НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 22.08.2019 № 77-347/19

Судья Кренев А.Н. Дело № 77-347/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 22 августа 2019 года

Судья Кировского областного суда Степанова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Межрайонной ИФНС №5 по Кировской области Зайцевой Л.Г. на решение судьи Яранского районного суда Кировской области от 28 июня 2019 года, принятое по протесту на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области Зайцевой Л.Г. <данные изъяты> от 8 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> Смердовой И.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области Зайцевой Л.Г. <данные изъяты> от 08 мая 2019 года Смердова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

По результатам рассмотрения протеста и.о. прокурора Яранского района Кировской области Марамзиной Н.В. на указанное постановление, решением судьи Яранского районного суда Кировской области от 28 июня 2019 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С данным решением не согласилась начальник Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области Зайцева Л.Г., в жалобе, поданной в Кировский областной суд, просит решение судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указала, что Смердова И.В. являлась надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, выполняя обязанности <данные изъяты>, являлась должностным лицом.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области Скочилова Л.Г. поддержала доводы и требования жалобы.

Прокурор Русанова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Смердова И.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.

Из санкции ст. 14.5 ч. 4 КоАП РФ следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица. Граждане, не обладающие организационно-распорядительными или административно хозяйственными функциями, субъектом данного правонарушения не признаются.

Как усматривается из материалов дела, <данные изъяты> состоит на учете в Межрайонной ИФНС №5 по Кировской области в качестве налогоплательщика, применяет общепринятую систему налогообложения, единый налог на вмененный доход. Основной вид деятельности: торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Магазин <данные изъяты>, находится по адресу: <данные изъяты>

В ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» 22 апреля 2019 г в 13 час. 22 мин. в магазине <данные изъяты> произведена покупка колготок «КОНТЕ». Выданный продавцом Смердовой И.В. кассовый чек не соответствует требованиям пункта 7 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, а именно: время покупки 13 час. 22 мин. не совпадает со временем выдачи кассового чека, расхождение составило 18 минут (в кассовом чеке указано время 13 час.06 мин).

Согласно ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» - (далее Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, обязательные реквизиты, к которым относятся в том числе дата, время и место (адрес) осуществления расчета.

Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 № 23 (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 № 2/56-2000).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ в качестве должностных лиц могут быть привлечены только руководители и другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие продавцами не могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица.

Согласно трудового договора со Смердовой И.В. от <данные изъяты> и дополнительного соглашения к нему <данные изъяты>, она принята на работу продавцом <данные изъяты>.

Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу, что продавец Смердова И.В. должностным лицом не является, поскольку не соответствует признакам должностного лица, установленными ст. 2.4 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с данным выводом оснований не нахожу.

В силу закона от 22 мая 2003 года № 54 - ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» применение указанной техники <данные изъяты> требовалось.

Наличие в должностной инструкции и трудовом договоре Смердовой И.В. обязанностей пробивать кассовые чеки, подготовка рабочего места, проверка исправности и наличия оборудования, инвентаря и инструмента, а также знание правил эксплуатации обслуживаемого торгово-технологического оборудования, правил ведения денежно-кассовых операций в магазине, правил работы на кассовом терминале, правила приема оплаты с помощью платежных карт, проверка реквизитов чека, не наделяют её организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Аналогичные обязанности при применении контрольно кассовой техники имеют любые продавцы организации.

Доводы жалобы о выполнении Смердовой И.В. обязанностей <данные изъяты>, что влечет, по мнению заявителя, признание ее должностным лицом, нахожу несостоятельными, поскольку в постановлении должностного лица о привлечении Смердову И.В. к административной ответственности не указано, в чем именно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение ею должностных обязанностей при применении контрольно-кассовой техники как <данные изъяты>, не имеется таких сведений и в материалах дела, исследованных судом.

Считаю необходимым согласиться с утверждением судьи районного суда о том, что наличие лишь одного правового статуса продавца - <данные изъяты> согласно положений Трудового кодекса РФ не является основанием ее безусловной ответственности за те или иные правонарушения, допущенные нарушения закона должны согласовываться с этим статусом лица в организации и вытекать из закрепленных полномочий лица.

При таких обстоятельствах изложенные в жалобе доводы о наличии у Смердовой И.В. статуса должностного лица не могут служить основанием для отмены решения судьи по изложенным выше мотивам.

Существенных (фундаментальных) нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Яранского районного суда Кировской области от 28 июня 2019 года, принятое по жалобе на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области Зайцевой Л.Г. <данные изъяты> от 8 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении продавца <данные изъяты> Смердовой И.В., оставить без изменения, жалобу начальника Межрайонной ИФНС №5 по Кировской области Зайцевой Л.Г. – без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда Е.А. Степанова