Судья Широкова Н.В. Дело № 77-512/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 5 июля 2022 года
Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «<данные изъяты> (далее ООО «<данные изъяты>») ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25 февраля 2022 года № 10-37/13-22 и решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 25 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО <данные изъяты>»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25 февраля 2022 года № ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 25 мая 2022 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба ООО «ВВКС» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник ООО <данные изъяты> ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи отменить. В обоснование жалобы указала, что общество исчислило сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, внесло платежи в установленный срок, сдало декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Надзорный орган в протоколе об административном правонарушении указал на нарушение ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ и Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, при этом не указал какая норма Правил была нарушена. Полагает, что поскольку существует спор о правильности произведённого начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, административный орган не вправе был квалифицировать действия общества по ст. 8.41 КоАП РФ. В адрес общества было направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, оспаривает правильность произведенных доначислений. Кроме того, обращает внимание, что у общества имелась переплата по платежам в сумме большей, чем платежи за 2020 год, которая должна была быть учтена в счет уплаты задолженности и (или) платежей будущего отчетного периода.
В возражениях временно исполняющий обязанности руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 просит решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу ООО «<данные изъяты>» – без удовлетворения.
В судебном заседании защитники ООО «<данные изъяты> ФИО1 и ФИО4 доводы жалобы поддержали.
Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, ФИО2 и представитель административного органа ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы не поддержали, просили решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, опросив в качестве свидетеля ФИО7, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Как следует из содержания ч. 1 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Правила).
Минприроды России 10.12.2020 издан Приказ N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899".
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО <данные изъяты>. <адрес> является сбор и обработка сточных вод на объектах: очистные сооружения канализации <адрес>); ручей <адрес>); река <адрес>). Вышеперечисленные объекты оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам II категории.
По результатам контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «<данные изъяты> г. Кирово- Чепецка, надзорным органом установлено, что юридическим лицом не внесена плата за 2020 год в размере 348010,36 руб.; нарушен срок внесения платы за 2020 год: в размере 1,05 руб. (с 02.03.2021 по 11.11.2021); в размере 348020,36 руб. (с 02.03.2021 по 11.03.2021); в размере 348010,36 руб. (с 12.03.2021 до 11.01.2022 дату акта контроля), что привело к нарушению ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
Вопреки доводам жалобы, факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в частности: протоколом об административном правонарушении, актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчетом сумм платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, выпиской из ЕГРЮЛ, пояснениями ООО «ВВКС».
Доводы жалобы о своевременном и полном исполнении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду отклоняю по следующим основаниям. Так, обществом неверно была исчислена плата за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается актом контроля за исчислением платы от 11.01.2022, в связи с чем к 1 марта 2021 года обществом плата была внесена лишь частично.
Лицо, обязанное вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подлежит привлечению к административной ответственности и в случае неполного внесения данной платы, то есть внесения платы в меньшем размере, чем сумма платы, подлежащая внесению при правильности ее исчисления, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022 (вопрос № 31).
Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду при расчете Обществом платы в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты: код №П (ручей <адрес><адрес> и код №П (река <адрес><адрес> столбцах 12 необоснованно применен коэффициент Кпр(Кср) равный 25 вместо коэффициента 100, что и отразилось на занижении суммы платы за НВОС.
Согласно положениям ч. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" коэффициент 25 применяется за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
коэффициент 100 применяется за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
В соответствии с п. 7.12 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" в столбце 12 Раздела 2 Декларации в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25.
ООО «ВВКС» какой-либо разрешительной документации на сброс загрязняющих веществ в водные объекты: код №П (ручей <адрес>) и код №П (река <адрес>) не имеет, в частности разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выдававшегося для объектов II категории до 1 января 2019 года, временного разрешения на сброс, полученного в порядке ст. 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Также Обществом не подавалась декларация о воздействии на окружающую среду по указанным объектам, в которой были бы содержались расчеты нормативов допустимых сбросов (ч. 4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"); что не оспаривалось защитниками в ходе рассмотрения жалобы.
Таким образом, вопреки доводам жалобы плата в отсутствие действующей разрешительной документации должна исчисляться как за сверхлимитное воздействие, то есть с применением коэффициента 100. Применение коэффициента 25 противоречило бы положениям абз. 6 ч. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Ссылка защитников на пп 12, 21(1) Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", полагаю в этом случае, является необоснованной.
Иное толкование закона привело бы к неравному положению хозяйствующих субъектов подавших декларацию о НВОС и не подававших её, делало бы выгодным не составление декларации как можно дольше, поскольку в это время при исчислении платы за НВОС применялся бы коэффициент 25, как за осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов.
Неверно истолкован защитником и абз. 2 п. 7.12 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899", в частности в нем идет речь о порядке применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВОС для лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, которые получили разрешение на сброс загрязняющих веществ до 1 января 2019 года. Далее по тексту приказа определен срок действия такого разрешения – то есть до окончания установленного в разрешении срока или до дня представления декларации НВОС. В частности это вытекает и из содержания ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", где определено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Что касается доводов жалобы об излишне внесенной сумме платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 265760,49 рублей, то необходимо отметить, что эта сумма внесена по другим объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, она не превышает сумму, которую не доплатило общество по объектам код №П (ручей <адрес>) и код №П (река <адрес>
Сумма 1,05 рублей была внесена Обществом 11.11.2021, то есть фактически нарушение сроков внесения платы за НВОС в данном размере не оспаривается.
Согласно п. 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Как пояснили в настоящем судебном заседании защитники с заявлением о зачете или о возврате излишне уплаченной платы за НВОС Общество не обращалось.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы, признаков малозначительности совершенное Обществом правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а также незначительности сумм невнесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в игнорировании Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Установив все фактические обстоятельства настоящего дела и верно применив нормы материального права, судья пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным не является.
Таким образом, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25 февраля 2022 года № 10-37/13-22 и решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 25 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «<данные изъяты> оставить без изменения, жалобу защитника ООО <данные изъяты>» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Мосеев
Решение13.07.2022