НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 24.01.2017 № 77-46/2017

Судья Стародумова С.А. Дело № 77-46/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 24 января 2017 года

Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении

по жалобе заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И.

на решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 05 декабря 2016 года по жалобе Сметанина В.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года, вынесенное в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер министерства финансов Кировской области Сметанин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

В постановлении указано, что вдекабре 2015 года на основании докладной записки начальника отдела предварительного контроля министерства финансов Кировской области от 11.12.2015г. с целью недопущения срыва выплаты заработной платы за первую половину декабря 2015 года, обеспечения социальных выплат и своевременной оплаты принятых бюджетных обязательств по установленным срокам оплаты в декабре 2015 года, то есть фактически для покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, с лицевых счетов № 05812003612 и № 05812003613 осуществлены операции по возврату средств на лицевые счета администраторов доходов бюджета в общей сумме 1 450 000 000,00 руб.

Согласно данным бюджетного учета министерством финансов Кировской области возврат средств бюджетных и автономных учреждений в общей сумме 1 450 000 000руб., заимствованных в целях покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, до завершения финансового 2015 года, не осуществлен.

В бюджетном учете министерства финансов Кировской области операции по перечислению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении, осуществленные в декабре 2015 года, следовало отразить как источники финансирования дефицита бюджета.

Операции по перечислению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении необоснованно отражены в бюджетном учете как операции по поступлению прочих неналоговых доходов:

по коду строки 010 в графе 5 «Исполнено» по показателю «Доходы бюджета - всего», в том числе «Прочие неналоговые доходы», «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» коду дохода бюджетной классификации 81211705020020000180, отчетные данные отражены в сумме большей на 1 450 000 000руб.;

по коду строки 500 в графе 5 «Исполнено» по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета - всего», в том числе «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации» коду источника финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации 81201061002020000550, отчетные данные отражены в сумме меньшей на 1 450 000 000руб.

По состоянию на 01 января 2016 года в регистрах бюджетного учета министерства финансов Кировской области (Главная книга) по счету бюджетного учета 812.11705020020000.1.205.81.000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» числится дебиторская задолженность со знаком «минус» в размере 1 450 000 000руб., то есть министерством финансов Кировской области начисление доходов в размере 1 450 000 000 руб., как это предусмотрено п.п.200 и 201 Инструкции № 157 н и п.78 Инструкции № 162 н, не осуществлено, что свидетельствует о заведомости осуществления неверных бухгалтерских записей в бюджетном учете по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, с целью увеличения показателя доходов бюджета.

18 февраля 2016 года начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности - главным бухгалтером министерства финансов Кировской областиСметаниным В.А. подписан Отчет об исполнении бюджета (ф.0503117) за 2015 год.

В нарушение п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Указаний № 65 н (Приложение 6), п.п.102 и 111 Инструкции № 162 н в результате ненадлежащего исполненияСметаниным В.А. должностных обязанностей представленная министерством финансов Кировской области бюджетная отчетность, в частностиОтчет об исполнении бюджета (ф.0503117) за 2015 год содержит заведомо недостоверные данные по показателю (исполнено) «Доходы бюджета - всего»и по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета - всего»на общую сумму 1 450 000 000руб.

Постановление должностного лица административного органа обжаловано Сметаниным В.А. в суде.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 05 декабря 2016 года жалоба Сметанина В.А. удовлетворена, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Сметанина В.А. прекращено за отсутствием состава правонарушения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макаров Э.И. просит решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает решение судьи незаконным и необоснованным. Указывает, что с целью недопущения срыва оплаты принятых бюджетных обязательств министерством финансов Кировской области в декабре 2015 года фактически осуществлены операции по временному заимствованию средств бюджетных и автономных учреждений и средств, находящихся во временном распоряжении, в общей сумме 1 450 000 000 руб. на покрытие временного кассового разрыва бюджета области.В назначении платежа платежных поручений, которыми осуществлялись вышеназванные операции в декабре 2015 года, указано: «...Возврат средств».В нарушение норм бюджетного законодательства в декабре 2015 года в регистрах бюджетного учета операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений отражены как поступление прочих неналоговых доходов, вследствии чего Отчет об исполнении бюджета за 2015 год содержит заведомо недостоверные данные.Правовых оснований осуществления операций по «Возврату средств» со счетов 40302 и 40601 и отражения в учете как поступление прочих неналоговых доходов у министерства финансовКировской области в декабре 2015 году не имелось. Операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений сопровождаются отделом бухгалтерского учета и отчетности министерства финансов, под руководством главного бухгалтера Сметанина В.А., без подписи которого осуществление операций по заимствованию средств бюджетных и автономных учреждений и последующего отражения в бюджетном учете неверными бухгалтерскими записями невозможно. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права, что позволило виновному лицу избежать административной ответственности за совершенное правонарушение.

В судебном заседании областного суда Сметанин В.А. в удовлетворении жалобы возражал, полагал решение районного суда законным и обоснованным.

Представители Управления Федерального казначейства по Кировской области Рыкова А.В., Гвызин О.Л., Подлевских В.Н., Макарова С.Г. доводы жалобы заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. поддержали.

Рыкова А.В. пояснила, что ввиду недостоверности Отчета об исполнении бюджета за 2015 год доходы бюджета завышены на 1 450 000 000,0 руб. Сметанин В.А., подписывая Главную книгу, знал о наличии дебиторской задолженности со знаком «минус» в размере 1 450 000 000,0 руб. в строке 1.205.81 «Прочие неналоговые доходы». В соответствии с п.18 Инструкции № 157н Сметанин В.А. должен был исправить ошибку до представления Отчета об исполнении бюджета.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.15.15.6 КоАП РФ представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Решение судьи районного суда об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области мотивировано тем, что Отчет об исполнении бюд­жета за 2015 год (ф.0503117) сформирован в соответствии с п.п.7, 113 Ин­струкции № 191н. Все показатели данного отчета соответствуют показателям отчетов об исполнении бюджета главного распо­рядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного админи­стратора, администратора доходовпо состоянию на 01.01.2016г., а также данным Главной книги и иных бюджетных регистров бюджетного учета. Судом отклонены доводы административного органа о том, что до составления От­чета об исполнении бюджета за 2015 год у должностного лица, от­ветственного за достоверность сведений, содержащихся в бюджетной отчет­ности, возникла обязанность провести корректировки по платежным поруче­ниям и уточнению платежей на первоначальном этапе по привлечению вре­менно свободных средств автономных и бюджетных учреждений и средств во временном распоряжении, и внесению изменений в регистры бюджетного учета с целью отражения в бюджетной отчетности, поскольку все хозяйственные операции оформляются первичными документами. Первичные платежные документы от 20.01.2015г., 12.02.2015г., 11.12.2015г., 14.12.2015г., 29.12.2015г. приняты к бухгалтерскому учету, досто­верность содержащихся в них данных обеспечена лицами, ответственными за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшими эти докумен­ты. Указанные платежные документы проверены главным бухгалтером на предмет соответствия содержанию реквизитов и оснований (докладной записке). Первичные документы основанием для внесения либо анализа при составлении отчета об исполнении бюджета не являются, поскольку учтены в установленном законом поряд­ке в бухгалтерской отчетности. Указанные действия не охватываются полномочиями главного бухгалтера на момент внесения и формирования отчета об исполнении годового бюджета.

Также административным органом не опровергнуты доводы Сметанина В.А. о том, что операции по уточнению ошибочно зачисленных средств автономных и бюджетных учреждений и их сторнирование не повлияли на фактический поступивший объем доходов областного бюджета и финансовый результат 2015 года и соответственно на показатели годовой отчетности за 2015 год. Доказательств заведомости внесения неверных показателей в Отчет об исполнении бюджета за 2015 год, подписанный Сметаниным В.А., не соответствую­щих показателям бюджетной отчетности, определенной п.п.7, 133 Инструк­ции 191н, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, при вынесении решения о признании Сметанина В.А. не виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, судом первой инстанции не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дана оценка следующему.

Согласно ст.ст.6, 41, п.п.1,4 ст.95 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.3.20 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ч.23 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Приложению 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, п.п.2, 7 и 8 Порядка перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений со счетов департамента финансов Кировской области, открытых в ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области, утвержденного приказом департамента финансов Кировской области от 09.12.2010 № 526, средства бюджетных и автономных учреждений могутбыть заимствованы только на покрытие временного кассового разрыва бюджета с их последующим возвратом на счета, с которых они были заимствованы до окончания финансового года, а также отражены в бюджетном учете как источники внутреннего финансирования дефицита бюджета по коду бюджетной классификации 000 01 06 06 01 02 0000 550 «Увеличение иных финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н)бюджетная отчетность должна давать достоверное представление о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Пунктом 18 Инструкции № 157н предусмотрена обязанность сторнирования операций с целью исправления ошибок только в бухгалтерском учете учреждения, но не путем осуществления операций по списанию средств с одних лицевых счетов и зачисление на другой лицевой счет. Также предусмотрена обязанность главного бухгалтера внести исправления в регистры бюджетного учета за отчетный период путем внесения дополнительной бухгалтерской записи по исправлению ошибок и оформлением бухгалтерской справки.

В регистре бюджетного учета - Главная книга за декабрь 2015 года - отражен остаток на конец периода по дебету счета 812.11705020020000.1.205.81.000 - «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» «минус» 1 450 000 000,00 руб.

Районным судом не дана оценка соблюдению Сметаниным В.А. требований Инструкции № 157н, Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, при подписании регистров бюджетного учета, где отражены хозяйственные операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, его информированности об операциях, проводимых по первичным документам, подписанным иными лицами.

Согласно п.7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191 н (далее - Инструкция № 191н), бюджетная отчетностьсоставляется:на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учетас обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание.

Судом не учтено, что Сметанин В.А. одновременно выполнял обязанности главного бухгалтера министерства финансов Кировской области, как финансового органа и как администратора доходов областного бюджета, и его действия по составлению различных форм бюджетной отчетности должны рассматриваться в совокупности, поскольку он несет ответственность за достоверность отчета ф. 0503127 и отчета ф.0305117.

В соответствии с п.2 решения министерства финансов Кировской области от 28.01.2016 № 11 начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности Сметанину В.А. поручено организовать представление годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета области, а также обеспечить формирование и своевременное представление годовой бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета по министерству финансов Кировской области, годовой бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета, годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Кировской области, а также увязку и соответствие показателей внутри форм и между формами отчетности.

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) за 2015 год, подписанный начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности - главным бухгалтером министерства финансов Кировской области Сметаниным В.А. 18.02.2016г. содержит недостоверные данные по показателю «Доходы бюджета - всего», а также по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета - всего»на общую сумму 1 450 000 000руб.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела не выяснен вопрос содержат лиотчеты иных администраторов доходов бюджета искаженные данные относительно завышения показателя доходов бюджета на 1450 000 000 руб.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 05 декабря 2016 года по жалобе Сметанина В.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № 20-16/6 от 09 сентября 2016 года, вынесенное в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, подлежит отмене.

В связи с тем, что на момент рассмотрения в Кировском областном суде жалобы должностного лица административного органа срок давности привлечения Сметанина В.А. к административной ответственности не истек, настоящее дело подлежит возвращению в Октябрьский районный суд г.Кирова на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. удовлетворить.

решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 05 декабря 2016 года отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г.Кирова

Судья Кировского областного суда

О.Н. Сметанина