НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кинель-черкасского районного суда (Самарская область) от 26.10.2023 № 2А-701/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кинель – Черкассы 26 октября 2023 года

Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Зубовой Е.В.

при секретаре Ивановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-701/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 <данные изъяты> о взыскании обязательных платежей,

Установил:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности указав в иске, что согласно данным налогового органа ФИО2 является налогоплательщиком по уплате налогов.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, ФИО2 направлено требование от 30.12.2020 № 2860, которые были получены ответчицей в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.

Вынесенный мировым судьей судебного участка №138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области от17.03.2021 г., отменен определением судьи от 20.04.2023 г.

Административный истец просит взыскать с ФИО2 задолженность в сумме 37407, 28 рублей, в том числе:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда в РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года): пеня в размере 105, 31 рублей за 2018 г.;

Страховые взносы на обязательные медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 20,44 рублей за 2018 года;

Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия, заявленные требования удовлетворить, задолженность не погашена, в отзыве указал, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), ФИО1 (ФИО3) <данные изъяты> ИНН ОГРНИП состояла на учете в качестве Индивидуального предпринимателя:

с 10.01.2002г. по 20.10.2014г. в Межрайонной ИФНС России № 14 по Самарской области (снята с учета в связи с изменением места жительства); с 20.10.2014г. по 04.02.2020г. - в Межрайонной ИФНС России №20 по Краснодарскому краю (снята с учета в связи с изменением места жительства);с 04.02.2020 г. по 01.12.2020г. - в Межрайонной ИФНС России № 14 по Самарской области (снята с учета в связи с прекращением деятельности). 01.12.2020г. ИП ФИО4 прекратила деятельность в качестве ИП (исключение из ЕГРИП), в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). ФИО1 (ФИО3) <данные изъяты> за период с 01.01.2020г. по 01.12.2020г. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 29 831.23 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 7 746.48 руб. Оплата не производилась.

Начисление страховых взносов в фиксированном размере у индивидуальных предпринимателей осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с Журналом начислений страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за соответствующий год. Решения по таким начислениям не выносятся.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 и пунктами 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление и уплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснила что действительно была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляла вид деятельности, который не указан в выписке ЕГРИП. При закрытии ее как ИП, была проведена камеральная проверка, задолженности по налогам не имеет. После исследования в судебном заседании письменных доказательств возражений на заявленные требования не представила.

Изучив материалы административных дел № 2а-701/2023, № 2а-1143/2021, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации уплата законно установленных налогов и сборов является обязанностью налогоплательщика. В ст. 23 НК РФ содержится аналогичная норма о том, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах ( п. 2 ст. 44 НК РФ).

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 10.01.2002 г. по 01.12.2020 г.

В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Из пункта 5 ст. 432 НК РФ следует, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Судом установлено, что на основании письма ФНС России от 07.09.2021 № КЧ-4- 8/12644@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021 № 01-04/230 с 01.03.2022 года функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в полном объеме. В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области, утвержденным приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 № 01-04/237, инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности. Пунктом 6.9.5 указанного Положения предусмотрено, что инспекция предъявляет в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов с физических лиц в случаях, предусмотренных ст. 48 НК РФ. Таким образом, административный истец в рамках возложенных на него полномочий имеет право на предъявление настоящего иска.

С учетом указанных обстоятельствах ФИО2 было направлено требование № 28601 от 30.12.2020 г. об уплате налога и пени, срок исполнения требования установлен до 02.02.2021 г. Данное требование оставлено без исполнения, в нарушение ст. 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную обязанность по уплате налогов.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени 16.06.2021 г., то есть в установленный законодательством срок не пропущен.

17.03.2021 г. мировым судьей судебного участка № 140 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области с ФИО2 взыскана задолженность по налогам в общей сумме 37646, 92 рублей, в том числе:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: налог в размере 29831, 23 рубль, пени в размере 54, 94 рубля; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: налог в размере 7746, 48 рублей, пеня в размере 14, 27 рублей.

Вынесенный 17.03.2021 г. судебный приказ был отменен по заявлению административного ответчика 20.04.2023 г.

После отмены судебного приказа административный истец обратился в районный суд с исковым заявлением в установленный законом шестимесячный срок-27.07.2023 г.

Представленные в материалы дела расшифровка задолженности налогоплательщика- физического лица, а также пени и штрафов позволяют полно и объективно проверить обоснованность сумм обязательных платежей, заявленных налоговым органом для взыскания с административного ответчика. Расчет задолженности судом проверен. Административным ответчиком в суд не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у неё задолженности перед бюджетом по заявленным налоговым органом налогам и пени.

При указанных обстоятельствах заявленные административные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

П. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указывает, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность в сумме 37407 рублей 28 копеек, в том числе:

страховые взносы на обязательные медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 7746 рублей 48 копеек за 2020 год, пеня в размере 14 рублей 27 копеек;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда в РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 29591 рубль 59 копеек за 2020 год, пеня в размере 54 рубля 94 копейки за 2020 год.

Взыскать с ФИО1 <данные изъяты> в доход бюджета муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области государственную пошлину в размере 1322 рубля 21 копейку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинель-Черкасский районный Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 02.11.2023 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>