НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 25.04.2017 № 77-182/2017

Судья Минервина А.В. Дело № 77-182/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 25 апреля 2017 года

Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении

по жалобе Сметанина В.А.

на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 07 марта 2017 года, вынесенные в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 07 марта 2017 года, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер министерства финансов Кировской области Сметанин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, Сметанин В.А. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Считает, что участие в судебном разбирательстве суда первой инстанции представителей Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области) нарушило его права. Указывает, что в материалах дела отсутствую доказательства, свидетельствующие о владении им при подписании отчета об исполнении областного бюджета ф.0503117 за 2015 год информацией о заимствовании средств бюджетных и автономных учреждений в сумме 1 450 000 000руб. Полагает, что как должностное лицо несет персональную ответственность за представление только тех документов, отчетов, которые подписывает единолично. Докладная записка начальника отдела предварительного контроля от 11.12.2015г. о проведении сторнирования операций содержит подпись руководителя финансового органа. О докладной записке он не знал. Платежные поручения, которыми перечислены денежные средства в сумме 1 450 000 000руб., им не подписывались.

Сметанин В.А., защитник Коновалов А.Н., извещенные о времени и месте судебного разбирательства в областном суде, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, в связи с чем нахожу возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав в судебном заседании областного суда представителей УФК по Кировской области Рыкову А.В., Гвызина О.Л., Макарову С.Г., возражавших в удовлетворении жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.15.15.6 КоАП РФ представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Согласно ст.ст.6, 41, п.п.1,4 ст.95 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.3.20 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ч.23 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Приложению 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, п.п.2, 7 и 8 Порядка перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений со счетов департамента финансов Кировской области, открытых в ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области, утвержденного приказом департамента финансов Кировской области от 09.12.2010 № 526, средства бюджетных и автономных учреждений могутбыть заимствованы только на покрытие временного кассового разрыва бюджета с их последующим возвратом на счета, с которых они были заимствованы до окончания финансового года, а также отражены в бюджетном учете как источники внутреннего финансирования дефицита бюджета по коду бюджетной классификации 000 01 06 06 01 02 0000 550 «Увеличение иных финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), бюджетная отчетность должна давать достоверное представление о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Пунктом 18 Инструкции № 157н предусмотрена обязанность сторнирования операций с целью исправления ошибок только в бухгалтерском учете учреждения, но не путем осуществления операций по списанию средств с одних лицевых счетов и зачисление на другой лицевой счет. Также предусмотрена обязанность главного бухгалтера внести исправления в регистры бюджетного учета за отчетный период путем внесения дополнительной бухгалтерской записи по исправлению ошибок и оформлением бухгалтерской справки.

Согласно п.7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191 н (далее - Инструкция № 191н), бюджетная отчетностьсоставляется:на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учетас обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание.

Из материалов дела усматривается, что вдекабре 2015 года на основании докладной записки начальника отдела предварительного контроля министерства финансов Кировской области от 11.12.2015г. с целью недопущения срыва выплаты заработной платы за первую половину декабря 2015 года, обеспечения социальных выплат и своевременной оплаты принятых бюджетных обязательств по установленным срокам оплаты в декабре 2015 года, то есть фактически для покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, с лицевых счетов № 05812003612 и № 05812003613 осуществлены операции по возврату средств на лицевые счета администраторов доходов бюджета в общей сумме 1 450 000 000,00 руб.

Согласно данным бюджетного учета министерством финансов Кировской области возврат средств бюджетных и автономных учреждений в общей сумме 1 450 000 000руб., заимствованных в целях покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, до завершения финансового 2015 года, не осуществлен.

В бюджетном учете министерства финансов Кировской области операции по перечислению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении, осуществленные в декабре 2015 года, следовало отразить как источники финансирования дефицита бюджета.

Операции по перечислению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении необоснованно отражены в бюджетном учете как операции по поступлению прочих неналоговых доходов:

по коду строки 010 в графе 5 «Исполнено» по показателю «Доходы бюджета - всего», в том числе «Прочие неналоговые доходы», «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» коду дохода бюджетной классификации 81211705020020000180, отчетные данные отражены в сумме большей на 1 450 000 000руб.;

по коду строки 500 в графе 5 «Исполнено» по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета - всего», в том числе «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации» коду источника финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации 81201061002020000550, отчетные данные отражены в сумме меньшей на 1 450 000 000руб.

По состоянию на 01 января 2016 года в регистрах бюджетного учета министерства финансов Кировской области (Главная книга) по счету бюджетного учета 812.11705020020000.1.205.81.000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» числилась дебиторская задолженность со знаком «минус» в размере 1 450 000 000 руб., то есть министерством финансов Кировской области начисление доходов в размере 1 450 000 000 руб., как это предусмотрено п.п.200 и 201 Инструкции № 157 н и п.78 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция № 162н), не проведено, что свидетельствует о заведомости осуществления неверных бухгалтерских записей в бюджетном учете по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, с целью увеличения показателя доходов бюджета.

18 февраля 2016 года начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности - главным бухгалтером министерства финансов Кировской областиСметаниным В.А. подписан Отчет об исполнении бюджета ф.0503117 за 2015 год.

В нарушение п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Указаний № 65 н (Приложение 6), п.п.102 и 111 Инструкции № 162н в результате ненадлежащего исполненияСметаниным В.А. должностных обязанностей представленная министерством финансов Кировской области бюджетная отчетность, в частностиОтчет об исполнении бюджета ф.0503117 за 2015 год, содержит заведомо недостоверные данные по показателю (исполнено) «Доходы бюджета - всего»и по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета - всего»на общую сумму 1 450 000 000руб.

Доводы жалобы об отсутствии вины привлекаемого к ответственности лица в представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности отклоняются.

Должностным лицом административного органа и судом первой инстанции обоснованно указано, что Сметанин В.А. одновременно выполняет обязанности главного бухгалтера министерства финансов Кировской области, как финансового органа и как администратора доходов областного бюджета, и его действия по составлению различных форм бюджетной отчетности должны рассматриваться в совокупности, поскольку он несет ответственность за достоверность отчетов ф. 0503127 и ф.0305117.

В соответствии с п.2 решения министерства финансов Кировской области от 28.01.2016 № 11 начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности Сметанину В.А. поручено организовать представление годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета области, а также обеспечить формирование и своевременное представление годовой бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета по министерству финансов Кировской области, годовой бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета, годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Кировской области, а также увязку и соответствие показателей внутри форм и между формами отчетности.

Сметанин В.А. возглавляет отдел бухгалтерского учета и отчетности министерства финансов Кировской области, выполняет в отделе организационно-распорядительные функции, осуществляет организацию работы отдела и несет ответственность за надлежащее выполнение своих должностных обязанностей и надлежащее выполнение должностных обязанностей сотрудниками отдела, в частности за соблюдение норм бюджетного законодательства РФ, как при осуществлении финансово- хозяйственных операций, так и при их дальнейшем отражении в регистрах бухгалтерского учета.

В силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ Сметанин В.А. является должностным лицом, ответственным за правонарушение, предусмотренное ст.15.15.6 КоАП РФ.

Отсутствие подписи Сметанина В.А. на платежных документах, а также наличие подписи министра финансов Кировской области под отчетом об исполнении бюджета за 2015 год ф.0503117 не свидетельствует об отсутствии вины главного бухгалтера в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

В регистре бюджетного учета Главная книга за декабрь 2015 года отражен остаток на конец периода по дебету счета 812.11705020020000.1.205.81.000 - «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» «минус» 1 450 000 000,00 руб., чтофактически означает отсутствие начислений доходов областного бюджета в указанной сумме, что противоречит требованиям Инструкций № 162н и № 157н.

Формируя отчет об исполнении бюджета за 2015 год ф.0503127 наосновании Журнала операций с безналичными денежными средствами № 02 за декабрь 2015 года, в котором операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений и средств, находящихся во временном распоряжении, отражены неверными бухгалтерскими записями, Сметанин В.А. должен был осознавать, что отчет об исполнении бюджета за 2015 год ф.0503127 содержит искаженные данные.

При формировании сводной бюджетной отчетности искаженные данные по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета перенесены Сметаниным В.А. в отчет об исполнении бюджета за 2015 год ф.0503117, который в соответствии с п.3 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ является формой бюджетной отчетности, за недостоверность сведений которой ст.15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

До подписания отчета об исполнении бюджета за 2015 год ф.0503117 исправления в регистры бюджетного учета главным бухгалтером министерства финансов Сметаниным В.А. не внесены.

На дату вынесения оспариваемого постановления 09 сентября 2016 года уточнений в бюджетную отчетность Сметаниным В.А. не составлено.

При таких обстоятельствах нахожу вину Сметанина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, доказанной.

Доводы жалобы о нарушении прав Сметанина В.А. участием в судебном разбирательстве представителей УФК по Кировской области также не состоятельны.

Органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в гл.25 КоАП РФ, следовательно они не вправе заявлять в судебных заседаниях ходатайства и отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Постановление о привлечении Сметанина В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Сметанину В.А. в пределах санкции ст.15.15.6 КоАП РФ.

Постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 07 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу Сметанина В.А. - без удовлетворения.

Судья Кировского областного суда

О.Н. Сметанина