НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 24.11.2020 № 77-395/20

Судья Окулова Е.А. Дело № 77-395/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 24 ноября 2020 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области начальника учреждения Макеева С.В. на решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 октября 2020 года, принятое по жалобе на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области Воронцова В.М. №1636 от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области Воронцова В.М. от 17.09.2020 № 1636 ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55000 руб.

Решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 октября 2020 года, принятым по жалобе законного представителя юридического лица, постановление должностного лица изменено, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, начальник ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Макеев С.В. выражает несогласие с принятым решением по делу, просит его отменить, в части назначения административного наказания в виде административного штрафа, ссылаясь на то, что учреждением исполняются нормативные требования охраны труда, обеспечиваются безопасные условия труда, проводится информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья. Все указанные мероприятия проводились и до проверки, несмотря на отсутствие Положения о системе управления охраной труда на бумажном носителе. На данный момент Положение о системе управления охраной труда в учреждении разработано и утверждено, введено в действие и функционирует. Так же просит учесть, отсутствие отягчающих обстоятельств и смягчающее обстоятельств в виде непривлечения юридического лица ранее к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области Воронцов В.М., надлежащим образом извещен, о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Нахожу возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Защитник ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Волошина М.О. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Изучив материалы дела об административных правонарушениях, доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно положениям ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе создание и функционирование системы управления охраной труда; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Согласно п. 2 указанного Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя (п.6). Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (п.7).

Как следует из материалов дела, в ходе проведения расследования тяжелого несчастного случая (самоубийства), произошедшего с подсобным рабочим осужденным ФИО5, произошедшего 26.08.2020 в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, проведенного с 27.08.2020 по 17.09.2020 установлено, что ФИО5 был привлечен к труду в качестве подсобного рабочего с выполнением функции пожарного дозорного, был проинструктирован по Инструкции по охране труда для подсобного рабочего № 52 от 15.03.2017, утвержденной начальником ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области полковником внутренней службы ФИО6. Однако, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ указанная инструкция не содержит информации об условиях и охране труда работника, исполняющего функции пожарного дозорного, в связи с чем ФИО5 не был проинформирован в полном объеме об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья и средствах индивидуальной защиты в соответствии выполняемой им трудовой функцией. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438 н об утверждении «Типового положения о системе управления охраной труда», в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области не разработано и не функционирует Положение о системе управления охраной труда (СУОТ).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ на основании постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области Воронцова В.М. от 17.09.2020.

Фактические обстоятельства, свидетельствующие о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не оспариваются законным представителем юридического лица и защитником, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 17.09.2020, актом о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 17.09.2020, согласно которому выявлены нарушения - отсутствие Положения о СУОТ; распоряжением заместителя руководителя Гострудинспекции – заместителя главного государственного инспектора труда в Кировской области от 27.08.2020 о проведении Воронцовым В.М. расследования тяжелого несчастного случая, которым дана надлежащая оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения жалобы ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области судьей районного суда установлено, что государственный инспектор труда в Кировской области полно, всесторонне и объективно исследовал в совокупности имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и пришел к обоснованному выводу о виновности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при этом назначенное наказание в виде штрафа было смягчено до минимально возможного.

Оснований к замене вида наказания на предупреждение не усматриваю, поскольку отсутствие у юридического лица разработанного и функционирующего Положения о системе управления охраной труда (СУОТ), в данном случае считаю грубым нарушением норм охраны труда, что связано с непосредственной угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей (работников), в связи с чем назначение предупреждения невозможно в силу требований ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения судьей федерального суда, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки не имеется.

Поскольку при производстве по делу нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи, законных оснований для отмены принятых по делу решений не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области Воронцова В.М. №1636 от 17 сентября 2020 года, с изменениями внесенными в него решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 октября 2020 года, и решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 октября 2020 года вынесенные в отношении ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области Макеева С.В. - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья