Дело № 3а-42/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 29 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.05.2020.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.06.2020.
Кировский областной суд в составе
председательствующего судьи Русских Л.В.,
при секретаре Соловьевой Е.В.,
с участием прокурора Русановой О.А.,
представителей административного истца АО «Куприт» Конюхова П.А., действующего на основании доверенности №2-ОПР/2020 от 09.01.2020, Кочурова А.Н., действующего на основании доверенности № 3-ОПР/2020 от09.01.2020, Васильева М.В., действующего на основании доверенности
№ 62-ОПР/2020 от 25.05.2020,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Кировской области Вычегжанина А.В., действующего на основании доверенности № 20 от 25.11.2019,
представителя заинтересованного лица министерства охраны окружающей среды Кировской области Исупова Р.З., действующего на основании доверенности № 34 от 15.10.2019,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Куприт»
к Региональной службе по тарифам Кировской области,
с привлечением в качестве заинтересованных лиц:
министерства охраны окружающей среды Кировской области,
Федеральной антимонопольной службы
об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт»,
установил:
акционерное общество «Куприт» (далее – Общество, АО «Куприт»), являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Кировской области, обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области, РСТ КО) от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт».
В обоснование заявленных требований (с учётом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ) Общество указало, что при установлении единого тарифа РСТ КО неправомерно, применив расчетный метод проверки экономической обоснованности расходов, исключила из необходимой валовой выручки (далее – НВВ) АО «Куприт» на 2020 г. расходы на транспортировку ТКО за 8 месяцев 2019 года в размере 179417,81 тыс. руб., что противоречит п. 3 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила проведения торгов), п. 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования) и ведет к невозможности исполнения региональным оператором обязанностей по транспортированию ТКО.
Административный ответчик – РСТ КО уточненные административные исковые требования не признал, поскольку АО «Куприт» заключены договоры на транспортировку ТКО с единственными участниками торгов по ценам, которые в силу п.п. «б» п.14 Основ ценообразования не являются сложившимися по результатам торгов и в отсутствие подтверждения расчета начальных цен объектов закупки с представлением фактических расходов подлежат исключению из НВВ регионального оператора первого года регулирования в экономически необоснованной части по результатам проверки расчетным методом с использованием Технико-экономического обоснования деятельности регионального оператора, подготовленного ООО «Большая Тройка». РСТ КО считает оспариваемый нормативный правовой акт, принятым в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства к форме акта, процедуре его подготовки, принятия и введения в действия.
Заинтересованное лицо – Министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) поддержало уточненные требования АО «Куприт», считает, что стоимость услуг по транспортировке на 2019г. не подлежит уменьшению. При проверке экономической обоснованности расходов, определенных по результатам торгов, расчетный метод на основании данных электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области не применим. Экономическая обоснованность заявленных региональным оператором расходов подтверждена договорами на транспортировку ТКО и не требует дополнительного экономического обоснования.
Заинтересованное лицо - ФАС России участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, просило рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя. Из представленного отзыва следует, что согласно позиции ФАС РФ в силу действующего законодательства орган тарифного регулирования обязан проверить обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов, в т.ч. сформированных по результатам торгов, и исключить из НВВ регионального оператора расходы, признанные экономически необоснованными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что для отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области ООО «Большая Тройка» на основании договора от 11.12.2017 №0340200003317008372-01 было подготовлено Технико-экономическое обоснование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области, как часть электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20 (далее – Территориальная схема) (т. 3 л.д. 208 – 243, т.4 л.д. 1 – 37).
В указанном Технико-экономическом обосновании произведен расчет максимальной стоимости услуг регионального оператора, согласно которому прогнозные максимальные расходы регионального оператора на транспортировку ТКО в Кировской области на 2019 год составляют 1332452 тыс. руб. (т.4 л.д. 21).
При этом в прогнозные расходы включены и расходы, связанные с приобретением региональным оператором необходимой автотехники (мусоровозов) в лизинг, в.ч. импортного производства, с учётом пятилетнего срока амортизации, расходы по найму необходимого персонала, на строительство мусороперегрузочных станций и на транспортировку ТКО в два плеча (т.4 л.д. 1 – 23).
По результатам конкурсного отбора регионального оператора для Кировской области между Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области и АО «Куприт» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018 (с последующими дополнениями от 18.09.2018, от 07.05.2019, от 01.10.2019) (далее – Соглашение), согласно которому Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории всей Кировской области сроком на 10 лет (т. 2 л.д. 1-175).
В соответствии с п. 2.1.3 Соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению ТКО. Цены на услуги по транспортировке ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Правилами проведения торгов.
При этом в силу п. 2.1.4 Соглашения региональный оператор обязан согласовать с уполномоченным органом условия проведения таких торгов.
Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (являвшимся уполномоченным органом до 01.10.2019) от 27.09.2018 № 47 АО «Куприт» согласованы условия проведения торгов, по результатам которых подлежали формированию цены на услуги по транспортированию ТКО на 2019 г., предусматривающие разделение территории Кировской области на 4 зоны (лота) по транспортированию отходов с общим объёмом 2823,075 тыс. м3 (т. 3, л.д. 105-116).
Данный объём полностью совпадает как с расчетным объемом образования отходов, указанном в Технико-экономическом обосновании ООО «Большая Тройка», так и с объёмом, предусмотренным действовавшей на тот момент Территориальной схемой, что отражено в заключении экспертной группы РСТ КО о рассмотрении предложения АО «Куприт» об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора и обращения с ТКО на 2019 год (т. 4 л.д. 1-23; т. 10 л.д. 36-76, т. 3 л.д. 3-13).
Согласно представленным в дело доказательствам (т. 10 л.д. 163 -188, 208-210, 221-225, т. 11 л.д. 1-4, 5-49) согласованными условиями проведения торгов в 2019 году начальная (максимальная) цена (далее – НМЦ) стоимости услуги по сбору и транспортированию ТКО по всем четырём лотам (Лот № 1 «Центр и Север», Лот № 2 «Северо-Восток», Лот №3 «Юго-Запад», лота №4 «Юго-Восток») определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с учетом прогнозируемого количества образования отходов в предстоящем году, определенного расчетным путем согласно Технико-экономического обоснования ООО «Большая Тройка», на основании трех коммерческих предложений о стоимости указанных работ (услуг) сторонних организаций по формуле, предусмотренной п. 3.21 «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации от 02.10.2013 № 567).
Суммарная НМЦ всех вышеуказанных лотов составила 1332452,73 тыс. руб., что по величине суммы совпадает с максимальной суммой расходов на транспортировку для регионального оператора в прогнозном расчете ООО «Большая Тройка» на 2019 год (т. 4 л.д. 21), которая должна отвечать требованиям п. 89 Основ ценообразования.
По результатам проведения открытых аукционов и конкурсных процедур победителем торгов по лоту № 3 «Юго-Запад» стало ООО «ВЭК», с которым заключен договор № 79/18 от 13.11.2018 (т. 10 л.д. 226-239).
По лотам № 1 «Центр и Север» и № 2 «Северо-Восток» торги признаны несостоявшимися, в связи с чем в силу п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) заключены договоры № 76/18 и № 77/18 от 07.11.2018 с единственными участниками - ООО «КДУ-3» и ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» соответственно (т.10 л.д. 189-207, 211-220).
Последняя зона - Лот № 4 «Юго-Восток» осталась за АО «Куприт», которая впоследствии была разделена между ООО «ВЭК» и ООО «КДУ-3» на основании подписанных дополнительных соглашений (от 23.11.2018 и 27.11.2018 соответственно) к ранее заключенным договорам в части обслуживания территории указанного лота (т. 9 л.д. 192-241, т. 11 л.д. 50-62).
Окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов, с учетом изменения цены только по одному лоту № 3 «Юго-Запад» в результате состоявшихся торгов, была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, установленной в указанной документации, и составила на первый год регулирования (2019 г.), с учётом условий действовавшей на тот момент Территориальной схемы обращения с отходами, 1327582,24 тыс.руб. (т. 3 л.д. 8), соответственно, средняя стоимость услуг по транспортировке на первый год регулирования составила 470,26 руб./м3 (1327582,24 тыс.руб. / 2823,075 тыс. м3).
Решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 на основании заявки АО «Куприт» и приложенных к ней документов, в.т.ч. заключенных договоров на транспортировку ТКО на 2019 с ООО «ВЭК», ООО «КДУ-3» и ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» (далее – операторы по транспортировке ТКО) по результатам конкурсной процедуры, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» на территории Кировской области на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 для населения 949,62 руб./м3, для прочих потребителей 791,35 руб./м3, на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 для населения 992,81 руб./м3, для прочих потребителей 827,34 руб./м3 (т.3 л.д. 1 - 2).
Решением правления РСТ КО от 28.06.2019 № 21/5-ТКО-2019 ранее установленный тариф изменен, стоимость услуг регионального оператора на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 для населения снижена с 992,81 руб./м3 до 960,68 руб./м3, для иных потребителей с 827,34 руб./м3 до 800,57 руб./м3.
Правильность установления тарифа вышеуказанным решением правления РСТ КО проверена ФАС России в рамках проведения внеплановой выездной проверки тарифного органа. При этом по результатом проверки Технико-экономического обоснования деятельности регионального оператора ООО «Большая Тройка» РСТ КО указано на необоснованность принятия в расчет тарифа АО «Куприт» на 2019 год расходов на приобретение мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11335593 руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6286017 руб.; выплат по лизингу в размере 12% годовых; применение 5-летнего срока амортизации вместо 10-летнего; расходов по транспортированию ТКО при средней наполняемости мусоровозов, используемых для перевозки ТКО на первом плече в размере 85%, вместо 100%; расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций; расходов на НДФЛ, в связи с чем выдано предписание от 23.07.2019 №АД/63116/19 (т. 3 л. д. 18-34) об исключении из НВВ АО «Куприт» расходов на транспортировку и захоронении ТКО на 2019 года в размере 269126,72 тыс. руб. и расходов по статье «нормативная прибыль» в части НВВ ООО «Центральный полигон» -74735,24 тыс.руб.
В силу п. 1 и пп. «ж» п. 3 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, п. 5.3.2.3 постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», предписание ФАС России является обязательным для исполнения тарифным органом.
Однако с учётом требований ч. 2 ст. 84 КАС РФ указанное предписание ФАС России для суда не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке на равнее с другими доказательствами, представленными сторонами.
Во исполнение предписания контролирующего органа решением правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019, вступившим в законную силу с 01.09.2019, внесено изменение в предыдущее решение от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019, которым ранее установленный тариф снижен на период с 01.09.2019 по 31.12.2019 (4 месяца 2019 года) с 960,68 руб./м3 до 809,20 руб./м3 для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС), а так же с 800,57 руб./м3 до 674,33 руб./м3 для прочих потребителей (т.3 л.д. 14).
При изменении тарифа РСТ КО исключила за указанные 4 месяца 2019 года экономически необоснованные расходы регионального оператора на транспортировку (с учётом оставшегося периода регулирования) в размере 89708,91 тыс.руб. и расходы на строительство полигона ТБО ООО «Центральный полигон» - 16570,15 тыс. руб., согласившись с позицией ФАС России.
Решением Кировского областного суда от 25.10.2019 по делу №3а-78/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.02.2020 (дело №66а-113/2020), по административному иску АО «Куприт» решение правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-тко-2019, предусматривающее уменьшение тарифа для АО «Куприт» на 4 месяца 2019 года, признано недействующим с момента его принятия (т. 10 л.д. 115-129), поскольку при проверке экономически обоснованных расходов регионального оператора по предыдущему тарифу ошибочно применено Технико-экономическое обоснование ООО «Большая Тройка» по указанным в предписании ФАС России параметрам в отсутствии осуществления АО «Куприт» самостоятельной деятельности по транспортированию ТКО, что противоречит законодательству о регулировании тарифов в сфере обращения с ТКО.
Впоследствии решением правления РСТ КО от 20.12.2019 №46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» установлен единый тариф на услуги Общества в размере 745,80 руб. /м3 с 01.01.2020 по 30.06.2020 и 775,48 руб./м3 на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 (т. 2 л.д. 182).
Согласно материалам тарифного дела, в т.ч. экспертного заключения РСТ КО и расчета РСТ КО (т.5 л.д. 1-225, т.6, т. 8 л.д. 1-172 (в т.ч.л.д.159-172); т. 10 л.д. 77-80) при установлении тарифа на 2020 год из состава НВВ АО «Куприт» (с учётом снижения тарифа на 4 месяца 2019 года по решению правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019) исключены экономически необоснованные расходы предыдущего периода регулирования в размере 237582,9 тыс. руб., в т.ч. расходы на транспортировку ТКО за оставшиеся 8 месяцев 2019 года в сумме 179417,81 тыс. руб. и расходы в сумме 58165,09 тыс.руб. по затратам на строительство полигона ТБО ООО «Центральный полигон».
Полагая, что расходы на транспортировку ТКО в 2019 году сформированные в результате проведения торгов не могут быть изменены по результатам проверки их экономической обоснованности, АО «Куприт» обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором оспаривает принятый нормативный правовой акт (решение правления РСТ КО от 20.12.2019 №46/3 – ТКО-2020), в связи с незаконным исключением из НВВ регионального оператора в 2020 г. экономически необоснованных расходов на транспортировку за 8 месяцев 2019г.
Произведя проверку оспариваемого нормативного правого акта в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ на предмет соблюдения требований о форме и виде акта, полномочий органа его принявшего, процедуры принятии, введения его в действие, в том числе по порядку опубликования, и вступления в силу, отмечается следующее.
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (п. 1 и 4 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления).
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Законом об отходах производства и потребления, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания от 21.11.2016 № 1638/16).
Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области обращения с отходами (ст. 5 Закона об отходах производства и потребления).
Подпунктом 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с абз. 13 ст. 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу абз. 2 п. 4 ст. 24.8 вышеуказанного Закона единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к подлежащим регулированию предельным тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Согласно п.п. 3.1.6.19 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области РСТ Кировской области утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе реализации предоставленных полномочий правление РСТ Кировской области в установленном законом порядке при наличии необходимого кворума коллегиального органа (т. 2 л.д. 197-213) приняло оспариваемое решение от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» на 2020 год, являющегося предметом судебного контроля по настоящему административному делу.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» органам исполнительной власти Кировской области предоставлено право по изданию нормативных правовых актов в форме распоряжений или решений.
Исходя из содержания п. 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты об утверждении цен (тарифов) принимаются в форме решений.
В соответствии с п. 19 Правил регулирования тарифов решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Согласно п. 24 вышеуказанных Правил орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта РФ, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15.04.2016 № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» (в редакции от 29.08.2017 № 30/3-пр-2017) источниками официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением региональной службы по тарифам Кировской области являются: официальный информационный сайт региональной службы по тарифам Кировской области (http://www.rstkirov.ru) и официальный информационный сайт Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).
Решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» опубликовано на официальном сайте РСТ КО www.rstkirov.ru 26.12.2019 (т. 2 л.д. 224).
В соответствии с п. 2 указанного решения данное решение вступает в силу с 01.01.2020 (т.1 л.д. 13).
Произведя проверку соблюдения процедуры принятия и введения в действия оспариваемого нормативного правового акта, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом (правлением РСТ Кировской области) в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательствам, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения его в действие, что документально нашло своё подтверждено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами.
В соответствии с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 2 ст. 24.9 Закона об отходах производства и потребления тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
В силу п. 5 ст. 24.9 Закона об отходах производства и потребления методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством РФ.
В соответствии с требованиями п. 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Аналогичная нома содержится в п. 7 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 (далее - Методические рекомендации от 21.11.2016 №1638/16).
В соответствии с абз. 1 п. 90 Основ ценообразования, НВВ регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями - как сумма НВВ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная НВВ регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором.
В расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (абз. 5 п. 90 Основ ценообразования).
Согласно п. 7 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов) и необходимых обосновывающих материалов.
В силу пп. «л» п. 8 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов в качестве обосновывающих материалов прилагаются копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством РФ порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
В случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных п. 8 Правил регулирования тарифов обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата (п. 13 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с п. 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Пунктом 3 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления и п. 3 Правил проведения торгов установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО формируются по результатам торгов, в том числе, если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.
Цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.
В соответствии с п. 1.5 Соглашения зоной деятельности АО «Куприт» является вся территория Кировской области, а в силу п. 2.1.3 Соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению ТКО, цены на услуги по транспортировке ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Правилами проведения торгов.
Таким образом, деятельность АО «Куприт» подпадает под действия п.п. «а» и «б» п. 3 Правил проведения торгов и в силу вышеуказанных положений законодательства и условий Соглашения цены на услуги по транспортированию ТКО, входящие в состав НВВ АО «Куприт», подлежали формированию по результатам торгов.
В соответствии с абз. 1 п. 11 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Вопреки позиции административного истца, в силу п. 12 Основ ценообразования при установлении тарифов на текущий год из НВВ подлежат исключению: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства РФ при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Пунктом 14 Основ ценообразования установлено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики РФ и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории РФ; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
Согласно п. 15 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.
В силу пп. «в» - «д» п. 91 Основ ценообразования при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом: в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов; г) изменений территориальной схемы; д) возмещения расходов, предусмотренных п. 11 настоящего документа.
В соответствии с п. 14 Методических указаний от 21.11.2016 № 1638/16 расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к настоящим Методическим указаниям на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
В случае, если в соответствии с территориальной схемой происходит изменение зоны (территории), с которой твердые коммунальные отходы поступают на объект по обращению с отходами, либо происходит изменение количества и состава твердых коммунальных отходов, поступающих на объект, в том числе в связи с осуществлением обработки и обезвреживания отходов на иных объектах, такие изменения учитываются при определении объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с данными, представленными в Территориальной схеме, и (или) расчетом регулируемой организации.
В соответствии с п. 88 Методических указаний от 21.11.2016 № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений п. 12, 14 Основ ценообразования.
Анализируя требования действующего законодательства, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов населения и коммерческих организаций, суд приходит к выводу, что при установлении тарифа на услуги регионального оператора его НВВ за первый год регулирования подлежит корректировке в определенных случаях: при отклонении фактически понесенных расходов от расчетных значений, используемых при формировании тарифа; в случае изменения объема образования отходов и (или) территориальной схемы обращения с отходами, или строительства и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что у РСТ КО имелись основания для корректировки НВВ АО «Куприт» за 2019 год, поскольку в ходе судебного разбирательства был установлен факт отсутствия строительства мусороперегрузочных станций, в связи с чем транспортировка осуществлялась в одно плечо и с иным объёмом ТКО.
Во исполнение требований п. 2.1.4 Соглашения АО «Куприт» представило 29.10.2019 в Министерство охраны окружающей среды Кировской области (являющегося уполномоченным органом с 01.10.2019 и по настоящее время) на согласование условий проведения новых торгов, по результатам которых подлежали формированию цены на услуги по транспортированию ТКО на 2020 год (т.1 л.д. 36-47, т. 3 л.д. 41-56).
Указанными условиями, утвержденными распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 05.11.2019 № 18 (т. 3 л.д. 39-40), территория Кировской области вновь разделена на тоже количество и состав лотов - 4 зоны, но уже с большим объемом, подлежащих транспортировке отходов, - 3162,511 тыс.м3. что совпадает с расчетным значением на 2020 год, указанным в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.11.2019 № 23 (далее Территориальная схема 2019) (т.3 л.д. 173 - 207).
НМЦ по каждому лоту определена методом - сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) по формуле, предусмотренной п. 3.21 Методических рекомендаций от 02.10.2013 № 567, исходя из прогнозного количества образования отходов на предстоящий год, и поступивших от сторонних организаций предложений о стоимости указанных работ (услуг).
Согласно протоколам от 22.11.2019 по результатам проведения конкурсных процедур электронные аукционы на услуги по транспортированию ТКО по всем 4 лотам признаны несостоявшимися, в связи с чем на основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ договоры заключены по НМЦ с единственными участниками – теми же операторами, с которыми были заключены договоры на транспортировку ТКО в предыдущем году: по Лоту № 1 «Центр и Север» с ООО «КДУ-3» договор № 72 от 04.12.2019, по Лоту № 2 «Северо-Восток» с ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» договор № 73 от 04.12.2019, по лотам №3 «Юго-Запад» и Лоту №4 «Юго-Восток» с ООО «ВЭК» договоры № 74 и 75 от 04.12.2019 (т. 2 л.д. 235- 242, т. 8 л.д. 56-65, т. 9 л.д. 21 – 35, 244 – 250 ) по НМЦ лотов.
Общая сумма контрактов на транспортирование ТКО на 2020 год составила 1683898,586 тыс.руб., (т. 2 л.д.235-242), соответственно, средняя стоимость услуг по транспортировке на 2020 год составила 532,46 руб./м3 (1683898,586 тыс.руб. / 3162,511 тыс.м3), что свидетельствует об увеличении на второй год регулирования стоимости услуг тех же самых операторов.
Обращаясь с заявлением об утверждении тарифа на 2020 год, в подтверждение экономической обоснованности расходов на транспортировку ТКО в вышеуказанной сумме АО «Куприт» представлены расчеты НМЦ по каждому лоту, исходя из 3-х предложений сторонних организаций и протоколы рассмотрения единственных заявок на участие в электронном аукционе (т. 8 л.д. 56-65, 89-93).
Согласно позиции АО «Куприт» в судебном заседании другие документы, подтверждающие расходы за фактически оказанные услуги по транспортировке за 2019 год тарифному органу представляться не должны, поскольку в силу пп. «б» п. 14 Основ ценообразовании экономически обоснованность расходов подтверждена им представленными договорами, заключенными по результатам торгов, при установлении тарифа на первый год регулирования и не требует дополнительного подтверждения при установлении тарифа на 2020 год.
В целях экономической обоснованности расходов, заявленных для установления тарифа на 2020 год, руководствуясь требованиями п. 5 ст. 24.11 Закона об отходах производства и потребления, п.13 Правил регулирования тарифов РСТ КО уведомила АО «Куприт» в письменной форме №3653-66-01-10 от 12.11.2019 о необходимости представления дополнительных материалов, подтверждающих экономическое обоснование (расчет) начальных цен объектов закупки, а так же доказательств несения фактических расходов, понесенных организациями, осуществляющими транспортировку ТКО за 9 месяцев 2019 года (в целом по Кировской области и в разрезе лотов) (т. 3 л.д. 139-140; т. 8 л.д. 87-88).
АО «Куприт» на полученное уведомление требуемых документов не представило, сообщив, что НМЦ лотов определены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями от 02.10.2013 № 567, сведениями о понесенных организациями, осуществляющими транспортировку ТКО, фактических расходов за 9 месяцев 2019 года не располагает за их отсутствием и отказом операторов по транспортировке ТКО по их представлению за отсутствием такой обязанности в договорах с АО «Куприт» (т. 3 л.д. 141-146; т.8 л.д.89-93). Однако административный истец ошибочно не учитывает, что региональный оператор не освобожден от обязанности по представлению в орган тарифного регулирования копий бухгалтерской и статистической отчетности или иных документов, подтверждающих фактически понесенные расходы на транспортировку за прошедший период, что следует из положений п. 8 Правил регулирования тарифов.
В силу п. 2.3, 3.6, 3.7, 5.3.1, 5.3.2, 5.4.3 – 5.4.5 договоров, заключенных с операторами по транспортировке ТКО на 2019 и 2020 годы, региональный оператор обязан осуществлять контроль за надлежащим исполнением операторами обязанностей по транспортировке ТКО, в т.ч. исходя из данных спутниковой навигации, осуществлять учет фактически перевезенных отходов и производить оплату только за фактические оказанные услуги (т. 10 л.д. 189-207, 211-220, 226-239; т. 11 л.д. 50-62).
В отсутствие дополнительных доказательств экономической обоснованности расходов на транспортировку ТКО, РСТ КО произвёла их проверку расчетными методом с использованием Технико-экономического обоснования ООО «Большая Тройка», в результате которой стоимость услуг по транспортировке на 2020 г. была определена тарифным органом в размере 1643228,4 тыс.руб., что на 2,4% (40,67 млн.руб.) ниже расходов, сформированных по результатам проведения конкурсных процедур (т. 2 л.д. 183-196).
Устанавливая тариф на услуги регионального оператора на 2020 г. из состава НВВ АО «Куприт» РСТ КО исключила экономически необоснованные расходы предыдущего периода регулирования в размере 237582,9 тыс. руб. (в т.ч. расходы на транспортировку ТКО за оставшиеся 8 месяцев 2019 года в сумме 179417,81 тыс. руб. и расходы в сумме 58165,09 тыс.руб. в части затрат на строительство полигона ТБО ООО «Центральный полигон») (т. 10 л.д. 77-80).
Снижение РСТ КО расходов на транспортировку в 2020 году на 40,67 млн.руб. административным истцом в рамках настоящего спора не оспаривается.
В силу требований п. 89 Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094) и пунктами 83, 84 Методических указаний установлено, что расчет единого тарифа и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществляется в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса на выбор регионального оператора, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на соответствующий год.
Необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев: а) изменение законодательства РФ, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов); б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства согласно действовавшей до 01.01.2020 Территориальной схемы транспортировка ТКО от мест накопления до мест размещения и утилизации предусматривалась в два плеча с использованием мусороперегрузочных станций, которые на территории Кировской области отсутствовали. При этом расходы на строительство указанных станций были предусмотрены в расчете максимальной стоимости услуг регионального оператора согласно технико-экономическому обоснованию ООО «Большая Тройка», что в силу п. 89 Основ ценообразования влияло на величину максимально допустимых расходов регионального оператора на транспортировку ТКО.
Исходя из запросов АО «Куприт» в порядке п. 3.7 Методических рекомендаций от 02.10.2013 № 567 о наличии у сторонних организаций коммерческих предложений о стоимости услуг на транспортировку и полученных предложений на 2019 год следует, что формирование НМЦ произведено с учётом требований вышеуказанной Территориальной схемы, в т.ч. в части источников образования отходов, мест их утилизации, и объёма (т. 10 л.д. 163-168, 184 – 188, 208-210, 221-225; т. 11 л.д. 1-4).
Согласно пп. 3.10.6 п. 3.10 и пп. 3.13.4 п. 3.13 Методических рекомендаций от 02.10.2013 № 567 запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.
При этом не рекомендовано использовать для расчета НМЦ ценовую информацию, не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг (пп. 3.13.4).
В представленных предложениях сторонних организаций расчет указанных ими цен, исходя из условий осуществления транспортировки согласно требованиям Территориальной схемы и заявленных объемов ТКО, отсутствует (т. 10 л.д.184 – 188, 208-210, 221-225; т. 11 л.д. 1-4).
Согласно пп. 1.1, 1.2 и 5.1.1 договоров на оказание услуг по транспортировке ТКО, заключенных с операторами по транспортировке ТКО на 2019 г., транспортировка ТКО последними должна осуществляться в соответствии с указанной Территориальной схемой (т. 10 л.д. 189-207, 211-220, 226-239; т. 11 л.д. 50-62).
Однако предусмотренное Территориальной схемой строительство мусороперегрузочных станций не осуществлялось, в связи с чем транспортировка ТКО производилась только в одно плечо.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждены документально (т.3 л.д. 107-207).
Кроме того отмечается, что Территориальная схема 2019 (вступившая в силу с 01.01.2020) также не предусматривающая строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, содержит прогнозные значения количества образования отходов на период 2019-2029 г.г., рассчитанные на основании демографического прогноза Росстата по Кировской области на период до 2036 г., исходя из отрицательной динамики численности населения области, но с применением коэффициента увеличения накопления ТКО по массе на 0,5% в год, и предусматривает увеличение расчетного объема образования отходов за прошедший период (2019 год) с 2823,075 тыс.м3 до 3162,503 тыс.м3 (т. 3 л.д. 173-207).
Учитывая, что до начала исполнения обязательств по заключенным с АО «Куприт» договорам на 2019 г. и 2020 г. операторы по транспортировке ТКО заключили договоры на транспортировку части объемов лотов с субподрядчиками (т. 11 л.д. 110-233, т. 12 л.д. 1 – 236, т. 13 л.д. 1 – 108), и фактическая транспортировка ТКО по части территории лотов осуществлялась организациями, не участвовавшими в торгах, по иным ценам, в т.ч. меньшим, чем были определены в договорах АО «Куприт» с операторами, принимая во внимание факт транспортировки в одно плечо и отсутствие строительства мусороперегрузочных станций, суд приходит к выводу, что представленных Обществом в обоснование расходов на транспортировку документов было недостаточно для подтверждения их экономической обоснованности.
Исходя из требований п. 11, 12, 15 Основ ценообразования и п. 8 Порядка регулирования тарифов, согласно которым по окончании периода тарифного регулирования расходы регионального оператора подлежат проверке на экономическую обоснованность и корректировке, в случае отклонения фактически понесенных расходов от расчетных значений применяемых при установлении тарифа, с учётом фактических обстоятельств по делу, установленных в ходе судебного разбирательства, суд считает, что требования РСТ КО по представлению дополнительных доказательств обоснованности ранее учтенных расходов на транспортировку ТКО в 2019 году при формировании тарифа на 2020 год соответствуют нормам действующего законодательства и являлись обоснованными.
Однако применяя для проверки экономической обоснованности расходов на транспортировку за 2019 год расчетный метод с использованием технико-экономического обоснования ООО «Большая тройка», с учетом предписания ФАС России № АД/63116/19 от 23.07.2019, в результате которого РСТ КО исключила из НВВ регионального оператора на 2020 год сумму экономически не обоснованных расходов по транспортировке ТКО за 8 месяцев 2019 года (т. 11 л.д. 84-102), орган тарифного регулирования не учитывает, что АО «Куприт» в обоснование расходов на транспортировку ТКО были представлены документы в соответствии с пп. «б» п. 14 Основ ценообразования, а указанный расчет предусматривал осуществление транспортировки ТКО самим региональным оператором.
Ссылки административного ответчика на нарушения, касающиеся проведения торгов по экономически необоснованной цене предложений сторонних организаций, совпадающих с НМЦ регионального оператора, установленного Технико-экономическом обосновании ООО «Большая тройка», отклоняются, поскольку торги не относятся к предмету рассматриваемого спора, в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, доказательств, подтверждающих отсутствие проведение торгов, в материалах дела не имеется.
Кроме того доводы РСТ КО о завышенных ценах и не подтвержденных расходах на транспортировку ТКО, с учётом установленных по делу обстоятельств, учитывая применение расчетного метода проверки экономической обоснованности расходов на транспортировку, суд считает преждевременными, поскольку они не были предметом рассмотрения тарифного органа, что не исключает в дальнейшем их проверку при установлении нового тарифа, как и обстоятельства по совпадению сумм конкурсной документации с расчетами Технико-экономического обоснования ООО «Большая тройка».
При этом суд отмечает, что в рамках настоящего спора, с учётом имеющихся в деле доказательств совпадение НМЦ услуг по транспортировке на 2019 год с максимальным размером расходов регионального оператора на транспортировку ТКО, определенных по расчету ООО «Большая Тройка», и признание торгов по трём лотам несостоявшимися, в любом случае не свидетельствует о законности применения тарифным органом расчетного метода проверки экономической обоснованности расходов на транспортировку и не подтверждает отсутствие проведения конкурсных процедур.
Учитывая непредставление АО «Куприт» тарифному органу соответствующих документов, предусмотренных п. 88 Методических указаний от 21.11.2016 № 1638/16, подтверждающих экономическое обоснование формирования ценына услуги по транспортировке ТКО по результатам торгов, проведенных в соответствии с Правилами проведении торгов, РСТ КО вправе была осуществить проверку иным методом, предусмотренным п. 14 Основ ценообразования, в т.ч. провести анализ рынка методом сопоставимых рыночных цен с применением раздела III Методических рекомендаций от 02.10.2013 № 567, что в нарушение требований действующего законодательства не было выполнено.
С учетом изложенного, решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» подлежит признанию недействующим, поскольку оно нарушает права АО «Куприт», как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и противоречит положениям федерального законодательства в сфере тарифного регулирования, в т.ч. п. 2 ст. 24.9. Закона об отходах производства и потребления, п. 14 Основ ценообразования, п. 88 Методических указаний от 21.11.2016 № 1638/16.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд учитывает характер правоотношений, на регулирование которых направлен оспариваемый акт, - правоотношения связанные с установлением тарифа на очередной период регулирования, а также момент признания судом недействующим правового акта, устанавливающего тариф для регионального оператора на предыдущий период регулирования, и приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» со дня его принятия, поскольку действие названного нормативного правового акта имеет ограниченные сроки применения, а потому признание его недействующими со дня вступления решения суда в законную силу или иного времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ и п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15.04.2016 № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу АО «Куприт» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче административного иска, в сумме 4500 руб. по платежному поручению № 9 от 09.01.2020.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Куприт» удовлетворить.
Признать недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании региональной службы по тарифам Кировской области.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Кировской области в пользу акционерного общества «Куприт» 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за рассмотрение административного иска.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, составление которой может быть отложено на срок не более 10 дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Судья Кировского областного суда Л.В.Русских