Дело № 2а-701/2021
45RS0008-01-2021-000849-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.
при секретаре судебного заседания Михалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 12 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кетовского района Курганской области Грибанова А.Ю., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению показателей на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, возложении обязанности разместить такие показателя. В обоснование заявления указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее - Администрация) требований бюджетного законодательства, в результате которой установлено, что Администрацией не приняты меры к размещению показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии со ст. 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предназначен для обеспечения доступа: к информации о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации; к информации об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации; к иным сведениям, определяемым Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его бюджетными полномочиями. Администрацией не сформирован и не представлен для размещения ни один из необходимых показателей. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Управления Федерального казначейства по Курганской области от 20.01.2021 № 43-28-47/28-45. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости), о чем гласит ст. 28 БК РФ. Нарушение вышеназванных требований затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем прокуратурой района в адрес Администрации 21.09.2020 было внесено представление № 7-41/2-2020 об устранении нарушений бюджетного законодательства в части размещения показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. По результатам проверки выявлено, что вышеназванные требования прокурора не выполнены, что явилось основанием для обращения в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по размещению показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; обязать Администрацию Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на едином портале бюджетной системы Российской Федерации показатели, подлежащие к размещению, а именно:
- общие сведения о публично-правовых образованиях, формирующих и исполняющих бюджеты;
- муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;
- иные акты и документы муниципального образования, регламентирующие отношения в бюджетной и налоговой сфере;
- порядок взаимодействия финансовых органов муниципальных образований с субъектами контроля;
- порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету муниципального образования;
- информация о правилах, порядках и сроках составления проектов бюджетов, органах, осуществляющих составление проектов бюджетов, основных документах, формируемых при составлении проектов бюджетов;
- порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период;
- порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования;
- информация о порядках формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;
- информация о структуре и содержании решения о бюджете;
- информация о порядке рассмотрения и утверждения решения о бюджете;
- информация о документах и материалах, представляемых одновременно с проектом решения (о внесении изменений в решение) о бюджете;
- информация о порядке исполнения бюджета по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета;
- информация об основах кассового обслуживания исполнения бюджетов;
- информация об органах и руководителях органов, обеспечивающих и организующих исполнение бюджета;
- общая информация о качестве финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета;
- информация о порядке формирования и ведения бюджетной росписи;
- информация о порядке формирования и ведения бюджетной сметы казенных учреждений;
- информация о порядке формирования и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
- информация о порядке формирования и ведения сводной бюджетной рос-писи;
- информация о порядке формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и выполнение работ;
- информация о порядке составления и ведения кассового плана бюджетов;
- информация о детализации финансовой отчетности;
- информация о порядке и сроках составления, внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности бюджетов;
- заключение органа внешнего муниципального контроля на отчет об исполнении бюджета;
- правила и порядки финансового обеспечения муниципальных учреждений;
- информация о порядках осуществления бюджетных инвестиций и представления субсидий;
- формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам;
- порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации;
- информация о видах доходов бюджетов, нормативах отчислений доходов в бюджеты;
- общая информация о составе программы муниципальных заимствований;
- общая информация о составе программ муниципальных гарантий;
- порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю;
- порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю;
- порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения;
- информация о текущих событиях в сфере управления муниципальными финансами публично-правового образования (новостная информация).
Помощник прокурора Кетовского района Курганской области Беляева А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика – Глава Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области ФИО1, действующий на основании Устава, в судебном заседании выразил согласие с заявленными требованиями, пояснил, что администрацией прилагались все усилия для размещения указанной информации, но в связи с возникшими техническими трудностями при работе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в адрес Администрации Кетовского района была подана соответствующая заявка на техническую поддержку и сопровождение при работе на данном сайте. В настоящее время осуществляется размещение показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд, с учетом мнения сторон, определил провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области требований бюджетного законодательства.
По результатам проверки установлено, что ответчиком не приняты меры к размещению показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, что также подтверждено информацией Управления Федерального казначейства по Курганской области от 20.01.2021 № 43-28-47/28-45.
Прокуратурой Кетовского района в адрес Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области 21.09.2020 было внесено представление № 7-41/2-2020 об устранении нарушений бюджетного законодательства в части размещения показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Из ответа Администрации Большечаусовского сельсовета от 20.10.2020 следует, что в связи с возникшими трудностями при работе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, в адрес Администрации Кетовского района была подана соответствующая заявка на техническую поддержку и сопровождение при работе на данном сайте. С заместителем Главы по финансовым вопросам Администрации Большечаусовского сельсовета ФИО2 проведена беседа о недопустимости нарушений бюджетного законодательства. Также за ненадлежащее исполнение обязанностей заместителю Главы по финансовым вопросам Администрации Большечаусовского сельсовета вынесено дисциплинарное наказание в виде замечания.
Доказательств об устранении указанных нарушений закона административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предназначен для обеспечения доступа: к информации о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации; к информации об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации; к иным сведениям, определяемым Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его бюджетными полномочиями.
В соответствии с п. 10 Порядка размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н (далее - Порядок), финансовые органы муниципальных образований (участники системы «Электронный бюджет») осуществляют размещение информации на едином портале.
Приложением к Порядку установлен перечень информации, формируемой и представляемой для размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а именно:
1) Общие сведения о публично-правовых образованиях, формирующих и исполняющих бюджеты (показатель № 1.4);
2) Муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения (показатель № 2.4);
3) Иные акты и документы муниципального образования, регламентирующие отношения в бюджетной и налоговой сфере (показатель № 2.5);
4) Порядок взаимодействия финансовых органов муниципальных образований с субъектами контроля (показатель № 2.7);
5) Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету муниципального образования (показатель № 3.23);
6) Информация о правилах, порядках и сроках составления проектов бюджетов, органах, осуществляющих составление проектов бюджетов, основных документах, формируемых при составлении проектов бюджетов (показатель № 5.1);
7) Порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период (показатель № 5.4);
8) Порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (показатель № 5.7);
9) Информация о порядках формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (показатель № 5.12);
10) Информация о структуре и содержании решения о бюджете (показатель № 5.14);
11) Информация о порядке рассмотрения и утверждения решения о бюджете (показатель № 5.15);
12) Информация о документах и материалах, представляемых одновременно с проектом решения (о внесении изменений в решение) о бюджете (показатель № 5.16);
13) Информация о порядке исполнения бюджета по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета (показатель № 5.21);
14) Информация об основах кассового обслуживания исполнения бюджетов (показатель № 5.22);
15) Информация об органах и руководителях органов, обеспечивающих и организующих исполнение бюджета (показатели №№ 5.23, 5.24);
16) Общая информация о качестве финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета (показатель № 5.25);
17) Информация о порядке формирования и ведения бюджетной росписи (показатель № 5.28);
18) Информация о порядке формирования и ведения бюджетной сметы казенных учреждений (показатель № 5.28);
19) Информация о порядке формирования и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (показатель № 5.28);
20) Информация о порядке формирования и ведения сводной бюджетной росписи (показатель № 5.28);
21) Информация о порядке формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и выполнение работ (показатель № 5.29);
22) Информация о порядке составления и ведения кассового плана бюджетов (показатель № 5.30);
23) Информация о детализации финансовой отчетности (показатель № 6.6);
24) Информация о порядке и сроках составления, внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности бюджетов (показатель № 6.12);
25) Заключение органа внешнего муниципального контроля на отчет об исполнении бюджета (показатель № 6.14);
26) Правила и порядки финансового обеспечения муниципальных учреждений (показатель № 7.5);
27) Информация о порядках осуществления бюджетных инвестиций и представления субсидий (показатель № 7.12);
28) Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам (показатель № 7.15);
29) Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации (показатель № 7.20);
30) Информация о видах доходов бюджетов, нормативах отчислений доходов в бюджеты (показатель № 8.2);
31) Общая информация о составе программы муниципальных заимствований (показатель № 9.5);
32) Общая информация о составе программ муниципальных гарантий (показатель № 9.6);
33) Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю (показатель № 10.3);
34) Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю (показатель № 10.3);
35) Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (показатель № 10.6);
36) Информация о текущих событиях в сфере управления муниципальными финансами публично-правового образования (новостная информация) (показатель № 12.1).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости) (ст. 28 БК РФ).
Согласно ст. 36 БК РФ принцип прозрачности (открытости) означает, в том числе, обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации реализует обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантирует достоверность и открытость информации о финансовых результатах их деятельности, обеспечивает возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.
В соответствии с п. 4 Порядка информационный ресурс единого портала является общедоступным, а его использование - безвозмездным.
Нарушение вышеназванных требований затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит данный срок достаточным для устранения ответчиком нарушений законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Кетовского района Курганской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по размещению показателей, подлежащих к размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Обязать Администрацию Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на едином портале бюджетной системы Российской Федерации показатели, подлежащие к размещению, а именно:
- общие сведения о публично-правовых образованиях, формирующих и исполняющих бюджеты;
- муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;
- иные акты и документы муниципального образования, регламентирующие отношения в бюджетной и налоговой сфере;
- порядок взаимодействия финансовых органов муниципальных образований с субъектами контроля;
- порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету муниципального образования;
- информация о правилах, порядках и сроках составления проектов бюджетов, органах, осуществляющих составление проектов бюджетов, основных документах, формируемых при составлении проектов бюджетов;
- порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период;
- порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования;
- информация о порядках формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;
- информация о структуре и содержании решения о бюджете;
- информация о порядке рассмотрения и утверждения решения о бюджете;
- информация о документах и материалах, представляемых одновременно с проектом решения (о внесении изменений в решение) о бюджете;
- информация о порядке исполнения бюджета по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета;
- информация об основах кассового обслуживания исполнения бюджетов;
- информация об органах и руководителях органов, обеспечивающих и организующих исполнение бюджета;
- общая информация о качестве финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета;
- информация о порядке формирования и ведения бюджетной росписи;
- информация о порядке формирования и ведения бюджетной сметы казенных учреждений;
- информация о порядке формирования и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
- информация о порядке формирования и ведения сводной бюджетной рос-писи;
- информация о порядке формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и выполнение работ;
- информация о порядке составления и ведения кассового плана бюджетов;
- информация о детализации финансовой отчетности;
- информация о порядке и сроках составления, внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности бюджетов;
- заключение органа внешнего муниципального контроля на отчет об исполнении бюджета;
- правила и порядки финансового обеспечения муниципальных учреждений;
- информация о порядках осуществления бюджетных инвестиций и представления субсидий;
- формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам;
- порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации;
- информация о видах доходов бюджетов, нормативах отчислений доходов в бюджеты;
- общая информация о составе программы муниципальных заимствований;
- общая информация о составе программ муниципальных гарантий;
- порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю;
- порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю;
- порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения;
- информация о текущих событиях в сфере управления муниципальными финансами публично-правового образования (новостная информация).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2021 года.
Судья И.Н. Суханов