентирующие производство по административным делам об оспаривании нормативных актов, сроков обращения в суд с такими административными исковыми заявлениями не предусматривают.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии со статьей 4 Закона Кировской области от 02.04.2015 г. № 521-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области» порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области, принятого решением Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения от 18.10.2013 г. № <данные изъяты>, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, издание муниципальных правовых актов было отнесено к компетенции Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения.

С учетом изложенного, решение Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения от 30.01.2018 г. № <данные изъяты> принято уполномоченным органом в установленной форме и опубликовано в порядке, предусмотренном действовавшим на момент принятия оспариваемого решения пунктом 3 Устава муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области, и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 75 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-Ф «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданским служащим гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Поскольку соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Как указывалось выше, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, части 1, 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, абзац 2 пункта 1 статьи 86, пункт 2 статьи 86 БК РФ), которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П, определениях от 21.02.2008 г. № 106-О-О, от 05.02.2009 г. № 149-О-П, и других, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостановить выплату ежемесячных денежных компенсаций, предусмотреть при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться.

Вопреки данной правовой позиции Собрание депутатов <данные изъяты> городского поселения, принимая решение об исключении порядка индексации пенсии за выслугу лет, соответствующего механизма адекватной компенсации потерь для получателей мер данной социальной поддержки не предусмотрело.

Между тем, применение индексации является необходимым элементом правового регулирования направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом размера социальной выплаты, и ее исключение в этих условиях равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом пункт 1.2 решения Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения от 30.01.2018 г. № <данные изъяты> не может быть признан соответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение нормативного правового акта в настоящее время отменено оно подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Учитывая положения частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ, согласно которым к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт, надлежащим ответчиком по данному делу является Собрание депутатов <данные изъяты> городского поселения.

В связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявленных административным истцом к администрации <данные изъяты> городского поселения не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования правовых актов <данные изъяты> района Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. 00 коп., относятся на Собрание депутатов <данные изъяты> городского поселения и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Ш к Собранию депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение Кировской области о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить.

Признать не действующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области от 30.01.2018 г. № <данные изъяты> «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области от 15.10.2015 г. № <данные изъяты>» с момента его принятия.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании для опубликования правовых актов <данные изъяты> района Кировской области.

Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования Лузское городское поселение <данные изъяты> района Кировской области в пользу Ш расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

В удовлетворении административного искового заявления Ш к администрации муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> района Кировской области о признании нормативного правового акта не действующим в части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022 г.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Решение24.01.2022