НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кинешемского городского суда (Ивановская область) от 06.12.2018 № 2А-1574(2018

Дело № 2а-1574(2018)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

при секретаре Сосуновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области

«06» декабря 2018 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании земельного налога, пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании земельного налога за 2015 и 2016 годы в общей сумме 4446 рублей, пени в связи с наличием задолженности по земельному налогу за 2012-2016 г.г. в общей сумме 282 рубля 04 копейки, а всего 4728 рублей 04 копейки.

Административные исковые требования мотивированы следующим:

согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ, на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного учета недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, у ФИО1 возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с наличием у него права собственности на земельные участки:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 132000 кв.м, с кадастровым номером ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 240500 кв.м, с кадастровым номером .

Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2016 год – не позднее 01 декабря 2017 года.

С целью уплаты налога налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, было направлено налоговое уведомление, в котором была указана сумма налога, подлежащего уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени № 11797 от 18 февраля 2015 года, № 7976 от 22 декабря 2016 года, № 2979 от 15 февраля 2018 года. До настоящего времени требования не исполнены.

Мировым судьей судебного участка № 6 Кинешемского судебного района в Ивановской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу, который 27 июня 2018 года был отменен определением в связи с возражениями ФИО1 относительно его исполнения.

Определением Кинешемского городского суда от 06 декабря 2018 года принят отказ административного истца административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области от административного иска к ФИО1 в части взыскания пени по земельному налогу в сумме 223 рубля 61 копейка; производство по делу в данной части прекращено.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям с учетом их уточнения, суду дополнительно пояснила, что административным ответчиком оплачен земельный налог за земельный участок, расположенный в д. Горки Луговского сельского поселения, за два других земельных участка налог не уплачен. Земельный налог начислен ФИО1, как физическому лицу, на основании сведений, предоставленных государственной кадастровой палатой. ФИО1 с 2006 года уплачивает земельный налог, как физическое лицо. Просит административные исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 с административным иском не согласен, суду пояснил, что им оплачен земельный налог за земельный участок, расположенный в д. <адрес>, так как данный земельный участок действительно принадлежит ему, как физическому лицу. Земельные участки в деревне <адрес> были предоставлены не физическому лицу ФИО1, а крестьянскому фермерскому хозяйству «<данные изъяты>», главой которого он является; для ведения крестьянского фермерского хозяйства был предоставлен земельный участок в д. <адрес> из земель колхоза им. <данные изъяты> первоначально площадью 7 га в пожизненное наследуемое владение, затем площадь земельного участка была увеличена, окончательно площадь земельного участка составила 24 га. Земельный участок в д. <адрес> 13200 кв.м принадлежал другу, после его отъезда данный земельный участок был передан ему, ФИО1, в собственность. Крестьянское фермерское хозяйство «<данные изъяты>» являлось юридическим лицом, земельные участки были предоставлены для осуществления деятельности юридического лица, регистрация перехода права собственности на данные земельные участки на имя физического лица ФИО1 не производилась. Просит в иске отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение налоговых периодов 2015, 2016 г.г., имеются сведения о принадлежащих ФИО1 на праве собственности земельных участках:

земельный участок площадью 132000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 269757 рублей 21 копейка (л.д. 54-56);

- земельный участок площадью 240500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 471 325 рублей 20 копеек (л.д. 38-39);

земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000, с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 83130 рублей (л.д. 6).

Таким образом, в связи с наличием в собственности ФИО1 в 2015 и 2016 г.г. земельных участков он являлся плательщиком земельного налога.

Суд не может согласиться с мнением административного ответчика ФИО1 о том, что собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , является крестьянское (фермерское) хозяйство «<данные изъяты>».

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта. (Постановление Пленума высшего Арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок площадью 240500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , принадлежит ФИО1 на основании Государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 38-39).

Представленные ФИО1 копии документов, на основании которых данный земельный участок передан ему в собственность, не опровергают имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения.

Земельный участок у д<адрес>) был предоставлен в собственность Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О <данные изъяты> (л.д. 87-88); на основании данного постановления ФИО1, являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д. 89). Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана границ землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, был утвержден план границ земельного участка площадью 24,05 га, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Главе крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>»; принято решение выдать Государственный акт на право собственности на землю (л.д. 101,102-106).

Земельный участок площадью 132000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , принадлежит ФИО1 на основании свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия (л.д. 54-56).

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю серии , выданным ФИО1 на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрел в частную собственность земельный участок у д. <адрес>, кадастровый продуктивностью 126 баллгектаров, всего сельхозугодий 13.2 га. (л.д. 122-124).

Выделение земельных долей работникам и членам их семей в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривалось Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»,

По правилам статей 257 - 258 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 Гражданского кодекса. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным настоящим Кодексом и земельным законодательством.

Из объяснений административного ответчика ФИО1 следует, что члены его семьи (жена и дочери) вышли из крестьянского (фермерского) хозяйства; сведений о разделе земельных участков между членами (бывшими членами) крестьянского (фермерского) хозяйства «Полянка» суду не представлено; сведения о переходе права собственности на данные земельные участки к иному лицу в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 45,46).

Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право ФИО1 на земельные участки у д. <адрес>, с кадастровым номером и у д. <адрес>, с кадастровым номером , в судебном порядке не оспорено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности признания налоговым органом ФИО1 налогоплательщиком земельного налога в связи с наличием у него в собственности выше указанных земельных участков.

Ставки земельного налога на территории Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района на 2015, 2016 г.г. установлены решением Совета Батмановского сельского поселения от 19 ноября 2010 года № 31 «Об установлении земельного налога на территории Батмановского сельского поселения» и составляют в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства – 0,3% от кадастровой стоимости.

Ставки земельного налога на территории Луговского сельского поселения Кинешемского муниципального района на 2015, 2016 г.г. установлены решением Совета Луговского сельского поселения от 10 ноября 2010 года № 31 «Об установлении земельного налога на территории Луговского сельского поселения» и составляют в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом – 0,3% от кадастровой стоимости.

Срок уплаты земельного налога установлен ч. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2015 год – не позднее 01 декабря 2016 года, за 2016 год – не позднее 01 декабря 2017 года.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

08 октября 2016 года ФИО1 налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 29 сентября 2016 года об уплате в срок до 01 декабря 2016 года земельного налога за 2015 год в общей сумме 2472 рубля, в том числе: за земельный участок, расположенный у д. <адрес>, с кадастровым номером – 809 рублей, за земельный участок, расположенный у д. <адрес>, с кадастровым номером – 1414 рублей, за земельный участок, расположенный в д. <адрес>, с кадастровым номером – 249 рублей (л.д. 7,8).

06 октября 2017 года ФИО1 налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 23 сентября 2017 года об уплате в срок до 01 декабря 2017 года земельного налога за 2016 год в общей сумме 2473 рубля. Земельный налог за земельные участки, находящиеся в собственности ФИО1 начислен в тех же суммах, что и за налоговый период 2015 года (л.д. 12,13).

В установленный в налоговых уведомлениях срок ФИО1 обязанность по уплате земельного налога за 2015 и 2016 г.г. была исполнена частично: оплачен земельный налог за земельный участок, расположенный в д. <адрес>, с кадастровым номером . Сведений о наличии у ФИО1 в течение налоговых периодов 2015 и 2016 г.г. льгот по уплате земельного налога суду не представлено.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено данной статьей Налогового кодекса РФ. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

В связи с наличием у ФИО1 задолженности по оплате земельного налога за 2015 год в его адрес налоговым органом 27 декабря 2016 года было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22 декабря 2016 года, которым ФИО1 в срок до 07 февраля 2017 года предложено оплатить:

земельный налог за 2015 год за земельные участки, расположенные в границах сельских поселений, в размере 2 223 рубля,

пеню, начисленную на задолженность по земельному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 21 декабря 2016 года в сумме 14 рублей 82 копейки (л.д. 9,10),

В связи с наличием у ФИО1 задолженности по оплате земельного налога за 2016 год в его адрес налоговым органом 21 февраля 2018 года было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15 февраля 2018 года, которым ФИО1 в срок до 03 апреля 2018 года предложено оплатить:

земельный налог за 2016 год за земельные участки, расположенные в границах сельских поселений, в размере 2 223 рубля,

пеню, начисленную на задолженность по земельному налогу за 2016 год за период с 02 декабря 2016 года по 14 февраля 2018 года в сумме 43 рубля 61 копейка (л.д. 14,16).

Представленный административным истцом расчет пеней судом проверен (л.д. 10,15); оснований для уменьшения размера сумм начисленных пеней суд не усматривает.

Судом установлено, что выше указанные требования об уплате налога административным ответчиком ФИО1 до настоящего времени не исполнены.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

Задолженность ФИО1 по уплате земельного налога и пени превысила 3000 рублей после предъявления ему Требования об уплате налогов по состоянию на 15 февраля 2018 года, срок уплаты которого установлен до 03 апреля 2018 года.

В установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 6 Кинешемского судебного района в Ивановской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу и пене за 2015 и 2016 годы; судебный приказ был вынесен мировым судьей 06 июня 2018 года; 27 июня 2018 данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 6 Кинешемского судебного района в Ивановской области в связи с поступившими возражениями ФИО1 относительно его исполнения (л.д. 5).

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу и пене подано в Кинешемский городской суд налоговым органом в установленный налоговым законодательством срок.

Анализируя представленные документы, суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате земельного налога и пени в общей сумме 4504 рубля 43 копейки подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении исковых требований, подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области

земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений: за 2015 год в размере 2223 рубля, за 2016 год – в размере 2223 рубля,

пеню на задолженность по земельному налогу: за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 21 декабря 2016 года в сумме 14 рублей 82 копейки; за 2016 год за период с 02 декабря 2017 года по 14 февраля 2018 года в сумме 43 рублей 61 копейки,

а всего 4504 рубля 43 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю.Никитина

Мотивированное решение составлено 11 декабря 2018 года.