Судья Усцова-Новикова О.В. Дело № 77-127/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 19 мая 2020 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 на решение судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 16 марта 2020 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 от 5 февраля 2020 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области,
установил:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 от 05.02.2020 г. № юридическое лицо - ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей.
Решением судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 16.03.2020 г. по результатам рассмотрения жалобы привлеченного к административной ответственности ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области указанное постановление от 05.02.2020 г. № отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, - начальник лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 выражает несогласие с решением судьи, полагая, что последним неправильно применены нормы материального права. Отмечая, что в подпункте 2.10 распоряжения о предоставлении лесного участка в постоянное бессрочное пользование от 15.09.2010 г. № установлена обязанность учреждения осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, воспроизводство лесов на участке на условиях, в объеме и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, и ссылаясь на положения ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, ст.ст. 8, 307, 309 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 1, 12, 29, 61, 64, 88 Лесного кодекса РФ, п.п. 2, 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. №, обращает внимание на необходимость надлежащего исполнения обязательств и то, что изменения в проект освоения лесов ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области не вносились, а невнесение изменений в проект освоения лесов, получивший положительное заключение экспертизы, указывает на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения предусмотренных мероприятий по лесовосстановлению (уходу за лесом).
Считает, что судом неверно сделан вывод о том, что на выполнение мероприятий по рубкам прореживания и проходным рубкам в объемах, установленных на 2019 год, изменены сроки указанных работ, т.к. при изменении сроков рубки лесных насаждений были продлены сроки для осуществления заготовки древесины путем проведения проходных рубок и рубок прореживания. То есть арендатору представилась возможность лишь вырубить установленный проектом освоения лесов объем древесины для осуществления его предпринимательской деятельности. Утверждает, что сроки проведения мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов, не могут быть продлены, поскольку данные рубки являются составной частью мероприятий по возобновлению леса, и эти мероприятия должны выполняться в строгом соответствии с проектом освоения лесов.
Полагает, что судья не исследовал и не оценил доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу на постановление по делу, в части того, что у учреждения имелась возможность провести в 2019 году рубки ухода и на других лесных участках, а лесосеки, указанные в лесной декларации № от 20.09.2019 г., в кварталах: 177 выдел 11, 178 выдел 13, 181 выдел 16, 182 выдел 3, не являются единственными для проведения рубок, так как имеется еще 87 участков, где назначены рубки ухода. Указывает, что в соответствии с п. 7 приказа Минприроды России от 16.01.2015 г. № у учреждения имелась возможность внести изменения в лесную декларацию в течение декларируемого периода, при этом оно в 2019 году пользовалось данным правом для исключения и замены лесосек только в отношении сплошных рубок. По данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней ФКУ ИК-27 в первом квартале отчиталось о заготовке 32844 куб. м древесины, во втором - о заготовке 7304 куб. м, в третьем - о заготовке 4852 куб. м, в четвертом - о заготовке 26372 куб. м, и из приведенных объемов видно, что заготовка древесины учреждением осуществлялась в течение всего года несмотря на неблагоприятные погодные условия. Таким образом, возможность провести рубки ухода в объеме 1392 куб. м у учреждения имелась в течение всех кварталов 2019 года, однако ФКУ ИК-27 не приняло все зависящие от него меры для проведения работ по уходу за лесом.
На основании изложенного просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.
В письменном отзыве на жалобу защитник ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области ФИО2 считает приведенные в жалобе доводы несостоятельными, а вынесенное судьей решение - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Полагает, что судья, основываясь на материалах дела, верно установил, что по причине наличия документально подтвержденных неблагоприятных погодных условий, в связи с обращением ФКУ ИК-27 лесным отделом Рудниковского лесничества 18.12.2019 г. было выдано разрешение на изменение сроков рубки, в том числе по лесной декларации № от 20.09.2019 г. для осуществления проходных рубок и рубок прореживания в объемах, соответствующих проекту освоения лесов, на срок до 31.12.2020 г. То есть срок для проведения рубок на момент вынесения постановления не истек, в связи с чем привлечение учреждения к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению неправомерно.
По поводу доводов жалобы о возможности проведения рубок ухода в течение всего 2019 года, в том числе на других участках, сообщает, что указанные рубки были запланированы учреждением на конец второго - третий квартал 2019 года, поскольку рубки прореживания и проходные рубки должны проводиться преимущественно в летний период, что с наибольшей целесообразностью позволяет осуществить таксацию (выборку) деревьев под рубку. С учетом сложившихся неблагоприятных погодных условий в начале лета 2019 года учреждением были выбраны именно те кварталы проекта освоения лесов, где имелась бы возможность произвести указанные рубки при наличии благоприятных погодных условий (по сравнению с другими кварталами, находящимися в глубинах леса, без подготовленных дорожных условий, в заболоченных районах). Констатирует, что в начале года предугадать будущие погодные условия и спланировать осуществление таких рубок невозможно, поэтому, рассчитывая на улучшение погодных условий в осенне-зимний период, ФКУ ИК-27 в установленный срок подало лесную декларацию на весь необходимый объем и начало подготовку к рубкам ухода. Так как в ноябре 2019 года ситуация с погодой не стабилизировалась, учреждение, понимая невозможность осуществить рубки ухода в существующих условиях, правомерно, в установленный срок воспользовалось правом на продление срока рубок, и такое разрешение было получено.
Делает вывод, что все обстоятельства дела и представленные доказательства были исследованы и получили надлежащую правовую оценку в вынесенном решении. Судьей правильно применены нормы материального права, а его выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Начальник ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области ФИО3 извещен о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося законного представителя юридического лица.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав должностное лицо, вынесшее постановление по делу, - старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1, который свою жалобу поддержал, настоял на том, что у ФКУ ИК-27 имелась возможность провести в установленный срок мероприятия по уходу за лесом, в том числе внести для этого изменения в лесную декларацию № от 20.09.2019 г. либо подать другие декларации, и осуществить рубки прореживания, проходные рубки на других из 87 участках, а также выслушав защитников юридического лица - старшего юрисконсульта юридической группы ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области ФИО2 и начальника ПТО ЦТАО данного учреждения ФИО6, которые в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на нее, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами, который в соответствии с ч. 1 ст. 64 Лесного кодекса РФ представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Частью 2 ст. 64 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а согласно части 3 указанной статьи правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила ухода за лесами утверждены приказом Минприроды России от 22.11.2017 г. № 626. Данные Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
В силу п. 3 указанных Правил уход за лесами осуществляется в соответствии с этими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.
В соответствии с п. 4 Правил уход за лесами должен осуществляться, в том числе, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком. При этом согласно п. 6 Правил к мероприятиям по уходу за лесами относятся, помимо прочего, рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями.
Пункт 10 Правил содержит виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, к которым также относятся: рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 15.09.2010 г. № ФБУ ОИК-4 УФСИН России по Кировской области (впоследствии переименованное в ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области) предоставлен для заготовки древесины в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 37629,0 га, расположенный на землях лесного фонда в Верхнекамском районе Кировской области, в Лесновском участковом лесничестве, Гидаевском участковом лесничестве Рудниковского лесничества (л.д. 75 - 77).
В соответствии с проектом освоения лесов (л.д. 26 - 27), разработанным лесопользователем и получившим положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 г. № (л.д. 25), установлено ежегодное проведение мероприятий по уходу за лесом, в том числе в виде рубок ухода за лесом в 2019 году: рубок прореживания на площади 19,7 га в объеме 290 куб. м, проходных рубок на площади 51,3 га в объеме 1102 куб. м.
Согласно акту сверки выполненных работ с января по декабрь 2019 г. по распоряжению № от 15.09.2010 г. (л.д. 24) выявлено невыполнение ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области мероприятий по уходу за лесом: рубок прореживания на площади 19,7 га в объеме 290 куб. м и проходных рубок на площади 51,3 га в объеме 1102 куб. м.
Также согласно материалам дела, 20.09.2019 г. ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области была подана лесная декларация № (л.д. 55 - 56), которой предусматривалось, в том числе, осуществление рубок прореживания на площади 9 и 6,7 га объемом соответственно 161 куб. м и 129 куб. м и осуществление проходных рубок на площади 31 и 9,5 га объемом соответственно 920 куб. м и 182 куб. м в период с 01.10.2019 г. по 31.12.2019 г.
Затем ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области обратилось в лесной отдел Рудниковского лесничества с заявлением о выдаче разрешения на внесение изменений в лесные декларации, в том числе в лесную декларацию № от 20.09.2019 г., в части увеличения сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины на 12 месяцев, до 31.12.2020 г., по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а именно, неблагоприятных погодных условий на лесном участке, расположенном в Лесновском участковом лесничестве Рудниковского лесничества, исключающих исполнение установленных требований (л.д. 12) с приложением справки Кировского ЦГМС - филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» от 18.11.2019 г. № о метеорологических условиях в период с января по ноябрь 2019 г. по данным метеостанции и гидрологического поста, расположенных в Верхнекамском районе Кировской области (л.д. 10).
18.12.2019 г. начальником лесного отдела Рудниковского лесничества ФИО1 ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области на основании п. 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. №, выдано разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, в том числе по лесной декларации № от 20.09.2019 г. для осуществления проходных рубок и рубок прореживания на срок до 31.12.2020 г. (л.д. 11, 28).
30.01.2020 г. лесничим Верхне-Сысольского участкового лесничества Рудниковского лесничества ФИО8 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области (л.д. 21 - 22).
05.02.2020 г. в отношении ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, юридическому лицу назначен административный штраф в размере 200.000 рублей (л.д. 17 - 20). Согласно постановлению вынесший его старший государственный лесной инспектор ФИО1 пришел к выводу, что в соответствии с проектом освоения лесов срок проведения мероприятий по уходу за лесом в виде проходных рубок и рубок прореживания установлен в течение календарного года, то есть пользователь обязан был выполнить данные мероприятия в 2019 году в объемах, установленных проектом освоения лесов, в срок до 31.12.2019 г., однако по состоянию на 01.01.2020 г. указанные мероприятия не выполнил. При этом у ФКУ ИК-27 имелась возможность выполнить в установленные проектом освоения лесов сроки мероприятия по уходу за лесом - рубки прореживания и проходные рубки.
Рассмотрев жалобу ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области на данное постановление и прекратив производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, поскольку учреждение приняло меры для исполнения требований лесного законодательства, обратившись с лесной декларацией для осуществления проходных рубок и рубок прореживания. Учреждением на основании абз. 2 п. 11 Правил заготовки древесины получено разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, в том числе для осуществления проходных рубок и рубок прореживания на срок до 31.12.2020 г. в установленных в 2019 году объемах: рубки прореживания на площади 19,7 га в объеме 290 куб. м, проходные рубки на площади 51,3 га в объеме 1102 куб. м. В связи с этим в действиях ФКУ ИК-27 отсутствует вина в совершении административного правонарушения, поскольку на выполнение мероприятий по рубкам ухода и рубкам прореживания в объемах, установленных на 2019 год, учреждению изменены сроки выполнения указанных рубок до 31.12.2020 г., и данный срок еще не прошел.
Между тем согласиться с выводами судьи районного суда нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данные требования закона в равной мере распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств должна производиться судьей, должностным лицом, осуществляющими производство по делу об административном правонарушении, по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, а по смыслу части 3 указанной статьи судья, рассматривающий жалобу, не связан ее доводами и обязан проверить дело в полном объеме.
В соответствии с распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 15.09.2010 г. в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области находится лесной участок для заготовки древесины общей площадью 37629,0 га, расположенный в Верхнекамском районе Кировской области в Рудниковском лесничестве: в Лесновском участковом лесничестве, кварталы 1, 25-29, 35, 36, 46-51, 68, 70-73, 76, 77, 83-87, 90-92, 102-108, 110, 111, 119-124, 132-134, 146, 147, 153-155, 157-161, 168-191; в Гидаевском участковом лесничестве, кварталы 101, 112, 113, 121-124.
Проектом освоения лесов, в отношении которого с 01.01.2019 г. утверждено положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 г., установлено ежегодное проведение мероприятий по уходу за лесом, к которым относятся: рубки прореживания на площади 19,7 га в объеме 290 куб. м, проходные рубки на площади 51,3 га в объеме 1102 куб. м.
Вместе с тем, согласно лесной декларации № от 20.09.2019 г. ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области заявило, что в период с 01.10.2019 г. по 31.12.2019 г. будет использовать для заготовки древесины леса на лесном участке Рудниковского лесничества в Лесновском участковом лесничестве: в форме рубок прореживания - в кварталах 177 (выдел 11) и 178 (выдел 13) на площади соответственно 9 га и 6,7 га в объеме 161 куб. м и 129 куб. м; в форме проходных рубок - в кварталах 181 (выдел 16) и 182 (выдел 3) на площади соответственно 31 га и 9,5 га в объеме 920 куб. м и 182 куб. м.
Как следует из п. 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Согласно выданному начальником лесного отдела Рудниковского лесничества ФИО1 на основании указанного пункта Правил разрешению ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины от 18.12.2019 г. вновь установленный (продленный) срок (дата) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины установлен до 31.12.2020 г., в том числе по декларации № от 20.09.2019 г.: по рубкам прореживания - в кварталах 177 (выдел 11) и 178 (выдел 13) на площади соответственно 9 га и 6,7 га в объеме 161 куб. м и 129 куб. м; по проходным рубкам - в кварталах 181 (выдел 16) и 182 (выдел 3) на площади соответственно 31 га и 9,5 га в объеме 920 куб. м и 182 куб. м.
Должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, - начальником лесного отдела Рудниковского лесничества ФИО1, выразившим несогласие с жалобой ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области, был представлен в районный суд письменный отзыв на нее (л.д. 46 - 49), в котором обращено внимание на то, что, исходя из содержания п. 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, разрешение выдается на конкретную лесосеку с указанием площади, объема древесины, оно продляет срок действия лесной декларации с указанными в ней лесосеками для завершения лесосечных работ и не меняет срок исполнения обязанностей по своевременному проведению рубок ухода. При этом у учреждения имелась возможность провести рубки ухода на других лесных участках, т.к. в соответствии с проектом освоения лесов (стр. 122 - 126) определен перечень участков леса, на которых необходимо провести данные рубки. Лесосеки, указанные в лесной декларации № 2 от 20.09.2019 г., не являются единственными для проведения рубок, поскольку имеется еще 87 участков, где назначены рубки ухода. В соответствии с п. 7 приказа Минприроды России от 16.01.2015 г. № 17 у учреждения имелась возможность внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода, но в 2019 году учреждение воспользовалось данным правом для исключения и замены лесосек только для сплошных рубок. При этом к работам по проведению рубок ухода в 2019 году ФКУ ИК-27 не приступало. Также по данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней видно, что заготовка древесины осуществлялась учреждением в течение всего года, несмотря на неблагоприятные погодные условия, и возможность провести рубки ухода у учреждения имелась в течение всех кварталов 2019 года.
В подтверждение указанных доводов должностным лицом были дополнительно представлены: копия лесной декларации № от 20.09.2019 г. (л.д. 55 - 56); копии проектов ухода за лесами от 12.08.2019 г. (л.д. 57 - 60), согласно которым срок проведения работ, связанных с осуществлением рубок прореживания и проходных рубок в лесотаксационных выделах: 11 квартала 177, 13 квартала 178, 16 квартала 181 и 3 квартала 182, Лесновского участкового лесничества, установлен с сентября по декабрь 2019 года; копии страниц 122 - 126 проекта освоения лесов (л.д. 61 - 65), на которых приведен перечень всех участков леса, где могли быть осуществлены рубки прореживания и проходные рубки; копии заявлений руководителей ФКУ ИК-27 о внесении изменений в лесные декларации № от 23.10.2019 г., № от 25.12.2018 г., в том числе в части включения в декларацию других лесных участков и исключения имеющихся (л.д. 66 - 67).
Однако судья районного суда, ограничившись ссылкой на полученное юридическим лицом разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений по декларации № от 20.09.2019 г., не дал всесторонней и объективной оценки всем представленным доказательствам в их совокупности, не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и, основываясь лишь на доводах привлекаемого к административной ответственности лица, сделал вывод об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения, не установив, имелась ли у ФКУ ИК-27 возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ст. 8.27 КоАП РФ, а также были ли им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, задекларированная учреждением для осуществления рубок ухода за лесом, по которым выдано разрешение на изменение сроков, площадь составила: по рубкам прореживания - 15,7 га (9 га + 6,7 га) при объеме древесины 290 куб. м (161 куб. м + 129 куб. м); по проходным рубкам - 40,5 га (31 га + 9,5 га) при объеме 1102 куб. м (920 куб. м и 182 куб. м), в то время как согласно проекту освоения лесов такая площадь должна составлять: по рубкам прореживания - 19,7 га; по проходным рубкам - 51,3 га. То есть площадь лесосеки, по которой продлены сроки рубки, меньше площади, на которой ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области должно было осуществить рубки прореживания и проходные рубки. Данное обстоятельство также оставлено судьей районного суда без внимания и сделан вывод о том, что учреждением получено разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений по всей задекларированной площади лесосеки, в том числе для осуществления рубок прореживания на площади 19,7 га и проходных рубок на площади 51,3 га. Мнение представителей юридического лица и должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, по данному обстоятельству не выяснено.
Таким образом, при рассмотрении жалобы судья районного суда не учел приведенные выше положения КоАП РФ, не в полном объеме исследовав все обстоятельства дела и оценив все представленные доказательства, допустил тем самым процессуальные нарушения, которые носят существенный, принципиальный характер и повлияли на сделанные им выводы, не позволив всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении по жалобе привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, доводы старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 об отмене решения судьи районного суда заслуживают внимания.
В то же время просьба должностного лица о вынесении нового судебного акта - об отказе в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не основана на законе, так как положения ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ не предусматривают возможности вынесения вышестоящим судом такого решения в случае отмены решения судьи районного суда.
Разрешение вопроса о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, состава административного правонарушения возможно в данном случае только на стадии повторного рассмотрения дела.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, поскольку годичный срок давности привлечения ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности, дать им надлежащую оценку и с учетом доводов жалобы принять по делу законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 16 марта 2020 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 от 5 февраля 2020 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Верхнекамский районный суд Кировской области.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев