НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кимрского городского суда (Тверская область) от 21.11.2017 № 2-581/2017Г

Дело № 2-581/2017г. <****>

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 ноября 2017 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Н.Ю.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

с участием ответчика ФИО1,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО3 и ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что 04 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 90 км автодороги Кропачево-Месягутово-Ачит сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ПСУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортных средств: грузовой тягач седельный марки FREIGHTLINER модель FLC, регистрационный номер №*, полуприцеп с бортовой платформой марки GROENEWEGEN, модель DRO-S2-27, регистрационный номер №*. принадлежащие Ответчикам, под управлением водителя ФИО2 Факт принадлежности транспортных средств Ответчикам подтверждается свидетельствами о регистрации транспортных средств на грузовой тягач №* и на полуприцеп №*. Взвешивание производилось на весовом оборудовании («ВА-20П» весы автомобильные электронные портативные фирмы «Тензо-М», заводской номер №*). Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 30 марта 2015 года, что подтверждается оттиском поверительного клейма в паспорте на весовое оборудование и свидетельством о поверке №*, тем самым подтверждая достоверность результатов взвешивания. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт №* о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 04 апреля 2015 года. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 250095 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направила претензионное письмо №* от 20 апреля 2015 года о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были. Истец, в силу действия Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27 ноября 2012 года, выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». По смыслу статьи 209 ГК РФ полномочия владения принадлежат собственнику имущества, поэтому, осуществляя полномочия владельца автомобильных дорог, при подаче настоящего заявления Истец действует от имени субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан. В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению. Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272). При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257 ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее – Порядок) движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями. Так, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года № 173-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01 по 30 апреля 2013 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению. При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ). Одновременно, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения. Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля. В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395). Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан. В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Взвешивание транспортных средств осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами. Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125. При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов. Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения». Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Просит суд взыскать солидарно с ответчиков ФИО3 и ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в размере 250095 рублей, согласно расчета и акта №* о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 04 апреля 2015 года.

Определением Кимрского городского суда от 03 июля 2017 года направлено отдельное поручение Абинскому районному суду Краснодарского края о допросе ответчика ФИО3, производство по делу приостановлено до исполнения отдельного поручения.

Определением того же суда от 01 ноября 2017 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением исполненного отдельного поручения.

Определением Кимрского городского суда от 13 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2

В судебное заседание 21 ноября 2017 года представитель истца – Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. В тексте искового заявления зафиксировано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признал, возражал в их удовлетворении, полагая их необоснованными. Показал суду, что приказом Минтранса РФ № 211 от 12 августа 2011 года «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам» установлены категории грузов, на которые не распространяется временное ограничение движения в весенний период. В пункте 20 данного приказа указано, в том числе на грузы, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. На уровне Республики Башкортостан принято постановление № 50 от 22 февраля 2012 года «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения», в соответствии с п. 4.5. которого временное ограничение движения в весенний период не распространяется на перевозку грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. Перевозимый им, ответчиком, пенообразователь ПО-6НП относится к противопожарному составу целевого назначения с повышенной огнетушащей способностью и предназначен для получения пены низкой, средней и высокой кратности, применяемой для тушения пожаров классов А и В, используется при тушении нефтепродуктов, легковоспламеняющихся, горючих и водорастворимых органических жидкостей. Эффективен при объемном тушении пожаров. Погрузка пенообразователя в транспортное средство осуществлялась в ООО «Новочеркасский завод синтетических продуктов», согласно товарно-транспортной накладной №* от 30 марта 2015 года. Таким образом, полагает, что на принадлежащем ему, ответчику, транспортном средстве перевозился груз, необходимый для ликвидации чрезвычайных происшествий в виде пожаров, который согласно вышеназванных нормативных актов не подпадает под временное ограничение движения в весенний период. Истец производил взвешивание транспортного средства на площадке, не отвечающей требованиям п.п. 7.5., 7.6. «Методики измерений нагрузки на оси группы осей и массы автодорожных транспортных средств при поосном взвешивании в статическом режиме» весами «ВА-П» без установки дополнительных грузоприемных платформ, производил не в статическом режиме, что повлекло за собой неверное определение предельно допустимых осевых нагрузок, весы были установлены на неровной поверхности, что не обеспечивало достоверность результатов взвешивания. При этом, в соответствии с преамбулой утвержденной «Методики измерений нагрузки на оси, группы осей и масса автодорожных транспортных средств при поосном взвешивании в статическом режиме» весов «ВА-П», указанные автомобильные весы предназначены для взвешивания автотранспортных средств, перевозящих твердые грузы, о чем прямо указано в первом абзаце преамбулы данной методики. Перевозимый пенообразователь ПО-6НП, указанный непосредственно в акте №* от 04 апреля 2015 года, относится к жидким грузам, ибо является однородной жидкостью без осадка и расслоения. Для взвешивания осей транспортного средства использовались автомобильные весы ВА-20 П №*, при этом указание в Методике измерений на то, что весы ВА-20П могут применяться для взвешивания транспортных средств, перевозящих грузы, находящиеся в жидком состоянии, отсутствует. Согласно п. 3.1 Рекомендаций Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), жидкости можно взвешивать только путем полного погружения автомобиля на платформу. Весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в соответствии с рекомендациями МОЗМ не могут использоваться для взвешивания жидких грузов. Согласно выводам исследования «Методологические особенности поосного взвешивания автомобилей», произведенного изготовителем весов ВА-20П ЗАО «Весоизмерительная компания «Тензо-М», при определении нагрузки на ось транспортного средства необходимо в пользу перевозчика (владельца транспортного средства) учитывать величину погрешности в 10 %, а при определении полной массы - 5% (п. 4.1., п. 5 Исследований). Доказательства того, что истцом была учтена погрешность, выверенная производителем автомобильных весов, использованных при взвешивании транспортного средства ответчика, в материалы дела истцом не представлены. Напротив, из акта от 04 апреля 2015 года №* следует, что при взвешивании осей транспортного средства учтена погрешность в 2%, а при расчете полной массы транспортного средства погрешность не учитывалась. По акту взвешивания №* от 04 апреля 2015 года осевые нагрузки составили по осям автомобиля 35320 кг. Согласно прикрепленным к материалу дела истцом свидетельства о регистрации ТС масса без нагрузки транспортного средства составляет 7000 кг., полуприцепа - 8040 кг. Согласно товарно-транспортным накладным №* от 30 марта 2015 года в транспортном средстве перевозилось 11768 кг пенообразователя ПО-6НП в бочках. Суммируя все веса транспортного средства и груза, получается полная-фактическая масса 26808 кг. В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (ч. 4 ст.30 Закона об автомобильных дорогах). Изменение допустимых нагрузок на ось в спорный период регламентировалось распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 173-р от 20 февраля 2015 года, в соответствии с которым с 01 апреля по 30 апреля 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан с нагрузкой на ось свыше 3 тонн (для трехосных тележек). Пунктом 6 указанного распоряжения установлен 30-дневный срок информирования пользователей автомобильных дорог до даты введения сезонных ограничений. Между тем, предусмотренный в Республике Башкортостан порядок информирования пользователей автомобильных дорог о вводимых ограничениях движения, не обеспечивает возможность заблаговременного доведения до пользователей автомобильными дорогами информации о вводимых ограничениях, так как утвержденный порядок не закрепляет конкретный сетевой ресурс - конкретный сайт, и конкретные средства массовой информации, в которых должна быть размещена такая информация. Доказательства фактического размещения в материалы дела истцом не представлено. При несоблюдении истцом порядка информирования пользователей автомобильных дорог о временных ограничениях движения, основания для взыскания убытков отсутствуют, так как отсутствует вина владельца транспортного средства во вменяемых ему нарушениях. Истец не представил доказательств установки по пути следования его, ответчика, транспортного средства временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжелого транспорта. Установка временных дорожных знаков относится к организации дорожного движения. В соответствии с пунктом 5.7 ГОСТ Р 52290-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» дорожные знаки имеют маркировку, нанесенную на обратной стороне дорожного знака, содержащую надпись «дата установки» со свободным полем, на которое во время установки знака несмываемым маркером черного цвета наносят дату установки. Истец не представил доказательств даты установки каждого дорожного знака «3.12» по маршруту движения транспортных средств, указанных в акте взвешивания. В силу пунктов 11 и 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 711 от 15 июня 1998 года, установка и снятие технических средств организации дорожного движения (к которым относятся дорожные знаки) производится соответствующими организациями с разрешения ГИБДД. Доказательств получения разрешения на установку и согласования мест расположения дорожных знаков «3.12» истцом не представлено. При таких обстоятельствах, акт №* от 04 апреля 2015 года не является надлежащим доказательством по делу и не подтверждает факт перевозки груза с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, что подтверждается соответствующей телефонограммой. Согласно протокола судебного заседания Абинского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2017 года не возражал в рассмотрении дела в его отсутствии. Показал, что исковые требования не признает, не возражает в рассмотрении дела в его отсутствии. Согласно представленных письменных возражений на исковое заявление, привел доводы, аналогичные доводам ответчика ФИО1

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, полагая исковые требования необоснованными, возражал в их удовлетворении, поддержав позицию ответчика ФИО1 Показал суду, что 04 апреля 2015 года он был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 12.21 КоАП РФ за превышение поосной нагрузки на 5 тонн, однако постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловал, поскольку в целях экономии времени решил просто уплатить штраф в размере 500 рублей. Дополнительно пояснил, что до въезда на территорию Республики Башкортостан проехал четыре региона России, и в каждом транспортное средство, которым он управлял, проходило взвешивание. Никаких нарушений установлено не было.

В соответствии с ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии представителя истца и ответчика ФИО3, против чего не возражают остальные участники процесса.

В судебном заседании исследованы материалы дела: копии: устава ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан», свидетельства о государственной регистрации ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан», сведений из ЕГРЮЛ в отношении ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан», распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 166-р от 15 февраля 2013 года, соглашения о разделе полномочий от 27 ноября 2012 года, паспорта весов ВА-20П, свидетельства о поверке №*, акта о превышении транспортным средством установленных ограничений №* от 04 апреля 2015 года, свидетельств о регистрации ТС, постановлений Правительства Республики Башкортостан № 28 от 02 февраля 2012 года, № 59 от 01 марта 2010 года, № 173-р от 20 февраля 2015 года и № 50 от 22 февраля 2012 года, расчет размера вреда, копия претензии №* от 20 апреля 2015 года, письма Министерства финансов Республики Башкортостан от 23 октября 2012 года, выписка из ЕГРЮЛ в отношении ФИО3, справка МИНФС в отношении ФИО1, копия свидетельства об аттестации методики измерений от 25 июня 2014 года, копия Государственной системы обеспечения единства измерений, копия государственного контракта №* от 17 декабря 2013 года, копия схемы расстановки знаков, скриншот страницы сайта, копия акта на установку временных дорожных знаков от 31 марта 2015 года, копия акта на демонтаж временных дорожных знаков от 01 мая 2015 года, копия протокола об административном правонарушении от 04 апреля 2015 года, копия товарно-транспортной накладной от 30 марта 2015 года.

Суд, заслушав ответчика и третье лицо, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, к приходит к следующим выводам.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд исходит из следующих положений законодательства.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе, на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 11, 13 ст. 11 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 257-ФЗ) установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 62 вышеназванного Закона со дня вступления в силу и до приведения в соответствие с указанным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ применяются в части, не противоречащей Закону № 257-ФЗ.

Статьей 29 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов. Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда уст. Правительством РФ (ст. 31 Закона).

В соответствии с п. 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272, тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному Постановлению.

Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом.

При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 30 Закона № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Закона № 257-ФЗ).

В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934.

Согласно п. 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Правилами № 934 предусмотрено, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, наряду с превышением предельно допустимой массы транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 395, указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ.

Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно п. 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении, соответственно, участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Таким образом, истец наделен полномочиями на взвешивание транспортных средств, а также на начисление и взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.

Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06 февраля 2014 года № 76-р или указанными в специальном разрешении.

Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года № 173-р с 01 апреля по 30 апреля 2015 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.

При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых или согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

Согласно п. 2.2 Устава ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан осуществляет мероприятия по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами.

Для осуществления поставленных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности (в том числе): - выдает специальные разрешения и осуществляет согласование на проезд автотранспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, осуществляет согласование на проезд автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы по автомобильным дорогам, а также специальные разрешения на проезд автотранспортных средств в период временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам вследствие неблагоприятных дорожно-климатических условий; - осуществляет расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам; - осуществляет взвешивание транспортных средств в рамках проведения весового контроля на автомобильных дорогах; - осуществляет измерение транспортных средств в рамках проведения габаритного контроля на автомобильных дорогах.

Как усматривается из Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 мая 1996 года и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации от 08 августа 1996 года № 1146 (далее - Инструкция), тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в данной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.

В Приложении № 1 к Инструкции установлены допустимые осевые и полные массы автотранспортных средств.

В судебном заседании установлено, что 04 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 90 км автодороги Кропачево-Месягутово-Ачит сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортных средств - грузового тягача марки FREIGHTLINER, государственный регистрационный номер №* и полуприцепа с бортовой платформой марки GROENEWEGEN, государственный регистрационный номер №*, под управлением водителя ФИО2 и принадлежащих на праве собственности соответственно ФИО4 и ФИО1, что следует из представленных суду свидетельств о регистрации транспортных средств.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании - весами марки ВА-20П фирмы «Тензо-М», заводской номер №*, которые прошли поверку 30 марта 2015 года, что подтверждается оттиском поверительного клейма в паспорте на весовое оборудование и свидетельством о поверке №*.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт №* о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 04 апреля 2015 года.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 250095 рублей, что следует из представленного суду расчета, который ответчиками не оспорен.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направило ответчикам претензионное письмо №* от 20 апреля 2015 года о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с названными исковыми требованиями.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Для наступления ответственности в виде взыскания убытков необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего в себя противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наступление вреда, размер вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

Заявляя требование о возмещении ответчиками вреда в сумме 250095 рублей, истец ссылается на наличие акта №* о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 04 апреля 2015 года, согласно которого общая масса транспортных средств - грузового тягача марки FREIGHTLINER, государственный регистрационный номер №* и полуприцепа с бортовой платформой марки GROENEWEGEN, государственный регистрационный номер №*, имеющих 6 осей составила 35,32 тонны при допустимой массе с учетом установленных ограничений 22 тонны.

Вместе с тем, согласно паспортов транспортных средств вес грузового тягача марки FREIGHTLINER без нагрузки составляет 7 тонн, а полуприцепа с бортовой платформой марки GROENEWEGEN – 8,04 тонны. Согласно товарно-транспортной накладной №* от 30 марта 2015 года в данные транспортные средства был загружен пенообразователь ПО-6НП в бочках массой брутто 11,768 тонн. Таким образом, общая масса транспортных средств с учетом груза составила 26,808 тонн, что на 5,542 тонны меньше, чем в представленном акте №*.

Выявленную разницу невозможно объяснить лишь наличием погрешности в измерении весов, которая составляет 2 %, и весом водителя. Сведений о наличии в транспортных средствах иного груза, который мог повлиять на массу транспортных средств, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд не может принять представленный акт №* от 04 апреля 2015 года в качестве допустимого доказательства.

Более того, в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125, в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.

В соответствии со ст. 20 приказа Минтранса РФ от 21 июля 2011 года № 193 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки» должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.

Материалами дела подтверждается, что измерение весовых параметров спорных транспортных средств, указанных в акте, произведено на передвижном пункте весового контроля № 7, но в акте не содержится информация, в каком режиме было произведено взвешивание: статичном или подвижном (динамичном).

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств взвешивания автомобиля на специальной площадке в стационарном режиме, акт составлен с нарушением установленного порядка.

Несмотря на то, что судом установлено превышение предельных допустимых нагрузок на оси, определенных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года № 173-р, поскольку масса транспортных средств составила 26,808 тонн при допустимой 22 тонны, рассчитать ущерб, причиненный дорогам, не представляется возможным ввиду отсутствия информации о размере превышения предельных осевых нагрузок на каждую из шести осей, имеющихся у транспортных средств.

При этом суд не может принять во внимание довод ответчиков о том, что перевозимый груз относится к грузам, необходимым для ликвидации чрезвычайных происшествий, на которые в соответствии с п. 20 приказа Минтранса РФ № 2111 от 12 августа 2011 года и п. 45 постановления Республики Башкортостан № 5 от 22 февраля 2012 года временное ограничение не распространяется, поскольку, несмотря на то, что производителем данный пенообразователь заявлен для использования в целях пожаротушения и рекомендован МЧС РФ к применению в подразделениях Государственной пожарной службы, ответчики не представили документов, что данный груз был предназначен именно для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. Указанные рекомендации носят информационный характер и не предопределяют целей использования данного пенообразователя.

Ссылку ответчиков о том, что использованные при изменении весы ВА-20П фирмы «Тензо-М» не заявлены производителем для взвешивания грузов, находящихся в жидком состоянии, суд также полагает несостоятельной, поскольку в паспорте данных весов не содержится указание на невозможность взвешивания данными весами грузов, находящихся в жидком состоянии.

Равно как и несостоятельна ссылка ответчиков на нарушение рекомендаций Международной организации законодательной метрологии, согласно которых взвешивание жидких грузов производится путем полного погружения автомобиля - цистерны на платформу весов, поскольку они не носят директивного характера, следовательно, не исключают применения к спорным правоотношениям вышеуказанных нормативных актов РФ, регулирующих порядок весового контроля транспортных средств.

Кроме того, в ч. 9 ст. 31 Закона № 257-ФЗ указано, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».

Данным постановлением определены размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Рассчитывая сумму ущерба, истец руководствовался вышеназванным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 без учета положений, содержащихся в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, который введен постановлением Правительства РФ от 09 января 2014 года № 12.

Согласно ст. 28 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, а также вправе получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных законом сведениях.

Истцом представлены доказательства установки на момент проведения проверки на маршруте движения спорных транспортных средств специальных предупреждающих знаков о вводимых ограничениях, а также заблаговременном размещении информации в сети «Интернет» и при должной осмотрительности ответчики могли узнать о вводимых ограничениях. В связи с чем довод ответчиков об отсутствии информации о введении подобных ограничений суд полагает несостоятельным.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом не представлено суду достаточных доказательств, позволяющих в полной мере обосновать законность предъявленных им требований, в связи с чем полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО3 и ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской облсуд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Куликова

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2017 года.

Судья Н.Ю. Куликова