НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кинешемского городского суда (Ивановская область) от 19.01.2021 № 2А-205/2021

Дело № 2а-205/2021

(УИД 37RS0007-01-2020-004591-32)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Заволжск Ивановской области 19 января 2021 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.

при секретаре Бариновой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Кинешемского городского суда в г. Заволжске Ивановской области административное дело № 2а-205/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Ишкининой Наталии Сергеевне о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области (далее – МИФНС России № 5 по Ивановской области) обратилась в суд с административным иском к Ишкининой Н.С. о взыскании задолженности по уплате налогов, пени и штрафов.

В обоснование административного иска указано, что в период с 11 октября 2011 года по 14 июня 2016 года Ишкинина Н.С., будучи зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляла предпринимательскую деятельность и являлась плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (упрощённая система налогообложения – УСНО). В соответствии с требованиями ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) административный ответчик обязана была не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию. Декларация по УСНО за 2015 год представлена Ишкининой Н.С. 19 августа 2016 года, за 2016 год – 16 июня 2016 года. Уплата налогов по данным декларациям не произведена. В связи с просрочкой исполнения обязательств по уплате налогов налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки.

На момент предоставления декларации по УСНО за Ишкининой Н.С. значилась задолженность в размере 91062 руб. Ввиду неуплаты суммы налога в результате её неправильного исчисления на сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, начислен штраф в размере 8100 руб., в счёт уплаты штрафа со счёта налогоплательщика удержана имевшаяся переплата в размере 1000 руб.

Также Ишкинина Н.С., являясь налоговым агентом, в установленный срок не предоставила в налоговый орган сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, в связи с чем привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 400 руб.

В адрес административного ответчика направлены требования об уплате налога, пени, штрафов, которые до настоящего времени не исполнены.

Поскольку административный ответчик добровольно не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей и санкций, МИФНС России № 5 по Ивановской области просит взыскать с Ишкининой Н.С. задолженность по уплате налога за 2015 год в размере 40500 руб., задолженность по уплате налога за 2016 год в размере 2214 руб., пени за период с 4 мая 2016 года по 17 марта 2017 года в размере 4725 руб. 67 коп., штраф за неуплату налога в срок в размере 7100 руб., штраф за непредоставление в срок налоговой декларации в размере 400 руб.

Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, мотивированное тем, что до 26 июня 2020 года Ишкинина Н.С. состояла на налоговом учёте в МИФНС России № 10 по Московской области. В связи с изменением места жительства она встала на учёт в МИФНС России № 5 по Ивановской области. Лицевые счета налогоплательщика переданы административному истцу лишь 20 сентября 2020 года. Согласно информации, представленной МИФНС России № 10 по Московской области, заявления о применении мер принудительного взыскания не направлялись налоговым органом по техническим причинам. Соответственно у МИФНС России № 5 по Ивановской области отсутствовала реальная возможность принятия в установленные сроки мер принудительного взыскания задолженности.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 5 по Ивановской области, извещённый о времени и месте слушания дела, не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Административный ответчик Ишкинина Н.С., извещавшаяся о времени и месте судебного заседания по месту регистрации, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.

Принимая во внимание, что все участвующие в деле лица были надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства с учётом требований ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что с 11 октября 2011 года по 14 июня 2016 года Ишкинина Н.С. осуществляла предпринимательскую деятельность, являлась налогоплательщиком, применяющим упрощённую систему налогообложения.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики – индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2 и 3 настоящей статьи).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощённая система налогообложения (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

По правилам п.п. 2, 7 ст. 346.23 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации ст. 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

В нарушение приведённых положений декларация за 2015 год была представлена Ишкининой Н.С. в налоговый орган лишь 19 августа 2016 года. Налоговая декларация за 2016 год представлена 16 июня 2016 года.

Согласно налоговым декларациям с учётом внесённых уточнений сумма налога, исчисленная налогоплательщиком, за 2015 год составила 40500 руб., за 2016 год – 2214 руб.

Оплата налогов административным ответчиком не производилась.

В связи с этим на неуплаченные в срок суммы налога налоговым органом начислены пени, а налогоплательщику – Ишкининой Н.С. направлены требования от 1 августа 2016 года , от 23 сентября 2016 года , от 28 октября 2016 года , от 22 ноября 2016 года , от 10 февраля 2017 года , от 17 марта 2017 года об уплате налогов и пени.

Кроме того, по результатам налоговой проверки, отражённым в акте от 19 октября 2016 года , решением заместителя начальника МИФНС России № 10 по Московской области от 7 декабря 2016 года Ишкинина Н.С. привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8100 руб.

Также, осуществляя предпринимательскую деятельность, ФИО1 являлась налоговым агентом и в силу п. 2 ст. 230 НК РФ обязаны была не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчёт сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наёмных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Сведения о доходах физических лиц за 2015 год представлены Ишкининой Н.С. 24 мая 2016 года, то есть с нарушением установленного срока. Данное обстоятельство отражено в акте налоговой проверки от 1 августа 2016 года .

За допущенное нарушение решением заместителя начальника МИФНС России № 10 по Московской области от 26 сентября 2016 года Ишкинина Н.С. привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 400 руб.

4 ноября 2016 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование , согласно которому по состоянию на 3 ноября 2016 года за Ишкининой Н.С. числится задолженность в сумме 45760 руб. 33 коп., в том числе задолженность по налогам в размере 42714 руб., а также штраф в размере 400 руб. Числящуюся задолженность налогоплательщику предложено погасить в срок до 18 ноября 2016 года.

26 января 2017 года налоговым органом в адрес Ишкининой Н.С. вновь направлено требование , где указано о начислении штрафа в размере 7100 руб., наличии задолженности в размере 55170 руб. 28 коп., которую предложено погасить в срок до 8 февраля 2017 года.

До настоящего времени ни одно из требований налогового органа административным ответчиком не исполнено.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.

В последнем из направленных в адрес Ишкининой Н.С. требований административному ответчику предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 31 марта 2017 года.

Административное исковое заявление о взыскании с налогоплательщика суммы налогов, пени и штрафов направлено в суд 16 декабря 2020 года, то есть с пропуском предусмотренного законом срока.

Административным истцом указано, что данный срок пропущен ввиду того, что применение мер принудительного взыскания со стороны МИФНС России № 10 по Московской области, где Ишкинина Н.С. состояла на налоговом учёте, не осуществлялось по техническим причинам. С учёта в МИФНС России № 10 по Московской области административный ответчик была снята и поставлена на учёт в МИФНС России № 5 по Ивановской области 20 сентября 2020 года.

Однако данные обстоятельства, по мнению суда, не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд. Доказательств существования иных обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд в установленные сроки, административным истцом не приведено.

Осуществление деятельности по взысканию налогов в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» является одной из главных задач налоговых органов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Исходя из положений ч. 5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

При таких обстоятельствах, не усматривая достаточных правовых оснований для восстановления МИФНС России № 5 по Ивановской области срока обращения в суд с административным иском, суд приходит к выводу, что требования налогового органа о взыскании с Ишкининой Н.С. задолженности по налогам за 2015 и 2016 годы, пени и штрафов не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Ишкининой Наталии Сергеевне о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Румянцева

Мотивированное решение составлено 29 января 2021 года