Судья Неволина С.П. Дело № 77-126/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 19 мая 2020 года
Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев дело по жалобе начальника лесного отдела Рудниковского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО1 на решение судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального казенного учреждения исправительная колония № 27 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказания России по Кировской области (далее ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного лесного инспектора в Рудниковском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Рудниковского лесничества ФИО1 № 3-4-24 от 05.02.2020 ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области привлечено к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ, за что юридическому лицу было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей
Решением судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 11 марта 2020 года постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, начальник лесного отдела Рудниковского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО1 просит решение судьи отменить, принять новый акт, отказав в удовлетворении жалобы на постановление о назначении административного наказания. В обоснование указал, что судьей неверно применены нормы материального права, в частности ссылаясь на нормы ГК РФ, Лесного кодекса РФ, Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 13.09.2016 № 474, полагает, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов. Изменения в проект освоения лесов юридическим лицом не вносилось, что по его мнению, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения предусмотренных мероприятий по лесовосстановлению (уходу за лесом). Полагает, что судьей неверно сделан вывод об отсутствии состава правонарушения, поскольку выполнение мероприятий по рубкам прореживания и проходным рубкам в объемах, установленных на 2019 год, изменены сроки указанных работ, поскольку, считает, что это продление не связано с изменением проекта освоения лесов, а сроки проведения мероприятий, предусмотренные этим проектом, не могут быть продлены, поскольку эти рубки являются составной частью мероприятий по возобновлению леса. Обращает внимание, что у юридического лица имелась возможность осуществить мероприятия по проведению рубок ухода, исходя из объема заготовленной в 2019 году древесины, несмотря на неблагоприятные погодные условия, сроки по проведению сплошных рубок не продлялись, соответственно делает вывод, что юридическое лицо не предприняло все зависящие от него меры для проведения работ по уходу за лесом в 2019 году.
В отзыве защитник ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области ФИО2 просила решение судьи оставить без изменения, жалобу должностного лица без удовлетворения.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, суду пояснив, что сроки рубки юридическому лицу действительно были продлены в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Представитель Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснив, что юридическеое лицо должно было распланировать в 2019 году свою деятельность таким образом, чтобы осуществить проведение рубок прореживания и проходных рубок, предусмотренных проектом освоения лесов.
Защитники юридического лица ФИО2 и ФИО4 возражали относительно удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения, дополнительно пояснив, что проведение рубок прореживания и проходных рубок запланировано на 2. 3 квартал 2020 года на бесснежный период.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом согласно ч. 8 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Согласно чч. 1. 2 ст. 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила ухода за лесами утверждены Приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626, в соответствии с п. 34 которого, уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.
Согласно п. 6 указанных Правил к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента лесного хозяйства Кировской области от 13.07.2009 №733 ФКУ ОИК-4 УФСИН России по Кировской области передан в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок, расположенный в Лесновском участковом лесничестве, Гидаевском участковом лесничестве, Заводском участковом лесничестве Рудниковского лесничества для использования в целях осуществления заготовки древесины (л.д.31-33). ФКУ ОИК-4 УФСИН России по Кировской области переименовано в ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области.
Согласно проекту освоения лесов ежегодный объем заготовки древесины при уходе за лесами составляет: по проходным рубкам - на площади 41,3 га в объеме 1,082 тыс.куб.м.; по рубкам прореживания на площади 44,8 га в объеме 0,527 тыс.куб.м.
ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области 19.09.2019 подало лесную декларацию №3 для заготовки древесины с 30.09.2019 по 31.12.2019 для осуществления проходных рубок и рубок прореживания.
Прекращая производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу, что юридическое лицо выполнило меры для исполнения требований лесного законодательства, обратившись с лесной декларацией для осуществления проходных рубок и рубок прореживания, учреждением получено разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, в том чисел для осуществления проходных рубок и рубок прореживания на срок до 31.12.2020 в установленных 2019 году объемах (1609 куб.м.).
Вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения является правильным. Доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, являются необоснованными.
Действительно, Правилами ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626, не предусмотрено изменение сроков проведения мероприятий по уходу за лесом, в тоже время изменение сроков рубки возможно в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденных Приказом министерства природных ресурсов № 474 от 13.09.2016 (абз. 2 п. 11).
Поскольку сроки рубки прореживания и проходных рубок юридическому лицу были продлены до 31.12.2020 в связи с неблагоприятными погодными условиями, то есть по независящим от юридического лица обстоятельствам, а соответственно у него не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, о чем верно указано в обжалуемом решении суда.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт неблагоприятных погодных условий в 2019 году, которые препятствовали выполнению установленных обязательств юридического лица, никем из сторон не оспаривается. Именно на этом основании 18.12.2019 (л.д. 12) начальник лесного отдела Рудниковского лесничества ФИО1 разрешил ФКУ ИК-27 РУХД УФСИН России по Кировской области изменить сроки рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения и вывоза древесины, в том числе по проходным рубкам и рубкам прореживания по ленной декларации № 3 от 19.09.2019.
Вопреки доводам жалобы указанным разрешением были продлены сроки не только по рубкам ухода, но и по сплошным рубкам по иным декларациям юридического лица.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену решения судьи районного суда, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Кировского областного суда
решил:
решение судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 11 марта 2020 года о прекращении производства по делу в отношении Федерального казенного учреждения исправительная колония № 27 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказания России по Кировской области по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника лесного отдела Рудниковского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья А.В. Мосеев