Дело № 2а-1210/2022
УИД 37RS0007-01-2022-001583-67
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием представителя административного истца МИФНС России № 5 по Ивановской области – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 400 НК РФ ФИО2 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, обладающим правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ: квартира, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 61,4, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 409 НК РФ срок уплаты налога на имущество не позднее 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом.
С целью уплаты налога, согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщику были направлены налоговые уведомления, в которых была указана сумма налога, подлежащая уплате. Поскольку налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налога и пени. До настоящего требования не исполнены.
15 декабря 2021 года Межрайонная ИФНС России №5 по Ивановской области направила заявление о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. 22 декабря 2021 года вынесен судебный приказ. 03 февраля 2022 года мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с возражениями ФИО2 относительно его исполнения.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
Взыскать с ФИО2, ИНН № налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов:
- налог за 2015 г. в размере 90 рублей;
- налог за 2016 г. в размере 119 рублей;
- налог за 2017 г. в размере 131 рубль;
- налог за 2018 г. в размере 144 рубля;
Пени:
- пеня на задолженность 2015 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,25 рублей;
- пеня на задолженность 2016 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,26 рублей;
- пеня на задолженность 2017 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7,38 рублей;
- пеня на задолженность 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5,89 рублей,
на общую сумму 521,78 рубль;
- государственную пошлину в установленном законом порядке.
Представитель административного истца МИФНС России № 5 по Ивановской области ФИО1административный иск поддержала, сославшись на обстоятельства в нём изложенные. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени недоимка административным ответчиком не оплачена.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, в котором имеется личная подпись ФИО2. Административный ответчик возражений относительно предъявленных требований не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, пришёл к выводу о рассмотрении дела при имеющейся явке.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как справедливо отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что в собственности ФИО2 находится следующее недвижимое имущество:
- квартира: <адрес>, кадастровый №, площадь 61,4, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административный ответчик, в связи с наличием в собственности в течение налоговых периодов 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 вышеуказанного недвижимого имущества, в соответствии со ст. 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, обладающим правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.
Согласно ст. 409 НК РФ срок уплаты налога на имущество не позднее 01 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2015 год – не позднее 01 декабря 2016 года, за 2016 год – не позднее 01 декабря 2017 года, за 2017 год – не позднее 01 декабря 2018 года, за 2018 год – не позднее 01 декабря 2019 года.
Налоговым органом в адрес ФИО2 были направлены налоговые уведомления:
- ДД.ММ.ГГГГ - налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 года в размере 209 рублей (л.д.8,9);
- ДД.ММ.ГГГГ - налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 131 рубль (л.д.10,11);
- ДД.ММ.ГГГГ - налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 144 рубля (л.д.12,13);
Исчисление налога на имущество физических лиц налоговым органом осуществлено правильно, соразмерно кадастровой стоимости объектов налогообложения и периоду владения административного ответчика этими объектами.
В установленный в налоговых уведомлениях срок ФИО2 обязанность по уплате налога не исполнила. Права на получение льготы по уплате налогов в указанные периоды у административного ответчика не имелось.
Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п.4, 6 ст.69, ст.70 НК РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В связи с неисполнением ФИО2 обязанности по уплате налогов в срок, указанный в налоговом уведомлении, административному ответчику в её адрес были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
ДД.ММ.ГГГГ - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 90 рублей, за 2016 год в размере 119 рублей, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6,16 рубль, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2016 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1,87 рубль (л.д.38-39, 40,41);
ДД.ММ.ГГГГ - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 131 рубль и пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2017 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7,28 рублей (л.д.32-33,36,37);
ДД.ММ.ГГГГ - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 90 рублей, за 2016 год в размере 119 рублей, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7,06 рублей, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2016 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9,33 рублей (л.д.27-28,29-30,31);
ДД.ММ.ГГГГ - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 90 рублей, за 2016 год в размере 119 рублей, за 2017 год в размере 131 рубль, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,03 копейки, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,06 копеек, пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2017 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,10 копеек (л.д.22-23,24-25,26);
ДД.ММ.ГГГГ - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 144 рублей и пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2018 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5,85 рублей (л.д.18-19,20,21);
ДД.ММ.ГГГГ - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 144 рублей и пеню в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2018 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,04 копейки (л.д.14-15,16,17).
Направление требования об уплате налога налогоплательщику подтверждается скриншотами журнала обмена с ЛК, личного кабинета налогоплательщика, истории регистрации налогоплательщика в личном кабинете из программного комплекса АИС Налог-3 ПРОМ, а также представленными в материалы дела копиями почтовых реестров; требования об уплате налога считаются полученными налогоплательщиком по истечении шести дней с даты их направления налогоплательщику.
Требования об уплате недоимок направлены в адрес ФИО2 в установленном законом порядке и сроки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
Вышеуказанные требования об уплате налогов и пеней ФИО2 до настоящего времени не исполнены. Расчет пеней судом проверен; оснований для уменьшения размера сумм начисленных пеней суд не усматривает.
Анализируя представленные документы, суд считает, что налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика ФИО2 о суммах подлежащего уплате транспортного налога за 2015, 2016, 2017 и 2018 г.г. и сроках его уплаты, а также о суммах начисленных пени и сроках их уплаты.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
Общая сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 г.г. и пеням, подлежащим взысканию с ответчика, в течение трех лет с момента предъявления требования № об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не превысила 10000 рублей, в связи с чем шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности исчислялся по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения указанного требования, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный действующим законодательством шестимесячный срок (15.12.2021) налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №2 Кинешемского судебного района в Ивановской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу на имущество физических лиц и пеням за 2016-2019 годы; ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу №, который ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с возражениями ФИО2 относительно его исполнения (л.д. 6).
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов и пеням подано в Кинешемский городской суд налоговым органом в установленный налоговым законодательством срок.
Анализируя представленные документы, суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пеням в общей сумме 521 рубль 78 копеек, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины в размере 400 рублей подлежит взысканию с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с ФИО2, №, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов:
- налог за 2015 г. в размере 90 рублей;
- налог за 2016 г. в размере 119 рублей;
- налог за 2017 г. в размере 131 рубль;
- налог за 2018 г. в размере 144 рубля;
Пени:
- пеня на задолженность 2015 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,25 рублей;
- пеня на задолженность 2016 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,26 рублей;
- пеня на задолженность 2017 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7,38 рублей;
- пеня на задолженность 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5,89 рублей, а всего на общую сумму 521 (Пятьсот двадцать один) рубль 78 (семьдесят восемь) копеек.
Взыскать с ФИО2, №, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета городского округа Кинешма государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области втечение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Капустина Е.А.
Мотивированное решение составлено 17 июня 2022 года.