Гражданское дело № 2-112/2018 В окончательном виде решение изготовлено 02 февраля 2018 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Доевой И.Б., при секретаре Турсуновой Н.А., с участием истца Кочемазовой Н.В., представителя ответчика Родченко Е.И., действующей на основании доверенности от 09 января 2018 года № 1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-112/2018 по иску Кочемазовой Н.В. к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду о признании незаконным отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», установил: Кочемазова Н.В. обратилась с иском к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду (далее по тексту - Управление социальной политики по городу Кировграду) о признании незаконным решения от 13 декабря 2017 года № 40 об отказе во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (далее по тексту – Список), признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование исковых требований истец указала, что в декабре 2017 года обратилась в Управление социальной политики по городу Кировграду с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив необходимые для этого документы, в том числе, о награждении ее 27 мая 2011 года ведомственной наградой ФСИН России – медалью «За отличие в службе» II степени. В удовлетворении заявления истцу отказано решением Управления социальной политики по городу Кировграду от 13 декабря 2017 года № 40. Отказ во включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда» истец считает незаконным, поскольку он противоречит законодательству и иным правовым актам. 21 августа 2017 года ФСИН России издан приказ № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», которым определен перечень ведомственных знаков отличия ФСИН России, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в данный перечень включены медали ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени. Таким образом, медаль ФСИН России «За отличие в службе» II степени предоставляет ей право на присвоение звания «Ветеран труда». Истец Кочемазова Н.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала; просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Управления социальной политики по городу Кировграду – Родченко Е.И., представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении иска отказать, настаивая на правомерности обжалуемого решения. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно положениям статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 14 июня 2017 года истец является получателем пенсии по выслуге лет по линии ФСИН России (пенсионное удостоверение от 27 июня 2017 года), 02 декабря 2017 года обратилась в Управление социальной политики по городу Кировграду с заявлением о включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда», представив в подтверждение права на получение указанного звания документы о награждении ее приказом ФСИН России от 27 мая 2011 года № 426-лс медалью «За отличие в службе» II степени (удостоверение к медали). Решением Управления социальной политики по городу Кировграду от 13 декабря 2017 года № 40 в удовлетворении заявления Кочемазовой Н.В. о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания. Инициируя настоящий спор, истец указала, что наличие медали ФСИН России «За отличие в службе» II степени предоставляет ей право на присвоение звания «Ветеран труда». Оценивая доводы истца в указанной части, суд приходит к следующим выводам. Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, действующей с 01 июля 2016 года, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений – дату обращения истца с заявлением в Управление социальной политики по городу Кировграду) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На территории Свердловской области порядок и условия присвоения гражданам звания «Ветеран труда» регламентированы «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ (далее по тексту – Положение), подпункт 1 части 1 пункта 1 которого (в редакции Указа Губернатора от 20 мая 2016 года № 280-УГ, действующей с 01 июля 2016 года, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) содержит положения, аналогичные положениям, закрепленным в пункте 1 Закона № 5-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части 1 пункта 1 названного Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части 1 пункта 1 указанного Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято: 1) Президентом Российской Федерации; 2) Председателем Правительства Российской Федерации; 3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; 5) руководителями федеральных органов исполнительной власти; 6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 7) Генеральным прокурором Российской Федерации; 8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания «Ветеран труда» указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Пунктом 13 Положения предусмотрено, что ответственность за правомерность присвоения звания «Ветеран труда» возлагается на руководителей территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. В соответствии с правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26 декабря 2002 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина Б.М.», по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. В соответствии с приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 317, Федеральная служба исполнения наказаний включена в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба. Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба. С учетом изложенного, поскольку медаль «За отличие в службе» II степени, которой была награждена истец, учреждена ФСИН России (Приказ ФСИН России от 10 ноября 2005 года № 855 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» равно как и Приказ ФСИН России от 25 мая 2011 года № 323 «Об утверждении Положения о награждении ведомственными наградами Федеральной службы исполнения наказаний», которые утратили силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 771 «О признании утратившими силу приказов ФСИН России» и Приказа ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» соответственно), данный ведомственный знак отличия в соответствии с приведенными выше нормами Положения не может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда». Соответственно, оспариваемый истцом отказ Управления социальной политики по городу Кировграду во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является правомерным. Доводы истца о наличии у нее права на присвоение звания «Ветеран труда» ввиду того, что имеющаяся у нее награда прямо предусмотрена Приказом ФСИН России от 21 августа 2017 года № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», которым определен перечень ведомственных знаков отличия ФСИН России, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в частности в данный перечень включены медали ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени суд полагает ошибочными. Действительно, с принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» с 01 июля 2016 года в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения - статья 7 названного Федерального закона дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Во исполнение пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» 21 августа 2017 года ФСИН России издан Приказ № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», которым определен перечень ведомственных знаков отличия ФСИН России, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в данный перечень включены медали ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени (начало действия данного документа – 19 сентября 2017 года). Приказ ФСИН России от 10 ноября 2005 года № 855 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», равно как и Приказ ФСИН России от 25 мая 2011 года № 323 «Об утверждении Положения о награждении ведомственными наградами Федеральной службы исполнения наказаний» утратили силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 771 «О признании утратившими силу приказов ФСИН России» и Приказа ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» соответственно. Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы, награжденные медалями ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени после 01 июля 2016 года в соответствии с Приказом ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» либо Приказом ФСИН России от 21 августа 2017 года № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», имеют право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии со статьей 7 Федерального закона Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и пункта 5 Положения. Истец награждена медалью ФСИН России «За отличие в службе» II степени до 01 июля 2016 года и в соответствии с иным нормативным актом - действовавшим на момент награждения Приказом ФСИН России от 25 мая 2011 года № 323 «Об утверждении Положения о награждении ведомственными наградами Федеральной службы исполнения наказаний», а потому ни Приказ ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», ни Приказ ФСИН России от 21августа 2017 года № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» к спорным правоотношениям не применимы. При этом суд учитывает, что положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» не влияют на выводы суда. Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Вместе с тем, по состоянию на 30 июня 2016 года медаль ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», отнесена не была (знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, перестали учитываться в целях присвоения звания «Ветеран труда» с 01 января 2016 года, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Положение Указом Губернатора от 14 сентября 2015 года № 431-УГ), соответственно, право на присвоение звания «Ветеран труда» по состоянию на 30 июня 2016 года у истца отсутствовало, а потому в настоящее время отсутствует и возможность реализации несуществующего права. Доводы истца о том, что нормы Положения не подлежат применению в рассматриваемом споре, поскольку противоречат Федерального закона Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», не могут быть признаны состоятельными. До 01 июля 2016 года, когда пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определил, в каком порядке учреждаются ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждал перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования до 01 июля 2016 года вправе были самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Исходя из установленных обстоятельств, суд, учитывая приведенные нормы права, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кочемазовой Н.В. по заявленным основаниям. Поскольку в удовлетворении требований истца отказано в полном объеме, оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу судебных расходов по уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Кочемазовой Н.В. к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду о признании незаконным отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.
|