Судья Ершова А.А. Дело № 77-400/22
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 16 июня 2022 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кощеевой Е.В., действующей в интересах ликвидатора ООО ЧОО «Альбион» Урванцева Е.С., на решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17 января 2022 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области Нагимуллиной Ю.В. № от 3 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ликвидатора ООО ЧОО «Альбион» Урванцева Е.С.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением ст. государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области Нагимуллиной Ю.В. № от 03.09.2021 г. ликвидатор ООО ЧОО «Альбион» Урванцев Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17.01.2022 г. (с учетом постановления об исправлении описки от 28.01.2022 г.) по результатам рассмотрения жалобы Урванцева Е.С. указанное постановление должностного лица от 03.09.2021 г. оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник Урванцева Е.С. - Кощеева Е.В. выражает несогласие с решением судьи, утверждая, что оно принято с нарушением норм материального права.
Излагая обстоятельства дела, цитируя положения Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и КоАП РФ, обращает внимание, что с учетом совпадения праздничных дней с выходными в мае 2021 года на каждый праздник пришлось по три нерабочих дня (с 1 по 3 мая и с 8 по 10 мая). В целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан РФ Указом Президента РФ от 23.04.2021 г. № 242 дни с 4 по 7 мая 2021 года включительно объявлены нерабочими с сохранением за сотрудниками заработной платы, при этом органы публичной власти, иные органы и организации (работодатели) должны были самостоятельно определить численность и состав работников (сотрудников), необходимых для обеспечения функционирования соответствующих органов и организаций, включая возможность работы дистанционно, оформив решение приказом (распоряжением), локальным нормативным актом организации (работодателя). Таким образом, нерабочими были объявлены дни с 1 по 10 мая 2021 года.
Отмечая, что регулирование трудовых отношений осуществляется, в том числе, в соответствии с трудовым законодательством в составе Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов, законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, а также указами Президента РФ (ч. 1 ст. 5 ТК РФ), настаивает, что объявление Президентом РФ нерабочих дней по своей юридической силе равно установлению этих нерабочих дней в Трудовом кодексе РФ.
Сообщает, что решением единственного участника ООО ЧОО «Альбион» № от 30.04.2021 г. генеральный директор Урванцев Е.С. в связи с ликвидацией ООО ЧОО «Альбион» освобожден от занимаемой должности, он же назначен ликвидатором общества. Приказом ликвидатора от 30.04.2021 г. в качестве дня для подготовки необходимой документации и отчетов в связи с ликвидацией общества установлено 6 мая 2021 г. Следовательно, исходя из прямого толкования закона, согласно которому обязанность работодателя по представлению сведений о трудовой деятельности в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица должна быть исполнена не позднее рабочего дня,следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений, а также с учетом установления нерабочих дней в период с 4 по 7 мая 2021 года, предусмотренный законом срок для представления сведений о трудовой деятельности вслучаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица истекает не 4 мая 2021 г., как на то указано ст. государственным инспектором труда и судьей, а 11 мая 2021 г.,поскольку этот день является первым рабочим днемпосле установленных нерабочих и праздничных дней.
Таким образом, поскольку приказом ликвидатора от 30.04.2021 г. для подготовки необходимой документации и отчетов в связи с ликвидацией общества было определено 6 мая 2021 года, то данный день являлся фактически для общества рабочим днем, а, соответственно, отчет по форме СЗВ-ТД направлен в Пенсионный фонд РФ 6 мая 2021 годас соблюдением установленного законом срока.
С учетом изложенного делает вывод, что в действиях Урванцева Е.С. отсутствует событие административного правонарушения, так как обязанность по представлению отчета формы СЗВ-ТД на уволенного генерального директора ООО ЧОО «Альбион» исполнена в установленный срок, в связи с чем просит решение судьи отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отменить постановление по делу об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Урванцев Е.С., а также ст. государственный инспектор труда Нагимуллина Ю.В. извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитника Кощееву Е.В., которая в судебном заседании поданную жалобу поддержала, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 указанного Федерального закона, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 66.1 Трудового кодекса РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок формирования в электронном виде основной информации о тpудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представления ее в Пенсионный фонд РФ установлен Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).
Согласно п.п. 1, 1.2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1). Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п. 1.2).
Пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ предусмотрено, что в разделе «Сведения о трудовой деятельности» указываются:
1) место работы: наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя); регистрационный номер страхователя;
2) сведения о выполняемой работе и периодах работы: сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); сведения о переводах на другую постоянную работу; сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений; реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;
3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ указанные в п. 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются с 1 января 2021 года в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении в Государственную инспекцию труда в Кировской области (в подсистему интеграции АСУ КНД с ПФР в автоматическом режиме) поступила информация из Пенсионного фонда РФ о не предоставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.
Из представленных Пенсионным фондом РФ сведений следует, что в соответствии с приказом ООО ЧОО «Альбион» № от 30.04.2021 г. расторгнут трудовой договор с генеральным директором Урванцевым Е.С. Однако, в установленный срок, а именно - не позднее 04.05.2021 г., ООО ЧОО «Альбион» сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, в части увольнения Урванцева Е.С. не были представлены в Пенсионный фонд РФ, что указывает на допущенное нарушение положений, предусмотренных ч. 1 ст. 66.1 Трудового кодекса РФ, п.п. 2.4 и 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.
Срок предоставления сведений истек в 24 часа 00 минут 04.05.2021 г.
Фактически сведения были переданы работодателем 06.05.2021 г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ликвидатором ООО ЧОО «Альбион» является Урванцев Е.С. (л.д. 30 - 34). Согласно решению № от 30.04.2021 г. единственным участником ООО ЧОО «Альбион» принято решение о ликвидации организации, об освобождении от занимаемой должности генерального директора, о назначении ликвидатором ООО ЧОО «Альбион» Урванцева Е.С., о передаче ликвидатору полномочий по управлению ООО ЧОО «Альбион» (л.д. 8).
По данному факту 20.08.2021 г. ст. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области Нагимуллиной Ю.В. в отношении ликвидатора ООО ЧОО «Альбион» Урванцева Е.С. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ (л.д. 15 - 18).
03.09.2021 г. этим же должностным лицом Государственной инспекции труда в Кировской области вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым ликвидатор ООО ЧОО «Альбион» Урванцев Е.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, с назначение административного наказания в виде предупреждения (л.д. 21 - 23).
Судья районного суда, рассмотрев 17.01.2022 г. жалобу Урванцева Е.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 03.09.2021 г. и оставив указанное постановление без изменения, согласился с квалификацией вменяемого последнему деяния, придя к выводу, что факт совершения Урванцевым Е.С. административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 20.08.2021 г., информацией Пенсионного фонда РФ, приказом об увольнении Урванцева Е.С. от 30.04.2021 г., пояснением о предоставлении сведений, а нарушение требований законодательства стало возможным в связи с ненадлежащим исполнением Урванцевым Е.С. своих должностных обязанностей (л.д. 49 - 54).
Вместе с тем, согласиться с выводами судьи районного суда, как и должностного лица Государственной инспекции труда в Кировской области, вынесшего постановление по делу, о виновности Урванцева Е.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, нельзя. Напротив, доводы жалобы защитника последнего - Кощеевой Е.В. заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Как отмечено выше, в соответствии с п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ сведения, указанные в п. 2.4 данной статьи, в том числе сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, представляются в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения).
Таким образом, согласно действующему законодательству срок исполнения должностным лицом работодателя обязанности по представлению соответствующих сведений в органы Пенсионного фонда РФ определяется первым рабочим днем, следующим за днем издания приказа (распоряжения) об увольнении работника.
Как следует из Указа Президента РФ от 23.04.2021 г. № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.», с 4 по 7 мая 2021 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Статья 111 Трудового кодекса РФ закрепляет, что всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
На основании ст. 112 Трудового кодекса РФ нерабочим праздничным днем в Российской Федерации является, в том числе, 1 мая - Праздник Весны и Труда. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
С учетом изложенного, учитывая, что в мае 2021 г. выходными являлись, в том числе, дни с 1 по 3 мая в связи с празднованием Праздника Весны и Труда, а дни с 4 мая по 7 мая в соответствии с Указом Президента от 23.04.2021 г. № 242 являлись нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы, принимая во внимание график работы ООО ЧОО «Альбион» в мае 2021 г., определенный приказом ликвидатора общества № от 30.04.2021 г. (л.д. 9), в соответствии с которым днем подготовки документов и отчетов в связи с ликвидацией ООО ЧОО «Альбион» определено 6 мая 2021 г., первый рабочий день, следующий за днем издания приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от 30.04.2021 г., согласно которому генеральный директор Урванцев Е.С. уволен 30.04.2021 г. (л.д. 10), приходился на 06.05.2021 г. Согласно информации Пенсионного фонда РФ сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, в части увольнения Урванцева Е.С. были представлены в Пенсионный фонд РФ также 06.05.2021 г.
При таких обстоятельствах срок представления в орган Пенсионного фонда РФ указанных в Федеральном законе от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ сведений Урванцевым Е.С. нарушен не был.
Ссылка судьи районного суда на то, что приостановление деятельности юридического лица не освобождает соответствующих субъектов от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не может быть принята во внимание, так как деятельность ООО ЧОО «Альбион» не приостанавливалась, первый рабочий день в мае 2021 г. установлен приказом ликвидатора общества правомерно - на основании Указа Президента от 23.04.2021 г. № 242, с учетом положений Трудового кодекса РФ, а в Федеральном законе от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ срок исполнения обязанности по представлению сведений определен первым рабочим днем, следующим за днем издания соответствующего приказа (распоряжения).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что в деянии, совершение которого вменяется Урванцеву Е.С., отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по делу, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п. 13.1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, постановление должностного лица от 03.09.2021 г. и решение судьи районного суда от 17.01.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Урванцева Е.С. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу защитника Кощеевой Е.В. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области Нагимуллиной Ю.В. № от 3 сентября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ликвидатора ООО ЧОО «Альбион» Урванцева Е.С. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев
Решение24.06.2022