НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кингисеппского городского суда (Ленинградская область) от 21.12.2017 № 2А-1286/17

Дело № 2а-1286/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,

при секретаре Васильевой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца Алексеевой Н.В.

административное дело по административному исковому заявлению Алексеевой Натальи Витальевны к Кингисеппскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным действий, признании реестровой ошибкой сведения об объекте недвижимости, обязании внести изменения в сведения об объекте недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Алексеева Н.В. обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Кингисеппскому филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области о признании реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в части определения назначения данного объекта как «жилой дом», обязании Кингисеппского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области исправить реестровую ошибку путем внесения изменения в ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером <данные изъяты>, указав в качестве его назначения «садовый дом» (л.д. 31-37).

Определением суда от 20 октября 2017 года по ходатайству административного истца произведена замена ненадлежащего ответчика Кингисеппского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области на Кингисеппский отдел Росреестра по Ленинградской области (л.д. 62-63, 66-67).

В ходе производства по делу административный истец Алексеева Н.В. представила заявление в порядке ст.46 КАС РФ об уточнении административных исковых требований, в котором просит признать незаконными действия Кингисеппского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе в исправлении ошибки в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в части определения назначения объекта «жилой дом»; признать реестровой ошибкой сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в части определения назначения объекта «жилой дом»; обязать Кингисеппский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области внести изменения в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в части определения назначения объекта с «жилого дома» на «садовый дом» (л.д. 82-83).

Определением суда от 30 ноября 2017 года к участию в административном деле № 2а-1286/2017 в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (л.д. л.д. 115-118)

В обоснование своих требований Алексеева Н.В. указала, что на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от 27 апреля 2017 года приобрела в собственность земельный участок кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с расположенным на нем садовым домом общей площадью 72 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>. Право собственности на недвижимое имущество зарегистрировала в установленном законом порядке.

Между тем, в ходе осмотра приобретенного недвижимого имущества и анализа правоустанавливающих документов ею была выявлена ошибка, допущенная предыдущим собственником Громовой Е.А. при подаче документов для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении садового дома.

Отмечает, что на основании представленных документов государственная регистрация права в отношении садового дома осуществлялась регистрационным органом в упрощенном порядке, предусмотренным ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Громовой Е.А. на государственную регистрацию права собственности была представлена в регистрационный орган декларация об объекте недвижимости от 01 октября 2015 года, которым на основании поданной декларации объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет как жилой, и за Громовой Е.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом, несмотря на то, что строение не было оборудовано сетями инженерно-технического обеспечения, не было предназначено для постоянного проживания и находилось на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных для строительства индивидуального жилого дома. При этом, разрешение на строительство жилого дома не выдавалось, технический план строения не оформлялся.

Полагает, что исходя из законодательного запрета возведения на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, индивидуального жилого дома, при отсутствии всех установленных Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ документов, необходимых для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на жилой дом, при внесении сведений в ЕГРН регистрационным органом была допущена реестровая ошибка в части определения назначения объекта как «жилой дом».

Ссылается, что указанная реестровая ошибка в сведениях ЕГРН влияет на право её семьи состоять на учете в органе местного самоуправления как нуждающейся в улучшении жилищных условий и наличие зарегистрированного права административного истца на объект недвижимого имущества, который учтен как жилой дом, может являться основанием для снятия семьи с такого учета. Кроме того, учет в государственном кадастре недвижимости данного объекта как жилого дома, повлечет за собой необоснованное увеличение налогового бремени, что также нарушает права и законные интересы административного истца (л.д. 31-37).

При этом, в досудебном порядке исправить реестровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости не представилось возможным. Алексеевой Н.В. дважды 21 июня 2017 года и 22 июня 2017 года были поданы соответствующие заявления в Росреестр по Ленинградской области об исправлении допущенной ошибки, в удовлетворении которых регистрационным органом было отказано (л.д. 31-37, 82-83).

В судебном заседании административный истец Алексеева Н.В. поддержала свои требования, дав аналогичные объяснения, просила их удовлетворить. Пояснила, что незаконность действий Кингисеппского отдела Росреестра по Ленинградской области заключается в том, что регистрационный орган при рассмотрении документов, поданных Громовой Е.А. для кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации своего права собственности на садовый дом, не были выявлены противоречия в представленной ею декларации об объекте недвижимости и действующего законодательства, запрещающего строительство индивидуального жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения.

Представители административного ответчика Кингисеппского отдела Росреестра по Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором указывают, что объект недвижимости - жилой дом, кадастровый номер <данные изъяты> был поставлен на учет на основании Декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной приказом Минэкономразвития от 03.11.2009 года, поданной 01 октября 2015 года в связи с регистрацией права собственности в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В представленной на государственную регистрацию Декларации от 01 октября 2015 года назначения строения было обозначено как «жилое». Указывают, что возведение жилого дома на земельном участке для ведения садоводства противоречит положениям абз.2 ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» от 15.04.1998 года. Против исправления реестровой ошибки не возражают, поскольку вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки будет являться основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении объекта с «жилой дом» на «нежилое здание». Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Ленинградской области (л.д. 73-74).

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных документов Алексеева Н.В. по договору купли-продажи земельного участка с садовым домом от 27 апреля 2017 года приобрела у Громовой Е.А. в собственность земельный участок № 1213 площадью 1000 кв.м., сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для садоводства, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> и размещенный на указанном земельном участке одноэтажный садовый дом общей площадью 72 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 17-18).

Право собственности Алексеевой Н.В. на недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке 09 июня 2017 года (л.д. 19-20).

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен Громовой Е.А. в собственность на основании постановления администрации МО «Вистинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области № 132 от 12 августа 2015 года (л.д. 38, 39).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 31 августа 2015 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства (л.д. 12).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09 июня 2017 года Алексеевой Н.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от 27 апреля 2017 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства (л.д. 21-22).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 09 июня 2017 года следует, что указанном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположен одноэтажный жилой дом, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 72,0 кв.м., 2014 года завершения строительства, принадлежащий Алексеевой Н.В. на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от 27 апреля 2017 года. Сведения об объекте внесены на основании декларации об объекте недвижимости имущества от 01 октября 2015 года (л.д. 13-14).

22 июня 2017 года через многофункциональный центр Алексеева Н.В. обратилась в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости с просьбой изменить сведения ЕГРН назначение объекта недвижимости с «жилой дом» на «садовый дом, нежилой» (л.д. 40).

По результатам рассмотрения заявления органом регистрации прав 26 июня 2017 года принято решение № 47/17-52861 об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в связи с отсутствием в сведениях ЕГРН по заявленным требованиям заявителя технической ошибки.

Из ответа Управления Росреестра по Ленинградской области от 26 июня 2017 года в адрес Алексеевой Н.В. следует, что в ЕГРН содержатся сведения о государственной регистрации права собственности Алексеевой Н.В. на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, назначение – жилой дом, площадь 72 кв.м., количество этажей – 1, год завершения строительства – 2014. сведения об объекте недвижимости были внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на государственный учет объекта капитального строительства № 47-0-1-24/3006/2015-648 от 15 октября 2015 гола в соответствии с приложенной декларацией об объекте недвижимого имущества от 23 сентября 2015 года при государственной регистрации права предыдущего правообладателя Громовой Е.А., согласно которой назначение объекта «жилой дом». Сведения о характеристиках данного объекта указанные в ЕГРН соответствуют правоустанавливающим документам на него, поэтому технических ошибок в сведениях не выявлено. Алексеевой Н.В. для уточнения назначения объекта недвижимости рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для составления технического плана (л.д. 46-49).

За защитой своих прав Алексеева Н.В. обратилась с административным иском в суд.

В соответствие с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

Статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Из приведенных выше норм, а также положений статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений), статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что не требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома на дачном земельном участке.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с ч. 9 ст. 25 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратившей силу с 01.10.207 года) постановка на учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Правила настоящей части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов. Если при этом заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, вместо предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документа может быть представлена составленная и заверенная этим гражданином декларация об указанном объекте недвижимости. Форма данной декларации и состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 18 Закона N 122-ФЗ приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 447 утверждена форма Декларации об объекте недвижимого имущества, применявшаяся до 1 января 2017 года. Пункт 2.1 декларации "здание" в графе "дом" заполняется, если объектом недвижимого имущества является дом, созданный на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.

При этом, если на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства либо дачного хозяйства, создан объект недвижимости, предназначенный для постоянного проживания, в пункте 3 "назначение объекта" декларации может быть заполнена ячейка "жилое".

Как установлено пунктом 6 статьи 12 Закона N 122-ФЗ и пунктами 3 и 7 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. N 765 и действовавших до 1 января 2017 г. (далее - Правила), ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами, утратившими силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 733. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.

Из материалов дела следует, что постановка на учет объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, предназначенном для ведения садоводства, осуществлялась его собственником Громовой Е.А. на основании декларации об объекте недвижимого имущества, заполненной 01 октября 2015 года (л.д. 79). При этом, в представленной на государственную регистрацию декларации от 01 октября 2015 года указано назначение строения «жилое».

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В отношении проектной документации таких объектов капитального строительства не проводится экспертиза проектной документации.

Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения).

При этом абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлениями Конституционного суда РФ от 14.04.2018 года № 7-П и от 30.06.2011 № 13-П.

Как отмечено в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях; между тем Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу. Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Закона N 66-ФЗ представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства. В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона N 66-ФЗ дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Закона N 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.

Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что на садовом земельном участке разрешено возведение жилого строения, хозяйственных строений и сооружений с соблюдением всех установленных требований.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из анализа приведенных норм следует, что упрощенная процедура регистрации права на объект недвижимости, возведенный на садовом участке, возможна только в отношении объектов - гаража, дома, жилого строения, или иного объекта недвижимого имущества, если в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества разрешения не требуется.

В то же время возведение жилого дома на садовом участке, требует соблюдения отдельных процедур, прямо предусмотренных нормами действующего законодательства.

Регистрация права собственности на дом, расположенный на садовом участке, с указанием на то, что его назначение "жилое" не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

Конституционный Суда Российской Федерации в Постановлении от 14 апреля 2008 года N 7-П указал, что, исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

Таким образом, вопрос о признании жилого строения, расположенного на садовом участке, пригодным для проживания решается создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ межведомственной комиссией, а до ее создания - судом.

Установлено, что спорный дом пригодным для проживания ни межведомственной комиссией, ни судом не признавался.

По данным Комитета архитектуры и градостроительства земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> относится к зоне садоводческих и дачных объединений – Сx1, разрешенное использование которого включает в себя возведение дачных и садовых домов, и не предполагает строительство на нем индивидуального жилого дома (л.д. 42, 43-44, 45).

Между тем, вступившим ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

27 ноября 2017 года ООО «ЛенЗемКадастр» на основании обращения Алексеевой Н.В. был изготовлен технический план здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого назначения, категория - садовый дом, площадью 55,1 кв.м., 2015 года завершения строительства, в целях исправления сведений в части площади строения и его назначения (л.д. 84-96), с оформлением декларации об объекте недвижимости нежилого назначения (л.д. 104-108).

Однако, в материалы дела не представлены доказательства обращения Алексеевой Н.В. в регистрационный орган для исправления реестровой ошибки с приложением необходимых для этого документов и отказ органа регистрации во внесении изменений в сведения ЕГРН в части назначения объекта недвижимости.

Между тем, административный иск Алексеевой Н.В. направлен на признание незаконными действий Кингисеппского отдела Управления Росимущества в Ленинградской области об отказе в исправлении ошибки в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в части определения назначения объекта «жилой дом» на «садовый дом» с возложением на регистрационный орган внесения указанных изменений.

В тоже время предмет административного искового заявления отсутствует, в связи с чем, заявленные Алексеевой Н.В. требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Алексеевой Натальи Витальевны к Кингисеппскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным действий, признании реестровой ошибкой сведения об объекте недвижимости, обязании внести изменения в сведения об объекте недвижимости, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2017 года.