НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кингисеппского городского суда (Ленинградская область) от 21.01.2022 № 2А-123/2022УИД470007-01-2021-001254-12

Дело № 2а-123/2022 УИД 47RS0007-01-2021-001254-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2022 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Баталовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Кингисеппского городского прокурора Потапкина В.А., представителя ответчика Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Прокопчик Н.А., действующей на основании доверенности от 11 марта 2020 года сроком действия три года, представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район» - Егоровой О.В., действующей на основании доверенности от 29 июня 2021 года сроком действия три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кингисеппского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», с учетом уточнения заявленных требований, о

признании незаконным бездействия в части непринятия мер по организации обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.Кингисепп Ленинградской области питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 3,

обязании организовать обеспечение неопределенного круга лиц, проживающих на территории гор. Кингисепп Ленинградской области, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 3.

В обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки установлено, что централизованное водоснабжение населения гор. Кингисепп питьевой водой осуществляется посредством забора и очистки поверхностных вод из р. Луга водозаборными очистными сооружениями «Сережино», водозаборные очистные сооружения «Сережино» построены в две очереди. Первая очередь сооружения – 1972 год и рассчитана на производительность 20 000 м3/сут., вторая очередь – построена в 1979 году и рассчитана на производительность 20 000 м3/сут. Суммарная производительность ВОС «Сережино» - 40 000 м3/сут. Очистка воды производится в два этапа, фактическая мощность составляет 16300-18000 м3/сут. Прокуратурой установлено, что очистка воды проводится в два этапа: ОАО «Кингисеппский водоканал» посредством ежедневного отбора проб в месте водозабора на станциях водоподготовки и в распределительной сети с последующим проведением их анализа аккредитованной лабораторией. ВОС «Сережино» осуществляется постоянный производственный контроль качества поставляемой гражданам г.Кингисепп воды. Поставляемый коммунальный ресурс – холодное водоснабжение – не соответствует качеству, предъявляемому к нему СанПин 1.2.3685-21, а именно: содержание взятых проб воды показало нарушение концентрации хлора и концентрация окисляемости перманганатной, содержащихся в питьевой воде непосредственно перед ее поступлением с ВОС «Сережино» в распределительную сеть централизованной системы водоснабжения. Полномочия собственника ВОС «Сережино» осуществляет МО «Кингисеппский муниципальный район», вместе с тем, к полномочиям органов местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» относится принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В силу требований Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, требования к качеству воды установлены СанПин 1.2.3685-21. Обеспечение питьевой водой жителей многоквартирных домов гор. Кингисеппа осуществляет ОАО «Кингисеппский водоканал» в соответствии с условиями концессионного соглашения, заключенного с КУИ МО «Кингисеппское городское поселение». ОАО «Кингисеппский водоканал» за предоставление некачественного водоснабжения привлекалась к административной ответственности, в адрес ОАО «Кингисеппский водоканал выносилось представление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Неисполнение надлежащим образом полномочий МО «Кингисеппский муниципальный район» в сфере водоснабжения подтверждается решением суда от 20.08.2012 по делу , которым суд обязал ОАО «Кингисеппский водоканал» привести качество поставляемой питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В 2013 году исполнительный лист направлен в службу судебных приставов, в связи с исполнением решения суда в 2015 году исполнительное производство прекращено. Вместе с тем, несмотря на многочисленные нарушения ОАО «Кингисеппский водоканал» условий концессионного соглашения, оно не расторгнуто. То есть ответчик не исполняет надлежащим образом полномочия собственника, а учитывая, что качество питьевой воды в системе холодного водоснабжения не соответствует нормативам, бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» влечет за собой угрозу для здоровья граждан (том 1 л.д. 2-7, том 6 л.д. 44-46).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования с учетом их уточнения 12.07.2021 поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснил, что просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Уточнил, что не соответствие качества воды по СанПин по показателям остаточного хлора и окисляемости перманганатной. Дополнил, что их журнала аналитического контроля качества воды за январь 2022 года также усматривается несоответствие качества воды по данным показателям.

Представитель ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (том 1 л.д. 94-104), в которых указано, что администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» не является надлежащим ответчиком по заявленному иску, поскольку на ОАО «Кингисеппский водоканал» лежит обязанность по обеспечению населения водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН. В силу требований Федерального закона № 131-ФЗ и 416-ФЗ не предусмотрено оказание органом местного самоуправления услуг в сфере водоснабжения и не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления подачи населению водоснабжения, на органе местного самоуправления лежит лишь обязанность по организации водоснабжения. ОАО «Кингисеппский водоканал» неоднократно привлекалась к ответственности за поставку воды ненадлежащего качества, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» как исполнительно-распорядительный орган МО «Кингисеппское городское поселение» исполнила свою обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации холодного водоснабжения населения. Отметил, что МО «Кингисеппское городское поселение» является собственником объектов централизованного водоснабжения г. Кингисепп и они переданы ОАО «Кингисеппский водоканал» в рамках концессионного соглашения, предметом которого является модернизация объектов водоснабжения и осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения, а именно: системы централизованного водоснабжения г. Кингисеппа. В силу п. 31 Соглашения ОАО «Кингисеппский водоканал» взял на себя обязательства поддерживать Объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в Тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения. В 2019 году КУИ предприняло меры для расторжения концессионного соглашения, однако, судебным решением отказано в расторжении концессионного Соглашения. Таким образом, администрацией приняты все зависящие от нее меры для организации водоснабжения населения питьевой водой в рамках имеющихся полномочий и обязательств, а также созданы все необходимые условия для организации подачи ОАО «Кингисеппский водоканал» питьевого водоснабжения надлежащего качества, тогда как ОАО «Кингисеппский водоканал» с какими либо обращениями по поводу выделения денежных средств на ремонт, либо реконструкцию оборудования не обращалась.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Кингисеппский водоканал» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (том 6 л.д. 214). Представил письменный отзыв на иск, в котором указано, что причиной отклонений качества питьевой воды в гор. Кингисепп по показателям превышения хлора и окисляемости, выявленных в результате проведенной проверки качества воды, является устаревшее оборудования системы очистки воды ВОС «Сережино», которое требует полной замены, текущий ремонт указанного оборудования результатов по улучшения качества воды не принесет. При этом ОАО «Кингисеппский водоканал» по условиям концессионного соглашения не обязан осуществлять модернизацию оборудования ВОС Сережино, все мероприятия, связанные с модернизацией этого оборудования, обязана проводить администрация МО «Кингисеппский муниципальный район». ОАО «Кингисеппский водоканал» осуществляет все возможные действия для подачи питьевой воды населению надлежащего качества, обеспечивает надлежащее состояние объектов концессионного соглашения, которые обязано модернизировать за свой счет, и своими силами, проведенное в 2020 году техническое обследование централизованной системы водоснабжения г. Кингисепп показало, что с учетом высокого процента износа сетей и сооружений существующие очистные сооружения в пиковые периоды не справляются с очисткой воды. Показатели качества питьевой воды будут подлежать улучшению только в случае реконструкции и модернизации в полном объеме ВОС Сережино, оборудование которого сильно изношено и устарело. Предпринимаемые ОАО «Кингисеппский водоканал» меры для улучшения качества воды являются временными, они не обеспечат постоянного качества питьевой воды. Полагает, что качество питьевой воды не является предметом концессионного соглашения, поскольку согласно п. 12 Соглашения и Приложения к нему № 2.1 концессионер обязан за свой счет выполнить модернизацию насосного оборудования повысительных насосных станций (11 шт.) и водопроводов жилых домов мкр. N 4 в результате данных мероприятий достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, установленных в рамках долгосрочного тарифного регулирования (том 1 л.д. 131-137, том 6 л.д. 139-142).

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 6 л.д. 216).

Представитель заинтересованного лица КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании с иском не согласилась, дав пояснении, аналогичные пояснениям представителя администрации МО «Кингисеппский муниципальный район».

Представитель заинтересованного лица Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Дополнительно сообщил, чтов результате конкурсного отбора заявок администраций муниципальных образований Ленинградской области не предоставление субсидий в целях софинансирования капитальных сложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2017 № 624 в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 19.07.2021 № 456, объект «Строительство водозаборных сооружений в рамках реконструкции существующего водозабора «Сережино» в г.Кингисепп, в том числе проектно-изыскательские работы» включен в перечень объектов адресной инвестиционной программы Ленинградской области. Просил рассмотреть дело в его отсутствие (том 6 л.д. 218-219).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2, и требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 278.041.2021 N 3 установлены параметры качества питьевого водоснабжения, осуществляемого для граждан многоквартирных жилых домов.

Согласно требованиям указанных Правил, качество питьевой воды по обобщенному показателю «окисляемость перманганатная» должно быть не более 5,0 мг/л, показатель активного остаточного связанного хлора не должен превышать 0.8-1.2 мг/л.

Судом установлено, что в гор. Кингисепп Ленинградской области централизованное холодное водоснабжение осуществляется посредством использования системы коммунальной инфраструктуры, состоящей из водопроводных сетей и сооружений, посредством забора и очистки поверхностных вод из р. Луга водозаборными очистными сооружениями (ВОС) «Сережино», собственником указанного имущества является МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район», администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа МО «Кингисеппское городское поселение».

Таким образом, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по водоснабжению.

Деятельность по централизованному снабжению населения города Кингисеппа Ленинградской области питьевой водой осуществляет ОАО «Кингисеппский водоканал».

Обслуживание системы водоснабжения гор. Кингисепп осуществляется двумя участками: водозаборные очистные сооружения (ВОС «Сережино») и водопроводные сети и сооружения (ВС и С).

В городе Кингисепп две технологические зоны водоснабжения: - водозаборные очистные сооружения (Далее ВОС) «Сережино», обеспечивающие водой г. Кингисепп в пос. Кингисеппский; - артезианские скважины из защищенного горизонта обеспечивают водой микрорайон Касколовка.

Водозаборные очистные сооружения предназначены для обеспечения населения гор. Кингисеппа питьевой водой согласно требованиям СанПиН 2.1.4-1074-01 «Питьевая вода» (том 1 л.д. 167-168).

Согласно условиям Концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, заключенного между КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» (концедент) и ОАО «Кингисеппский водоканал» (концессионер) 30 декабря 2016 года, концессионер обязуется за свой счет модернизировать недвижимое имущество и движимое имущество, состав и описание которого приведено в п. 2.1 раздела 2 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять холодное водоснабжение с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно: система централизованного водоснабжения гор. Кингисеппа, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящего Соглашения. Сведения о составе и описании объекта Соглашения указаны в Приложении № 2 к настоящему Соглашению.

Перечень модернизируемых объектов, входящих в состав объекта Соглашения, устанавливается Приложением № 2.1

Концессионер обязан за свой счет модернизировать объект Соглашения состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении № 2.1 в сроки, указанные в размере IX настоящего Соглашения.

Концедент может оказывать концессионеру содействие при выполнении работ по модернизации, созданию и реконструкции объектов водоснабжения, не входящих в состав имущества, перечисленного в приложении 2.1 к настоящему Соглашению, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществлению мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств в отношении иного имущества путем осуществления финансирования данных мероприятий (п. 18 Соглашения).

Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) систему централизованного водоснабжения города Кингисеппа в установленном настоящем Соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящего Соглашения.

Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения.

Концедент оставляет за собой право производить строительство, капитальный ремонт реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, состав и описание которого приведены в Приложении 2 Соглашения путем участия в региональных (областных) и федеральных программах, в соответствии с условиями программы (Раздел VI Соглашения).

В Приложении 2 Соглашения указан Объект Соглашения - передаваемая во владение и пользования концессионеру для осуществления деятельности по обеспечению граждан холодным водоснабжением система коммунальной инфраструктуры, включает в себя в том числе водопроводные сети, комплекс водозаборных очистный сооружений «Сережино», трубопроводы и иные сооружения.

Перечень модернизируемых объектов, требующих реконструкции, осуществляемой силами концессионера – ОАО «Кингисеппский водоканал», указан в Приложении 2.1 Соглашения (том 1 л.д. 145-181).

Согласно указанному Приложению, ВОС «Сережино» не входит в перечень объектов, обязанность по модернизации и реконструкции которого лежит на ОАО «Кингисеппский водоканал», при этом, в обязанности ОАО «Кингисеппский водоканал» входит осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта Соглашения, в состав которого входит система забора и очистки воды ВОС «Сережино», с его обязанностью поддерживать указанное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения, а концедент оставляет за собой право производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, состав и описание которых приведены в Приложении 2 Соглашения (том 1 л.д. 146- оборот, п. 31-32 Соглашения).

Согласно п. 49 Соглашения Концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

При этом, условиями концессионного соглашения не регулируются правоотношения с потребителями и ответственность его сторон перед потребителями, связанные с ненадлежащим качеством питьевого водоснабжения.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 10 указанного Закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 23 указанного Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Судом установлено, что в рамках проведенной Кингисеппской городской прокуратурой проверки качества питьевого водоснабжения граждан, проживающих в гор. Кингисепп Ленинградской области, проводимой по жалобам граждан, установлены отклонения показателей качества питьевой воды, в частности: показатели остаточного свободного, связанного хлора, содержащегося в питьевой воде непосредственно перед ее поступлением с ВОС «Сережино» в распределительную сеть централизованной системы водоснабжения и показатели окисляемости, содержащейся в питьевой воде непосредственно перед ее поступлением с ВОС «Сережино» в распределительную сеть централизованной системы водоснабжения (том 1 л.д. 21, 34-36, 37-40), указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Следовательно, с учетом действующей структуры системы водоснабжения гор. Кингисеппа (том 1 л.д. 167-168), выявленные нарушения СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 1.2.3684-21 (ранее действующий СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») непосредственно связаны с системой очистки воды, осуществляемой ВОС «Сережино», состоящей из нескольких объектов коммунальной инфраструктуры, переданных в эксплуатацию ОАО «Кингисеппский водоканал») (том 1 л.д. 151-152, л.д. 153-166), с обязанностью ОАО «Кингисеппский водоканал» поддерживать указанный объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, несением расходов на содержание указанного объекта, то есть с обязательством осуществлять текущее обслуживание системы ВОС «Сережино», но без обязательства производить модернизацию, реконструкцию либо замену оборудования ВОС «Сережино» (том 1 л.д. 145, 146оборот).

То обстоятельство, что качество воды связано с состоянием действующего оборудования ВОС «Сережино», подтверждается многочисленными исследованиями, заключениями специалистов и результатов лабораторных исследований (том 1 л.д. 37-40, 230-235, том 2 л.д. 4-5, 9-10, 11-12, 16-17, 28-30, 31-33, 37-39,т 41-42,т 51-58, 59-60, 63, 68-71, 133-135, 158-164, 166-170, 171-173, 199-227, том 3 л.д.109-112, 113-114, 121-122, 125-127, 197-206, 207-208, 209-2017, том 6 л.д. 1-35).

Обстоятельства, связанные с ухудшением качества воды в связи с состоянием оборудования ВОС «Сережино» являлись и предметом оценки Кингисеппского городского суда по делу № 2-446/2011, которым при рассмотрении гражданского дела по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Водоканал», администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании незаконным бездействия по снабжению населения питьевой водой, соответствующей санитарному законодательству и стандартам, было установлено, что для приведения качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПиН необходима реконструкция водоочистной станции «Сережино» (том 2 л.д. 228-232).

Как следует из пояснений участвующих в деле лиц, действий, осуществляемых ОАО «Кингисеппский водоканал», направленных на поддержание качества питьевой воды, в том числе, связанные с поддержанием текущего состояния оборудования системы очистки воды ВОС «Сережино», недостаточно для устранения выявленных в результате проведенной проверки недостатков водоснабжения, для устранения которых необходима полная реконструкция, капитальный ремонт и модернизация установленного оборудования ВОС «Сережино», которое устарело и не обеспечивает состояние очищенной воды, поступающей из р. Луга, требуемым параметрам, о чем ОАО «Кингисеппский водоканал» неоднократно заострял внимание (том 2 л.д. 51-75).

Поскольку на основании исследованных судом доказательств установлено, что подача питьевой воды населению г. Кингисеппа осуществляется с качеством, не соответствующем СанПиН по показателю окисляемости перманганатной и по показателю остаточного активного хлора, выявленные показатели качества воды зависят от качества оборудования, являющегося аварийным, модернизацию, реконструкцию, замену и капитальный ремонт которого должен осуществлять его собственник, в силу требований статьи 14, 17 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 6, 10, 23 Федерального закона N 416-ФЗ именно к полномочиям органа местного самоуправления относится организация водоснабжения и водоотведения, соответствующая качеству СанПиН, которую ответчик должен осуществить в соответствии с требованиями действующего законодательства.

То обстоятельство, что и в настоящее время данные показатели не соответствуют СанПиН, подтверждается журналом аналитического контроля качества воды ВОС «Сережино» (том 6 л.д. 227-242).

Бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», с учетом длительного неисполнения обязанности по организации обеспечения водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества, является незаконным, так как централизованное снабжение населения питьевой водой, не соответствующей требованиям СанПиН, нарушает положения ст.19 Закона № 52-ФЗ о защите прав потребителей и нарушает права и законные интересы потребителей, их конституционное право на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, ненадлежащее качество воды, обусловленное, в вою очередь, ненадлежащим состоянием оборудования, обеспечивающего ее очистку, создает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье граждан, и надлежащую среду их проживания.

В связи с тем, что согласно ст.14 Закона № 131-ФЗ администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» обязана организовать в пределах муниципального образования водоснабжение населения, данное лицо обязано принять меры по организации снабжения населения города Кингисеппа Ленинградской области питьевой водой, соответствующей по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 2.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия ответчика в части непринятия мер по организации обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.Кингисепп Ленинградской области питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 3 и обязании ответчика организовать обеспечение неопределенного круга лиц, проживающих на территории гор. Кингисепп Ленинградской области, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 2.1.3684-21, поскольку данный СанПин содержит, в том числе правила и мероприятия для достижения качества и безопасности питьевой воды.

Кроме того, данный СанПин содержит контролируемые показатели окисляемости только в отношении горячей воды, а показатель остаточного хлора по показателю связанному с технологией водоподготовки – в отношении количеств проб, а также согласно пункта 2 статьи 1 данного СанПин Абзацы второй - пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Доводы представителя ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, ответственность за качество воды несет ОАО «Кингисеппский водоканал», отклоняются судом, поскольку сама по себе деятельность ОАО «Кингисеппский водоканал» не влияет на качество воды по показателям, выявленным прокуратурой, причина ухудшения качества воды иная, а в соответствии с условиями концессионного соглашения, при этом, в силу прямого указания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляется органом местного самоуправления.

При этом суд отмечает, что по смыслу содержания условий п. 31 Концессионного соглашения, концессионер (ОАО «Кингисеппский водоканал») обязан осуществлять капитальный ремонт Объекта Соглашения (в том числе системы ВОС «Сережино») только в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, что не освобождает административного ответчика от обязанности, установленной ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ, обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, тогда как соответствующего финансирования, обеспечивающего возможность для ОАО «Кингисеппский водоканал» обеспечить капитальный ремонт ВОС «Сережино», ответчик не осуществлял, что сторонами не оспаривается.

Также судом установлено, что срок действия концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, заключенное между КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» (концедент) и ОАО «Кингисеппский водоканал» (концессионер) 30 декабря 2016 года истек 30 декабря 2021 года. В настоящее время решается вопрос о передаче объектов водоснабжения в аренду ОАО «КВК».

Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком требований законодательства, в связи с чем, административное исковое заявление Кингисеппского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 62, 84, 223-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в части непринятия мер по организации обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.Кингисепп Ленинградской области, питьевым водоснабжением по показателям окисляемости перманганатной и остаточному активному хлору соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2.

Обязать Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу организовать обеспечение неопределенного круга лиц, проживающих на территории гор. Кингисепп Ленинградской области, питьевым водоснабжением, по показателям окисляемости перманганатной и остаточному активному хлору соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021года № 2.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение составлено 28 января 2022 года.

Судья