Дело № 2-2911/17 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 ноября 2017 года Керченский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Киселева Е. М., при секретаре Дорофееввой Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым к Скрипченковой Марие Васильевне о взыскании сумм излишне выплаченной пенсии и федеральной социальной доплаты по вине физического лица и по встречному иску Скрипченковой Марии Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым и Министерству финансов Российской Федерации об отмене решения, возложении обязанностей и о взыскании материального и морального ущерба, установил: в августе 2017 года истец обратился с указанным иском в котором, уменьшив исковые требования, просил взыскать с ответчика Скрипченковой Марии Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (банковские реквизиты: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, р/сч. № в Отделении по <адрес> ЦБ РФ, БИК 043510001, ИНН №, КПП 910201001, КБК 3921 1302 9960 6600 013, ОКТМО 35701000) денежные средства, излишне выплаченные по ее вине: - социальной пенсии за период с 01.10.2011 по 31.10.2014 в сумме 126 004,78 руб., (сто двадцать шесть тысяч четыре руб., и 78 коп.); - федеральной социальной доплаты за период с 01.11.2011 по 31.10.2014 в сумме 71 276,40 руб., (семьдесят одна тысяча двести семьдесят шесть руб., и 40 коп.); - а всего - 197 281,18 руб., (сто девяносто семь тысяч двести восемьдесят один руб., и 18 коп.). Требования мотивированы тем, что 13.03.1992 государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в т. ч. Российской Федерацией и Украиной, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. ст. 1 и 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. В силу положений ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Таким образом, указывает истец, гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств может выплачиваться только пенсия, установленная государством, в котором проживает пенсионер, и правовых оснований для выплаты одновременно двух пенсий по законодательству Украины и Российской Федерации не имеется. Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее-Закон № 166-ФЗ) гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичные положения содержатся в ст. 4 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон №173-Ф3) и ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон №400-ФЗ), лица имеют право на получение только одной пенсии за исключением случаев, прямо оговоренных в законе. Законодательство Украины также не предусматривает права на двойное назначение пенсии (ст.10 Закона Украины от 09.07.2003 №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Пунктом 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ предусмотрена обязанность пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. Такая обязанность закреплена и частью 5 ст. 29 Закона № 400-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015. Таким образом, указывает истец, назначение и получение пенсионером двух или более пенсий на территориях государств - участников Соглашения, либо на территории различных субъектов Российской Федерации является незаконным. Истец в иске указывает, что Скрипченкова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Украины, зарегистрированная по месту жительства в <адрес>, <адрес>, на основании личного заявления с 21.07.1999г., являлась получателем пенсии по инвалидности в Управлении Пенсионного Фонда Украины в <адрес> АР Крым по Закону Украины от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении» (протокол 666647 от ДД.ММ.ГГГГ). Для назначения пенсии по инвалидности ею были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина Украины серии <данные изъяты>№, выдан Ленинским РО ГУ МВД Украины в Крыму ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка, справка о заработке, свидетельство о рождении ребенка, диплом, выписка из акта осмотра МСЭК. 06.08.2007 Скрипченкова М.В., по личному заявлению была переведена на пенсию по возрасту согласно Закону Украины от 09.07.2003 №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (распоряжение 178452 от 06.08.2007). При написании заявления 06.08.2007 Скрипченкова М.В., была поставлена в известность о праве на получение только одного вида пенсии, а также об обязанности своевременно уведомлять пенсионные органы об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (выезд за рубеж, изменение места проживания и др.), о чем ей на руки выдана памятка. В связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, с 01.01.2015 Скрипченкова М.В., является получателем пенсии по старости в государственном учреждении-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (далее-Управление). В 2015 году Управлением было выявлено полное соответствие данных Скрипченковой Марии Васильевны, которая является получателем пенсии по старости в Управлении, и Скрипченковой Марии Васильевны, которая являлась получателем пенсии по старости в государственном учреждении-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее-УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже). Так, указывает истец, согласно письму Исполнительной дирекции Пенсионного Фонда Российской Федерации о проверке факта назначения и выплаты пенсии (исх.25-24/4769 от 14.04.2015) Скрипченкова М.В., состояла на учете в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в качестве получателя пенсии. Выплата пенсии прекращена в связи с выбытием пенсионера за границу. Указанная информация подтверждена письмом УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 06.05.2015 №04-40/11546. 05.05.2015 Управлением был направлен запрос в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже об истребовании копий документов, на основании которых в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже была назначена пенсия Скрипченковой М.В. Согласно предоставленной УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже информации и документам Скрипченкова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Российской Федерации, зарегистрированная по месту жительства в <адрес>, <адрес>, с 01.10.2011 по 31.10.2014 являлась получателем социальной пенсии УПФ РФ (ГУ) в <адрес> в соответствии с Законом №166-ФЗ. С 01.11.2014 выплата пенсии прекращена согласно ее заявлению в связи с выездом в Австралию. К данному письму приложена копия заявления о назначении пенсии, копия паспорта гражданина Российской Федерации серии 20 01 №, выдан <данные изъяты>. Воронежа ДД.ММ.ГГГГ. По запросу Управления от 22.09.2015 от УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 06.10.2015 поступила информация о выплаченных суммах социальной пенсии и федеральной социальной доплаты с приложением подтверждающих документов. Кроме того, в Управление поступило пенсионное дело №8241 (937609), оформленное на Скрипченкову М.В., в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже. Согласно материалам пенсионного дела № 8247 (937609), 12.10.2011 Скрипченкова М.В., обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии. В данном заявлении она указала, что ранее ей пенсия не назначалась. Также 12.10.2011 Скрипченкова М.В., была уведомлена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, о чем свидетельствует ее личная подпись. Кроме того, в иске указано, что 12.10.2011 Скрипченковой М.В., было собственноручно написано заявление о том, что на ее имя трудовая книжка не заводилась, трудовой стаж отсутствует; за назначением пенсии в Пенсионный фонд и др. ведомства она не обращалась. В случае выявления факта двойного назначения пенсии сумму «переплаты» обязуется возместить в добровольном порядке. На основании личного заявления с 01.10.2011 Скрипченковой М.В., в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже была назначена социальная пенсия (решение от 20.10.2011 №46). Кроме того, на основании личного заявления от 12.10.2011 Скипченковой М.В., с 01.11.2011 была установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума (решение от 10.11.2011 № б/н). Таким образом, скрыв от должностных лиц УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже факт назначения пенсии по возрасту в Управлении Пенсионного Фонда Украины в г. Керчь АР Крым, Скрипченкова М.В., стала получателем одновременно двух пенсий — социальной пенсии по старости в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже и пенсии по возрасту в Управлении Пенсионного Фонда Украины в г. Керчь АР Крым. 10.10.2014 Скрипченкова М.В., обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о прекращении выплаты пенсии с 01.11.2014 в связи с выездом за границу в Австралию. Решениями от 14.10.2014 № б/н Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже выплата пенсии и федеральной социальной доплаты Скрипченковой М.В., была прекращена с 01.11.2014. Согласно расчету, предоставленному УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже (письмо от 12.12.2016 №04-40/36004), общая сумма незаконно полученных Скрипченковой М.В., выплат за период с 01.10.2011 по 31.10.2014 составила 208 442,54 руб., в т. ч. сумма социальной пенсии за период с 01.10.2011 по 31.10.2014 — 137 166,14 руб., сумма федеральной социальной доплаты за период с 01.11.2011 по 31.10.2014 — 71 276,40 руб. Истец в иске ссылается на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. А согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Статьи 144 и 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что Пенсионный фонд Российской Федерации входит в состав государственных внебюджетных фондов и создан в целях реализации конституционного права человека и гражданина на социальное обеспечение по возрасту. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, считает истец, своими действиями Скрипченкова М.В., нанесла значительный ущерб бюджету Пенсионного Фонда Российской Федерации (в размере 208 442,54 руб.), что может привести к нарушению конституционных прав других пенсионеров, проживающих в г. Керчи, на социальное обеспечение по возрасту и лишить своевременной выплаты пенсий лицам, у которых пенсия является основным источником существования, что приведет к невыполнению Пенсионным Фондом РФ своих обязательств и существенно нарушает интересы других пенсионеров. Далее истец в иске указывает, что письмом от 13.03.2017 №292/01-17 Скрипченковой М.В., было предложено добровольно погасить сумму незаконно полученных пенсионных выплат, а также были направлены протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.03.2017 № 58, решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и иных социальных выплат от 13.03.2017 № 292 и банковские реквизиты для возмещения излишне полученных сумм пенсий. В настоящее время на основании решения Управления от 13.03.2017 № 292 из пенсии Скрипченковой М.В., ежемесячно производятся удержания в размере 20% от суммы пенсии. Всего за период с 01.04.2017 по 31.08.2017 удержано 7 972,40 руб. Добровольные погашения сумм незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты со стороны Скрипченковой М.В., отсутствуют. По состоянию на 01.11.2017 остаток суммы задолженности Скрипченковой М.В., составляет 197 281,18 рублей, в т. ч. сумма социальной пенсии - 126 004,78 рублей, сумма федеральной социальной доплаты - 71 276,40 рублей. Представитель истца просил суд иск удовлетворить в уточненном размере. Не согласившись с основным иском, ответчик направила в суд – встречный, в котором просила: - отменить полностью решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и иных социальных выплат № 292 от 13.03.2017 года; - признать действия ответчика направленные на принятие решения № 292, а также взыскания одной и той же суммы на основании решения № 292 и заявленного иска в рамках настоящего дела незаконной; - допустить исполнение решение суда по настоящему делу к немедленному исполнению; - запретить ответчику производить удержания из пенсии истца на основании решений ответчика и иных документов, принятых в том числе, на основании решения № 292 от 13.03.2017 года; - обязать ответчика вернуть суммы, удержанные из пенсии истца в полном объеме; - применить к требованию о взыскании суммы за период с 01.10.2011 года по 31.10.2014 года срок исковой давности; - взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 533000 рублей и моральный вред в размере 100000 рублей, а всего 633000 рублей. Встречные требования мотивированы тем, что указанная сумма иска уже взыскана ответчиком на основании решения о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и иных социальных выплат ГУ УПФ РФ в г. Керчи РК № 292 от 13 марта 2017 года и удерживается из пенсии Скрипченковой М.В. При таких обстоятельствах, удовлетворение заявленного в рамках настоящего дела искового заявления приведет к выдаче судом исполнительного листа по делу, а также к взысканию указанной суммы в удвоенном размере. Во встречном иске указано, что Скрипченкова М.В., является инвалидом второй группы бессрочно и получателем пенсии по старости. 26 апреля 2017 года Скрипченкова М.В., получила копию решения ГУ УПФ РФ в г. Керчи РК о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и иных социальных выплат № 292 от 13.03.2017 года, в котором ей сообщалось, что с апреля 2017 года производится удержание из её пенсии суммы переплаты в размере 137166,14 рублей, в размере 20%, ежемесячно. Основанием для принятия решения об удержании послужило образование переплаты в связи с одновременным получении пенсии в двух территориальных Управлениях ПФ РФ, а также протокол комиссии № 58 от 10.03.2017 года, справка ГУ УПФР г. Воронеж от 23.09.2015 года № 04-40/24055, пенсионные дела №178452, №937609. При этом не был предоставлен помесячный расчет суммы, не указан период переплаты, а также не предоставлены копии протокола комиссии № 58 от 10.03.2017 года, справки ГУ УПФР г. Воронеж от 23.09.2015 года № 04-40/24055, пенсионных дел № 178452, № 937609, сведения о территориальных органах ПФ РФ в которых производились выплаты, с указанием даты образования таких территориальных органов ПФР, законодательное обоснование полномочий ГУ УПФ РФ в г Керчи, касательно принятия решения № 292, что не давало возможности истцу подготовить иск в суд, тем самым реализовать свое право на судебную защиту. Скрипченкова М.В., считает, что решение № 292 от 13.03.2017 года подлежит отмене, так как основано на недостоверных данных, указанных в протоколе № 58, и противоречит законодательству, поскольку при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. А как видно из содержания протокола № 58, а также искового заявления ГУ УПФ РФ в г. Керчь, речь идет о пенсиях двух видов, а именно в Республике Крым с 01.01.2015 года пенсия по возрасту, а в г. Воронеже социальная пенсия, что не противоречит Соглашению от 13.03.92 г., которым не запрещается выплата гражданину различных видов пенсий в двух странах. Кроме того, во встречном иске указано, что вследствие действий ответчика истец испытывает постоянный стресс, что негативно сказывается на состоянии его здоровья, чем причинен материальный вред на сумму 533000 рублей и моральный вред - 100000 рублей. Истец по встречному иску просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ответчики по встречному иску его мотивы не признали, считая иск необоснованным, просили суд в иске отказать. Рассмотрев дело, суд пришел к выводу о том, что основной иск подлежит удовлетворению, а в удовлетворении встречного – следует отказать. К такому выводу суд пришел по следующим основаниям. Так из обстоятельств рассмотренного спора и материалов дела следует, что что Скрипченкова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка <данные изъяты>, зарегистрированная по месту жительства в <адрес>, <адрес>, на основании личного заявления с 21.07.1999г., являлась получателем пенсии по инвалидности в Управлении Пенсионного Фонда Украины в <адрес> АР Крым по Закону Украины от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении» (протокол 666647 от ДД.ММ.ГГГГ). Для назначения пенсии по инвалидности ею были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина Украины серии ЕС №, выдан Ленинским РО ГУ МВД Украины в Крыму ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка, справка о заработке, свидетельство о рождении ребенка, диплом, выписка из акта осмотра МСЭК. ДД.ММ.ГГГГ Скрипченкова М.В., по личному заявлению была переведена на пенсию по возрасту согласно Закону Украины от ДД.ММ.ГГГГ№-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (распоряжение 178452 от 06.08.2007). При написании заявления ДД.ММ.ГГГГ Скрипченкова М.В., была поставлена в известность о праве на получение только одного вида пенсии, а также об обязанности своевременно уведомлять пенсионные органы об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (выезд за рубеж, изменение места проживания и др.), о чем ей на руки выдана памятка. В связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ Скрипченкова М.В., является получателем пенсии по старости в государственном учреждении-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (далее-Управление). В 2015 году Управлением было выявлено полное соответствие данных Скрипченковой Марии Васильевны, которая является получателем пенсии по старости в Управлении, и Скрипченковой Марии Васильевны, которая являлась получателем пенсии по старости в государственном учреждении-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее-УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже). Согласно письму Исполнительной дирекции Пенсионного Фонда Российской Федерации о проверке факта назначения и выплаты пенсии (исх.25-24/4769 от 14.04.2015) Скрипченкова М.В., состояла на учете в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в качестве получателя пенсии. Выплата пенсии прекращена в связи с выбытием пенсионера за границу. Указанная информация подтверждена письмом УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от ДД.ММ.ГГГГ№. 05.05.2015 Управлением был направлен запрос в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже об истребовании копий документов, на основании которых в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже была назначена пенсия Скрипченковой М.В. Согласно предоставленной УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже информации и документам Скрипченкова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Российской Федерации, зарегистрированная по месту жительства в <адрес> с 01.10.2011 по 31.10.2014 являлась получателем социальной пенсии УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в соответствии с Законом №166-ФЗ. С 01.11.2014 выплата пенсии прекращена согласно ее заявлению в связи с выездом в Австралию. К данному письму приложена копия заявления о назначении пенсии, копия паспорта гражданина Российской Федерации серии 20 01 №, выдан Левобережным РУВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. По запросу Управления от ДД.ММ.ГГГГ от УПФ РФ (ГУ) в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о выплаченных суммах социальной пенсии и федеральной социальной доплаты с приложением подтверждающих документов. Кроме того, в Управление поступило пенсионное дело № (937609), оформленное на Скрипченкову М.В., в УПФ РФ (ГУ) в <адрес>. Согласно материалам пенсионного дела № (937609), 12.10.2011 Скрипченкова М.В., обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии. В данном заявлении она указала, что ранее ей пенсия не назначалась. Также 12.10.2011 Скрипченкова М.В., была уведомлена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, о чем свидетельствует ее личная подпись. 12.10.2011 Скрипченковой М.В., было собственноручно написано заявление о том, что на ее имя трудовая книжка не заводилась, трудовой стаж отсутствует; за назначением пенсии в Пенсионный фонд и др. ведомства она не обращалась. В случае выявления факта двойного назначения пенсии сумму «переплаты» обязуется возместить в добровольном порядке. На основании личного заявления с 01.10.2011 Скрипченковой М.В., в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже была назначена социальная пенсия (решение от 20.10.2011 №46). На основании личного заявления от 12.10.2011 Скипченковой М.В., с 01.11.2011 была установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума (решение от 10.11.2011 № б/н). Таким образом, скрыв от должностных лиц УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже факт назначения пенсии по возрасту в Управлении Пенсионного Фонда Украины в г. Керчь АР Крым, Скрипченкова М.В., стала получателем одновременно двух пенсий — социальной пенсии по старости в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже и пенсии по возрасту в Управлении Пенсионного Фонда Украины в г. Керчь АР Крым. 10.10.2014 Скрипченкова М.В., обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о прекращении выплаты пенсии с 01.11.2014 в связи с выездом за границу в Австралию. Решениями от 14.10.2014 № б/н Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже выплата пенсии и федеральной социальной доплаты Скрипченковой М.В., была прекращена с 01.11.2014. Согласно расчету, предоставленному УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже (письмо от 12.12.2016 № 04-40/36004), общая сумма незаконно полученных Скрипченковой М.В., выплат за период с 01.10.2011 по 31.10.2014 составила 208 442,54 руб., в т. ч. сумма социальной пенсии за период с 01.10.2011 по 31.10.2014 — 137 166,14 руб., сумма федеральной социальной доплаты за период с 01.11.2011 по 31.10.2014 — 71 276,40 руб. В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно статье 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Статьи 144 и 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что Пенсионный фонд Российской Федерации входит в состав государственных внебюджетных фондов и создан в целях реализации конституционного права человека и гражданина на социальное обеспечение по возрасту. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, считает суд, своими действиями Скрипченкова М.В., нанесла ущерб бюджету Пенсионного Фонда Российской Федерации в размере 208 442,54 рублей. Письмом от 13.03.2017 №292/01-17 Скрипченковой М.В., было предложено добровольно погасить сумму незаконно полученных пенсионных выплат, а также были направлены протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.03.2017 № 58, и решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и иных социальных выплат от 13.03.2017 № 292, банковские реквизиты для возмещения излишне полученных сумм пенсий. В настоящее время на основании решения Управления от 13.03.2017 № 292 из пенсии Скрипченковой М.В., ежемесячно производятся удержания в размере 20% от суммы пенсии. Всего за период с 01.04.2017 по 31.08.2017 удержано 7 972,40 руб. Сведения о добровольном погашении сумм незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты со стороны Скрипченковой М.В., отсутствуют. По состоянию на 01.11.2017 остаток суммы задолженности Скрипченковой М.В., составляет 197 281,18 рублей, в т. ч. сумма социальной пенсии - 126 004,78 рублей, сумма федеральной социальной доплаты - 71 276,40 рублей. Что касается возражений ответчика в части повторного взыскания переплаченных сумм, то они правового значения для возмещения вреда по основному иску не имеют. Возражения ответчика в части истечения срока исковой давности для предъявления требований о возмещении вреда ничем не подтверждены, поскольку истец установил факт незаконных социальных выплат лишь в октябре 2015 года. Встречные требования в части незаконности решения Управления от 13.03.2017 № 292 об удержаниях из пенсии Скрипченковой М.В., удовлетворены быть не могут в связи с вышеизложенными обстоятельствами спора. Встречные требования в части возмещения морального и материального вреда Скрипченковой М.В., не обоснованы и ничем не подтверждены, вопреки требованиям статей 55 и 56 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 55, 56, 194, 199 ГПК РФ, ст. 1102 ГК РФ, суд- РЕШИЛ: Иск Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым к Скрипченковой Марие Васильевне о взыскании сумм излишне выплаченной пенсии и федеральной социальной доплаты по вине физического лица, удовлетворить. Взыскать с ответчика Скрипченковой Марии Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (банковские реквизиты: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, р/сч. 4010 1810 3351 1000 10001 в Отделении по Республике Крым ЦБ РФ, БИК 043510001, ИНН №, КПП 910201001, КБК 3921 1302 9960 6600 013, ОКТМО 35701000) денежные средства, излишне выплаченные по ее вине: - социальной пенсии за период с 01.10.2011 по 31.10.2014 в сумме 126 004,78 руб., (сто двадцать шесть тысяч четыре руб., и 78 коп.); - федеральной социальной доплаты за период с 01.11.2011 по 31.10.2014 в сумме 71 276,40 руб., (семьдесят одна тысяча двести семьдесят шесть руб., и 40 коп.); - а всего - 197 281,18 руб., (сто девяносто семь тысяч двести восемьдесят один руб., и 18 коп.). Во встречном иске Скрипченковой Марии Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым и Министерству финансов Российской Федерации об отмене решения, возложении обязанностей и о взыскании материального и морального ущерба, отказать. Судебные издержки отнести за счет государства. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Киселев Е.М. |