Судья Ермаков А.С. Дело № 7-102/2022
(№ 5-487/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 06 сентября 2022 года
Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу ФИО3 ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 19 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра лесного хозяйства Кировской области ФИО4 ФИО2,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 19 июля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра лесного хозяйства Кировской области ФИО4 ФИО2 прекращено в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО3 просит отменить постановление судьи, возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что Министерство знало об использовании ООО «<данные изъяты>» лесного участка с момента получения акта проверки и предписания Рослесхоза в 2016 году до настоящего времени, однако им целенаправленно не принимались меры по исполнению предписания. Полагает, что ФИО4, находясь на должностях, имеющих распорядительные полномочия, не мог не знать о факте предоставления Министерством лесного участка без постановки на кадастровый учет. Имел возможность принять меры по устранению нарушения с 10 декабря 2017 года, вместе с тем меры по устранению нарушения начали приниматься лишь с 28 января 2022 года. Не согласен с выводом суда по факту неисполнимости Предписания в части разработки, утверждения и предоставления в Департамент плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений в месячный срок в связи с отсутствием даты начала исчисления указанного месячного срока, поскольку план мероприятий не рассматривается как требование Департамента об устранении выявленных нарушений, в связи с чем непредставление плана не ставится в вину Министерства.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, консультант отдела контроля исполнения субъектами РФ переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу ФИО3 в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Заместитель министра лесного хозяйства Кировской области ФИО4 надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, не вился, ходатайство об отложении не представил.
При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с положениями пункта 3 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти организует и осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.
В силу п.п.2 п.7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденному приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 года №203, на Департамент возложен контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09 июля 2021 года №569 утвержден Порядок действия должностных лиц Рослесхоза, осуществляющих контроль за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в проверках по контролю за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, согласно которого контроль за исполнением предписаний осуществляется территориальными органами Рослесхоза – Департаментами по федеральным округам (п.2), который в ходе контроля за исполнением предписания организует проверки в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 63 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (п.3), принимает незамедлительные меры по привлечению лиц к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.16).
В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно статье 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Исходя из положений пункта 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся до 01 января 2015 года, признавались ранее учтенными объектами недвижимости.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2021 года врио начальника Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО5 в адрес Министерства лесного хозяйства Кировской области вынесено предписание № 195-вдп «Об устранении выявленных нарушений» (далее – Предписание), согласно которому на основании части 2 статьи 72, статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации Министерству лесного хозяйства Кировской области предписано в срок до 01 февраля 2022 года обеспечить устранение нарушений, допущенных при предоставлении лесного участка в аренду (по договору от 28 января 2015 года №36-63 в аренду предоставлен лесной участок без проведения государственного кадастрового учета), направить информацию и копии соответствующих материалов (документов) о выполнении настоящего предписания в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому округу не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока исполнения предписания.
В предписании также указано о необходимости в месячный срок разработать, утвердить и предоставить в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу план мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и принятию мер по недопущению в дальнейшем аналогичных нарушений, включающий в себя конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных лиц (л.д.12-13).
На основании приказа заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО6 в отношении Министерства лесного хозяйства проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения выданного предписания.
Согласно акту внеплановой документарной проверки от 15 февраля 2022 года №05-2022, во исполнение предписания Министерство лесного хозяйства направило в адрес ООО «<данные изъяты>» 28 января 2022 года претензию о необходимости постановки на государственный кадастровый учет лесных участков, предоставленных в пользование ООО «<данные изъяты> по договору аренды лесных участков от 28 января 2015 года №36-63, зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области 15 апреля 2015 года №43-43/001-43/013/105/2015-255/1, в срок до 25 июля 2022 года. С учетом того, что с момента выдачи предписания до даты направления претензии Министерством лесного хозяйства не предпринималось никаких действий, по результатам проверки дано заключение о неисполнении пункта 1 предписания (л.д.21-23).
Данные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра Лесного хозяйства Кировской области ФИО4 (л.д.4-8).
Также в протоколе имеется ссылка на то, что Министерством проигнорирована разработка, утверждение и предоставление в Департамент установленного предписанием плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и принятию мер по недопущению в дальнейшем аналогичных нарушений, включающий в себя конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных лиц.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда установил, что лесные участки по договору №36-63 от 28 января 2015 года учтены в государственном лесном реестре, заявление на предоставление которых было подано до 01 января 2015 года.
28 января 2022 года во исполнение выданного предписания и.о. министра лесного хозяйства Кировской области ФИО7 направлена ООО «<данные изъяты>» претензия о необходимости постановки на государственный кадастровый учет лесных участков, предоставленных обществу в пользование по договору аренды лесных участков, о чем 28 января 2022 года направлена информация начальнику Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
В связи с тем, что предписание №195-вдп от 29 августа 2021 года не содержит указания на нарушения, допущенные при предоставлении лесного участка в аренду по договору от 28 января 2015 года №36-63 с учетом действовавших на момент предоставления такого участка положений Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ; не содержит указания на возможные способы устранения обозначенного в нем нарушения, а Министерством лесного хозяйства Кировской области выбран способ устранения в виде направления в установленный срок претензии арендатору судья районного суда не усмотрел в действиях должностного лица – заместителя министра Лесного хозяйства Кировской области ФИО4 инкриминируемого состава административного правонарушения.
Относительно указания в предписании в месячный срок разработать, утвердить и предоставить в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу план мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и принятию мер по недопущению в дальнейшем аналогичных нарушений, включающий в себя конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных лиц, сделан вывод о том, что в этой части предписание не исполнимо, поскольку дата исчисления указанного месячного срока не определена.
С учетом заключения по результатам проверки о неисполнении пункта 1 предписания, а также приведенных в жалобе доводов о том, что в вину должностному лицу не ставилось непредставление плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и принятию мер по недопущению в дальнейшем аналогичных нарушений, включающий в себя конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных лиц, что фактически подтверждается протоколом об административном правонарушении, оценка судьей районного суда данных обстоятельств не является нарушением, влекущим отмену обжалуемого постановления.
Довод жалобы о том, что предписание не исполнено и прекращение производства по делу не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нахожу несостоятельным.
Материалами дела достоверно подтверждается, что в срок, установленный в предписании, Министерство лесного хозяйства Кировской области в лице и.о. министра лесного хозяйства Кировской области ФИО7 предприняло меры для обеспечения устранения нарушений, допущенных при предоставлении лесного участка в аренду.
Исходя из содержания предписанного министерству лесного хозяйства требования, несогласие с объемом и сроком совершенных действий по предписанию, не ставит под сомнение выводы судьи. С учетом диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доводы жалобы о наличии возможности принять меры по постановке на кадастровый учет лесных участков с 10 декабря 2017 года правового значения не имеют.
Таким образом, судья районного суда, правильно определив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях заместителя министра лесного хозяйства Кировской области ФИО4 состава инкриминируемого административного правонарушения. Производство по делу было обоснованно прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, по изложенным выше обстоятельствам постановлением мирового судьи судебного участка №67 Первомайского судебного района г.Кирова от 12 апреля 2022 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства лесного хозяйства Кировской области в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.78-80).
Доводы жалобы правильность оспариваемого постановления судьи не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановленного по делу решения не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 19 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра лесного хозяйства Кировской области ФИО4 ФИО2 оставить без изменения, жалобу консультанта отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу ФИО3 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда Т.Н. Мазюта
Решение12.09.2022