НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 20.12.2017 № 3А-42/17

Дело № 3а-42/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Киров 20 декабря 2017 года

Кировский областной суд в составе судьи Опалева О.М.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Кировской областной общественной организации «Сэндокай» о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление Министерства юстиции) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кировской областной общественной организации «Сэндокай» (далее - Организация) о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая на допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе документарной проверки. Ссылается на то, что действующему законодательству не соответствуют отдельные положения Устава Организации, не представлено сообщение о продолжении деятельности за 2013, 2014, 2016 годы, Организация не публикует отчеты об имуществе, не проинформировала Управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа, не предоставлены сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, не разработана и не утверждена учетная политика, не разрабатывается самостоятельный баланс и смета.

Просят ликвидировать Кировскую областную общественную организацию «Сэндокай», исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В отзыве на исковое заявление начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области Буторина Е.Г. не возражала против удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции требований, указала, что последняя налоговая отчетность – декларация по УСН 2016 год представлена общественной организацией «Сэндокай» 31 марта 2017 года. По состоянию на 30 ноября 2017 года общественная организация «Сэндокай» имеет задолженность по штрафу за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 400 рублей.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Кировской областной общественной организации «Сэндокай», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме председатель Организации Краев Р.В. не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении дела без его участия.

Изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

Как следует из материалов дела, решение о государственной регистрации Кировской областной общественной организации «Сэндокай» в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области <дата>.

<дата> Управлением МНС России по Кировской области сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .

Организация действует на основании Устава Кировской областной общественной организации «Сэндокай», утвержденного Учредительным собранием Кировской областной общественной организации «Сэндокай».

Пунктом 1.1 Устава Организации предусмотрено, что указанная организация является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для достижения установленных настоящим Уставом целей и задач.

В отношении Организации в период с 01 ноября 2016 года по 29 ноября 2016 года Управлением Министерства юстиции проводилась плановая документарная проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава основными целями деятельности Организации являются: развитие и популяризация Айкидо Айкикай и других боевых искусств Японии; содействие оздоровлению населения посредством привлечения к регулярным занятиям физкультурой и спортом и обучения способам сохранения здоровья; пропаганда здорового образа жизни; повышение уровня адаптации к новым условиям и темпам жизни; постижение общечеловеческих ценностей; изучение мировой культуры; развитие взаимопонимания и дружбы между народами России и Японии; совершенствование системы подготовки, преподавания и изучения Айкидо и Айкикай; повышение технического мастерства лиц, занимающихся Айкидо Айкикай.

Между тем полное наименование – Кировская областная общественная организация «Сэндокай» не соответствует вышеуказанным требованиям, поскольку не содержит указания на характер ее деятельности, не отражает цели деятельности, указанные в пункте 3.1 Устава.

Отдельные положения Устава Организации не соответствуют действующему законодательству.

Так, частью 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 данного Кодекса, в порядке, установленном уставом организации, в том числе право обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия.

Вместе с тем данное право члена Организации пунктом 4.5 Устава не предусмотрено.

Статьей 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа корпорации отнесены в том числе: определение принципов образования и использования ее имущества; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; принятие решений о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

В нарушение вышеприведенных положений Уставом Организации к исключительной компетенции Общего собрания вышеуказанные полномочия не отнесены.

Согласно положениям части 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

В соответствии с положениями подпункта 3.3. Устава Организация для реализации уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством, имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако Уставом Организации не предусмотрено, какие именно виды предпринимательской деятельности вправе осуществлять Организация, что является нарушением положений статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ предусмотрено, что решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

В нарушение данного требования Уставом Организации не предусмотрен порядок принятия решения общим собранием по вопросам исключительной компетенции.

В соответствии с положениями пункта первого статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 данного Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Однако согласно пункту 5.2.2 Устава решение указанного вопроса относится к компетенции Совета Организации – постоянно действующего руководящего органа.

Положение пункта 5.1.2 Устава, устанавливающего, что решение Общего собрания является правомочным, если в нем участвовало не менее 2/3 членов Организации или их полномочных представителей, не соответствует требованию пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, согласно которому общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Согласно положениям статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественное объединение обязано: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Вопреки требованиям статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ Организация не представила сообщение о продолжении деятельности за 2013 и 2014 годы; не публикует отчеты о своем имуществе, не обеспечивает доступность с их ознакомлением; Организация неоднократно не проинформировала Управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с организацией; не представила соответствующие документы для направления их в регистрирующий орган.

В Организации отсутствует документ надлежащего учета ее членов, что является нарушением требований статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ.

Пунктом 5.1.1 Устава Организации установлено: Высшим органом Организации является Общее собрание ее членов, которое собирается не реже одного раза в два года.

Согласно пункту 5.2.1 Устава в период между собраниями Организации руководящим органом Организации является Совет Организации, избираемый сроком на 4 года.

В соответствии с пунктом 5.3 Устава ревизионная комиссия избирается сроком на 4 года из числа членов Организации, не входящих в состав Совета Организации. Комиссия ревизует и контролирует финансовую и хозяйственную деятельность Организации и ее предприятий, осуществляя проверки не реже одного раза в год.

В нарушение пунктов 5.1.1, 5.2.1, 5.2.3, 5.3 Устава, статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ Организация не проводит Общие собрания, сроки полномочий Совета истекли и Совет не осуществляет деятельность; ревизионная комиссия не избрана на новый срок полномочий и не осуществляет деятельность.

Подпунктами «л», «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в том числе следующие сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В нарушение вышеприведенных положений в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о лице, имеющем право действовать по доверенности от имени Организации и не внесены коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Согласно пункту 12 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В нарушение требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» в организации не разработана и не утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета.

В Организации не утверждены самостоятельный баланс и смета, что является нарушением абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

29 ноября 2016 года в адрес Организации направлено предупреждение об устранении нарушений вышеперечисленных норм с установлением срока исполнения до 15 апреля 2017 года. Предупреждение до настоящего времени не исполнено. Письмо возвращено в связи с истечением срока хранения.

Согласно положениям абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании положений абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Формы и сроки предоставления указанных документов определены приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212, в соответствии с которыми документы должны предоставляться некоммерческой организацией в Управление Министерства юстиции ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение указанных положений Организация не предоставила в Управление Министерства юстиции сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003, а также информацию о продолжении своей деятельности за 2016 год.

Исходя из положений части 1 статьи 26 и абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

Аналогичное основание ликвидации юридического лица закреплено в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные выше факты свидетельствуют о неоднократном грубом нарушении Кировской областной общественной организацией «Сэндокай» требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Кировская областная общественная организация «Сэндокай» допустила нарушение законодательства Российской Федерации, названные выше нарушения законодательства не устранены в срок, указанный в предупреждении, административным ответчиком не предпринято мер для устранения нарушений и на момент рассмотрения дела, суд полагает административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о ликвидации Кировской областной общественной организации «Сэндокай» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Кировскую областную общественную организацию «Сэндокай» (ОГРН ).

Исключить сведения о Кировской областной общественной организации «Сэндокай» (ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.М. Опалев