НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Киренского районного суда (Иркутская область) от 10.07.2019 № 2А-165/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2019 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием представителя истца Кондратенко И.С., представителя заинтересованного лица Красноштановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-165/2019 по административному иску Прокурора Киренского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству Лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным, об обязании осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Киренского лесничества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Киренского района Иркутской области, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству Лесного комплекса Иркутской области, указав в обоснование требований (с учетом уточнений), что прокуратурой Киренского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров на территории Киренского района проведена проверка в деятельности Территориального Управления Министерства Лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству (далее по тексту - ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству). Согласно информации Министерства Лесного комплекса Иркутской области от 16.04.2019 территории Киренского лесничества относятся к Приангарскому таежному и Восточно-Сибирскому таежному мерзлотному районам. Кроме того, в лесном фонде Киренского района имеется особо охраняемая природная территория государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Чайский». На основании Приказа Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в защитных лесах, расположенных в Восточно-Сибирском таежном мерзлотном лесном районе, к которым относятся леса Киренского района, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,03 шт. на 1 000 га общей площади лесов. В нарушении данных положений законодательства, а также требований ст.ст.51, 52, 53.1 Лесного кодекса РФ на территории государственного лесного фонда, подведомственного ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству, не имеется пожарно-наблюдательных пунктов, отвечающих требованиям действующего законодательства. Невыполнение ответчиком требований лесного законодательства по исполнению мер пожарной безопасности в лесах Киренского района в части организации пожарных наблюдательных пунктов в лесах Киренского лесничества, в том числе в особо охраняемой природной территории государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Чайский» нарушает интересы государства, являющегося собственником лесов, и ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) (п.п.1, 4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ). На финансовое обеспечение указанных мероприятий в соответствии с п.1 ст. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ п.11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций, в том числе и на осуществление мер пожарной безопасности, к числу которых относится строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов. 31.01.2019 Министерством Лесного комплекса Иркутской области утвержден План тушения лесных пожаров на территории Киренского лесничества. В соответствии с п.4 Плана на территории Киренского Лесничества присутствуют пункты сосредоточения пожарного инвентаря, пожарные наблюдательные пункты отсутствуют. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществляет управление в сфере лесного хозяйства, государственный надзор в области охран и использования особо охраняемых природных территорий (государственные природные заказники регионального значения), осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Лесохозяйственный регламент Киренского лесничества Иркутской области утвержден Приказом Министерства Лесного Комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр. Пунктом 17 Лесохозяйственного регламента определен перечень требований к пожарной безопасности в лесах, в который включено строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов. Таким образом, по результатам проведенной проверки было установлено, что Министерством лесного комплекса Иркутской области исполнение законодательства об охране лесов от пожаров на территории Киренского района осуществляется ненадлежащим образом. Бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившиеся в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Киренского лесничества, по строительству пожарных наблюдательных пунктов влечет потенциальную угрозу для окружающей среды и безопасности неопределенного круга лиц. На основании изложенного истец просит признать несоответствующими требованиям природоохранного законодательства бездействие ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству по неосуществлению мер пожарной безопасности в лесах Киренского лесничества Иркутской области в соответствии с требованиями лесного законодательства; признать несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие Министерства Лесного комплекса Иркутской области по непринятию мер в части длительного не проведения лесоустройства на территории Киренского лесничества и надлежащего руководства и осуществления мониторинга безопасности в лесах Киренского района Иркутской области и контроля за реализацией ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству положений лесохозяйственного регламента Киренского лесничества в части охраны лесов от пожара; обязать ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству и Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 01.06.2020 обеспечить размещение на территории Киренского лесничества пожарно-наблюдательных пунктов и их оборудование в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать Министерство Лесного комплекса Иркутской области в срок до 01.06.2020 провести лесоустройство на территории Киренского лесничества. В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил административные исковые требования и просил признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Киренского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательные пункты) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществить строительство и ввод в эксплуатацию наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательные пункты) на территории Киренского лесничества в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

В судебном заседании представитель административного истца Кондратенко И.С., действующая на основании прав по должности, отказалась от административных исковых требований к административному ответчику ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству о признании несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие по неосуществлению мер пожарной безопасности в лесах Киренского лесничества Иркутской области в соответствии с требованиями лесного законодательства, об обязании в срок до 01.06.2020 обеспечить размещение на территории Киренского лесничества пожарно-наблюдательные пункты и их оборудование в соответствии с требованиями действующего законодательства; а также отказалась от административных исковых требований к административному ответчику Министерству лесного комплекса Иркутской области в части требований о признании несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие по непринятию мер в части длительного не проведения лесоустройства на территории Киренского лесничества и надлежащего руководства и осуществления мониторинга безопасности в лесах Киренского района Иркутской области и контроля за реализацией ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству положений лесохозяйственного регламента Киренского лесничества в части охраны лесов от пожара, об обязании в срок до 01.06.2020 провести лесоустройство на территории Киренского лесничества. На остальных исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в уточненном административном исковом заявлении.

Судом вынесено соответствующее определение о прекращении производства по делу, в связи с частичным отказом административного истца от административных исковых требований.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Швец Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще, представила суду письменные отзывы на административное исковое заявление и на уточненное административное исковое заявление, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству Красноштанова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования прокурора Киренского района подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

В соответствии с положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира (п.1). Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица (п.6). В соответствии с возложенными на него задачами министерство лесного комплекса Иркутской области осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса РФ(п.8).

ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству является государственным учреждением, подведомственным министерству лесного комплекса Иркутской области и в силу ч.1 ст.23 Лесного кодекса РФ – основной территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на подведомственной территории.

Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.09.2016 № 25-МПР утверждено Положение о ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству. Основной задачей ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Киренского лесничества (п.8). В соответствии с возложенной на него функцией ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству осуществляет функции, в том числе, по осуществлению мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, организации предупреждения лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов).

Прокуратурой Киренского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров проведена проверка Киренского лесничества, в результате которой были выявлены факты бездействия со стороны Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Киренского лесничества.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду и установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей при родной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1).

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры (ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 Лесного кодекса РФ).

В силу п. 121 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, при составлении ведомости по охране лесов от пожаров проектируются мероприятия, определенные в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, а именно ч. 2 статьи 53.1 Лесного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», в том числе: строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в эксплуатационных и резервных лесах; в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах и на особо защитных участков лесов, за исключением заповедных лесных участков; в защитных лексах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесов.

Согласно ч. 1 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Согласно действующему Лесохозяйственному регламенту Киренского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, общая площадь Киренского лесничества, по данным государственного лесного реестра на 01.01.2018, составляет 4282888 га. Лесничество расположено в северо-восточной части Иркутской области. В состав Киренского лесничества включены четыре участковых лесничества: Киренское, Чайское, Ичерское, Карелинское. Леса относятся Восточно-Сибирскому таежному мерзлотному лесному району и Верхнеленскому таежному лесному району, входящему в состав Приангарского таежного лесного района.

Кроме того, в лесном фонде Киренского лесничества имеется особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Чайский», учрежденный решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 26.11.1984 № 618 «Об организации комплексного государственного заказника «Чайский» создан комплексный государственный охотничий заказник областного значения «Чайский». Постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп «О государственных природных заказниках Иркутской области» установлено, что государственный природный заказник областного значения «Чайский» является государственным природным заказником регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем. Заказник расположен на землях лесного и водного фонда в границах кадастровых кварталов 38:09:130005, 38:09:130002, общая площадь составляет 24956,91 га.

Согласно пункту 17 Лесохозяйственного регламента Киренского лесничества охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждения планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

Пунктом 2.16 таблицы Б36 Лесохозяйственного регламента Киренского лесничества определены нормативы размещения на местности пунктов для наблюдения за возникновением лесных пожаров.

На основании Приказа Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в защитных и эксплуатационных лесах, расположенных в Приангарском таежном районе и Восточно-Сибирском таежном мерзлотном лесном районе, к которым относятся леса Киренского лесничества, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,03 шт. на 1 000 га общей площади лесов.

Как указано в Лесохозяйственном регламенте Киренского лесничества, в соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Киренского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 3071383 га, площадь защитных лесов – 1124487 га.

Как следует из письма министерства лесного комплекса Иркутской области от 31.01.2019 министерством утвержден План тушения лесных пожаров на территории Киренск ого лесничества. В соответствии с п.4 Плана на территории Киренского Лесничества присутствуют пункты сосредоточения пожарного инвентаря, пожарные наблюдательные пункты отсутствуют.

Учитывая, что на территории Киренского лесничества в нарушение нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174, не имеется ни одного пожарного наблюдательного пункта, что не отрицалось самим административным ответчиком, суд полагает, что со стороны административного ответчика имеется незаконное бездействие.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу ст. 21 вышеуказанного закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара (ст. 34 вышеуказанного закона).

Не принятие мер по возведению пожарно-наблюдательных вышек влечет угрозу безопасности граждан в случае возникновения лесных пожаров, может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности своевременного выявления факта пожара, а также причинить большой экологический и экономический ущерб права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами.

При этом суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что вся территория Киренского лесничества относится к зонам авиационного и космического мониторинга, соответственно для обнаружения пожаров на территории указанного лесничества не используются наземные средства обнаружения лесных пожаров, к которым относятся пожарные наблюдательные пункты, в связи со следующим.

Действительно, Приказом Рослесхоза от 09.07.2009 № 290 с изменениями, внесенными Приказом Рослесхоза от 12.05.2011 № 165, распределены земли лесного фонда Российской Федерации по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга.

Так, согласно приложению к данному приказу в Иркутской области общая площадь по данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2011 составляет 69419,4 тыс. га, из которых зона наземного мониторинга составляет 1100 тыс. га, зона авиационного мониторинга 39997,9 тыс. га, остальные леса отнесены к зонам космического мониторинга.

Как указал представитель административного ответчика, согласно распоряжению министерства лесного комплекса Иркутской области от 12.04.2019 № 1132-мр «Об утверждении лесопожарного зонирования земель лесного фонда в Иркутской области, маршрутов наземного патрулирования лесов и маршрутов авиационного патрулирования лесов, расположенных на землях лесного фонда в Иркутской области на 2019 год», вся территория Киренского лесничества, в том числе площадь заказника «Чайский», относятся к зоне авиационного и космического мониторинга, где обнаружение лесных пожаров осуществляется с использованием авиационных сил и средств, а также с помощью информационной системы дистанционного мониторинга «ИСДМ-Рослесхоз».

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 « 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно п. 3 указанных правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

По смыслу данной нормы права предупреждение лесных пожаров и мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются различными мерами пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов являются мерой предупреждения лесных пожаров, а часть 1 ст. 53.2 Лесного кодекса РФ регламентирует, что видами мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесных пожаров.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов не относится к видам мониторинга, а потому не может зависеть от наличия либо отсутствия наземного мониторинга на территории лесничества.

Доводы административного ответчика о том, что требование административного истца об обязании министерства обеспечить на территории Киренского лесничества пожарные наблюдательные пункты противоречит п.10 ст. 1 Лесного кодекса РФ, поскольку для строительства пожарных наблюдательных пунктов необходим лесной участок, использование которого органами государственной власти недопустимо в силу прямого указания закона, суд считает несостоятельным, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.

В силу ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.

Как указано судом выше, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов является мерой предупреждения лесных пожаров, то есть входит в полномочия органа государственной власти субъекта РФ по охране и защите лесов.

Согласно п. 1 ч. 3 ст.83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, установлен порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из данной нормы права, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на осуществления мер пожарной безопасности, к числу которых относится строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Киренского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований о незаконности оспариваемого бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Киренского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о бездействии административного ответчика о том, что пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты) на территории Киренского лесничества отсутствуют, прокурору стало известно из ответа ТУ МЛК Иркутской области по Киренскому лесничеству, поступившего в прокуратуру 05.04.2019, поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 29.04.2019, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает прокурором не пропущен.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Киренского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству Лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным, об обязании осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Киренского лесничества – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства Лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Киренского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществить строительство и ввод в эксплуатацию наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории Киренского лесничества в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение будет изготовлено судом 17 июля 2019 года.

Судья М.В. Мельникова