Дело № 2-282/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области
«22» декабря 2020 года дело № 2-282/2020 по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Наволокского городского поселения о возложении обязанности произвести мероприятия по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесопаркового пояса на территории Наволокского городского поселения,
у с т а н о в и л :
В производстве Кинешемского городского суда Ивановской области находится гражданское дело № 2-282/2020 по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Наволокского городского поселения о возложении обязанности произвести мероприятия по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении участка лесных насаждений, расположенного на территории «Парк культуры и отдыха в городе Наволоки».
Исковые требования обоснованы следующим: в результате проведенной Кинешемской городской прокуратурой проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что на территории Наволокского городского поселения имеется участок произрастания лесных насаждений, в отношении которого не выполнены мероприятия по выявлению и образованию соответствующего лесного участка, а также последующему проведению в отношении него мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Генеральном плане Наволокского городского поселения, утвержденном решением Совета Наволокского городского поселения от 20 февраля 2013 года № 72(193), в результате градостроительного зонирования Наволокского городского поселения выделена зона городских лесов площадью 16 га. Согласно карте функционального зонирования, выявленный участок лесных насаждений, имеющий площадь 2 га, расположен в зоне городских лесов.
Проверкой установлено, что вышеуказанный земельный участок находится в категории «земли населенных пунктов» в составе земель, государственная собственность на которые не разграничена. По результатам осмотра территории земельного участка установлено, что на нем произрастают лесные насаждения, которые, в силу закона, подлежат охране в соответствии с лесным законодательством.
В силу ст. 68 Лесного кодекса РФ, пункта 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2018 года № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов), таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений.
Из системного толкования нормативных положений ст.ст. 84, 87 Лесного кодекса РФ, Приказа Минприроды Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении лесных участков, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Поскольку государственная собственность на земельный участок, занятый лесными насаждениями, не разграничена, то орган местного самоуправления – Администрация Наволокского городского поселения – обязан осуществлять распоряжение данным лесным участком в соответствии с земельным законодательством, и, так же, как по отношению к участкам, отнесенным к муниципальной собственности, инициировать и проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.
Определением Кинешемского городского суда от 06 марта 2020 года к производству суда принято заявление об изменении исковых требований в части указания предмета иска, согласно которому
земельный участок, на котором расположен памятник природы регионального значения «Парк культуры и отдыха в г. Наволоки», имеет кадастровый №, в его северной части и с восточной стороны вплотную проходит улица Ульянова города Наволоки, с южной, северной и западной стороны примыкают жилая и городская застройка;
выявленный в ходе проведения проверки спорный земельный участок, на котором произрастают лесные насаждения, находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположен на берегу реки Волга, на перекрестке улиц Дмитриева и Советская города Наволоки.
После проведения по делу судебной экологической экспертизы определением Кинешемского городского суда от 09 ноября 2020 года к производству суда принято заявление об изменении исковых требований, в соответствии с которым:
согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении, составленном АНО «Центр экологических экспертиз», земельный участок, расположенный на берегу реки Волга на перекрестке улиц Дмитриева и Советская города Наволоки, не является лесным массивом, а является лесопарковым поясом, в отношении которого целесообразно сохранение растительности в рекреационных целях.
В соответствии с подп. 8 п. 7 Приказа Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений», лесохозяйственный регламент должен содержать сведения о нормативах, параметрах и сроках использования лесов для осуществления рекреационный деятельности, включающие:
нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (допустимая рекреационная нагрузка по типам ландшафтов и другое);
перечень кварталов и (или) частей кварталов зоны рекреационной деятельности, в том числе перечень кварталов и (или) их частей, в которых допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений;
функциональное зонирование территории зоны рекреационной деятельности;
перечень временных построек на лесных участках и нормативы их благоустройства;
параметры и сроки использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Таким образом, определение статуса растительности, произрастающей на спорном земельном участке, как лесопаркового пояса, не исключает обязанность органа местного самоуправления по разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесопаркового пояса, расположенного на берегу реки Волга на перекрестке улиц Дмитриева и Советская города Наволоки и проведения мероприятий по лесоустройству.
С учетом изменения исковых требований, истец просит:
обязать Администрацию Наволокского городского поселения в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственный регламент в отношении лесопаркового пояса, расположенного на берегу реки Волга на перекрестке улиц Дмитриева и Советская города Наволоки.
Представитель истца – помощник Кинешемского городского прокурора Румянцева А.А. в судебных заседаниях 27 февраля 2020 года – 06 марта 2020 года, 09-25 июня 2020 года, 02-09 ноября 2020 года, 08-22 декабря 2020 года исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду дополнительно пояснила, что в разделе 1.1 Генерального плана Наволокского городского поселения содержится описание природных ресурсов территории поселения, к которым отнесены, в том числе, и лесные массивы, содержится информация о том, что при разработке проекта проведен анализ территории с учетом выявления рекреационных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме, к данным ресурсам отнесены как природные, так и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость. При этом земли лесного и водного фонда, территории оврагов, природные ландшафты отнесены к природно-рекреационному подтипу ресурсов. Из описания системы озеленения и благоустройства территории поселения, содержащегося в Генеральном плане, следует, что существующая система озеленения складывается из примыкающих к городу и частично произрастающих на городской территории лесных массивов, по преимуществу сосновых, а также ухоженных лесных массивов, которые встречаются в разных частях города, в том числе в городском центре (городской парк), вблизи городской больницы, на крутых склонах, участков открытых естественных ландшафтов. Таким образом, в генеральном плане делается вывод о том, что в городе много естественной зелени, которая создает не только привлекательный облик города, но и обеспечивает благоприятную экологическую ситуацию. С учетом выводов, содержащихся в экспертном заключении, произрастающая на спорном земельном участке растительность является лесопарковым поясом, в отношении которого целесообразно сохранение растительности в рекреационных целях. Определение статуса растительности как лесопаркового пояса не исключает обязанность органов местного самоуправления по разработке лесохозяйственного регламента в отношении данного земельного участка, растительность, произрастающая на данном земельном участке, подлежит охране в соответствии с лесным законодательством. Выводы проведенной по делу экологической экспертизы не опровергают выводов, сделанных в ходе проверки. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области Хохлов Д.Б. с исковыми требованиями не согласен, представил отзывы на исковое заявление (с учетом изменения исковых требований), в судебных заседаниях 27 февраля 2020 года – 06 марта 2020 суду пояснил, что согласно карте функционального зонирования, данный земельный участок не относится к зоне городских лесов, он относится к зоне озеленения общего пользования. Ранее данный земельный участок именовался Комсомольским парком, он находится на берегу реки Волга. Согласно Генеральному плану Наволокского городского поселения, на данном земельном участке планируется размещение объектов культуры и спорта. В настоящее время в Генеральный план Наволокского городского поселения внесены изменения – исключено указание на наличие на территории Наволокского городского поселения зоны городских лесов. Экспертом, по результатам проведенной экспертизы, сделан вывод о том, что растительность, расположенная на спорном земельном участке, не является лесным массивом. В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса. Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ, лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Таким образом, мероприятия по лесоустройству и разработка лесохозяйственного регламента проводится в отношении лесных участков или участков леса. Учитывая, что спорный земельный участок не является лесным, просит в иске отказать.
Представители третьих лиц – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, Верхне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили отзывы на иск и заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с согласия лиц, участвующим в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей (по протоколу судебного заседания 27 февраля 2020 года – 06 марта 2020 года), исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) (ч. 1). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2).
Согласно ст. 4 Лесного кодекса РФ, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.06.2015 N 12-П, лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в статье 1 Закона № 7-ФЗ, определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Леса располагаются на землях, не относящихся к землям лесного фонда, и на землях лесного фонда (ст. 6-6.1 Лесного кодекса РФ). Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 67 Лесного кодекса РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Целевое назначение земель в Российской Федерации определено в ст. 7 Земельного кодекса РФ; земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно Генеральному плану Наволокского городского поселения, утвержденному решением совета Наволокского городского поселения от 20 февраля 2013 года № 72(193) (в редакции решения от 31 января 2018 года № 4), в результате градостроительного зонирования Наволокского городского поселения выделена зона городских лесов площадью 16,0 Га, которая включает в себя территории лесных участков, расположенных в черте города; выделены также зона озеленения общего пользования (предназначенная для размещения объектов рекреационного назначения, парков, скверов, бульваров, площадок для отдыха населения, детских игровых и спортивных площадок), зона природного ландшафта (занимающая значительную часть естественного ландшафта в балансе территории населенных пунктов поселения), зона особо охраняемых природных территорий (включающая в себя территории памятника природы «Лесные насаждения санатория им. Станко, Парк культуры и отдыха в городе Наволоки), зона лесохозяйственная (включает территории государственного лесного фонда), зона санитарно-защитного озеленения (территория под озеленение в границах санитарно-защитных зон), зона луговой и древесной растительности пойм, эрозионных склонов и оврагов (т. 1 л.д. 12-18).
Согласно публичной кадастровой карте города Наволоки Кинешемского района Ивановской области, спорный земельный участок расположен на берегу реки Волга, на перекрестке улиц Дмитриева и Советской города Наволоки Кинешемского района Ивановской области, именуется «Комсомольский парк», имеет кадастровый номер №, площадь 33023 м2 (т. 2 л.д. 59,60).
Право собственности на земельный участок, расположенный на берегу реки Волга, на перекрестке улиц Дмитриева и Советской города Наволоки Кинешемского района Ивановской области, именуемый «Комсомольский парк», не разграничено.
Земельный участок расположен в водоохраной зоне реки Волга шириной 200 м (ст. 65 Водного кодекса РФ).
Суд не может согласиться с мнением представителя истца о том, что согласно карте функционального зонирования, спорный земельный участок отнесен к зоне городских лесов (т. 1 л.д. 212). По мнению суда, в соответствии с функциональным зонированием указанный земельный участок является зоной озеленения общего пользования.
Согласно Правилам землепользования и застройки Наволокского городского поселения (карте градостроительного зонирования), спорный земельный участок отнесен к зонам рекреационного назначения – зоне парков, скверов, садов (т. 1 л.д. 213).
Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны парков, скверов, садов, основными видами разрешенного использования являются: зеленые насаждения (деревья, кустарники); газоны, цветники, розарии; пруды; прогулочные аллеи и дорожки; велосипедные дорожки; пристани и причалы; пляжи, солярии, лодочные станции, эллинги; смотровые и обзорные площадки, места тихого отдыха; детские игровые площадки, спортивные и физкультурные площадки, площадки для проведения народных игр; аттракционы; сезонная розничная торговля в мобильных и некапитальных сооружениях (продажа сувениров, мороженного и т.д.); оранжереи; скульптурные группы; предприятия общественного питания – кафе, закусочные; рыбная ловля, лыжные прогулки, экскурсии; выращивание саженцев и кустарников для ремонтной высадки на городских территориях. Условно разрешенные виды использования: проведение сезонных временных ярмарок в некапитальных сооружениях; танцплощадки и дискотеки; летние театры, эстрады, лекционные площадки, летние кинотеатры; предприятия общественного питания – рестораны; вольеры, помещения для животных; предприятия торговли в капитальных строениях; жилые дома отдельно стоящие; душевые; административные и хозяйственные здания парка, включая помещения охраны и складские помещения; пункты оказания первой медицинской помощи; участковые пункты милиции. Параметры разрешенного использования: строительство и реконструкция объектов спортивного, оздоровительного и культурного назначения должно определяться ландшафтными особенностями территорий, системами зеленых насаждений, транспортными и пешеходными связями, наличием памятников архитектуры, истории и культуры и т.д.. Должна предусматриваться возможность поэтапного освоения территории зоны и оптимальные условия для комплексного развития как рекреационных объектов, так и учреждений их обслуживания. На территориях зоны допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с установленным для них правовым режимом. Запрещается строительство любых сооружений, не связанных непосредственно с рекреационной и природоохранительной деятельностью.
Согласно Акту проверки исполнения требований законодательств в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов от 29 ноября 2019 года, составленному помощником прокурора города Кинешмы Румянцевой А.А., представителем Администрации Наволокского городского поселения ФИО1, представителем ОГКУ «Кинешемское лесничество» ФИО2, в ходе осмотра территории земельного участка площадью 2 га, установлено, что на нем произрастают лесные насаждения, которые подлежат охране в соответствии с лесным законодательством (т. 1 л.д. 7).
Судом при рассмотрении данного дела установлено, что проверка проводилась на земельном участке, расположенном на берегу реки Волга на перекрестке улиц Дмитриева и Советская города Наволоки, ошибочно поименованном при первоначальном обращении в суд с данным иском, как «территория Парка культуры и отдыха в городе Наволоки».
Из объяснений допрошенного в качестве свидетеля участкового лесничего ОГКУ «Кинешемское лесничество» ФИО2 (по протоколу судебного заседания 27 февраля 2020 года – 06 марта 2020 года) следует, что на земельном участке расположен лесной массив и произрастают породы деревьев: тополь, осина, кустарники, береза - единичные деревья; поскольку данный лесной массив расположен на территории города, он является городским лесом. Для определения расположенной на земельном участке растительности, как леса, учитывается определенная полнота произрастания деревьев, площадь, занятая растительностью, наличие у нее границ. Данный земельный участок не относится к землям лесного фонда, но в находящемся в его распоряжении навигаторе, в который «закачана» карта, на которой отмечены земли государственного лесного фонда, спорный земельный участок также отмечен зеленым цветом.
Стороной ответчика представлен суду выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО3 «Анализ древесно-кустарниковых насаждений, расположенный в «Комсомольском парке» города Наволоки Кинешемского района Ивановской области на берегу реки Волга», согласно которому в результате осмотра зеленых насаждений и проведенного анализа их состояния выявлено следующее: состав древесных растений характерен для садово-парковых насаждений советского периода; ассортимент однотипный: тополь бальзамический, береза повислая, липа мелколистная, лиственница сибирская; основной вид тополь (86%), возраст – более 50 лет. Рядовая посадка прослеживается по всей территории парка.
Согласно выводам представленного «Анализа..», данные насаждения не могут считаться лесными насаждениями ни по виду растений, ни по типу посадки. Насаждения «Комсомольского парка» являются по ассортименту и типу посадки садово-парковыми насаждениями. Необходимость в проведении уходных работ за основным видом древесных растений – тополь бальзамический не соответствует целям образования лесных участков на территории «Комсомольского парка». Соответственно, образование лесных участков на территории «Комсомольского парка» города Наволоки Кинешемского района Ивановской области на берегу реки Волга нецелесообразно (т. 2 л.д. 33-57).
Суд не может принять во внимание представленные сторонами Акт проверки исполнения требований законодательств в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов от 29 ноября 2019 года и «Анализ древесно-кустарниковых насаждений, расположенный в «Комсомольском парке» города Наволоки Кинешемского района Ивановской области на берегу реки Волга», поскольку в них отсутствуют сведения о проведенных исследованиях, на основании которых сделаны изложенные в документах выводы.
В период рассмотрения данного дела судом была назначена судебная экологическая экспертиза, на разрешение которой были поставлены вопросы: 1. Можно ли признать растительность, расположенную на спорном земельном участке, лесом, в соответствии с понятием, определенным ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации? 2. Целесообразно ли сохранение растительности, произрастающей на указанном земельном участке, как лесного массива (лесного участка, участка леса), подлежащего охране, защите, воспроизводству, лесоразведению в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации?
Согласно заключению судебной экологической экспертизы (т. 2 л.д. 179-259), в результате обследования спорного земельного участка, расположенного на берегу реки Волга, на перекрестке улиц Дмитриева и Советской города Наволоки Кинешемского района Ивановской области, именуемого «Комсомольский парк», с кадастровым номером 37:07:010105, площадью 33023 м2, установлено, что в настоящее время земельный участок не отвечает признакам леса, как элемента географического ландшафта, состоящего из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и внешнюю среду. Растительность, расположенную на земельном участке, признать лесом, в соответствии с понятием, определенным ст. 5 Лесного кодекса РФ, невозможно ввиду отсутствия основных признаков леса (вертикальной структуры/ярусности, полноты, лесной подстилки).
Учитывая результаты исследования по вопросу № 1, эксперт сделал вывод о том, что данный земельный участок в настоящее время не является лесным массивом, а целевое его назначение - оздоровительное, эстетическое, планировочно-регулярное и природоохранное значение для города, и является лесопарковым поясом – частью природной зоны, прилегающей к границам города и используемой для массового отдыха, включает леса, луга, лесопарки, загородные перки, дачные поселки, а также плодовые сады и некоторые другие сельскохозяйственные угодья. Учитывая сохранившиеся элементы ландшафтно-паркового композиционного ансамбля, наличие эскизного проекта по устройству парка отдыха «Комсомольский» в городе Наволоки Кинешемского района Ивановской области, целесообразно сохранение растительности в рекреационных целях.
Понятие лесопаркового зеленого пояса, порядка его создания, организации на его территории природопользования и иной хозяйственной деятельности дано главой ХI.1 «Лесопарковые зеленые пояса» Федерального Закона «Об охране окружающей среды».
Лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, создаются в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую природную среду (ст. 62.1 выше названного Закона).
Порядок создания лесопаркового природного пояса, порядок установления его границ, включения земель или земельных участков в состав лесопаркового пояса определен ст. 62.2 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».
Согласно определению, данному ст. 62.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в состав лесопаркового зеленого пояса в обязательном порядке входят леса, расположенные в границах городских населенных пунктов и участки, прилегающие к лесам и составляющие с ними единую естественную экологическую систему.
Согласно заключению экспертизы, растительность, произрастающая на территории спорного земельного участка, не отвечает понятию «леса», земельный участок расположен на берегу реки Волга, находится на перекрестке улиц города; сведений о том, что спорный земельный участок примыкает к территории, занятой лесами, а также документов, свидетельствующих о создании на территории Наволокского городского поселения в порядке, установленном природоохранным законодательством, лесопаркового зеленого пояса и включение территории спорного земельного участка в его состав, суду не представлено.
В целях разъяснения заключения эксперта о причинах включения в экспертное заключение дополнительного вывода об определении целевого использования спорного земельного участка как лесопаркового пояса, без указания в заключении доводов о причинах, по которым эксперт пришел к данному выводу, перед экспертом были поставлены дополнительные вопросы об основаниях и нормативных документа, послуживших основанием для данного вывода.
Согласно разъяснениям, данным экспертом, отдельное толкование понятия «городской парк» в нормативно-технической документации отсутствует. Проведя дополнительные исследования и обобщив данные, эксперт пришел к выводу, что «городской парк» должен относиться к озелененной территории.
В соответствии с определением парка, данного ГОСТ 28329-89. Озеленение городов. Термины и определения, парк - озелененная территория общего пользования от 10 га, представляющая собой самостоятельный архитектурно-ландшафтный объект. К озеленной территории общего пользования относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса.
Основанием для вывода эксперта, согласно которому исследуемый земельный участок является лесопарковым поясом, послужили социально-экономические функции, которые выполняет древесная растительность на земельном участке, а именно – санитарно-гигиенические и место отдыха населения города Наволоки (т. 3 л.д. 58060).
Не соглашаясь с выводом эксперта о возможности отнесения спорного земельного участка к территории лесопаркового пояса, кроме выше изложенных доводов, суд исходит из определения лесопаркового пояса, данного ГОСТ 17.6.1.01-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения - благоустроенная лесная территория, предназначенная для отдыха населения.
Пунктом 2 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды от 29 марта 2018 года № 122(в редакции от 12 мая 2020 года), устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков и лесничеств, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Принимая во внимание, что растительность, расположенная на спорном земельном участке, не является лесом, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для возложения на администрацию Наволокского городского поселения обязанности разработать лесохозяйственный регламент в отношении растительности, расположенной на спорном земельном участке, и провести мероприятия по лесоустройству.
Порядок охраны природных объектов регламентирован Федеральным Законом «Об охране окружающей среды», а также подзаконными актами, в том числе Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15 декабря 1999 года № 153 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию Наволокского городского поселения обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственный регламент в отношении лесопаркового пояса, расположенного на берегу реки Волга на перекрестке улиц Дмитриева и Советская города Наволоки, Киншемскому городскому прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Кинешемскому городскому прокурору отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю.Никитина
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2020 года