НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 08.02.2021 № 3А-109/20

№ 3а-3/2021

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «08» февраля 2021 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Абаскаловой А.А.,

при участии прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия В к Региональной службе по тарифам Кировской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие В обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, о признании недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации муниципальное унитарное предприятие В», в части не включения расходов по текущему премированию и премированию по итогам работы за год работников предприятия в статьи затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды», «Административные расходы» по регулируемым видам деятельности со дня принятия судом решения. В обоснование заявленного требования МУП В» указано, что при установлении тарифов Региональной службой по тарифам Кировской области не учтены расходы предприятия на выплату премиальных (стимулирующих) выплат работникам, премиальные выплаты по итогам работы за год, а также соответствующие отчисления на социальные нужды с данных выплат. В связи с чем тарифы, установленные указанным решением, являются экономически необоснованными и противоречащими требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению.

Выслушав представителя административного истца МУП В» Л., поддержавшую доводы и требования административного искового заявления, представителя региональной службы по тарифам Кировской области У., указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 3.1.3.1 пункта 3.1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 г. № 144/365, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям региональной службы по тарифам.

Оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации муниципальное унитарное предприятие В» принято в правомочном составе, с соблюдением процедуры его принятия и опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru и на официальном информационном сайте Правительства Кировской области www.kirovreg.ru.

Таким образом, решение правления региональной службы по тарифам от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> принято в пределах полномочий региональной службы по тарифам Кировской области, с соблюдением формы, порядка принятия и введения оспариваемого решения в действие.

Из материалов дела следует, что МУП В» является гарантирующей организацией осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района Кировской области.

Решением правления региональной службы по тарифам от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП В», тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение на период 2019 - 2023 гг. Методом регулирования тарифов избран метод индексации.

Из представленных МУП В» в региональную службу по тарифам документов следует, что фактически за 2017 г. размер текущего премирования работников составил: по водоснабжению (питьевое водоснабжение) для производственного персонала - 40,00% (3189,09), цехового персонала – 40,00% (6250,45), административного персонала - 50% (7669,89); размер премирования по итогам работы за год производственного персонала составил - 7,00% (558,09), цехового персонала – 7,00% (1093,83), административного персонала – 7,00% (1073,78); на 2019 г. заявлен размер текущего премирования для производственного персонала – 40,00% (7852,64), цехового персонала – 40,00% (17654,54), административного персонала - 50% (18556,63); на 2019 г. размер премирования по итогам работы за год для производственного персонала заявлен - 7,00% (1374,21), цехового персонала – 7,00% (3009,54), административного персонала - 7% (2597,93); по водоотведению фактически за 2017 г. средний размер текущего премирования для производственного персонала составил - 40,00% (3230,63), цехового персонала - 50% (6999,38), административного персонала - 50% (7669,89); на 2019 г. предприятием заявлен размер текущего премирования для производственного персонала - 40,00% (7410,35), цехового персонала - 50% (17694,72), административного персонала - 50% (18556,63); размер премирования по итогам работы за год производственного персонала составил - 7,00% (565,36), цехового персонала – 7,00% (1093,83), административного персонала – 7,00% (1073,78); на 2019 г. размер премирования по итогам работы за год для производственного персонала заявлен - 7,00% (1296,81), цехового персонала – 7,00% (2477,26), административного персонала - 7% (2597,93).

Из протокола заседания правления региональной службы по тарифам от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> следует, что в результате экспертизы представленных МУП В» документов, обосновывающих тарифы на 2019 г. на водоснабжение (питьевое водоснабжение) и водоотведение, в составе расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, цехового и административного персонала органом регулирования не учтены расходы предприятия на премиальные выплаты (стимулирующие выплаты).

Обосновывая исключение данных выплат из состава расходов предприятия, административный ответчик сослался на то, что рост размера оплаты труда производственного, цехового и административного персонала над фактически сложившимся в 2017 г. превышает индексы потребительских цен, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, регулирующий орган не располагал Положением о премировании работников МУП В», которое, как и Коллективный договор не предусматривают возможность учета «дополнительного премирования» в расходах предприятия на оплату труда.

Согласно положениям пунктов 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, может быть рассчитан методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ).

Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа.

Согласно пунктам 58, 59 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива. Величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа (пункт 61 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

К числу таких расходов отнесены расходы на плату труда и отчисления на социальные нужды производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала (пункты 39 - 41 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э предусмотрено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

Приложение 2.2 Методических указаний предусматривает включение в фонд оплаты труда производственного персонала, ремонтного персонала, административного персонала текущего премирования (строки 2.8), дополнительного премирования, включая вознаграждение за выслугу лет (строки 2.9).

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Пункт 2.6 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг., действовавшего на момент принятия оспариваемого решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.11.2018 г. № 40/39-кс-2019, предусматривал включение в расходы (средства), направляемые на оплату труда, тарифной составляющей расходов (средств), которая рассчитывается исходя из нормативной численности работников, с учетом Единой тарифной сетки по оплате труда работников ЖКХ Кировской области и минимальной месячной тарифной ставки действующей в организации (подпункт 2.6.1); средств, направляемых на премирование работников, в том числе премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности – в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда (подпункт 2.6.2); вознаграждения по итогам работы за год - в размере двух окладом в год на одного работника (подпункт 2.6.3); ежемесячного вознаграждения за выслугу лет, согласно коллективному договору, в пределах 15% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда (подпункт 2.6.4) иные виды премирования работников (подпункт 2.6.5).

Подпунктом 5.1.12 пункта 5.1 Коллективного договора МУП В» на 2017 – 2020 гг. предусмотрена выплата работникам предприятия премий, входящих в систему оплаты труда за месяц и по итогам работы за год, на основании Положения о премировании работников МУП В», утвержденного на предприятии.

Нормами разделов 5 и 6 Положения о премировании работников МУП В», действующего на предприятии, предусмотрено премирование по итогам работы за месяц инженерно-технических работников и рабочих в размере 50% от тарифной ставки или должностного оклада, а также единовременное (разовое) премирование работников предприятия и премирование работников предприятия по итогам работы за год.

С учетом изложенного, доводы, приведенные административным ответчиком в обоснование исключения спорных выплат из состава расходов предприятия, суд не может признать состоятельными, поскольку, несмотря на то, что действительно, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, подлежат учету плановый и (или) фактический уровень фонда оплаты труда, сложившийся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации, а также прогнозный индекс потребительских цен, исключение из необходимой валовой выручки на 2019 г. в полном объеме расходов на выплату премиальных (стимулирующих) выплат работникам и отчислений на социальные нужды с этих выплат противоречат пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункту 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, пункту 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э.

При этом, само по себе не представление регулируемой организацией в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов действующего на предприятии Положения о премировании, также не является безусловным основанием для исключения спорных расходов из необходимой валовой выручки.

Таким образом, суд находит требование административного истца о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия В» в части не включения расходов по текущему премированию, премированию по итогам работы за год работников предприятия в статьи затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды», «Административные расходы» по регулируемым видам деятельности подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 4500 руб. 00 коп., относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия В района удовлетворить.

Признать недействующим решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.11.2018 г. № <данные изъяты> «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия В» в части не включения расходов по текущему премированию, премированию по итогам работы за год работников предприятия в статьи затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды», «Административные расходы» по регулируемым видам деятельности со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Кировской области.

Взыскать с региональной службы по тарифам Кировской области в пользу муниципального унитарного предприятия В расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Мотивированное решение суда составлено 15.02.2021 г.