Дело № 2а-1186(2019) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кинешемский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю. при секретаре Сосуновой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кинешемского городского суда «04» сентября 2019 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, у с т а н о в и л : Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени. Административный иск обоснован следующим: ФИО1 состоял на учете в качестве арбитражного управляющего в период с 14 апреля 2003 года по 05 сентября 2018 года; в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ являлся плательщиком страховых взносов. Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса РФ. Согласно п. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ, в случае прекращения членства арбитражного управляющего в соответствующей саморегулируемой организации уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе. Так как ФИО1 обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, ФИО1 направлены требования № 9137 от 11 октября 2018 года, № 9669 от 25 октября 2018 года об уплате налога и пени. Указанные требования ФИО1 до настоящего времени не исполнены. Ранее, по заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области мировым судьей судебного участка № 2 Кинешемского судебного района в Ивановской области в отношении ФИО1 был вынесен судебный приказ № 2А-186/2019 от 04 марта 2019 года о взыскании задолженности по пени по страховым взносам, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Кинешемского судебного района в Ивановской области от 22 марта 2019 года. В период рассмотрения дела к производству суда принято заявление административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области об уточнении исковых требований, которым был уточнен период начисления пеней на задолженность по страховым взносам. Административный истец просит (с учетом заявления об уточнении административного иска) взыскать с ФИО1: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии за 2017 год в размере 23400 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии за 2018 год в размере 18065 рублей 35 копеек, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2017-2018 годы за период с 01 января 2018 года по 25 октября 2018 года в общей сумме 1825 рублей 05 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 4590 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 3977 рублей 44 копейки, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 – 2018 годы за период с 01 января 2018 года по 25 октября 2018 года в общей сумме 360 рублей 99 копеек, а всего 52211 рублей 83 копейки. В период рассмотрения дела административным истцом представлено заявление о восстановлении срока на подачу в суд заявления о взыскании, в котором указывает, что пропуск срока на обращение в суд вызван уважительными причинами: в соответствии с ч. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров. Сведения о постановке и снятии ФИО1, как арбитражного управляющего, с учета поступили из Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных в электронном виде только 08 октября 2018 года. ФИО1, по данным Единого государственного реестра налогоплательщиков, состоял на учете в качестве арбитражного управляющего с 15 апреля 2003 года по 05 сентября 2018 года, дата внесения сведений об этом 08 октября 2018 года. Так как ФИО1 исчисление и уплату страховых взносов не произвел, на основании п. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ, налоговый орган произвел начисление ФИО1 страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период; за 2017 год страховые взносы начислены со сроком уплаты до 09 января 2018 года, днем выявления недоимки является следующий день после наступления срока уплаты, то есть 10 января 2018 года, требование № 9137 от 22 октября 2018 года об уплате страховых взносов направлено 17 октября 2018 года. Таким образом, в связи с отсутствием до 08 октября 2018 года сведений о постановке и снятии ФИО1, как арбитражного управляющего с учета, у налогового органа отсутствовала возможность направить требование об уплате налога за 2017 год в установленные законодательством сроки. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Административный ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласен, суду пояснил, что в феврале 2018 года он направил в Союз СРО «СЕМТЭК», членом которого являлся, заявление о выходе. Закон предписывает саморегулируемой организации принять решение на основании такого заявления в течение месяца; устно ему сообщили, что такое решение принято. Рассчитывая на добросовестное поведение Союза СРО «СЕМТЭК» и полагая, что его заявление рассмотрено и удовлетворено, не потребовал подтверждающих документов. В настоящее время ему стало известно, что его заявление своевременно рассмотрено не было, то есть его неправомерно удерживали в составе СРО, не уведомляя об этом, нарушая его права. Фактически он не являлся арбитражным управляющим, поэтому ему не могут начисляться страховые взносы. Возражает против удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении срока на подачу в суд заявления о взыскании. Он, ФИО1, на протяжении длительного времени являлся арбитражным управляющим, налоговому органу было об этом известно, так как представители МИФНС России № 5 по Ивановской области участвовали в каждом деле о банкротстве, в которых он, ФИО1, был арбитражным управляющим. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, как орган контроля и надзора, также знал о том, что он, ФИО1, являлся арбитражным управляющим на протяжении длительного времени, в материалы дела представлены соответствующие письменные доказательства. Таким образом, налоговый орган допустил просрочку процессуального срока по неуважительной причине, поэтому считает, что такой срок не может быть восстановлен. Представитель заинтересованного лица - Союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту Союза СРО «СЕМТЭК») в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на административный иск и документы в обоснование своей позиции. Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему. Согласно выписке из Единого государственного реестра налогоплательщиков, 08 октября 2018 года в ЕГРН внесены сведения о том, что 05 сентября 2018 года ФИО1 снят с учета в налоговом органе в качестве арбитражного управляющего (л.д. 8); в этот же срок, 08 октября 2018 года, поступили сведения о том, что в качестве арбитражного управляющего ФИО1 был зарегистрирован с 15 апреля 2003 года (л.д. 9). В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ, плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком ФИО1, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 годы им уплачены не были. Суд не может принять во внимание доводы административного ответчика ФИО1 о том, что в феврале 2017 года он обратился в Союз СРО «СЕМТЭК» с заявлением о выходе из состава членов Союза СРО «СЕМТЭК», это заявление своевременно рассмотрено не было, в связи с чем начисление ему страховых взносов за весь период, указанный в административном иске, является незаконным. Для рассмотрения данного дела не имеет юридического значения несвоевременное (согласно объяснениям административного ответчика) рассмотрение Союзом СРО «СЕМТЭК» заявления ФИО1 о выходе из членов данной саморегулируемой организации. В соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 20 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую выше названным законом деятельность, занимаясь частной практикой. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации. Согласно ч. 11 ст. 20 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего. Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у арбитражного управляющего возникает с момента приобретения им статуса арбитражного управляющего – включения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих и до момента исключения сведений о нем из соответствующего реестра. Согласно размещенным на сайте Союза СРО «СЕМТЭК» сведениям о лицах, прекративших членство в данной организации, 15 августа 2018 года ФИО1 исключен из числа членов СРО в связи с добровольным выходом (л.д. 98-99). Согласно сведениям из сводного государственного реестра арбитражных управляющих, размещенным в установленном порядке на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО1 исключен из реестра 05 сентября 2018 года (л.д. 97). Таким образом, за период до 05 сентября 2019 года ФИО1 должны быть оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен ст. 432 Налогового кодекса РФ: 1. Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 2. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового Кодекса РФ, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. 5. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, … уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащих уплате плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определен ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ: за 2017 год - в редакции Федерального Закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ): страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачиваются в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса РФ фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса РФ; за 2018 год - в редакции Федерального Закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, за расчетный период 2018 года уплачиваются в фиксированном размере 26 545 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 года уплачиваются в размере 5 840 рублей. В связи с неуплатой ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование налоговым органом, в соответствии с ч. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ, произведено начисление страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком ФИО1 за 2017 год по сроку уплаты 31 декабря 2017 года: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 23400 рублей (7500 рублей - минимальный размер оплаты труда х 26% тариф страхового фонда х 12 месяцев); на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 4590 рублей (7500 рублей минимальный размер оплаты труда х 5,1% тариф страхового фонда х 12 месяцев) (л.д. 76,78). Начисление страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком ФИО1 за 2018 год, произведено налоговым органом с учетом размера страховых взносов, установленного ст. 430 Налогового кодекса РФ: пропорционально времени в течение расчетного периода, указанного в Едином государственном реестре налогоплательщиков, до момента исключения сведений о ФИО1 из сводного реестра арбитражных управляющих: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – в сумме 18065 рублей 35 копеек, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – в сумме 3974 рубля 44 копейки (л.д. 77). Срок уплаты страховых взносов за 2018 год – до 20 сентября 2018 года включительно. Расчет сумм подлежащих уплате страховых взносов судом проверен. Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В силу п. 4,6 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате. В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2017 год налоговым органом были начислены пени на имеющуюся задолженность, и в адрес ФИО1 17 октября 2018 года было направлено требование № 9137 об оплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 11 октября 2018 года, которым в срок до 03 декабря 2018 года предлагалось уплатить: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год - в сумме 23400 рублей; пени, начисленные на данную задолженность за период с 01 октября 2018 года по 11 октября 2018 года в сумме 64 рубля 35 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год - в сумме 4590 рублей, пени, начисленные на данную задолженность за период с 01 октября 2018 года по 11 октября 2018 года в сумме 12 рублей 62 копейки (л.д. 11-15). В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2018 год налоговым органом были начислены пени на имеющуюся задолженность, и в адрес ФИО1 07 ноября 2018 года было направлено требование № 9669 об оплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 25 октября 2018 года, которым в срок до 17 декабря 2018 года предлагалось уплатить: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год - в сумме 18065 рубля 35 копеек, пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с 10 января 2018 года по 30 сентября 2018 года и с 11 октября 2018 года по 25 октября 2018 года, а также пени на задолженность за 2018 год за период с 21 сентября 2018 года по 25 октября 2018 года в общей сумме 1756 рублей 70 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год - в сумме 3974 рубля 44 копейки, пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с 10 января 2018 года по 30 сентября 2018 года и с 11 октября 2018 года по 25 октября 2018 года, а также пени на задолженность за 2018 год за период с 21 сентября 2018 года по 25 октября 2018 года в общей сумме 1756 рублей 70 копеек в общей сумме 348 рублей 37 (л.д. 16-20, 104). Расчет пени судом проверен, оснований для уменьшения размера пеней суд не усматривает. В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате страховых взносов, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов, страховых взносов, пеней в пределах сумм, указанных в требовании об уплате страховых взносов, пеней. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке. Налоговый орган в течение шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требований обратился к мировому судье судебного участка № 2 Кинешемского судебного района в Ивановской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный мировым судьей по делу № 2А-186/2019 судебный приказ от 04 марта 2019 года был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Кинешемского судебного района в Ивановской области от 22 марта 2019 года в связи с поступившими возражениями ФИО1 относительно его исполнения (л.д.6). В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пеням подано в Кинешемский городской суд налоговым органом в установленный законодательством шестимесячный срок. Суд признает, что с заявлением о взыскании с административного ответчика ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в том числе – с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности, налоговый орган обратился с пропуском установленного налоговым законодательством срока (с учетом срока на выявление недоимки, срока направления и исполнения требования об уплате задолженности и сроков на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а затем – с заявлением о взыскании). Однако, суд признает причину пропуска срока на обращение в суд уважительной, принимая во внимание следующее. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ, в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ (ч. 6). Согласно п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой. Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и, соответственно, по взысканию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также сумм соответствующих пеней и штрафов, переданы налоговым органам с 01 января 2017 года в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального Закона № 243- ФЗ от 03 июля 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»; этим же Законом Налоговый кодекс РФ дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации», а также внесены изменения в ст.ст. 83 и 85 Налогового кодекса РФ о порядке предоставления налоговым органам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Сведения об исключении ФИО1 05 сентября 2018 года из сводного реестра членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих были направлены в налоговый орган федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в установленный ст. 85 Налогового кодекса РФ срок – не позднее 10 числа следующего месяца. Суд не может принять во внимание доводы административного ответчика ФИО1 о том, что налоговому органу, принимавшему участие в делах об банкротстве, а также территориальному органу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области было известно, что ФИО1 являлся арбитражным управляющим (л.д. 87-96), в связи с чем у налогового органа имелась возможность принять меры по взысканию задолженности по страховым взносам в срок, установленный налоговым законодательством. Суд учитывает, что иного порядка внесения сведений о налогоплательщиках в Единый государственный реестр налогоплательщиков, кроме порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, налоговое законодательство не предусматривает. До 01 января 2017 года порядок начисления и уплаты страховых взносов, а также взыскания задолженности по ним регулировался Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, в соответствии с п. 2 ст. 5 которого плательщиками страховых взносов являлись страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относились, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не было предусмотрено иное. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) был возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года (в редакции от 19 июля 2007 года, действовавшей до 01 января 2017 года) регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: арбитражных управляющих по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя. Таким образом, в период до 01 января 2017 года ФИО1, являясь арбитражным управляющим, был обязан самостоятельно обратиться в Территориальный орган пенсионного фонда по месту своего жительства с заявлением о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и производить оплату страховых взносов. Согласно представленной в материалы дела информации ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе, ФИО1 был зарегистрирован в Управлении в качестве индивидуального предпринимателя в период с 12 апреля 2000 года по 28 апреля 2004 года; в качестве арбитражного управляющего зарегистрирован не был (л.д. 84). В связи с отсутствием регистрации ФИО1 в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя – арбитражного управляющего на момент перехода полномочий по администрированию страховых взносов от органов Пенсионного фонда РФ к налоговым органам сведения о нем, как о плательщике страховых взносов, не были переданы налоговому органу. При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что до момента поступления 08 октября 2018 года в налоговый орган от органа, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих сведений о ФИО1, как арбитражном управляющем, у налогового органа не имелось сведений о наличии у него обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, и возможности своевременно направить требование об уплате недоимки. При таких обстоятельствах суд считает необходимым: восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области срок на обращение в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 страховых взносов и пени; административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов за 2017, 20187 г.г. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени, начисленных на данную задолженность, в общей сумме 52211 рублей 83 копейки, удовлетворить в полном объеме. Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей. При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении административного иска, подлежит взысканию с административного ответчика ФИО1 в размере 1 766 рублей. Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области срока на подачу административного иска о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пеням, административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить. Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии: за 2017 год в размере 23400 рублей, за 2018 год в размере 18065 рублей 35 копеек, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации: за 2017 год за период с 10 января 2018 года по 25 октября 2018 года, за 2018 год за период с 21 сентября 2018 года по 25 октября 2018 года в общей сумме 1 821 рубль 05 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 4590 рублей, за 2018 год в размере 3977 рублей 44 копейки, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год за период с 10 января 2018 года по 25 октября 2018 года, за 2018 год за период с 21 сентября 2018 года по 25 октября 2018 года в общей сумме 360 рублей 99 копеек, а всего 52211 рублей 83 копейки. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Кинешма Ивановской области» государственную пошлину в размере 1766 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Л.Ю.Никитина Мотивированное решение составлено 09 сентября 2019 года. |