НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кинешемского городского суда (Ивановская область) от 31.01.2024 № 2-182/2024

Дело № 2-182/2024

УИД: 37RS0007-01-2023-003781-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2024 годагород Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Шустиной Е.В.

при секретаре Казариной С.Л.,

с участием истца Опёнковой Г.А., представителей ответчика Лариной А.В., Юрышевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области гражданское дело № 2-182/2024 по иску Опёнковой Галины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о признании решения о взыскании сумм пенсии и социальных выплат незаконным, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Опенкова Г.А. обратилась в Кинешемский городской суд Ивановской области с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о признании решения о взыскании сумм пенсии и социальных выплат незаконным, взыскании денежных средств, в котором просит:

признать решение Управления выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от 05.10.2023 г. № 1543 незаконным;

отменить решение Управления выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области от 05.10.2023 г. № 1543;

взыскать с Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области в свою пользу денежные средства в размере 4268 рублей 66 коп., неправомерно удержанные из пенсии.

Исковые требования мотивированы тем, что истец Опёнкова Г.А. является получателем страховой пенсии по старости с 19 августа 2019 г. бессрочно. Назначение пенсии произведено с учетом стажа работы, суммарный размер пенсии установлен в сумме 14 503 рубля 72 коп.

24.11.2023 года истцу от ответчика поступило решение Управления выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) о взыскании с неё сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от 05.10.2023 г. № 1543, а также сопроводительное письмо № 37-06/9743л от 06.10.2023 г. В данном письме ответчиком указано, что при назначении пенсии ею намеренно совершено сокрытие факта рождения детей и предоставления отпуска по уходу за детьми, что повлекло за собой переплату пенсии, в связи с чем, с 01.11.2023 г. из её пенсии ежемесячно будет удерживаться переполученная пенсия в размере 20 % до полного погашения задолженности (переплаты), составляющей 73 614 рублей 71 копейка. Таким образом, ответчик обвинил истца в предоставлении недостоверных сведений о наличии детей. Считает такое решение незаконным.

Написание заявления на назначение пенсии, а также сбор комплекта необходимых документов проводился истцом под контролем специалиста пенсионного фонда по предоставленному им списку необходимых документов. Информация о нахождении в отпусках по уходу за детьми специалистом фонда у неё не истребовалась и не уточнялась (соответствующие сведения отсутствовали в списке обязательных для приобщения к заявлению), в то время, как сведения о наличии у пенсионера - женщины детей, а также получение ею при их рождении отпуска по уходу за детьми, являются естественными и очевидными для пенсионного органа. Данное заявление было принято и зарегистрировано сотрудником ПФР, по результатам его рассмотрения ответчиком было принято решение об установлении соответствующей пенсии, что свидетельствует об отсутствии у должностных лиц каких-либо нареканий относительно представленных документов.

Учет времени нахождения работника в отпуске по уходу за детьми осуществляют органы Пенсионного фонда, в то время как сведения о нахождении работника в отпуске по уходу за детьми, периоды нахождения и продолжительность таких отпусков, предоставляются (должны доставляться) работодателем (страхователем) по утвержденной форме (на момент подачи заявления о назначении пенсии действовал Порядок, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда от 06.12.2018 № 507п, утвержденный Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п, предусматривавший порядок подачи сведений о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ). Сведения о нахождении работника в отпуске по уходу за детьми не входят в Перечень обязательных документов, предоставляемых пенсионером при обращении с заявлением о назначении пенсии. В таком случае, при отсутствии у работника-пенсионера обязанности по предоставлению указанных сведений, такие действия (бездействия) гражданина нельзя признать недобросовестными.

Оспариваемое решение начало исполняться ответчиком, в связи с чем, у истца произведено удержание из пенсии в ноябре 2023 г. в размере 4 268 рублей 66 коп. В силу незаконности принятого решения, указанная сумма должна быть взыскана с ответчика.

В судебном заседании истец Опёнкова Г.А. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях к исковому заявлению, из содержания которых, в частности, следует, что ответчиком представлено в суд заявление, составленное от имени истца в пенсионный орган для назначения пенсии при её непосредственном обращении. Вместе с тем, заявление о назначении пенсии не содержит рукописного текста и её подписи в нем, как и подписи должностного лица, принявшего данное заявление, в то время как поля для исполнения подписи и для гражданина, и для сотрудника ПФР в бланке заявления имеются. Пометки в виде «галочек» (V) в графах, требующих выбора между несколькими вариантами, также заполнены компьютерным способом. При такой заполненной форме документа невозможно установить, предоставлялась ли ею внесенная в заявление информация, за достоверность которой она могла бы отвечать, а также эта ли форма документа вообще заполнялась в 2019 г. при её обращении в пенсионный фонд и предоставлена на обозрение суда.

Пенсионный орган, помимо того, что не выяснил сведения о наличии детей и периода нахождения в отпуске по уходу за детьми у неё лично при подаче заявления, не запросил указанные сведения в порядке взаимодействия ни у её работодателя, ни в органах ЗАГС, ни в сведениях самого ПФР. При этом, как показывает предоставленная в суд информация из выплатного (пенсионного) дела, такие сведения имеются у пенсионного фонда (выписка из лицевого счета представлена), т.е. могли быть своевременно запрошены ответчиком.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР, в том числе, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии (п.п. «в,г» п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. № 884н).

Таким образом, указанные в оспариваемом решении сведения вообще не входят в перечень документов, предоставление которых является для заявителя обязательным.

В связи с указанными фактами, считает, что пенсионный орган не обоснованно вынес решение о взыскании с неё сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру. Следовательно, такое решение от 05.10.2023 г. № 1543 является незаконным и подлежит отмене.

Представители ответчика Ларина А.В., Юрышева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним, из содержания которых следует, что Опёнкова Г.А. в 2018 году обратилась в УПФР в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области для проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости. Заблаговременная работа по назначению пенсии проводится для сбора необходимых документов, выяснения всех обстоятельств, необходимых для назначения пенсии, оказание помощи будущему пенсионеру в истребовании необходимых документов, путем направления запросов. 19 августа 2019 года Опёнкова Г.А. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Подпункт «в» пункта 4 заявления о назначении пенсии предусматривает сведения о детях (указывается в случае обращения за страховой пенсией по старости, страховой пенсией по инвалидности, накопительной пенсией), указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения. В заявлении Опёнковой Г.А. сведения о детях не указаны.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 №16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсии по государственно пенсионному обеспечению (далее - Административный регламент).

Административный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для представления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином. Граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж (пункт 22 Административного регламента).

К иным периодам, согласно ст.12 Закона от 28.12.2013, относятся периоды ухода за детьми.

Таким образом, документы о наличии детей представляет заявитель, если заявитель по какой-либо причине не заявил об имеющихся у него детях, а в представленных документах отсутствуют сведения об отпусках по уходу за ребенком, Отделение не может знать эту информацию.

В трудовой книжке, представленной Опёнковой Г.А., отсутствуют сведения об отпусках по уходу за ребенком.

С 19 августа 2019 года Опёнковой Г.А. была назначена страховая пенсия по старости за длительный стаж работы - 37 лет.

В результате проверки обоснованности включения в страховой стаж периода работы с 13.02.1988 учеником билетного кассира на вокзале станции Кинешма Ивановской дирекции по обслуживанию пассажиров Северной железной дороги была получена справка от 13.07.2023 №8661 Объединенного архива (г.Иваново) филиала ОАО РЖД. В справке указано, что с 05.06.1989 по 10.04.1990 Опёнкова Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1 года, с 11.04.1990 до 10.10.1990 в отпуске без содержания по уходу за ребенком. Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения 1 года и период отпуска без содержания по уходу за ребенком исключаются из страхового стажа, стаж на дату назначения - 19.08.2019 года менее 37 лет, право на установление пенсии Опёнкова Г.А. не имела.

21.08.2023 Отделением принято решение о прекращении выплаты пенсии с 01.09.2023 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

24.08.2023 Отделением было принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии № 170.

24.08.2023 Отделением принято решение о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с статьей 8 Закона от 28.12.2013 с 22 января 2020 года.

05.10.2023 составлен протокол о выявлении излишне выплаченной Опёнковой Г.А. пенсии за период с 19.08.2019 по 31.07.2020 в размере 73 614,71 руб.

05.10.2023 Отделением принято решение № 1543 о взыскании сумм пенсии с 01.11.2023 ежемесячно в размере 20%.

Опёнковой Г.А. было отправлено информационное письмо по переплате от 06.10.2023 № 37-06/9743л.

Удержания произведены в ноябре и декабре 2023 года в размере 20% от размера пенсии.

Заявление о назначении пенсии подано Опенковой Г.А. через личный кабинет пенсионера через Единый портал государственных и муниципальных услуг, в расшифровке подписи специалиста стоит «ПКУ ЛК», т.е. программный комплекс личный кабинет. В связи с подачей заявления в электронной форме в заявлении не может быть рукописного текста, ни личной подписи заявителя, ни личной подписи специалиста, принявшего заявление, ни рукописных пометок в виде «галочек» (V). Истец ставит под сомнение, что именно эта форма заявления, предоставленная суду, заполнялась в 2019 году. Эти сведения истец может проверить сам, зайдя в свой личный кабинет пенсионера, также эти сведения имеются в программном комплексе по обращению граждан Отделения. Сведения в программном комплексе изменить невозможно, это не предусмотрено программой, т.е. данные внесенные в заявление о назначении пенсии, даже при ошибке, не меняются.

Ни в одном нормативном документе на территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не возложена обязанность запрашивать сведения о детях в государственных органах, органах местного самоуправления и иных органах. Отделение не направляло и не направляет запросы сведений о детях в органы ЗАГС, к работодателям, так обязанность представлять документы о детях возложена на гражданина (заявителя).

Таким образом, Отделение действовало законно в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» целью данного Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).

Частью 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В статью 8 указанного Закона с 01 января 2019 года введена часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05 ноября 1998 года Опёнкова Г.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС ).

В 2018 году Опёнкова Г.А. обратилась в УПФР в городском окру Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области (с 01.10.2021 реорганизовано в форме присоединения к ОПФР по Ивановской области) для проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости.

01 ноября 2018 года Опёнкова Г.А. написала согласие на назначение страховой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 70).

19 августа 2019 года Опёнкова Г.А. обратилась в УПФР в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. 67-69).

Решением ГУ-УПФР в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области от 05.09.2019 № 0001/231827/19 Опёнковой Г.А. назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.08.2019 бессрочно в размере 9169 руб. 53 коп., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 5 334 руб. 19 коп. (л.д.66).

Как следует из решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, от 24.08.2023 № 170 при поступлении документов, подтверждающих период работы ученицей выявлены периоды ухода за детьми, включенные в страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, предусмотренную частью 1.2 статьи 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При исключении данных периодов право на досрочную пенсию за длительный стаж с 19.08.2019 отсутствует. Дата, с которой пенсия установлена (выплачивается) с ошибкой, 19.08.2019.

На основании п. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решено устранить выявленную ошибку, назначить страховую пенсию с 22.01.2020 (л.д. 65).

Согласно протоколу от 05.10.2023 № 1543 размер излишне выплаченных Опёнковой Г.А. сумм пенсии за период с 19.08.2019 по 31.07.2020 составил 73614 руб. 71 коп., помесячный расчет которых приведен в приложении к указанному протоколу (л.д. 61,84).

05 октября 2023 года Управление выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) приняло решение , согласно которого с Опёнковой Г.А. необходимо производить удержание переплаты пенсии в сумме 73614,71 руб. из сумм пенсии, установленной в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ, ежемесячно, в размере 20,0% (л.д. 60 оброт).

Данное решение было направлено Опёнковой Г.А. 06 октября 2023 года (л.д. 60).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1).

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3).

Частью 1 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Частью 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой» (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П), содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П отмечено, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) (абзац девятый пункта 4 Постановления).

Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с гражданина, которому назначена страховая пенсия по старости, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на пенсионном органе, принявшем решение об их возврате (удержании).

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого Опёнковой Г.А. решения пенсионного органа о прекращении выплаты пенсии явилось предоставление истцом недостоверных сведений при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем в страховой стаж неправомерно включены периоды ухода за детьми.

Судом установлено, что назначение пенсии Опенковой Г.А. произведено по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, где отсутствовала информация о не подлежащих учету периодах ухода за ребенком, в связи с чем, этот период был зачтен пенсионным органом в страховой стаж Опенковой Г.А.

Довод ответчика о том, что в заявлении о назначении пенсии истец не заполнила графы о детях судом отклоняется, поскольку сам по себе не свидетельствует о ее недобросовестности.

Из пояснений Опенковой Г.А., данных в ходе рассмотрения дела следует, что она через единый портал Госуслуг с заявлением не обращалась, сведения не вносила, заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в электронном виде не направляла; с целью выяснения наличия у нее права на досрочное пенсионное обеспечение явилась в структурное подразделение – УПФР в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области, заявление о назначении пенсии заполнял специалист пенсионного органа, к которому она обратилась лично; сведения о детях не скрывала, отвечала на все вопросы специалиста, которая заверила, что стажа для назначения пенсии хватает, заполнив от ее имени заявление, специалист пенсионного органа заявление не распечатывала, знакомиться с ним Опёнковой Г.А. не давала.

Доказательств, подтверждающих факт предоставления Опёнковой Г.А. в пенсионный орган недостоверных сведений для назначения и выплаты пенсии, либо наличие ее противоправных действий (бездействия), неисполнения или ненадлежащего исполнения ею возложенных на нее обязанностей, которые повлекли причинение ущерба органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, ответчиком не представлено.

Доводы ответчика о том, что Опёнкова Г.А. намеренно скрыла факт рождения детей и предоставления отпуска по уходу за ними, дала согласие на назначение страховой пенсии по старости на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда, а в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Опёнковой Г.А. работодатель не указал периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а указал весь период с 13.02.1988 по 31.12.2001 как страховой стаж, в связи с чем, для назначения страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» рассчитан стаж не менее 37 лет, являются голословными и также не свидетельствуют о недобросовестных действиях Опёнковой Г.А.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Однако в настоящем случае в деле отсутствуют доказательства того, что пенсионным органом указанные функции были выполнены.

Суд принимает во внимание, что пенсионным органом в ноябре 2018 года, то есть до обращения истца за назначением страховой пенсии 19 августа 2019 года были начаты проверочные мероприятия с целью проверки данных о страховом стаже Опёнковой Г.А., что подтверждается её согласием на назначение страховой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета от 01 ноября 2018 года и не оспорено представителем ответчика.

Как следует из материалов дела, пенсионный орган не проверил достоверность сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете, представленных работодателем Опёнковой Г.А., вследствие чего принял решение о назначении Опёнковой Г.А. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При проведении проверки в 2023 году на запрос пенсионного органа Филиал ОАО (РЖД) Северной железной дороги представил подробную справку, в которой содержится сумма заработка, периоды и суммы пособия по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до исполнения одного года, отпуска без содержания по уходу за ребенком (л.д. 63).

Соответственно, если бы при рассмотрении заявления застрахованного лица о назначении пенсии пенсионный орган, применяя пенсионное законодательство, при проверке и установлении периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж, запросил у работодателя, отсутствующие/уточняющие сведения и документы, им была бы получена справка с указанием всех периодов работы истца, в том числе, и не подлежащих включению в страховой стаж при назначении данного вида пенсии.

Конституционный Суд Российской Федерации, в позиции, изложенной в постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 19, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами Федерального закона «О страховых пенсиях», п. 1 ст. 1102, подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установив недобросовестных действий со стороны Опёнковой Г.А. при подаче заявления в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости либо совершения ею каких-либо иных неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Опёнковой Г.А. о признании незаконным решения Управления выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 05 октября 2023 года № 1543 о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру и возложении на ответчика обязанности выплатить незаконно удержанные суммы в размере 4268 рублей 66 копеек.

Требование истца об отмене решения Управления выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 05 октября 2023 года № 1543 о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру судом не рассматривается, поскольку не является самостоятельным материально-правовым требованием, такой способ судебной защиты права законом не предусмотрен. Судом могут быть рассмотрены требования о признании конкретного правового акта незаконным, однако, полномочиями по отмене такого акта обладает только орган его принявший.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Опёнковой Галины Анатольевны (паспорт ) удовлетворить частично.

Признать решение Управления выплаты пенсий и социальных выплат (Кинешма) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ИНН 3731001044) от 05 октября 2023 года № 1543 о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру, незаконным.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области в пользу Опёнковой Галины Анатольевны денежные средства в размере 4268 (четыре тысячи двести шестьдесят восемь) рублей 66 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Опёнковой Галине Анатольевне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В.Шустина

Мотивированное решение составлено 07 февраля 2024 года.