НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кингисеппского городского суда (Ленинградская область) от 22.10.2020 № 2-1415/19

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2020 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Мицюк В.В.

при секретаре Баталовой Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Богацкой Э.С., представителя истца Богацкой Э.С. – адвоката Шалонина В.Н., предъявившего удостоверение и ордер от 18 декабря 2019 года, представителя ответчика ГБУ ЛО Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» - директора Белой Е.В.

гражданское дело по иску Богацкой Элины Станиславовны к Государственному бюджетному учреждению Ленинградской области Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» о признании недействительными результаты специальной оценки условий труда, признании незаконными действия, обязании восстановить ранее предоставленные компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Богацкая Э.С. 18 декабря 2019 года обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Ленинградской области Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», с учетом увеличения заявленных требований, о

признании недействительными результаты специальной оценки условий труда от 23.07.2019 по должности младший воспитатель и помощник воспитателя,

признании незаконными действия, выразившиеся в изменении существенных условий труда по занимаемой должности помощника воспитателя, изложенных в уведомлении от 04.10.2019 и по занимаемой должности младшего воспитателя, изложенных в уведомлении от 04.10.2019 ,

признании несоответствующими закону и не подлежащими применению условия дополнительного соглашения от 23.12.2019, касающиеся отнесения условий труда к вредным условиям подкласса 3.1 (п.19), установления суммарного количества рабочих часов в размере 40 часов в неделю (п.14), установления продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней (п.17),

обязании восстановить ранее предоставленные компенсации за работу во вредных условиях труда в должности младшего воспитателя: компенсационная выплата в размере 4% от должностного оклада, сокращенная рабочая неделя 36 часов, дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней с учетом фактически отработанного времени; в должности помощника воспитателя: продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска 42 дня, сокращенная рабочая неделя 36 часов. В обоснование заявленных требований указав, что с 09 февраля 1987 года была принята на работу в Ивангородский дошкольный детский дом на должность ночной няни. Приказом Отдела народного образования Ленинградского областного Исполнительного комитета Совета народных депутатов от 01.06.1987 года Ивангородский дошкольный детский дом переименован в Ивангородский дошкольный детский дом для детей с нарушениями интеллекта. В дальнейшем данная организация неоднократно переименовывалась и в настоящее время имеет наименование «Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». В данном учреждении находятся дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, выражающееся в нарушении интеллекта и болезнях нервной системы. 31 октября 2012 года работодатель заключил ней на неопределенный срок трудовой договор , в соответствии с которым она продолжает работу в должности младшего воспитателя. 31 мая 2018 года с нею заключено дополнительное соглашение к Трудовому договору , в котором отражены результаты специальной оценки условий труда по должности «младший воспитатель» - итоговый подкласс условий труда - 3.1. Этим же соглашением ей предоставлены следующие компенсации: компенсационная выплата в размере 4% от должностного оклада; сокращенная рабочая неделя 36 часов; дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней с учетом фактически отработанного времени.

01 марта 2019 года с ней заключен срочный трудовой договор , в соответствии с которым она до 31 декабря 2019 года работает в этом же учреждении в должности помощника воспитателя по внутреннему совместительству. Перечисленными трудовыми договорами предусмотрено предоставление ей основного ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 дня. При этом, фактически ее трудовые обязанности в должности младшего воспитателя и в должности помощника воспитателя являются тождественными, и она исполняет их на одном и том же рабочем месте (группа «Колокольчик»), в течение каждого рабочего дня.

04 октября 2019 года она поучила уведомление работодателя о том, что на основании приказа от 22.04.2019 года о/д на ее рабочем месте проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой условия труда по должности «помощник воспитателя» были отнесены к вредным условиям труда 1 степени (класс 3, подкласс 3.1 установленный ст. 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»), а по должности «младший воспитатель» - допустимым условиям труда (класс 2, установленный названным законом).

Поскольку по результатам специальной оценки условий труда, условия труда по занимаемым ею должностям не были отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, работодатель 04 октября 2019 года уведомил меня о том, что продолжительность ее основного ежегодного оплачиваемого отпуска по должности «помощник воспитателя» уменьшается с 42 до 28 календарных дней, а по должности младшего воспитателя мне прекращается предоставление компенсации за вредные условия труда.

В январе 2020 года работодателем ей было предложено подписать дополнительное соглашение от 23 декабря 2019 года к трудовому договору от 31 октября 2012 года , в соответствии с условиями которого ей с 01 января 2020 года предоставляется работа в должности помощника воспитателя (п.п. 1-3 соглашения), предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, суммарное количеств рабочих часов 40 часов в неделю (п.п. 17, 14). Пунктом 19 дополнительного соглашения установлено, что условия труда являются вредными (подкласс 3.1). Считает результаты специальной оценки условий труда по должностям младшего воспитателя и помощника воспитателя необоснованными, а действия работодателя, выражающиеся в изменении существенных условий труда по этим же должностям путем издания уведомлений от 04.10.2019 года и от 04.10.2019 года , а также дополнительного соглашения от 23 декабря 2019 года к трудовому договору от 31 октября 2012 года незаконными, поскольку требования законодательства при проведении специальной оценки условия труда были нарушены. Так, работникам, включая и ее, не была предоставлена возможность присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на рабочем месте. Как видно из карт специальной оценки условий труда, при проведении оценки перечисленные факторы, за исключением тяжести трудового процесса, не учитывались. Между тем, при проведении оценки подлежали идентификации и оценке следующие факторы: химический - поскольку при выполнении обязанностей младшего воспитателя и помощника воспитателя ей приходится систематически использовать агрессивные моющие и дезинфицирующие средства, оказывающие негативное воздействие на организм; биологический - поскольку при выполнении трудовой функции она постоянно находится в непосредственном контакте с детьми, в том числе и в случаях наличия у них инфекционных заболеваний; напряженность трудового процесса - поскольку работа в должности помощника воспитателя и младшего воспитателя осуществляется и в ночное время, с необходимостью осуществлять постоянный контроль и уход за детьми, в условиях недостаточного освещения на протяжении с 22 часов до 06 часов; тяжесть трудового процесса, обусловленная тем, что дети, находящиеся в учреждении зачастую страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в связи с чем испытывают затруднения в самостоятельном передвижении, в силу чего ей приходится часто носить их на руках. Не был принят во внимание и такой фактор производственной среды и трудового процесса, как шум. В то время, как воспитанники учреждения, как в силу детского возраста, так и в силу имеющихся психических заболеваний, часто и длительно ведут себя очень шумно. Необходимо принять во внимание и то, что, вопреки требованиям закона, в картах специальной оценки условий труда полностью отсутствует указание на производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом, не было принято во внимание, что при выполнении трудовой функции по вышеуказанным должностям ею используются электрооборудование: кварцевая лампа, водонагреватель, а также, как указано выше агрессивные моющие и дезинфицирующие средства, могущие также оказывать негативное влияние на организм работника.

Как видно из дополнительного соглашения к ее трудовому договору специальная оценка условий труда по занимаемым ею должностям была проведена ДД.ММ.ГГГГ. По результатам этой оценки условий труда эти условия признавались вредными (для помощника воспитателя - подкласс вредности 3.2, для младшего воспитателя подкласс вредности 3.1). За время, прошедшее с момента предыдущей оценки условий труда каких-либо изменений в ее трудовом процессе не произошло. При этом, какие-либо иные предусмотренные законом основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда отсутствовали. По каким причинам в данном случае была проведена внеплановая оценка, и по каким причинам ее результаты существенно отличаются от оценки, проведенной в 2018 году, ей неизвестно, в связи с чем полагает, что такие причины отсутствуют.

Следует также принять во внимание и то, что по результатам ранее проведенных оценок условий труда этих условия признавались вредными (подкласс вредности 3.2). За время, прошедшее с момента предыдущей оценки условий труда каких-либо изменений в моем трудовом процессе не произошло. При этом, специальная оценка условий труда помощника воспитателя, проводилась с учетом ее работы в этой должности по совместительству, то есть, не более 5 часов в неделю. Между тем, из уведомления от 04 октября 2019 года следует, что в дальнейшем работа в должности помощника воспитателя будет осуществляться в течение 40 часов в неделю, то есть данная работа будет являться основной и постоянной. Специальная оценка условий труда при условии выполнения работы в должности помощника воспитателя не по совместительству, а в качестве основного места работы не проводилась. Кроме того, в соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 9 Федерального закона «Оспециальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Рабочие места младшего воспитателя и помощника воспитателя полностью соответствуют признаку аналогичности, поскольку трудовые функции по этим должностям выполнятся одинаковые, в одних и тех же помещениях, в одних и тех же условиях, с использованием одинаковых материалов и оборудования. В соответствии с п.п. 1-3 ст. 16 данного закона при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Вопреки данным требованиям закона рабочие места младшего воспитателя и помощника воспитателя не были определены как аналогичные рабочие места, и на них были составлены разные карты специальной оценки условий труда. При таких обстоятельствах результаты специальной оценки условий труда нельзя признать обоснованными и дающими работодателю основания для изменения существенных условий труда, отмены ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций.

Считает также необходимым отметить следующее. В соответствии со ст.ст. 116, 117 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. При этом, в настоящее время действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда Совета Министров СССР от 25 октября 1974 года /П-22, в соответствии с которым право на дополнительный отпуск в размере 30 календарных дней имеют няни, непосредственно обслуживающие больных в детских домах для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы (п. 55, 172 Раздела XL Здравоохранение). Письмом Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.08.1986 г. -МК, письмом Министерства финансов СССР от 20.08.1986 г. решено распространять на помощников воспитателей продолжительность дополнительного отпуска, установленную ранее для нянь и ночных нянь в вышеуказанных учреждениях. Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В соответствии с данным разделом младший воспитатель выполняет все должностные обязанности помощника воспитателя и дополнительные обязанности. В соответствии с примечанием 13 к Штатным нормативам руководителей, специалистов, технических исполнителей, относимых к категории служащих и рабочих для образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната, утвержденным Постановлением <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, должности младших воспитателей могут вводиться вместо должностей помощников воспитателей там, где это целесообразно.

Считает, что поскольку являющиеся тождественными должности помощника воспитателя и младшего воспитателя предусматривают право на предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, такое же право сохраняется за нею и при работе в должности младшего воспитателя, так как должность младшего воспитателя была введена вместо должности помощника воспитателя, а обязанности, которые она выполняет в должности младшего воспитателя, полностью соответствуют обязанностям помощника воспитателя. Следовательно, она имеет право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью в размере не менее 7 календарных дней. Таким образом, необоснованные результаты специальной опенки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ лишают ее права на ранее предоставлявшиеся компенсации в виде дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели и доплаты к должностному окладу (том 1 л.д. 2-8, 179-190).

В судебном заседании истец и ее представитель заявление поддержали по доводам, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить в полном объеме. Выразили несогласие с проведенной по делу судебной экспертизой, поскольку эксперт подписку о предупреждении об уголовной ответственности предоставил в суд после предоставления заключения. Отметили, что заключение судебной экспертизы обжаловано истцом в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что с Богацкой Э.С. заключен трудовой договор по должности «Младший воспитатель» на неопределенный срок ДД.ММ.ГГГГ. На основании трудового договора Богацкой Э.С. режим рабочего времени составлял 36 часов в неделю, был установлен дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней и предоставлялись следующие компенсации: -15% за работу в образовательных учреждениях для детей-сирот; -15% за работу в специальных (коррекционных образовательный учреждениях); - 20% за работу в ночное время, рассчитанного за час работы с 22.00 до 6.00. В 2018 году была проведена плановая СОУТ на рабочих местах младших воспитателей. По ее результатам была установлена вредность подкласса 3.1. По проводимой аттестации рабочих мест 2013 года подкласс вредности был аналогичный 3.1. Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, при условии сохранения прежних условий труда, явившихся основанием для назначения компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных факторов, компенсационные меры не могут быть ухудшены. Поскольку на момент проведения СОУТ условия труда на этих рабочих местах, не изменились, за младшими воспитателями были сохранены компенсационные выплаты за вредность в размере 4% от оклада, сокращенная рабочая неделя 36 часов и дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 дней. В проведении СОУТ в 2018 году работодателем было принято решение о дополнительных исследованиях по следующим факторам: химический шум световая среда (освещенность) для подтверждения безопасности условий труда. Были проведены замеры и исследования по химическому фактору, по шуму, освещенности. В результате исследований установлен 2 (допустимый) класс условий труда по данным факторам. В частности, моющие и чистящие средства, применяемые в учреждении, являются бытовыми, разрешены к применению в детских учреждениях и имеют сертификаты соответствия, дезинфицирующее средство так же имеет все сертификаты и разрешено к использованию в детском учреждении. Следовательно, данные факторы не влияют на степень вредности условий труда и при последующих проведениях СОУТ могут не идентифицироваться. Согласно Классификатору (Приложение № 2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной опенки условий труда и инструкции по ее заполнению»): Химический фактор - идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и/или химическом анализе химических веществ и смесей, выделении химических веществ в ходе технологического процесса, а также при производстве веществ биологической природы. Это химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа. Биологический фактор - идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах: организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности; организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифинированных организмов II степени потенциальной опасности; медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность; работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу. Это микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах,

В связи с тем, что рабочая неделя сотрудников данной категории сокращенная, в соответствии с нормами штатных единиц, утвержденных Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, составить режим работы для круглосуточного режима не представляется возможным. До 01.01.2019 года режим работы младших воспитателей был организован по режиму сутки через трое, что нарушает ст.94 ТК РФ (рабочая смена составляла 24 часа). Таким образом, встал вопрос об увеличении нагрузки сотрудников данной категории. С целью соблюдения законодательства РФ, с января 2019 года младшие воспитатели переведены на график работы день, ночь, 2 выходных. На основании ст.94 ТК РФ каждый сотрудник, занимающий должность младший воспитатель, написал личное заявление, в котором дал письменное согласие об увеличении продолжительности рабочей смены до 12 часов. В связи с тем, что должность младшего воспитателя по условиям оценки условий труда относится к должности с вредными условиями (класс 3.1.), всем сотрудникам данной должности на основании ч.3 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 года предоставляется компенсация за работу во вредных условиях в размере 4% за вредность, сокращенная рабочая неделя 36 часов, дополнительный отпуск 7 дней.

В соответствии с ч.5 ст.282 ТК РФ оформление физического лица в качестве совместителя для работы во вредных и (или) опасных условиях труда не допускается, если его основная работа осуществляется в таких же условиях. Следовательно, когда основная должность сотрудника является «вредной», он не может по совместительству выполнять трудовые обязанности во вредных условиях труда. Поэтому принять сотрудников на должность «Младший воспитатель» по совместительству не представлялось возможным. В связи со спецификой работы учреждения для осуществления круглосуточного пребывания младших воспитателей на группе, младшим воспитателям было предложено заключить срочный трудовой договор по должности «Помощник воспитателя» с нагрузкой 5 часов в неделю. В штатном расписании должность помощник воспитателя была утверждена с 01.01.2019 года. На основании личного заявления о приеме на работу по совместительству на должность помощник воспитателя с Богацкой Э.С. был заключен срочный трудовой договор по должности «Помощник воспитателя» сроком до 31 декабря 2019 года.

На основании ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ работодатель обязан в течение года с момента введения новой должности провести СОУТ. Данное мероприятие по оценке условий труда могут проходить только после принятия на это рабочее место сотрудника. В п.20 трудового договора от 01 марта 2019 года с Богацкой Э.С. указано об обязательстве работодателя провести специальную оценку труда по данной должности в 2019 году. При реализации целей и задач учреждения и в связи с изменением структуры работы учреждения в 2019 года, изменения по составу воспитанников, графиков работы отдельных групп, графиков работы учебно-вспомогательного персонала, в том числе младших воспитателей, возникла необходимость проведения внеплановой СОУТ по должности «Младший воспитатель». Должность младшего воспитателя целесообразна только на группах, реализующих дошкольную образовательную программу (2 группы из 7). Кроме того, внесены существенные изменения в условия труда, в частности, 5-ти дневная рабочая неделя, без работы в ночное время. Это обусловлено введением новых дополнительных услуг, оказываемых учреждением. Сотрудник, работающий в должности младший воспитатель участвует в образовательном процессе совместно с воспитателями. Согласно требованиям, предъявляемым по данной должности сотрудник должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или вреднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

На общем собрании в июне 2019 года сотрудникам, занимающим должность младший воспитатель были разъяснены функциональные отличия должностей «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя», их режимы работы и требования профессионального стандарта, предъявляемые с 2020 года. Сотрудникам было предложено пройти профессиональную переподготовку, курсы повышения или аттестацию на соответствие занимаемой должности в срок до 01 сентября 2019 года. На момент проведения СОУТ квалификационным требованиям по должности «Младший воспитатель» соответствовал 1 человек из 17. Заявлений от Богацкой Э.С. на аттестацию и прохождение переобучения в области педагогики не поступало. 22 апреля 2019 года был издан Приказ о проведении СОУТ, был заключен Договор с лицензированной организацией ООО «ТПБ-Лаборатория» на проведение СОУТ. С Приказом о проведении СОУТ работники были ознакомлены через доску объявлений. О предстоящей СОУТ также говорилось на инструктаже по охране труда в апреле 2019 года.

Согласно Методике проведения СОУТ (Утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года N ЗЗн Приложение ) в вышеназванную организацию были переданы материалы для идентификации вредных факторов: -Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ;

-Должностные инструкции по должностям Младший воспитатель и Помощник воспитателя; -Перечень оборудования, используемого на рабочих местах с сертификатами; -Перечень используемых материалов (в нашем случае- моющих и дезинфицирующих средств с сертификатами); -Перечень используемых средств индивидуальной защиты с сертификатами; -Результаты предыдущей аттестации рабочих мест; -Справка о проведении периодических медосмотров, отсутствию производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о проводимых инструктажах по охране труда.

Идентификация вредных и опасных факторов осуществляется организацией, проводящей СОУТ и утверждается Комиссией созданной Приказом о СОУТ. Перечень идентифицированных вредных факторов был утвержден 16 мая 2019 года, в который вошел только фактор тяжести производственного процесса. Согласно Методике по проведению СОУТ, если факторы не идентифицировны, замеры по ним не производятся. Соответственно, исследования по факторам химический, биологический, шум и освещенность не исследовались, а оценивалась только тяжесть трудового процесса, которая идентифицируется как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых работниками осуществляется выполнение обусловленных технологическим процессом (трудовой функцией) работ по поднятию и переноске грузов в ручную, работ в вынужденном положении или положении «стоя», при перемещении в пространстве. Это физическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, наклоны корпуса тела работника, рабочая поза, перемещение в пространстве.

Богацкая Э.С. работает на воспитательной группе, которая является разновозрастной от 5 до 7 лет. На основании п.35 Постановления Правительства РФ № 481 от 25.05.2014 года «Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек. В связи с тем, что дети по 1-2 раза в год находятся на плановой госпитализации по своим заболеваниям сроком до 2,5 месяцев, выезжают на мероприятия по оздоровлению и отдыху сроком от 8 до 21 дня (до 5 раз в год во время каникул), зачисляются в школы-интернаты на 5-ти дневное круглосуточное пребывание (выходные суббота, воскресенье), то среднесписочный состав группы за год составляет всего 5 человек. Кроме того, на группе детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, нет. Дети данного возраста по группе передвигаются самостоятельно.

Также, отметила, что детский плач, капризы в силу своих возрастных особенностей, в детском учреждении не является фактором вредности, как заявляет Богацкая Э.С. По основному виду деятельности учреждения они осуществляют присмотр и уход, обязаны создать условия для полноценного развития детей, создавать комфортные домашние условия, защищать права и интересы наших воспитанников, кроме того сотрудники центра обязаны создавать благоприятную психологически-комфортную среду при общении с детьми.

Согласно Методике проведения СОУТ все измерения и исследования проводятся в ходе осуществления штатной деятельности учреждения. Среди обязанностей работодателя в плане проведения СОУТ, согласно ФЗ № 426-фз от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», нет обязанности по обеспечению присутствия всех работников при проведении измерений.

16 мая 2019 года специалистом аттестующей организации с участием членов комиссии по СОУТ были проведены замеры и исследования, анализ документации учета рабочего времени, журналов кварцевания, графиков генеральных уборок, проветривания, а также отслеживание соблюдения режимных моментов и выполнения сотрудниками функциональных обязанностей. У Богацкой Э.С. на момент проведения измерений по табелю учета рабочего времени был выходной. 23 июля 2019 года были сформированы заключения по результатам СОУТ и отчет. Работодателем данный отчет был утвержден 6 сентября 2019 года. Срок рассмотрения и утверждения отчета регламентом проведения СОУТ не установлен. Далее, согласно законодательству о СОУТ, работодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета по СОУТ ознакомить работников с результатами СОУТ под подпись. Работники ознакомлены с результатами СОУТ 04 октября 2019 года. Таким образом, сроки при проведении СОУТ нарушены не были. По результатам СОУТ должность «Младший воспитатель» имеет 2 класс условий труда (допустимый), в связи с изменением (улучшением) условий труда. Об изменении класса условий труда, об отмене компенсационных мер, которые являются существенными условиями труда, работодатель обязан уведомить не менее чем за два месяца. 4 октября 2019 года Богацкая Э.С. подписала уведомление, в котором говорилось, что предоставление компенсаций будет прекращено только с 1 января 2020 года, дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда с 1 января 2019 года по 6 сентября 2019 года (дата подписания отчета является датой вступления в силу новых условий труда) будет предоставлен в 2020 году с учетом фактически отработанного времени.

По должности «Помощник воспитателя» был установлен подкласс вредности 3.1. В настоящее время, согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (подкласс 3.1), устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4% от оклада. Другие компенсационные меры при подклассе 3.1 не предусмотрены, что отражено в карте №5 специальной оценки условий труда по должности «Помощник воспитателя». Данная должность введена в 2019 году, ранее по должности помощник воспитателя СОУТ не проводилась. Соответственно применяются только установленные по результатам СОУТ компенсационные меры, определенные Трудовым Кодексом, предусматривающим предоставление гарантий и компенсаций на основании результатов СОУТ. Таким образом, администрация ГБУ ЛО «Ивангородский центр для детей с ОВЗ» возражает против искового заявления Богацкой Э.С. по вопросу о признании недействительными результаты СОУТ, считает не обоснованными требования о сохранении сокращенной рабочей недели, гарантий и компенсаций по должности «Младший воспитатель» в ввиду установления 2 класса (допустимого) условий труда. Считает не обоснованными требования Богацкой Э.С. о сокращенной рабочей неделе 36 часов и ежегодного оплачиваемого отпуска 42 дня по должности «помощник воспитателя». По классу вредности 3.1 данные гарантии не предусмотрены. В настоящее время ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск) определяется в соответствии со статьями 117,334 Трудового Кодекса Российской Федерации, имеющего наибольшую юридическую силу.

По состоянию на 01.01.2020 года Богацкая Э.С. на основании личного заявления от 08.10.2019 года переведена на должность «Помощник воспитателя» с предоставлением следующих компенсационных выплат: -15 % за работу с детьми-сиротами; -15% за работу с детьми с ОВЗ; -20% за работу в ночное время; -4% за вредность условий труда.

Считает, что действия директора по данному вопросу направлены на защиту трудовых прав и гарантий сотрудников. Необоснованные призывы Богацкой Э.С. производить оплату без имеющихся на то оснований, влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств. Заработная плата может начисляться только на основании официальных документов. На основании вышеизложенного и в целях соблюдения Трудового законодательства РФ просит в удовлетворении исковых требованиях отказать в полном объеме (том 1 л.д. 33-40).

Представитель третьего лица ООО «ТБП Лаборатория» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д.21, 39), представил письменные пояснения по иску, в которых указал, что По существу исковых требований пояснил следующее. В соответствии с ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в связи с чем работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ). Проведение СОУТ регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426 «О проведении специальной оценки условий труда» (далее - ФЗ-426). Результаты проведения СОУТ могут применяться для информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях. В соответствии с ст. 8 ФЗ-426 СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организацией, имеющей право на проведение СОУТ, и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Между ООО «ТПБ-Лаборатория» и Государственным бюджетным учреждением Ленинградской области Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» был заключен договор от 09.04.2019 на оказание услуг по проведения СОУТ на рабочих местах Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», в том числе и на рабочих местах «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя».

В соответствии с ст. 8 ФЗ-426 Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а именно Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Методика).

В соответствии с данной Методикой СОУТ проводится в три этапа: идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов трудового процесса (далее - Идентификация); проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов трудового процесса; Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии с ч. 2 Методики Идентификация включает в себя следующие этапы: 1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; 2)сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; 3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов; 4) оформление результатов идентификации.

Выявление па рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем: технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте; технологической документации, характеристик технологического процесса; должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника; проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений); характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок); деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям; результатов рапсе проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов; предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений).

Указанные документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда Согласно ч. 4 Методики ООО «ТПБ-Лаборатория» получила от Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» следующие материалы для проведения Идентификации: должностные инструкции должности «Младший воспитатель» и должности «Помощник воспитателя»; перечень оборудования, используемого на рабочих местах, с приложением сертификатов и сопроводительной документации; перечень используемых материалов и сырья, с приложением сертификатов и сопроводительной документации; перечень используемых средств индивидуальной защиты с приложением сертификатов; результаты проведения предыдущей СОУТ; протоколы исследований (испытаний) и измерений параметров микроклимата, проводимых аккредитованными испытательными лабораториями в рамках проведения производственного контроля; информация (справка) о проведении периодических медосмотров, отсутствию производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о проводимых инструктажах по охране труда.

По данным документам, а также по результатам обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, и путем опроса непосредственных руководителей работника, проведенных 16.05.2019, эксперт ООО «ТПБ-Лаборатория» провел Идентификацию. Идентификация проводится путем сопоставления и установления совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором, путем сравнения их наименований. Классификатор привечен в Приложении № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014г.№33н. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудовою процесса, предусмотренных классификатором. Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном Методикой. В соответствии с Классификатором, такой фактор как биологический, идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах: организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности; организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности; медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность; работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу. Соответственно, так как деятельность Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» не совпадает ни с одной из перечисленных выше, на рабочем месте «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя» данный фактор не идентифицируется, не измеряется и не оценивается.

Такой фактор, как напряженность трудового процесса, идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами. При оценке напряженности трудового процесса не учитывается режим работы сотрудника, в том числе работа в ночное время, в связи с чем на рабочем месте «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя» данный фактор не идентифицируется, не измеряется и не оценивается.

Такой фактор, как шум, идентифицируются как вредный и (или) опасный фактор только на рабочих местах, па которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Так как при выполнении трудовых обязанностей на рабочем месте «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя» такое оборудование не используется, данный фактор не идентифицируется, не измеряется и не оценивается.

В ходе проведения Идентификации экспертом ООО «ТПБ-Лаборатория» был идентифицирован такой потенциально вредный и (или) опасный фактор как тяжести трудового процесса. Результаты Идентификации оформлены в виде заключения эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов № ЗИ/369 от 16.05.2019 г. Результаты идентификации утверждены комиссией по СОУТ 16.05.2019 г.

Экспертом ИЛ ООО «ТПБ-Лаборатория» проведены исследования (испытания) и измерения всех идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов трудового процесса в полном соответствии с Методикой. По результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом ИЛ ООО «ТПБ-Лаборатория» было проведено отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения и оформлен отчет о проведении СОУТ в соответствии с ст. 15 ФЗ-426.

В соответствии с ст. 147, 117 и 92 Трудового кодекса РФ предусмотрены следующие гарантии и компенсации за работ) во вредных условиях труда и условия их предоставления: Повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (т.е. при классе условий труда по результатам СОУТ 3.1 -3.4,4); Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, (т.е. при классе условий труда по результатам СОУТ 3.2-3.4,4); Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов н неделю для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (т.е. при классе условий труда по результатам СОУТ 3.3-3.4, 4).

По результатам проведения СОУТ на рабочем месте «Помощник воспитателя» был установлен 3.1 (вредный 1 степени) класс условий труда. В соответствии с ст. 147 Трудового кодекса РФ при данном классе условий труда назначается повышенная оплата труда работников, минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для видов работ с нормальными условиями труда.

По результатам проведения СОУТ на рабочем месте «Младший воспитатель» был установлен 2 (допустимый) класс условий труда. В соответствии с ст. 147, 117 и 92 Трудового кодекса РФ гарантии и компенсации при данном классе условий труда не предусмотрены.

В соответствии с ст. 15 ФЗ-426 экспертом ООО «ТПБ-Лаборатория» был составлен отчет о проведении СОУТ, который был подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии СОУТ ДД.ММ.ГГГГ Проведение внеплановой СОУТ в связи с введением новой должности и изменений технологического процесса проведена в сроки, установленные ст. 17 ФЗ-426. СОУТ на рабочем месте «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя» проведена в полном соответствии с требованиями ФЗ-426 (том 1 л.д. 159-163, том 2 л.д. 39-41).

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (том 2 л.д. 23).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Статьей 115 Трудового кодекса РФ установлено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

В соответствии со ст. 305 Трудового кодекса РФ режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - физическим лицом. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудовою процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5, ст.ст. 7, 8, 9, 10 названного закона работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее -комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации ели иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками в являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников; результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов; предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, являющимся Приложением № 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 года № 33н, установлены следующие вредные и (или) опасные производственные факторы, подлежащие идентификации и исследованию при проведении специальной оценки условий труда: физический, химический, биологический, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Частью 4 ст. 8 названного закона установлено, что срок действия результатов специальной оценки условий труда составляет 5 лет.

В соответствии с положениями ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с проведением специальной оценки условий труда, работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов её проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При этом, в ч.2 данной статьи указано, что работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в п.3 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда», указано, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 31.10.2012 года между Государственным казенным образовательным учреждением Ленинградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивангородский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» и Богацкой (Кооль) Э.С. заключен трудовой договор , согласно которому Богацкая (Кооль) Э.С. принимается на работу в должности младшего воспитателя. В данном договоре прописаны особенности режима рабочего времени: сменный скользящий график с ночными сменами, 8-часовой рабочий день, 36-часовая рабочая неделя (по результатам аттестации рабочих мест). Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью: основной 28 календарных дней, дополнительный – 7 календарных дней (том 1 л.д. 9).

В последующем наименование работодателя неоднократно менялось, с 10.12.2019 наименование работодателя истца: Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (том 1 л.д. 204-227, том 2 л.д. 53).

31 мая 2018 года между сторонами было подписано дополнительное соглашение к данному трудовому договору, согласно которому стороны договорились внести в трудовой договор от 31.10.2012 следующие изменения: Работник занят на работах с вредными условиями труда класс 3.1, что подтверждается картой специальной оценки условий труда от 18.05.2018 . На основании ч.3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работнику предоставляются следующие компенсации за работу во вредных условиях: - компенсационная выплата в размере 4% от должностного оклада; - сокращенная рабочая неделя 36 часов, - дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней с учетом фактически отработанного времени (том 1 л.д. 10, 89-91).

18 июня 2018 года Председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ФИО8 утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда в ГБУ ЛО «Ивангородский центр для детей ОВЗ» (том 1 л.д. 73-92). Итоговый класс условий труда младшего воспитателя группы «Колокольчик» 3.1 (том 1 л.д. 89-91).

01 марта 2019 года между сторонами заключен трудовой договор , согласно которому работодатель предоставляет работнику работу по должности помощник воспитателя, работа у работодателя для работника является работой по внутреннему совместительству на 0,125 ставки. Договор заключен на срок с 01.03.2019 по 31.12.2019. Также договором предусмотрено, что суммарное количество рабочих часов работника составляет 5 часов в неделю, работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (том 1 л.д. 11-15, 49).

Приказом директора ГБУ ЛО «Ивангородский центр для детей ОВЗ» издан приказ о/д от 23.04.2019 об организации и проведении специальной оценки условий труда на вновь введенных рабочих местах и рабочих местах, где изменены условия труда (том 1 л.д. 93), в том числе по должностям младшего воспитателя и помощника воспитателя (том 1 л.д. 94).

06 сентября 2019 года Председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда Белой Е.В. утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда в ГБУ ЛО «Ивангородский центр для детей ОВЗ», проведенной ООО «ТПБ-Лаборатория» (том 1 л.д. 110-142). Итоговый класс условий труда младшего воспитателя - 2 (том 1 л.д. 123-124), помощника воспитателя - 3.1 (том 1 л.д. 119-120).

04 октября 2019 года Богацкая Э.С. была ознакомлена с уведомлением от 04.10.2019 о том, что на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 на ее рабочем месте была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой на рабочем месте был установлен 2 класс. Условия труда признаны допустимыми, в связи с чем прекращается предоставление компенсаций за вредные условия труда. Режим работы по должности младший воспитатель осуществляется только в дневное время при организации учебно-воспитательного процесса. Предоставление гарантий и компенсаций будет прекращено с 01.01.2020. Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях за период работы с 01.01.2019 по 06.09.2019 будет предоставлен согласно графику отпусков в 2020 году (с учетом фактически отработанного времени во вредных условиях). В случае несогласия с новыми условиями труда Богацкой Э.С. предложена должность помощника воспитателя, класс условий по которой 3.1, рабочая неделя 40 часов, отпуск 28 календарных дней, денежная компенсация за вредные условия труда 4% от должностного оклада, компенсация за работу в ночные часы 20% (том 1 л.д. 17). На данном уведомлении Богацкая Э.С. указала, что не согласна с новыми условиями труда (л.д. 60).

В этот же день, 04.10.2019, Богацкая Э.С. была ознакомлена с картой специальной оценки условий труда по должности младшего воспитателя (том 1 л.д. 18-20).

Также 04 октября 2019 года Богацкая Э.С. была ознакомлена с уведомлением от 04.10.2019 о том, что на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 на ее рабочем месте была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой на рабочем месте был установлен 3 класс. Условия труда признаны вредными, подкласс вредности 3.1 (вредные условия труда 1 степени). В связи с этим, в соответствии со ст. 147 ТК РФ, работнику полагается денежная компенсация в размере 4% от должностного оклада помощника воспитателя, рабочая неделя по должности помощник воспитателя 40 часов, отпуск 28 календарных дней, компенсация за работу в ночные часы 20% (том 1 л.д. 16).

В этот же день, 04.10.2019, Богацкая Э.С. была ознакомлена с картой специальной оценки условий труда по должности помощника воспитателя (том 1 л.д. 21-23).

08 октября 2019 года Богацкой Э.С. было написано заявление о согласии перейти с основной должности младшего воспитателя на основную должность помощника воспитателя с 01.01.2020 (том 1 л.д. 62).

27 декабря 2019 года Богацкой Э.С. было написано заявление, в котором она выразила согласие на работу в должности помощника воспитателя с 01.01.2020 на 12 часов за одну смену в соответствии с графиком работы на 2020 год (том 1 л.д. 59).

23 декабря 2019 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 31.10.2012, согласно которому работодатель предоставляет работнику работу по должности помощника воспитателя, работа у работодателя является для работника основной, дополнительное соглашение вступает в силу с 01.01.2020 (том 1 л.д. 63-67). Также дополнительным соглашением предусмотрено, что суммарное количество рабочих часов работника составляет 40 часов в неделю (п.14), работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (п.17), работник занят на работах с вредными условиями труда (подкласс 3.1), что подтверждается картой специальной оценки условий труда от 23.07.2019 (п.19).

31 декабря 2019 года Богацкой Э.С. работодателю подано заявление о несогласии с п. 14, 17, 19 данного дополнительного соглашения (том 2 л.д. 60).

В январе 2020 года Богацкая Э.С. обратилась в Государственную инспекцию труда в Ленинградской области с заявлением о проведении проверки обоснованности результатов специальной оценки условий труда в ГБУ ЛО «Ивангородский центр для детей ОВЗ» от 23.07.2019 по должностям младший воспитатель и помощник воспитателя (том 1 л.д. 165-168).

На данное обращение Государственная инспекция труда в Ленинградской области в феврале 2020 года сообщила, что по вопросам о не согласии с результатами проведенной в организации специальной оценки условий труда, Богацкой Э.С. необходимо обратиться в Комитет по труду и занятости населения (том 1 л.д. 176-177).

Истец полагает, что должности младшего воспитателя и помощника воспитателя аналогичны.

Однако, из представленных в материалы дела должностных инструкций данных должностей усматривается, что у младшего воспитателя и помощника воспитателя различные должностные обязанности (том 1 л.д. 44-47, 55-58).

По ходатайству стороны истца была назначена судебная экспертиза специальной оценки условий труда, ее производство было поручено Комитету по Труду и занятости населения Ленинградской области. В определении суда от 26.05.2020 суд предупредил эксперта по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения эксперта (том 1 л.д. 230-233).

Согласно заключению от 09.10.2020 ФУТ, утвержденной руководителем Государственной экспертизы условий труда Ленинградской области ФИО9, при проведении государственной экспертизы и при фактическом осмотре рабочих мест (помощник воспитателя) и (младший воспитатель) 02.10.2020 было выявлено, что показатели, приведенные в протоколах оценки тяжести трудового процесса на рабочих местах согласно карт СОУТ и , соответствуют фактическим условиям труда. Специальная оценка условий труда на рабочих местах (помощник воспитателя) и (младший воспитатель) проведена в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ (том 2 л.д. 2-7).

Согласно заключению от 09.10.2020 СО/ГК, утвержденной руководителем Государственной экспертизы условий труда Ленинградской области ФИО9, СОУТ на рабочих местах (младший воспитатель) и (помощник воспитателя) проведена в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ. Замечания, указанные в п.9 настоящего заключения являются формальными, касаются недостатков и ошибок в оформлении и не влияют на общий класс условий труда на рабочих местах младшего воспитателя () и помощника воспитателя () (том 2 л.д. 8-16).

Сторона истца в обоснование несогласия с заключениями эксперта указывает на то обстоятельство, что эксперт подписку о предупреждении об уголовной ответственности предоставил в суд после предоставления заключения, также в заключении в перечне документов перечислены документы не относящиеся к ответчику, также экспертом исследовались документы по специальной оценке условий труда за 2013 года.

Данные доводы суд отклоняет по следующим основаниям.

В определении суда от 26.05.2020 суд о назначении судебной экспертизы суд предупредил эксперта по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения эксперта (том 1 л.д. 230-233) и в данном случае предоставление подписки государственным экспертом после предоставления заключений (том 2 л.д. л.д. 25-27) не может служить основанием для не принятия данных заключений в качестве допустимого и достаточного доказательства.

Кроме того, в расписке эксперт указал, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 УК РФ по делу от 26.05.2020.

Также первым заместителем председателя Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области ФИО10 на запрос суда сообщил, что исходя из п.13 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 12.08.2014 н, орган государственной экспертизы условий труда впрве запросить необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документацию и материалы у работодателя в отношений условии труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза труда. В соответствии с данным пунктом Порядка дополнительно были запрошены: - копия карты аттестации рабочего места по условиям труда , должность младшего воспитателя за 2013 год; копии протоколов проведенных измерений (исследований на рабочем месте по условиям труда в 2013 году). По вопросам копий должностных инструкций на весь персонал ФГБУ ТС «Жемчужина» Министерства здравоохранения и копии заключения аккредитованного испытательного центра ООО «Охрана. Безопасность» при составлении заключения экспертизы ФУТ от 09.10.2020 была допущена техническая ошибка, которая в целом никак не повлияла на выводы и решения по данному заключения экспертизы. Также в суд направлена исправленная копия заключения экспертизы с последующим досылом оригинала по Почте России (том 2 л.д. 34, 35-37).

Кроме того, суд назначил проведение судебной экспертизы в том учреждении, в котором просила ее провести истец.

Оснований не доверять заключениям эксперта у суда не имеется, оно составлено в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н.

Доводы стороны истца о том, что Богацкой Э.С. подано заявление о несогласии с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда, суд отклоняет, поскольку в соответствии с п. 9 Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2016 N 501н, срок рассмотрения заявления не должен превышать 45 рабочих дней со дня его регистрации.

Данное заявление Богацкой Э.С. направлено 21 октября 2020 года (том 2 л.д. 46) и при отложении рассмотрения дела до результата рассмотрения данного заявления, с учетом того, что исковое заявление Богацкой Э.С. поступило в суд 18.12.2019, будет нарушен срок рассмотрения данного гражданского дела.

Ссылки истца на п.55, 172 Раздела ХL Списка производств, цехов и профессий, утвержденного постановлением Госкомтруда Совета Министров СССР от 25.10.1974 № 298/П-22, приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н, постановление правительства Ленинградской области от 19.10.2007 № 262 суд также отклоняет, поскольку ГБУ ЛО центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский центр по содействию семейному воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья» не является учреждением здравоохранения либо образовательным учреждением (том 1 л.д. 204-227), на которые распространяются данные документы. Таким образом, действующим законодательством установлено, что продолжительность рабочего времени в неделю 36 часов, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предусмотрен медикам и педагогам, к которым истец не относится.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что с 01.01.2020 истец занимает должность помощника воспитателя, также из ее объяснений установлено, что вернуться на должность младшего воспитателя она не желает, в связи с чем полагает, что результаты специальной оценки условий труда и изменения ответчиком условий труда по должности младший воспитатель не нарушают прав Богацкой Э.С.

В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь 56, 57, 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Богацкой Элины Станиславовны к Государственному бюджетному учреждению Ленинградской области центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ивангородский центр по содействию семейному воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья» о признании недействительными результаты специальной оценки условий труда, признании незаконными действия, обязании восстановить ранее предоставленные компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Мотивированное решение составлено 29 октября 2020 года.

Судья