Дело № 3а-35/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Киров 15 июня 2018 года
Кировский областной суд в составе судьи Опалева О.М.,
при секретаре Калабиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление Министерства юстиции) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» (далее - Организация) о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая на допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе документарной проверки. Ссылается на то, что отдельные положения устава Организации не соответствуют требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение положений Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ отчеты об использовании Организацией своего имущества не публикуются, не обеспечивается доступ для ознакомления с указанными отчетами; Организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Из состава членов Организации не исключен член, совершивший действия, дискредитирующие Организацию, членом Организации является лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Заседания общего собрания членов Организации не проводятся, Общим собранием членов Организации не образован Совет Организации, не избран Председатель Организации, не избрана Контрольно-ревизионная комиссия. Для целей бухгалтерского и налогового учета Организацией не разработана и не утверждена учетная политика. Организация не имеет самостоятельного баланса и (или) сметы. Председателем Организации не возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. 01 марта 2018 года по результатам плановой документарной проверки в адрес Организации было внесено предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства с установлением срока исполнения до 14 мая 2018 года включительно. Кроме того, в нарушение Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ Организация не представила в Управление сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, их фактическом расходовании и использовании по форме № № за 2017 год, а также информацию о продолжении своей деятельности за 2017 год с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения. 19 июля 2017 года в Управление министерства юстиции поступило письмо от трех из четырех учредителей Организации, согласно которого Организация является недействующей, цели деятельности Организации не достигаются, полномочия органов Организации истекли и не продлевались, учредители не возражают против ликвидации Организации.
Просят ликвидировать Региональную общественную организацию «Кают-компания моряков в Вятке», исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В отзыве на исковое заявление представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову ФИО1 указал, что согласно справке № № о состоянии расчетов с бюджетом у Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» по состоянию на 08 июня 2018 года имеется задолженность по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 200 рублей.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В силу статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.
Как следует из материалов дела, решение о государственной регистрации Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области 02 марта 2010 года.
09 марта 2010 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №.
Организация действует на основании Устава Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке», утвержденного Общим собранием учредителей (протокол № № от 24 декабря 2009 года).
Пунктом 1.1 Устава Организации предусмотрено, что общественная организация - Региональная общественная организация «Кают-компания моряков в Вятке» является основанным на членстве общественным объединением, созданным гражданами для совместной реализации целей, предусмотренных настоящим Уставом.
В отношении Организации в период с 01 февраля 2018 года по 01 марта 2018 года Управлением Министерства юстиции проводилась плановая документарная проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Отдельные положения Устава Организации не соответствуют действующему законодательству.
Так, в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
Вместе с тем, Пунктом 1.4 Устава предусмотрено, что Организация имеет бланки, печати и иную символику, зарегистрированную в установленном законом порядке.
Пунктом 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Устав общественной организации должен содержать, в том числе, сведения о предмете и целях ее деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности.
В нарушение вышеприведенных положений Устав не содержит сведений о предмете деятельности Организации, о видах деятельности, посредством осуществления которых будут достигаться цели Организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Вопреки указанным требованиям пунктом 4.5 Устава Организации предусмотрено, что члены Организации уплачивают членские взносы в размерах, установленных Советом.
Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления корпоративной некоммерческой организации, определен пунктом 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части первой статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», вопросы исключительной компетенции высшего органа управления должны быть предусмотрены в уставе Организации.
Пункт 5.2 Устава, устанавливающий компетенцию высшего органа управления Организации, не соответствует пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (пункт 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В нарушение указанных требований единоличный исполнительный орган Организации составляет более одной четверти состава коллегиального органа управления.
Исходя из положений пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации участники собрания при его проведении имеют равные права.
Однако пунктом 5.7 Устава предусмотрено, что в случае равенства голосов при принятии решения Совета голос Председателя является решающим. Данное положение нарушает равенство прав участников собрания при его проведении.
Вопреки требованиям абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» отчеты об использовании Организацией своего имущества не публикуются, и не обеспечивается доступ ознакомления с указанными отчетами.
Согласно положениям пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Вместе с тем Организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с Организацией, не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и положений пункта 4.8 Устава из состава членов Организации не исключен член Организации, совершивший действия, дискредитирующие Организацию.
В нарушение положений пункта 5 части 3 статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» членом Организации является лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Согласно протоколу Общего собрания Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» № № от 24.12.2009 председателем Совета Организации избран ФИО2
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц. Учредителем Организации является, в том числе, ФИО2, <дата>.
Согласно сообщению Информационного центра Управления Министерства внутренних дел Российской Ферации по Кировской области ФИО2, <дата> года рождения, место рождения г. Киров Кировской области, <дата> осужден Нововятским районным судом г. Кирова Кировской области по пункту «б» части 4 статьи 132, статье 64 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет строго режима с лишением права заниматься педагогической деятельностью на 10 лет.
В нарушение требований абзаца второго части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пунктов 5.1, 5.2, 5.10 Устава Организации заседания Общего собрания членов Организации не проводятся, Общим собранием членов Организации не образован Совет Организации, не избраны Председатель Организации, Контрольно-ревизионная комиссия.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В нарушение требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» Организацией не разработана и не утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета.
В Организации не утверждены самостоятельный баланс и (или) смета, что является нарушением абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».
Согласно требованиям пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Вопреки вышеуказанным требованиям Председателем Организации не возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо.
01 марта 2018 года в адрес Организации направлено предупреждение № № об устранении нарушений вышеперечисленных норм с установлением срока исполнения до 14 мая 2018 года. Предупреждение до настоящего времени не исполнено. Письмо возвращено в связи с истечением срока хранения.
На основании абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Сроки представления указанного отчета определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», форма - Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в соответствии с которыми форма отчета - № ОН000З, срок гсоставления отчета - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение вышеуказанных положений Организация не представила в Управление сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОН0003 за 2017 год, а также информацию о продолжении своей деятельности за 2017 год с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения.
Как следует из материалов дела, учредителями Организации являются: ФИО2, Б.Е.В., Ц.А.Б., Г.С.А.
19 июля 2017 года в Управление Министерства юстиции поступило письмо учредителей Организации, из которого следует, что Организация является недействующей, цели ее деятельности не достигаются, полномочия органов Организации истекли и не продлевались, учредители не возражают против ликвидации Организации.
Исходя из положений части 1 статьи 26 и абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
Аналогичное основание ликвидации юридического лица закреплено в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные выше факты свидетельствуют о грубом нарушении Региональной общественной организацией «Кают-компания моряков в Вятке» требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Региональная общественная организация «Кают-компания моряков в Вятке» допустила нарушение законодательства Российской Федерации, названные выше нарушения законодательства не устранены в срок, указанный в предупреждении, административным ответчиком не предпринято мер для устранения нарушений и на момент рассмотрения дела, суд полагает административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о ликвидации Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию «Кают-компания моряков в Вятке» (ОГРН №).
Исключить сведения о Региональной общественной организации «Кают-компания моряков в Вятке» (ОГРН №) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.М. Опалев