НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кезского районного суда (Удмуртская Республика) от 20.05.2014 № 2-229/2014

 Дело № 2-229/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 20 мая 2014 года Село Дебесы УР

 Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего судьи Роготневой В.В.

 при секретаре Ивановой М.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления культуры Администрации МО «Воткинский район» к К.Н.М. о возмещении денежных средств, выплаченных по социальным гарантиям,

 У С Т А Н О В И Л:

     Управление культуры Администрации МО «Воткинский район» (далее Управление культуры) обратилось в суд с иском к К.Н.М. о возмещении денежных средств, выплаченных по социальным гарантиям.

     Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ ответчица принята на должность методиста Кукуевского сельского культурного центра Управления культуры Администрации МО «Воткинский район». ДД.ММ.ГГГГ в Управление культуры Администрации МО «Воткинский район» от ответчицы поступило заявление о единовременной выплате в размере 10000 рублей, согласно Положению о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район», утвержденному постановлением Администрации МО «Воткинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ между Управлением культуры Администрации МО «Воткинский район» и ответчицей было заключено Соглашение о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район», согласно которому Управление культуры Администрации МО «Воткинский район» в связи с прибытием молодого специалиста к месту работы обязалось выделить единовременную выплату в сумме 10000 рублей, при условии отработки ответчиком, как «молодым специалистом» в Учреждениях социальной сферы не менее 5 лет.

 ДД.ММ.ГГГГ в Управление культуры Администрации МО «Воткинский район» от ответчицы поступило заявление об осуществлении ей ежемесячной выплаты в размере 5 000 рублей, предусмотренной Положением о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район».

 В этот же день между Управлением культуры Администрации МО «Воткинский район» и ответчицей заключено Соглашение о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район», согласно которому Управление культуры Администрации МО «Воткинский район» обязалось предоставлять молодому специалисту ежемесячную выплату в размере 5000 рублей с учетом всех установленных законом отчислений, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при условии отработки ответчицей в Учреждениях социальной сферы не менее 5 лет в соответствии с полученной квалификацией.

 С ДД.ММ.ГГГГ фамилия <данные изъяты> изменена на К.Н.М. на основании свидетельства о регистрации брака.

 ДД.ММ.ГГГГ штатные единицы Управления культуры Администрации МО «Воткинский район» переданы в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотечно-культурный центр» МО «Воткинский район» на основании Постановления Администрации МО «Воткинский район» №.

 Перевод из Управления культуры МО «Воткинский район» в МБУК «Библиотечно-культурный центр» МО «Воткинский район» был вынужденным.

 После перевода К.Н.М. была принята на работу к истцу для выполнения работы методиста в Кукуевском сельском культурном центре – структурном подразделении МБУК «Библиотечно-культурный центр» МО «Воткинский район». Обязательства ответчицы по Соглашению о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ переходят МБУК «Библиотечно-культурный центр» МО «Воткинский район».

 На период ДД.ММ.ГГГГ сумма выплат составила 44800 руб., из которых единовременная оплата в сумме 10000 рублей, с учетом вычета подоходного налога 8700 рублей; ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей за каждый полный отработанный месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 34800 рублей, с учетом вычета подоходного налога ежемесячно по 4350 рублей. Ответчица добровольно возвратить указанную сумму не согласна.

     На основании изложенного, просит взыскать с К.Н.М. в пользу истца денежные средства, выплаченные по социальным гарантиям в сумме 44800 руб. и расходы по госпошлине 1544 руб.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела. Просят рассмотреть дело без их участия.

     Суд, изучив доводы искового заявления, материалы дела, приходит к следующему.

 Управление культуры является структурным подразделением Администрации МО «Воткинский район», обладает статусом юридического лица, что подтверждается уставом, а так же выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Ответчица К.Н.М. в соответствии со свидетельством о заключении брака до регистрации брака имела фамилию Осипова.

 Из искового заявления истца следует, что на декабрь 2010 года ответчица имела законченное среднее профессиональное образование. Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.   

 В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ответчица принята на работу в Управление культуры Администрации МО «<адрес>» методистом 7 разряда в структурное подразделение - Кукуевский сельский культурный центр. Работа для ответчицы являлась основной, и трудовой договор был заключен на неопределенный срок. Согласно указанному трудовому договору, ответчице был установлен должностной оклад -2645 рублей, повышающая надбавка-715 рублей, а также надбавка и другие выплаты согласно коллективному договору. Кроме того, договором определены гарантии и компенсации в период действия настоящего договора.

 Постановлением Администрации МО «Воткинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район».

 Согласно указанному Положению, молодым специалистом является гражданин РФ в возрасте до 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования. МО «Воткинский район» гарантирует выделение единовременной выплаты в размере 10000 рублей в связи с прибытием молодого специалиста к месту работы, а также предоставляет молодому специалисту ежемесячную выплату в размере 5000 рублей, за каждый полный отработанный месяц, с момента возникновения трудовых отношений на срок не более 5 лет. Выплата производится пропорционально отработанному времени в случае нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и в период временной нетрудоспособности. В соответствии с данным Положением, молодой специалист обязан отработать по трудовому договору в учреждениях социальной сферы не менее 5 лет в соответствии с полученной квалификацией. Единовременная выплата и ежемесячные выплаты предоставляются молодым специалистам при условии заключения трудового договора с работодателем (учреждением социальной сферы) Воткинского района. Работодатель выплачивает единовременную выплату в связи с прибытием к месту работы в течение месяца после возникновения трудовых отношений. Ежемесячная выплата производится по основному месту работы молодого специалиста за каждый полный отработанный месяц, с момента возникновения трудовых отношений, на срок не более 5 лет. В случае расторжения трудового договора до истечения пятилетнего срока отработки по инициативе молодого специалиста (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ), молодой специалист обязан возместить все выплаченные средства по социальным гарантиям. Выплаты, предусмотренные Положением, производятся на основании приказа руководителя учреждения, имеющего статус юридического лица, с которым молодой специалист состоит в трудовых отношениях. Управление финансов Администрации МО «Воткинский район» перечисляет денежные средства для выплаты социальных гарантий молодым специалистам на лицевые счета учреждений бюджетной сферы, по месту работы молодого специалиста.

 ДД.ММ.ГГГГ ответчица представила работодателю -Управление культуры заявление о выделении единовременной выплаты в размере 10000 рублей в соответствии с Положением о порядке представления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район».

 ДД.ММ.ГГГГ между Управлением культуры и ответчицей заключено соглашение о порядке представления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район», согласно которому Управление культуры обязуется выделить ответчице единовременную выплату в сумме 10 000 рублей в связи с прибытием к месту работы. В свою очередь, ответчица обязалась отработать по трудовому договору в учреждениях социальной сферы не менее 5 лет в соответствии с полученной квалификацией, в случае расторжения трудового договора до истечения пятилетнего срока отработки по инициативе молодого специалиста (пункт 3 части первой ст. 77 ТК РФ) ответчица обязалась возместить все выплаченные средства по социальным гарантиям, предусмотренным Положением о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район».

 ДД.ММ.ГГГГ ответчица представила работодателю -Управление культуры заявление о производстве ежемесячной выплаты в размере 5000 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.

 Между сторонами Управлением культуры и ответчицей ДД.ММ.ГГГГ снова заключено Соглашение о порядке представления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район», согласно которому Управление культуры обязалось перед ответчицей о предоставлении ответчице ежемесячной выплаты в размере 5000 рублей, за каждый полный отработанный месяц на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом всех установленных законом отчислений. В свою очередь, ответчица обязалась отработать по трудовому договору в учреждениях социальной сферы не менее 5 лет в соответствии с полученной квалификацией, в случае расторжения трудового договора до истечения пятилетнего срока отработки по инициативе молодого специалиста (пункт 3 части первой ст. 77 ТК РФ) ответчица обязалась возместить все выплаченные средства по социальным гарантиям, предусмотренным Положением о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район».

 На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ответчица уволена в порядке перевода в МБУК «Библиотечно- культурный центр» Администрации МО «Воткинский район».

 На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ответчица уволена по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.

 Ответчица выплаченные истцом в качестве социальных гарантий денежные средства не вернула.

 Из представленных суду платежных ведомостей и платежных поручений на ДД.ММ.ГГГГ и за период с мая 2011 года по декабрь 2011 года следует, что ответчице были выплачены Управлением культуры Администрации МО «Воткинский район»: 8700 рублей ДД.ММ.ГГГГ года; 4350 рублей ДД.ММ.ГГГГ года; 4350 рублей ДД.ММ.ГГГГ года; 4350 рублей ДД.ММ.ГГГГ года; 4350 рублей ДД.ММ.ГГГГ; 4350 рублей ДД.ММ.ГГГГ года; 4350 рублей ДД.ММ.ГГГГ года, на общую сумму 34800 рублей.

 Со стороны ответчицы возражения по указанному поводу не представлены.

 Истцом представлены суду платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8700 рублей и реестр на получение заработной платы К.Н.М. на сумму 4350 рублей, а также платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 7431 руб. 67 коп, и реестр получения заработной платы К.Н.М. на сумму 3081 руб. 67 коп. Суд не принимает указанные документы в качестве доказательства по данному делу, поскольку не установлено, за какой период произведена заработная плата ответчице, и исковое заявление не имеет требований о взыскании сумм, выплаченных ответчице в 2012 году, кроме сумм, выплаченных ДД.ММ.ГГГГ (за ноябрь и декабрь 2011 года). При этом, платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлены.

 Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

 Суд, оценив представленные суду доказательства, установив обстоятельства дела, приходит к выводу, что ответчица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Управлением культуры.

 Данные обстоятельства подтверждаются названными трудовыми договорами.

 В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе и трудовое законодательство.

 Согласно ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 Согласно ст. 5 ТК РФ, органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 По смыслу указанных норм права, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам Трудового кодекса РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям законодательства РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае Трудовой кодекс РФ.

 В настоящий момент отсутствует нормативно-правовой акт УР, регулирующий труд молодых специалистов, в том числе выплаты им надбавок, а равно и возврат данных выплат в случае не выработки определенного срока.

 В соответствии со ст. 9 ТК РФ, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вила поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

 Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

 Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Анализируя трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, Положение о порядке предоставления социальных гарантий молодым специалистам МО «Воткинский район», а также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между сторонами, составленные во исполнение указанного Положения, суд приходит к выводу, что выплата в размере 8700 рублей от ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячные платежи в период с мая по декабрь 2011 года по 5000 рублей фактически являются заработной платой. Указанные соглашения являются дополнительным соглашением к трудовому договору, то есть, являются составной частью трудового договора заключенного ДД.ММ.ГГГГ и дополняют его в части установления доплат, надбавок к заработной плате ответчице. Согласно Положению, социальные гарантии предоставляются молодым специалистам при условии заключения трудового договора с работодателем. Все выплаты, в том числе и единовременная выплата 8700 рублей, произведены после заключения трудового договора между сторонами. Суд признает данные ежемесячные выплаты составной частью заработной платы ответчице, так как данная доплата выплачивалась исключительно, только за отработанный месяц, то есть, выплата связана с выполнением ответчицей трудовых обязанностей.

 В Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ежемесячная выплата в размере 5000 рублей предоставляется с учетом всех установленных законом отчислений, учреждение обязуется произвести перечисление всех обязательных платежей во все фонды. Выплата от ДД.ММ.ГГГГ произведена также с учетом отчислений в размере 8700 руб., в то время, как по Соглашению установлен размер 10000 рублей. Кроме того, из платежных документов и реестров следует, что выплата является заработной платой.

 Статья 137 Трудового кодекса РФ запрещает производить взыскание выплаченной заработной платы иначе, как по основаниям, предусмотренным законом.

 При указанных обстоятельствах п.4.6 Положения, предусматривающего обязанность молодого специалиста возместить все выплаченные средства по социальным гарантиям при расторжении трудового договора до истечения пятилетнего срока отработки по инициативе молодого специалиста, применению не подлежит, поскольку ухудшает положение ответчицы как работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.

 Требования о взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат, поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения.

 Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

 Решил:

 Исковые требования Управления культуры Администрации Муниципального образования «Воткинский район» к К.Н.М. о возмещении денежных средств, выплаченных по социальным гарантиям, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Кезский районный суд УР.

 Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2014 года.    

     Судья:                 В.В. Роготнева