НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кинешемского городского суда (Ивановская область) от 25.05.2022 № 2А-726/2022

Дело № 2а-726/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2022 года г.Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Мяновской Н.К.,

при секретаре Кругловой И.В.,

с участием представителя административного истца Охлопковой С.В.,

административного ответчика Косогорова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 25 мая 2022 года дело №2а-726/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области к Косогорову А.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, транспортного налога, налога на имущество, пени,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области (далее – МИФНС) обратилась к Косогорову А.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени, просила взыскать:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 184 рубля 23 копейки,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 36 рублей 49 копеек,

транспортный налог с физических лиц:

налог за 2019 год в размере 29920 рублей,

пеня на задолженность за 2016-2018 г.г. за период с 03.12.2019г. по 30.01.2020г. в размере 710 рублей 58 копеек,

пеня на задолженность 2019 года за период с 02.12.2020г. по 08.02.2021г. в размере 292 рубля 47 копеек,

налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов:

налог за 2018 год в размере 667 рублей,

пеня на задолженность 2016-2017 г.г. за период с 05.09.2018г. по 10.07.2019г в размере 82 рубля 50 копеек,

пеня на задолженность 2018 г. за период с 03.12.2019г. по 09.01.2020г. в размере 5 рублей 35 копеек,

всего в общей сумме 31898 рублей 62 копейки.

В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от административных требований в сумме 1 460 рублей 08 копеек, включая взыскание пени на задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 годы в сумме 710 рублей 58 копеек, налога на имущество за 2018 год в сумме 667 рублей, пени по налогу на имущество за 2016-2017 годы в сумме 82 рубля 50 копеек, отказ от иска принят судом, о чем вынесено отдельное определение (л.д.199-200).

Требования мотивированы тем, что Косогоров А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 29.01.2018 года утратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п.1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов. Размер страховых взносов, подлежащих уплате, установлен ст. 430 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе.

Задолженность за 2017-2018 годы по страховым взносам обеспечена судебным приказом №2а-1373/2018 от 02.08.2018 года.

В связи с тем, что ответчик обязанность по уплате страховых взносов не исполнил, в соответствии со ст. 75 НК РФ, на взысканную задолженность начислены пени за каждый день допущенной просрочки за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года.

В соответствии со ст.ст.69,79 НК РФ налогоплательщику было направлено требование №62183 от 08.07.2019 года об уплате задолженности. Требование было направлено по почте и считается полученным им по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование до настоящего времени не исполнено.

Согласно сведениям Государственного судового реестра РФ за Косогоровым А.В. зарегистрированы транспортные средства:

- буксирный теплоход «2163», государственный регистрационный знак , 1958 года выпуска, дата регистрации права 25.03.2004 года,

- разъездной теплоход «Валерия», государственный регистрационный знак , 1990 года выпуска, дата регистрации права 03.03.2005 года.

На основании ст.357 НК РФ должник является плательщиком транспортного налога. Согласно статье 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст.400 НК РФ Косогоров А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ:

- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 128,70 кв.м., дата регистрации права 05.08.2005 года;

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 39,10 кв.м., дата регистрации права 31.01.2013 г., утрата права 16.05.2018 года.

Согласно статье 409 НК РФ срок уплаты налога на имущество не позднее 1 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом.

С целью уплаты налога налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый день допущенной просрочки.

В соответствии со ст.69,79 НК РФ налогоплательщику были направлены требования от 08.07.2019 №62183, от 11.07.2019 №107152, от 10.01.2020 №3568, от 31.01.2020 №3810, от 09.02.2021 №3774 об уплате налога и пени, а также пени на взысканную в судебном порядке задолженность за предыдущие годы. Требования не исполнены.

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

09.04.2021г. МИФНС России №5 по Ивановской области направила заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-1208/2021, который 08.09.2021г. был отменен в связи с возражениями Косогорова А.В.

С учетом частичного отказа от административных исковых требований МИФНС просит взыскать с Косогорова А.В.:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 184 рубля 23 копейки,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 36 рублей 49 копеек,

транспортный налог с физических лиц:

налог за 2019 год в размере 29920 рублей,

пеня на задолженность 2019 года за период с 02.12.2020 г. по 08.02.2021г. в размере 292 рубля 47 копеек,

налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов:

пеня на задолженность 2018 г. за период с 03.12.2019г. по 09.01.2020г. в размере 5 рублей 35 копеек,

всего в общей сумме 30438 рублей 54 копейки.

Представитель административного истца МИФНС по доверенности Охлопкова С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что задолженность по уплате страховых взносов за 2017-2018 год ответчиком не уплачена, в связи с чем, начислены пени; оснований для освобождения ответчика от уплаты транспортного налога не имеется, транспортный налог начислен по ставке Нижегородской области, поскольку транспортные средства состоят на учете в МИФНС города Нижний Новгород, взыскание производит налоговый орган по месту жительства налогоплательщика; налог на имущество за 2018 год ответчиком уплачен после обращения в суд, пени за просрочку уплаты налога на имущество не погашены. От Косогорова А.В. поступали денежные средства, которые распределены в погашение задолженности по другим исполнительным документам.

Административный ответчик Косогоров А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил возражения (л.д.91-93, 179-180) считает, что МИФНС России №5 по Ивановской области является ненадлежащим истцом, поскольку налог начисляет МИФНС города Нижний Новгород. Обязанность по уплате налога отсутствует, поскольку теплоход продан ФИО1 06.05.2006 года, ему переданы документы, в связи с чем, ответчик не может обратиться за снятием с учета; теплоход «Валерия» затонул в 2011 году. Налоговые уведомления, требования он не получал, после регистрации доступа к личному кабинету налогоплательщика через месяц пароль он не сменил, что свидетельствует о том, что он не пользовался личным кабинетом, вход в него был невозможен, налоговые уведомления ему не направлялись и не вручались. Через службу судебных приставов поступали денежные средства в погашение задолженности, которые должны быть зачтены административным истцом в погашение задолженности по страховым взносам за 2017-2018 годы. Просит в иске отказать.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы данного административного дела, материалы дел 2а-429/2022, 2а-1208/2021, №2а-1373/2018, №2-913/2019, №2а-138/2019, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Административный ответчик Косогоров А.В. согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области с 18.11.2008 года; с 20.11.2008 года был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кинешме и Кинешемском районе Ивановской области; 20.01.2018 года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 7).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В период осуществления Косогоровым А.В. в 2017-2018 годах деятельности индивидуального предпринимателя в срок до 31 декабря подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В установленный законодательством срок страховые взносы Косогоровым А.В. оплачены не были.

В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, установленный ст. 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 НК РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 НК РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

Задолженность по уплате страховых взносов за 2017-2018 годы взыскана с административного ответчика судебным приказом №2а-1373/2018 от 02.08.2018 года, включая задолженность по страховым взносам за 2017-2018 годы и пени на задолженность за 2017-2018 годы за период с 10.01.2018 по 31.03.2018 года (л.д.61).

На задолженность по уплате страховых взносов за 2017-2018 годы за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 года пени были взысканы судебным приказом №2а-913/2019 от 14.06.2019 года (л.д.60), который отменен 27 января 2020 года.

В адрес ответчика направлялось требование №62183 от 08.07.2019 года об уплате страховых взносов, в том числе на задолженность за 2017-2018 годы (л.д.22-23), которое не исполнено.

Административный истец просит взыскать пени на задолженность по страховым взносам за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в соответствии с расчетом (л.д.24). Административный ответчик считает, что оснований для взыскания пени не имеется, поскольку МИФНС поступали денежные средства, которые должны быть зачтены в погашение задолженности, он обращался с заявлением о списании задолженности (л.д.182-183).

Доказательств того, что задолженность по уплате страховых взносов за 2017-2018 годы, взысканная судебным приказом №2а-1373/2018 от 02.08.2018 года, погашена, суду не представлено. Административным истцом представлены сведения о недоимке по страховым взносам, карточки расчетов с бюджетом, акты сверки (л.д.107-108, 130, 154-175). По информации МИФНС через службу судебных приставов (по судебному приказу №2а-1373/2018 от 02.08.2018 года) перечислены денежные средства в счет погашения пени на задолженность 2017-2018 годов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 28 рублей 81 копейка (л.д.146-151), которые согласно расчету пени в нем учтены (л.д.132), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 годы перечисления отсутствуют. Представленное административным истцом постановление о распределении денежных средств от 24.04.2017 года, не свидетельствует о погашении задолженности по уплате страховых взносов за 2017-2018 годы, поступившие денежные средства были распределены в погашение задолженности по другим исполнительным производствам (л.д.126, 202-205).

Таким образом, с Косогорова А.В. в пользу МИФНС подлежат взысканию:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 184 рубля 23 копейки,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 36 рублей 49 копеек.

В собственности Косогорова А.В. в течение налогового периода 2018 года находилось недвижимое имущество:

- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 128,70 кв.м., дата регистрации права 05.08.2005 года;

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 39,10 кв.м., дата регистрации права 31.01.2013 г., утрата права 16.05.2018 года (л.д. 8).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.401 НК РФ, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Следовательно, в связи с наличием в 2018 году в собственности Косогорова А.В. объектов недвижимости, он является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно частям 1 и 3 статьи 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

В соответствии с пунктом 4 Решения городской Думы городского округа Кинешма от 26.11.2014 N 77/751 "Об установлении на территории муниципального образования "Городской округ Кинешма" установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Городской округ Кинешма" в отношении жилых домов, жилых помещений, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, в размере 0,1% от кадастровой стоимости объекта налогообложения до 2 000000 рублей включительно.

Согласно представленным документам, налог на имущество физических лиц для административного ответчика составил:

- в отношении жилого дома по адресу: <адрес>, 640 рублей из расчета 0,1% от кадастровой стоимости 640354 рубля;

- в отношении квартиры по адресу: <адрес>, за 5 месяцев, 27 рублей из расчета 0,1% от кадастровой стоимости 390352 рубля (л.д.12-13).

Срок уплаты налога на имущество физических лиц установлен ст. 409 НК РФ - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2018 год - не позднее 02 декабря 2019 года.

Согласно ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №47189951 от 19.08.2019 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 24705000 в сумме 667 рублей со сроком уплаты - не позднее 02.12.2019 (л.д.12-13), налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, получено 24 сентября 2019 года (л.д.10).

Поскольку обязанность по уплате налога не была исполнена в установленный срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ на задолженность по налогу на имущество за 2018 год начислены пени.

В силу ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В адрес административного ответчика направлено требование №3568 от 10.01.2020 года об уплате налога на имущество за 2018 год в сумме 667 рублей и пени 5 рублей 35 копеек в срок до 11.02.2020 года (л.д.14-15). Требование передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (л.д.11). Уплата налога на имущество в сумме 667 рублей произведена административным ответчиком в период рассмотрения данного дела судом 05 мая 2022 года (л.д.127).

Суд считает, что имеются основания для взыскания с Косогорова А.В. задолженности по налогу на имущество за 2018 год, включающую в себя пени за период с 03.12.2019 по 09.01.2020 года в сумме 5 рублей 35 копеек.

В соответствии со ст.ст. 15-17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Судом установлено, что по данным Государственного судового реестра Российской Федерации Косогорову А.В. принадлежат транспортные средства:

буксирный теплоход «2163», 1958 года выпуска, идентификационной номер , мощность двигателя 110 квт (150 л.с.), дата регистрации права 25.03.2004 года,

разъездной теплоход «Валерия», 1990 года выпуска, идентификационной номер , мощность двигателя 110 квт (150 л.с.), дата регистрации права 03.03.2005 года,

которые состоят на учете в Федеральном бюджетном учреждении «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее - ФБУ «Администрация Волжского бассейна»).

Указанные теплоходы Приказом Верхне-Волжского филиала Российского Речного Регистра №04.01-13 от 30.06.2009 года сняты с учета филиала в связи с не предъявлением к освидетельствованию (том 1 л.д.225 дело №2а-429/2022).

Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога зависит от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке за налогоплательщиком. Налоговое законодательство связывает период, в течение которого гражданин является налогоплательщиком по транспортному налогу, с наличием в органах, регистрирующих права на транспортные средства, данных о лице, на имя которого зарегистрировано транспортное средство.

Административный ответчик ссылается на то, что теплоход им продан 06 мая 2006 года ФИО1, передан по акту приема-передачи.

Согласно копии договора купли-продажи «Буксирного теплохода заключенного между Косогоровым А.В. и ФИО1, ответчик продал теплоход ФИО1, на продавца была возложена обязанность проведения государственной регистрации перехода права собственности на теплоход в Волжском бассейновом управлении Государственного надзора на ВВТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, получения разрешения на разовый перегон теплохода в г.Калязин, а также снятие теплохода с учета в Волжском бассейновом управлении Государственного надзора на ВВТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (л.д.96-97).

Как установлено судом, теплоход «2163» до настоящего времени зарегистрирован за Косогоровым А.В., с учета в ФБУ «Администрация Волжского бассейна» не снят (том 1 л.д.153, 199 дело №2а-429/2022).

15 ноября 2017 года в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Косогорова А.В., было заведено розыскное дело в отношении его имущества – буксирного теплохода «2163», которое окончено 24 июля 2018 года в связи с выполнением всех мероприятий по розыску, местонахождение транспортного средства не установлено, в ходе розыскных мероприятий Птюшкин А.Е. сообщил, что договор купли-продажи составлялся для перегона судна в г.Калязин в 2006 году, с 2006 года информации о нахождении судна у него нет (л.д.98-100).

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 марта 2016 г. N 03-05-05-04/14738 разъяснено, что при представлении в налоговый орган справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

Согласно Письму ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044, положения Налогового кодекса Российской Федерации (включая статью 358 об объектах налогообложения транспортным налогом) не возлагают на владельца транспортных средств, находящихся в розыске, обязанность по представлению в налоговую инспекцию документа, подтверждающего факт угона (кражи) соответствующего транспортного средства. В случае поступления заявления от владельца транспортного средства об освобождении от уплаты налога без представления документов, подтверждающих факт угона (кражи) принадлежащего ему автомобиля, налоговая инспекция направит дополнительный запрос в уполномоченный орган о подтверждении данного факта с указанием периода, с начала которого объект налогообложения числится в розыске.

Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции с 01.01.2018 года) не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Таким образом, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона) при наличии подтверждающих документов.

Представленные суду документы не свидетельствуют о том, что теплоход выбыл из владения Косогорова А.В. вследствие кражи (угона), он был передан по договору купли-продажи, при этом регистрация указанного транспортного средства за Косогоровым А.В. не была прекращена. Исполнительный розыск осуществлялся в целях розыска имущества должника для обращения на него взыскания.

14 января 2019 года МИФНС России №5 обращалась с запросом в ИЦ УМВД России по Ивановской области о предоставлении информации по факту хищения у Косогорова А.В. теплохода «2163». Согласно ответу ИЦ УМВД России по Ивановской области от 01.02.2019 года, буксирный теплоход на 31.01.2019 года по ИБД-Ф и ИЮД-Р подсистемы «Номерные вещи» в розыске не значится (том 1 л.д.80-81 дело №2а-429/2022).

Административный ответчик ссылается на то, что теплоход «Валерия» затонул 25 апреля 2011 года, полагает, что судно погибло.

Согласно статье 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации", исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; которое погибло или пропало без вести; которое конструктивно погибло; которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений (п.1). Решение об исключении судна из реестра судов в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, принимается органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, в порядке, установленном правилами государственной регистрации судов (п.2). Решение об исключении судна из реестра судов в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, на основании заключения администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей и заключения организации, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранного классификационного общества, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (п.3).

Доказательств, подтверждающих, что теплоход «Валерия» погиб или погиб конструктивно, суду не представлено.

Из представленных суду документов следует, что разъездной теплоход «Валерия», идентификационной номер затонул 25 апреля 2011 года, находясь на отстое (л.д.88-89).

МИФНС России №5 сделан запрос для получения информации о теплоходе «Валерия», на который был дан ответ ФБУ «Администрация Волжского бассейна» о том, что сведениями об уничтожении теплохода «Валерия» не располагают, на теплоход зарегистрированы аресты (том 1 л.д.76-77 дело №2а-429/2022).

С заявлением о гибели или уничтожении указанного объекта налогообложения Косогоров А.В. обратился в налоговый орган 15 февраля 2022 года, заявление направлено для рассмотрения в МИФНС России по Нижегородскому району города Нижний Новгород по месту администрирования транспортного налога (л.д.84).

Таким образом, основания для освобождения Косогорова А.В. от уплаты транспортного налога в связи с регистрацией за ним буксирного теплохода «2163», идентификационной номер В-13-4160, и разъездного теплохода «Валерия», идентификационной номер , отсутствуют.

В соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п.3).

В соответствии со ст.83 НК РФ местом нахождения имущества признается для водных транспортных средств - место государственной регистрации транспортного средства. В данном случае объекты налогообложения зарегистрированы в Нижегородской области.

Налоговые ставки транспортного налога на 2018 год в Нижегородской области установлены ст.6 Закона Нижегородской области № 88-ОЗ от 28 ноября 2002 года №71-З «О транспортном налоге»: для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л.с. – 100 рублей за 1 л.с.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика в соответствии со статьей 52 НК РФ было направлено налоговое уведомление №31407311 от 01.09.2020 года об уплате транспортного налога за 2019 год по ОКТМО 22701000 по 14960 руб. за каждое транспортное средство со сроком уплаты - не позднее 01.12.2020 (л.д.17-18), налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, получено 24 сентября 2020 года (л.д.10).

Поскольку обязанность по уплате налога не была исполнена, в соответствии со ст. 75 НК РФ на задолженность 2019 года начислены пени.

В адрес административного ответчика в соответствии со статьей 70 НК РФ направлено требование №3774 от 09.02.2021 года об уплате транспортного налога за 2019 год в сумме 29 920 рублей и пени 292 рубля 47 копеек в срок до 06 апреля 2021 года (л.д.19-20). Требование передано налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (л.д.11), не исполнено.

Суд считает, что имеются основания для взыскания с Косогорова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени на эту задолженность за период со 02.12.2020 по 08.02.2021 года в сумме 292 рубля 47 копеек.

Административный ответчик считает, что у него отсутствует обязанность по уплате налога, поскольку налоговым органом не исполнена обязанность по направлению налогового уведомления и требования.

Административный истец утверждает, что налоговые уведомления и требования направлены налогоплательщику через личный кабинет.

В соответствии со ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.

Согласно пункту 8 Порядка, получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в том числе, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.

Согласно пункту 9 Порядка, для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору и документ, удостоверяющий личность физического лица.

Согласно пункту 10 Порядка, для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (далее - первичный пароль).

Согласно пункту 11 Порядка, регистрационная карта представляется налоговым органом физическому лицу следующими способами: непосредственно в налоговом органе, по адресу электронной почты, указанному в Заявлении на получение доступа. Способ получения Регистрационной карты указывается физическим лицом в Заявлении на получение доступа.

Согласно пункту 14 Порядка, при первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование.

Судом установлено, что Косогорову А.В. по его заявлению от 09.11.2018 года был предоставлен доступ в личный кабинет налогоплательщика, ему непосредственно в налоговом органе выдана регистрационная карта с указанием логина и пароля (первичный пароль) (л.д.48).

В личный кабинет налогоплательщика были выгружены документы: налоговое уведомление №31407311 от 01.09.2020 года, требование №3774 от 09.02.2021 года.

Таким образом, довод административного ответчика о неисполнении налоговым органом обязанности по направлению документов, суд находит несостоятельным.

Ссылка административного ответчика на отсутствие доступа к личному кабинету является необоснованной, поскольку с учетом положений пункта 15.1 указанного Порядка доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях: выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика"; при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле "Прошу" реквизитом "3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика"; поступления сведений о факте смерти физического лица от органа, осуществляющего регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

18 февраля 2022 года административный ответчик направил уведомление об отказе от использования личного кабинета (л.д.50), с заявлением о прекращении доступа к личному кабинету Косогоров А.В. обратился в налоговый орган 24.02.2022 года (л.д.49). До 2022 года административный ответчик о прекращении доступа к личному кабинету не обращался. Смена первичного пароля производится при входе налогоплательщика в личный кабинет и не зависит от действий налогового органа. В случае блокировки первичного пароля налогоплательщик обращается в любой налоговый орган, о чем указано в пункте 5 регистрационной карты.

Довод административного ответчика о том, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области не вправе обращаться с иском о взыскании транспортного налога, поскольку администрирование осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Нижегородской области, суд считает несостоятельным.

Приказом ФНС России от 18.01.2021 N ЕД-7-12/18@ в промышленную эксплуатацию введено прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3", реализующее автоматизацию технологического процесса 103.06.15.01.0020 "Ведение списка КРСБ налогоплательщика" в части обеспечения централизации ведения КРСБ по месту нахождения плательщика (месту жительства). В связи с чем, лицевые счета были переданы из МИФНС России №18 в МИФНС России №5.

Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам в виде пени на задолженность 2017-2018 годов, транспортного налога за 2019 год, налога на имущество физических лиц было подано 30.04.2021 года. 30.04.2021 года мировым судьей судебного участка №6 Кинешемского судебного участка в Ивановской области вынесен судебный приказ №2а-1208/2021 о взыскании с административного ответчика задолженности в сумме 33848 рублей 24 копейки, который был отменен по заявлению должника 08 сентября 2021 года (л.д.47).

04 марта 2022 года в установленный п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок (до 08.03.2022 года) налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением, таким образом, срок на обращение в суд не пропущен.

При таких обстоятельствах суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Косогорова А.В. задолженности подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, налогов и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении административного иска, подлежит взысканию с административного ответчика Косогорова А.В. в размере 1113 рублей 16 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области удовлетворить.

Взыскать с Косогорова А.В. (ИНН ) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 184 рубля 23 копейки,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, - пеня на задолженность 2017-2018 г.г. за период с 01.01.2019 по 28.01.2019 года в размере 36 рублей 49 копеек,

транспортный налог с физических лиц:

налог за 2019 год в размере 29920 рублей,

пеня на задолженность 2019 года за период с 02.12.2020 г. по 08.02.2021г. в размере 292 рубля 47 копеек,

налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов:

пеня на задолженность 2018 г. за период с 03.12.2019г. по 09.01.2020г. в размере 5 рублей 35 копеек,

всего в общей сумме 30438 рублей 54 копейки (тридцать тысяч четыреста тридцать восемь рублей 54 копейки).

Взыскать с Косогорова А.В. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Кинешма Ивановской области» государственную пошлину в сумме 1113 рублей 16 копеек (одна тысяча сто тринадцать рублей 16 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.К. Мяновская

Мотивированное решение составлено 08 июня 2022 года.