Дело № 2а-260/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Беликовой Е.Л.,
при секретаре Калининой Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешма Ивановской области
«03» марта 2020 года дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области к Филиной Юлии Вадимовне о взыскании пеней, начисленных на задолженность по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к Филиной Юлии Вадимовне о взыскании пеней, начисленных на задолженность по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц в общей сумме 3552 рубля 96 копеек, в том числе:
- пеней на задолженность по транспортному налогу за 2015г. за период с 21.12.2016г. по 27.03.2017г. в размере 1058,97 руб., за 2016г. за период с 13.12.2017г. по 05.09.2018г. в размере 2161,34 руб.;
- пеней на задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2014г. за период с 01.12.2015г. по 11.04.2018г. в размере 138,95 руб., за 2016г. за период с 02.12.2017г. по 05.09.2018г. в размере 192,91 руб.;
- пеней на задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016г. за период с 01.07.2018г. по 05.09.2018г. в размере 0,79 руб.
Административные исковые требования обоснованы следующим.
Согласно сведениям, полученным от РЭО ГИБДД МО МВД "Кинешемский", за Филиной Ю.В. зарегистрировано транспортное средство: автомобиль легковой ТОЙОТА ХАЙЛЕНДЕР, государственный регистрационный знак №, VIN: №, год выпуска 2011, дата регистрации права 21.02.2012г. На основании ст. 357 НК РФ, Закона Ивановской области № 88-03 от 28.11.02 г. "О транспортном налоге" административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Согласно ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2015г. - не позднее 01.12.2016г., за 2016г. - не позднее 01.12.2017г. Налог за 2015г. административным ответчиком уплачен полностью 28.03.2017г., за 2016 г. - не уплачен.
Согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, у Филиной Ю.В. возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с наличием у нее права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 860 кв.м., дата регистрации права 04.09.2012 г. Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2014г. - не позднее 01.10.2015г., за 2016г. - не позднее 01.12.2017г. Налог за 2014г. уплачен полностью 12.04.2018г., за 2016г. - не уплачен.
В соответствии со ст. 400 НК РФ Филина Ю.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, обладающим правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, 21, с кадастровым номером №, площадью 62,20 кв.м., дата регистрации права 03.03.2014 г. Согласно ст. 409 НК РФ срок уплаты налога на имущество не позднее 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2016г. - не позднее 01.12.2017г. Налог за 2016г. административным ответчиком не уплачен.
С целью уплаты налога, согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщику были направлены налоговые уведомления, в которых были указаны суммы налога, подлежащих уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69, 79 НК РФ налогоплательщику было направлено требование от 06.09.2018 № 25120 об уплате налога и пени, а также пени на взысканную в судебном порядке задолженность за предыдущие годы. Требование №25120 от 06.09.2018г. направлено Филиной Ю.В. по почте 24.09.2018г., согласно отслеживанию почтовых отправлений, 18.10.2018г. вручено адресату. До настоящего времени указанное требование не исполнено. Задолженность по транспортному налогу за 2015 год взыскана судебным приказом №2а-215/17 от 28.03.2017г., за 2016 год - судебным приказом №2а-336/2018 от 16.04.2018г. Задолженность по земельному налогу за 2014 год взыскана судебным приказом №2а-351/16 от 06.06.2016г., за 2016 год - судебным приказом №2а-336/2018 от 16.04.2018г. Задолженность по налогу на имущество за 2016 год взыскана судебным приказом №2а-336/2018 от 16.04.2018г. Ранее Межрайонной ИФНС России №5 по Ивановской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении ответчика, 19.03.2019г. мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-598/2019 от 19.03.2019г., который 04.12.2019г. был отменен в связи с возражениями Филиной Ю.В. относительно его исполнения.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области Калинина Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении и отзыве на возражения административного ответчика основаниям, пояснила, что Филина Ю.В. судебные приказы о взыскании задолженности по налогам не оспорила, судебные приказы за 2014-2015 годы исполнены. За 2016 год задолженность не погашена.
Административный ответчик Филина Ю.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения уведомлена, посредством телефонограммы просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменные возражения на иск, в которых выразила несогласие с административными исковыми требованиями, указала, что с 07.08.2007 года является многодетной матерью, в связи с чем в период с 01.01.2017 по 24.04.2017 года имела право на льготу по налогообложению, и налоговыми органами должен был быть произведен перерасчет суммы налогов с учетом данного обстоятельства. Взыскание пеней за 2014-2015 годы считает недопустимым в связи с истечением срока давности.
Выслушав объяснения представителя административного истца, выяснив мнение административного ответчика, исследовав представленные документы, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено, что Филиной Ю.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты налогообложения:
- автомобиль легковой ТОЙОТА ХАЙЛЕНДЕР, государственный регистрационный знак №, мощностью двигателя 273 л.с., дата регистрации права 21.02.2012 г.;
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 860 кв.м., дата регистрации права 04.09.2012 г.;
- 1/6 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 62,20 кв.м., дата регистрации права 03.03.2014 г. (л.д.8-10, 11-12).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст.ст. 388, 389 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Таким образом, в связи с наличием в собственности Филиной Ю.В. в 2015, 2016 годах транспортного средства, она является плательщиком транспортного налога за указанные налоговые периоды, в связи с наличием в собственности Филиной Ю.В. земельного участка в 2014, 2016 годах она является плательщиком земельного налога за указанные налоговые периоды, в связи с наличием в собственности Филиной Ю.В. доли квартиры в 2016 году она является плательщиком налога на имущество физических лиц за указанный налоговый период.
Согласно ст. 363, п. 1 ст. 397, ст. 409 НК РФ (в соответствующих редакциях), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают начисленную сумму налога за 2014г. - не позднее 02.10.2015г., за 2015г. - не позднее 01.12.2016г., за 2016г. - не позднее 01.12.2017г.
В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленный законом срок образовалась задолженность по транспортному налогу за 2015-2016 годы, по земельному налогу за 2014, 2016 годы, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, которая была взыскана судебными приказами:
- задолженность по земельному налогу за 2014 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Кинешемского судебного района в Ивановской области №2а-351/16 от 06.06.2016г.,
- задолженность по транспортному налогу за 2015 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Кинешемского судебного района в Ивановской области №2а-215/17 от 28.03.2017г.,
- задолженность по земельному и транспортному налогам, а также налогу на имущество физических лиц за 2016 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Кинешемского судебного района в Ивановской области №2а-336/2018 от 16.04.2018г. (л.д.20-23).
Вышеуказанные судебные приказы Филиной Ю.В. не оспорены, судебные приказы о взыскании задолженности за 2014-2015 годы исполнены.
Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 4,6 ст. 69, ст. 70 НК РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 НК РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В связи с неисполнением Филиной Ю.В. обязанности по уплате налогов и пени, а также взысканной в судебном порядке задолженности по уплате налогов и пеней, 24 сентября 2018 года в ее адрес было направлено требование №25120 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06 сентября 2018 года, которым в срок до 23 октября 2018 года предложено уплатить в том числе заявленные ко взысканию пени в общей сумме 3552 рубля 96 копеек (л.д.13-14).
Направление требования №25120 в адрес налогоплательщика заказным письмом подтверждается представленной в материалы дела копией почтового реестра; требование об уплате налога считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты его направления налогоплательщику.
Вышеуказанное требование об уплате пени Филиной Ю.В. до настоящего времени не исполнено. Расчет пеней судом проверен; оснований для уменьшения размера сумм начисленных пеней суд не усматривает.
Анализируя представленные документы, суд считает, что налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика Филиной Ю.В. о суммах начисленных пени и сроках их уплаты.
Суд не может принять во внимание возражения административного ответчика о необходимости перерасчета суммы задолженности по налогам и пеням в связи с наличием у нее статуса многодетной матери по следующим основаниям.
Согласно решению городской Думы городского округа Кинешма от 26.11.2014 № 77/751 «Об установлении на территории муниципального образования «Городской округ Кинешма» налога на имущество физических лиц» (в ред. решения городской Думы городского округа Кинешма от 22.02.2017 N 33/229) с 01.01.2017г. предусмотрена налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц для членов многодетных семей, признанных таковыми в установленном законом порядке. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартиры; комнаты; жилого дома. Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, приходящегося на семью, по выбору налогоплательщика.
В соответствии с подп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. При этом согласно ч.6 ст.3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" действие положений подпункта 10 пункта 5 статьи 391, НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.
По транспортному налогу для многодетных семей федеральное законодательство не предусматривает отдельных льгот. Льготы по транспортному налогу могут быть предусмотрены на региональном уровне законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 56, ст. 356 НК РФ). Законом Ивановской области № 88-03 от 28.11.02 г. "О транспортном налоге" налоговая льгота многодетным семьям не предусмотрена.
Таким образом, оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате пеней, требования о взыскании которых заявлены административным истцом, не имеется, поскольку налоговая льгота многодетным семьям по налогу на имущество физических лиц может быть предоставлена только с 01.01.2017г., по земельному налогу с 01.01.2018г. Предметом спора налоги за указанные периоды не являются.
28 ноября 2019 года Филина Ю.В. обращалась в Межрайонную ИФНС России № 5 по Ивановской области с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц в связи с наличием статуса многодетной матери, представив подтверждающие документы, в т.ч. удостоверение многодетной семьи №, выданного ТУСЗН по г.о. Кинешма 24.04.2017г. Налоговым органом в базу данных введена налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц на период с 24.04.2017г. по 05.05.2029г., выслано уведомление №4552055 от 13.12.2019г. о подтверждении права на предоставление льготы, а также был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017-2018гг и земельного налога за 2018г. (л.д.37-47, 48-49, 64-74, 75-76, 77-78). Однако, спор о размере платежей за указанные периоды не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В установленный налоговым законодательством срок на обращение в суд налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 Кинешемского судебного района в Ивановской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ от 19 марта 2019 года был отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Кинешемского судебного района в Ивановской области от 04 декабря 2019 года в связи с поступившими возражениями Филиной Ю.В. относительно его исполнения.
Исковое заявление о взыскании с Филиной Ю.В. задолженности по пеням подано в суд налоговым органом в установленный налоговым законодательством срок. Довод административного ответчика о пропуске срока исковой давности основан на неверном толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Филиной Ю.В. пеней, начисленных на задолженность по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц за указанные периоды в общей сумме 3552 рубля 96 копеек, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате пеней налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении административного иска, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.
Взыскать с Филиной Юлии Вадимовны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области:
- пени на задолженность по транспортному налогу за 2015 год за период с 21.12.2016г. по 27.03.2017г. в размере 1058 рублей 97 копеек, за 2016 год за период с 13.12.2017г. по 05.09.2018г. в размере 2161 рубль 34 копейки, итого 3220 рублей 31 копейка;
- пени на задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2014 год за период с 01.12.2015г. по 11.04.2018г. в размере 138 рублей 95 копеек, за 2016 год за период с 02.12.2017г. по 05.09.2018г. в размере 192 рубля 91 копейка, итого 331 рубль 86 копеек;
- пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год за период с 01.07.2018г. по 05.09.2018г. в размере 79 копеек,
а всего 3552 (три тысячи пятьсот пятьдесят два) рубля 96 копеек.
Взыскать с Филиной Юлии Вадимовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Л.Беликова
Мотивированное решение составлено 18 марта 2020 года.