НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 19.07.2017 № 3А-26/17

Дело № 3а-26/2017

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 19 июля 2017 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Калабиной А.Н.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Нагорской районной Думе Кировской области о признании недействующим пункта 5.1.5 Положения «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», утвержденного решением Нагорской районной Думы Кировской области от 16 декабря 2016г. № 5/4,

у с т а н о в и л:

решением Нагорской районной Думы Кировской области (далее - Нагорская районная Дума) от 16 декабря 2016г. № 5/4 утверждено Положение «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области» (далее - Положение).

Данное Положение опубликовано 23 декабря 2016г. на сайте http://www.nagorskadm.ru, который является единственным официальным изданием органов местного самоуправления Нагорского района на основании решения Нагорской районной Думы от 29 ноября 2013г. № 27/4.

Согласно пункту 5.1.5 Положения основанием для перерасчета размера доплаты к пенсии является сокращение либо недостаток бюджетных ассигнований на данные цели.

В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 5.1.5 настоящего Положения, изменение размера доплаты к пенсии устанавливается в процентном отношении к назначенному размеру доплаты, в соответствии со статьей 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области», одновременно для всех лиц, получающих эту доплату (абзац 2 пункта 5.1.5).

Величина процентного отношения, на которое изменяется назначенный размер доплаты к пенсии, измененный размер доплаты к пенсии устанавливается распоряжением администрации Нагорского района с учетом решения комиссии по назначению доплаты к пенсии (абзац 3 пункта 5.1.5).

ФИО1 обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5.1.5 Положения, указав, что он противоречит статье 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО, которой установлен размер доплат к пенсии в процентном соотношении к ежемесячному денежному содержанию и не предусмотрено произвольное уменьшение этого размера.

В судебном заседании ФИО1, его представители ФИО2, ФИО3 настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Нагорской районной Думы ФИО4 заявленные требования не признал. Полагал, что поскольку финансирование ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости лицу, замещающему муниципальную должность, осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то органы местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей вправе изменять порядок и условия выплаты такой доплаты.

Представитель заинтересованного лица - администрации Нагорского района ФИО4 поддержал позицию административного ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Чураковой Н.Р., полагавшей заявленные требования незаконными, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Из данной нормы следует, что установление дополнительных социальных гарантии в связи с прекращением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления является правом представительного органа муниципального образования при принятии устава муниципального образования.

В силу части 1 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Ежемесячная доплата к страховой пенсии назначается в размере, установленном частями 3 - 5 статьи 5 данного закона.

При этом, порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления (часть 8 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО).

Уставом муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области, принятого решением Нагорского районного Собрания Кировской области 22 июня 2005г. № 38/2 установлено, что статус депутата районной Думы, его социальные гарантии определяются положением о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, утверждаемым решением районной Думы, в соответствии с федеральным и областным законодательством (часть 5 статьи 23).

Из части 9 статьи 6 Положения «О статусе депутата Нагорской районной Думы и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования Нагорский район Кировской области», утвержденного решением Нагорской районной думы от 24 августа 2012г. № 14/9, следует, что порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается решением районной Думы.

Решением Нагорской районной Думы от 16 декабря 2016г. № 5/4 утверждено Положение «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», пункт 5.1.5 которого оспаривается административным истцом.

Данное решение принято правомочным составом Думы, подписано и обнародовано в соответствии с требованиями устава муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области.

Положение распространяется на ФИО1, который является получателем доплаты к пенсии на основании решения администрации Нагорского района от 11 августа 2014г., поскольку избирался главой Нагорского района на период с 29 марта 2006г. по 31 марта 2011г., достиг пенсионного возраста.

В период осуществления полномочий главы района ФИО1 устав муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области (в первоначальной редакции и в редакции решения Нагорской районной Думы Кировской области от 25 июня 2008г. № 27/1) определял, что глава района избирается районной Думой из своего состава и исполняет полномочия ее председателя (часть 2 статьи 28).

Распоряжением администрации Нагорского района от 31 января 2017г. № 23-рк ФИО1 с 01 января 2017г. были приостановлены начисление и выплата доплаты к пенсии в связи с работой по трудовому договору (часть 9 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО в редакции Закона Кировской области от 11 ноября 2016г. № 11-ЗО).

В период рассмотрения дела 10 июля 2017г. административный истец уволился по собственному желанию.

29 мая 2017г. комиссия по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, по установлению и выплате доплаты к пенсии, выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области рекомендовала снизить размер доплат к пенсии, в том числе ФИО1, на 30% в связи с принятием решения Нагорской районной Думы от 29 мая 2017г. № 8/2 «О внесении изменений в решение Нагорской районной Думы от 09 декабря 2016г. № 4/1 «О бюджете муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»».

Из данного решения следует, что дефицит бюджета муниципального района в 2017 году увеличен с 250 тыс. руб. до 784,6 тыс.руб. за счет увеличения общего объема расходов бюджета муниципального района, размер бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение снижен с 1464,2 тыс.руб до 958,7 тыс.руб..

Оспаривая пункт 5.1.5 административный истец полагал, что сокращение либо недостаток бюджетных ассигнований не могут влиять на размер доплаты к пенсии.

С данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из содержания приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи со статьей 12 Конституции Российской Федерации, гарантирующей самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, следует, что к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе определение условий, при которых лицо, замещавшее муниципальную должность, имеет право на получение ежемесячной доплаты к пенсии.

Нормы части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ, статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО в своей совокупности не обязывают органы местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, а оставляет за ними право вводить и изменять порядок и условия выплаты таких доплат к страховой пенсии, в том числе устанавливать исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей размер такой выплаты.

Необходимо учесть, что доплата к пенсии является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, в связи с чем, право лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности, на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах не нарушается.

Административный истец является получателем страховой пенсии по старости, при этом в его страховой стаж включен период работы в должности главы Нагорского района Кировской области с 30 марта 2006г. по 31 марта 2011г..

Как видно из текста пункта 5.1.5 оспариваемого Положения, речь в нем идет об изменении размера предоставления дополнительной меры социальной поддержки и социальной помощи, предоставляемой за счет средств местного бюджета, в связи с чем, это изменение не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, на чем настаивает административный истец.

Оснований для признания незаконным пункта 5.1.5 Положения не имеется.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Нагорской районной Думе Кировской области о признании недействующим пункта 5.1.5 Положения «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», утвержденного решением Нагорской районной Думы Кировской области от 16 декабря 2016г. № 5/4 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.