НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Керченского городского суда (Республика Крым) от 15.06.2021 № 2-1308/2021

Дело № 2-1308/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2021 года г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Лапина С.Д.,

при секретаре – Зайтулаевой А.А.,

с участием представителя истца – Чигрика В.В.,

представителя ответчика – Бойко Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Керчи гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании решений незаконными, понуждении совершить определенные действия, -

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением (уточнив в процессе производства по делу требования в ред. от 15.06.2021 года) к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым и окончательно просила: признать решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 20.08.2020 и от 03.06.2021 незаконными; возложить обязанность включить в страховой стаж период работы: с 01.09.1967 по 26.02.1971 гг. период учебы в Горловском техникуме советской торговли; с 22.04.1971 по 25.02.1972 гг. период работы в Мелитопольском тресте столовых; с 01.08.1975 по 17.09.1976 гг. период работы в детских яслях №11; с 15.11.1993 по 12.08.1994 гг. период работы в ООО «Алькор», и назначить страховую пенсию по старости с 05.02.2020 года.

Требования мотивированы тем, что 05.02.2020 года истец обратилась в пенсионный фонд за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ №400 «О страховых пенсиях». При обращении за назначением пенсии в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым истцом были поданы все необходимые документы, так же подано ходатайство о запросе выплатного пенсионного дела из Управления Пенсионного фонда ДНР. Однако в назначении пенсии истцу отказано, поскольку нет данных о том, что выплата пенсии ФИО2 на территории Украины прекращена. Кроме того, ответчик указывает, что спорные периоды трудоустройства истца не были включены в страховой стаж для назначения пенсии по старости, в связи с ненадлежащим ведением и заполнением трудовой книжки. В свою очередь период обучения в Горловском техникуме советской торговли с 01.09.1967 по 26.02.1971 гг. не подлежит включению, поскольку отсутствует стаж работы, предшествовавший учебе. Посчитав свое право нарушенным, истец обратился в суд.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, причины неявки в суд не сообщены.

Представитель истца Чигрик В.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении, по основаниям изложенным письменно. Дополнительно пояснил, что ФИО2 до приобретения гражданства РФ являлась получателем пенсии в Пенсионном фонде Донецкой Народной Республики. Выплата пенсии в Пенсионном фонде Донецкой Народной Республики по ее заявлению прекращена, а то обстоятельство что Пенсионный фонд Украины продолжает начислять истцу пенсию на расчетный счет в Государственном сберегательном банке Украины не свидетельствует о наличии у ФИО2 возможности получить денежные средства. С возможностью реализации пенсионных прав лицами, проживающими на территории ДНР, действующее законодательство Украины связывает необходимость соблюдения определенных правил внутреннего перемещения. Все спорные периоды трудовой деятельности истца подтверждаются записями в ее трудовой книжке, а так же материалами его пенсионного дела, как получателя пенсии по законодательству Украины.

Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями ФИО2, подала письменные возражения на них, суть которых сводится к тому, что факт прекращения выплаты пенсии на территории Украины не подтвержден, напротив, по сведения Пенсионного фонда Украины пенсия истцу начисляется на расчетный счет в Государственном сберегательном банке Украины, последнее начисление за январь 2021 года. Кроме того, отметила, что трудовая книжка истца оформлена с нарушениями, как следствие, спорные периоды трудоустройства истца не подлежат включению в стаж для определения размера пенсии.

Изучив доводы искового заявления, уточненного иска, заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела №2-1308/2021, обозрев подлинник трудовой книжки истца, пенсионные дела ФИО2, оформленные как по законодательству Российской Федерации, так и по законодательству Украины, оценив все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

Частями 1, 5 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Судом установлено, что с 05.02.2020 года ФИО2 обратилась в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ №400 «О страховых пенсиях».

Решениями Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 20.08.2020 и 03.06.2021 гг. ФИО2 отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что истец является получателем пенсии на территории Украины, что подтверждается ответом Пенсионного фонда Украины, согласно которого пенсия истцу начисляется на расчетный счет в Государственном сберегательном банке Украины. Кроме того, трудовая книжка истца оформлена с нарушениями, как следствие, не может быть принята во внимание при назначении пенсии.

Из содержания вышеуказанных решений ответчика следует, что при разрешении вопроса о назначении ФИО2 страховой пенсии по старости, в страховой стаж не засчитаны следующие периоды ее трудоустройства:

- с 01.09.1967 по 26.02.1971 гг. период учебы в Горловском техникуме советской торговли, поскольку отсутствует стаж работы, предшествовавший учебе;

- с 22.04.1971 по 25.02.1972 гг. период работы в Мелитопольском тресте столовых, так как запись об увольнении заверена печатью с нечетким оттиском, в котором название предприятия не читается;

- с 01.08.1975 по 17.09.1976 гг. период работы в детских яслях №11, так как при внесении записи о приеме на работу не указана дата приказа;

- с 15.11.1993 по 12.08.1994 гг. период работы в ООО «Алькор», так как разница между датой приема на работу «15.11.1993» и датой приказа «15.06.1993» составляет пять месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Согласно ст.1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).

Данное Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

При этом, как установлено ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Ч. 2 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В силу ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99-р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, - для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992г.

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, о страховом стаже, об индивидуальном пенсионном коэффициенте и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.

В силу п.60 Перечня №958н документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства, - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

В соответствии с п.22 Правил № 884н при проверке документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии; принимает меры по фактам предоставления документов, содержащих недостоверные сведения.

К доводам стороны ответчика о том, что факт прекращения выплаты пенсии на территории Украины не подтвержден, суд относится критически, поскольку с 2015 года ФИО2 являлась получателем пенсии по месту жительства в Пенсионном фонде ДНР, там же находилось ее пенсионное дело как получателя пенсии по законодательству Украины. Согласно аттестата и распоряжения о прекращении выплаты пенсии Пенсионного фонда ДНР от 13.02.2020 года, выплата пенсии проводилась по 29.02.2020 года.

То обстоятельство что Пенсионный фонд Украины продолжает начислять истцу пенсию на расчетный счет в Государственном сберегательном банке Украины не свидетельствует о наличии у ФИО2 возможности реализовать своим пенсионные права на территории Украины и получить денежные средства.

Из письма Пенсионного фонда РФ от 26.12.2003 года по разъяснению положений ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 года, следует, что применительно к переселенцам из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в РФ.

Учитывает суд и то обстоятельство, что истцом в адрес Пенсионного фонда Украины направлено письменно заявление о прекращении начисления пенсии в связи с приобретением гражданства РФ.

Ответчик по делу не был лишен возможности направить в Пенсионный фонд Украины сведения о том, что истец является получателем пенсии на территории Российской Федерации, и вовсе обратиться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в случае установления факта получения пенсии и в РФ, и в Украине.

Ссылки представителя ответчика в судебном заседании на то, что имеются недостатки в оформлении записей трудовой книжки в отношении отдельных периодов работы, в частности, нечеткие оттиски печатей предприятий, отсутствие при внесении записи о приеме на работу дата приказа, и т.п. не могут быть приняты во внимание, учитывая то, что ответственность за правильное оформление записей в трудовой книжке несут должностные лица работодателя, а ни как не истец, который является добросовестным участником гражданских правоотношений.

Более того, все спорные периоды трудоустройства истца подтверждены материалами его пенсионного дела, как получателя пенсии по законодательству Украины.

Поскольку трудовая книжка истца, содержит сведения о приеме, увольнении, со ссылкой на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их изданию, записи в трудовой книжке истца внесены последовательно, с соблюдением нумерации, согласуются сведения трудовой книжки с материалами пенсионного дела, суд полагает, что истец доказал заявленные требования.

Кроме того, подлежит включения в страховой стаж истца период учебы в Горловском техникуме советской торговли с 01.09.1967 по 26.02.1971 гг., в соответствии с п. «в» ст. 1 Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», поскольку на момент окончания обучения право на государственную пенсию имели учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров. Ссылка ответчика на положения пп. «и» п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» не может быть принята во внимание, поскольку из данного нормативного акта следует, что он обратной силы не имеет, и не может быть применен к данным правоотношениям, поскольку на момент принятия данного Постановления, истец обучение закончила.

Определяя дату, с которой подлежит назначить истцу страховую пенсию по старости, суд учитывает, что выплата пенсии в Пенсионном фонде ДНР прекращена с 29.02.2020 года, и в соответствии с разъяснениями Минсоцзащиты России от 31.01.1994 №1-369-18, полагает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить пенсию с месяца следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии (соответствующее распоряжение Пенсионного фонда ДНР имеется в материалах пенсионного дела), т.е. с 01.03.2020 года, а не как просил истец с даты обращения за назначением пенсии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, признании решений пенсионного фонда от от 20.08.2020 и от 03.06.2021 гг. незаконными, и необходимости возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж ФИО2 периоды трудовой деятельности: с 01.09.1967 по 26.02.1971 гг. период учебы в Горловском техникуме советской торговли, с 22.04.1971 по 25.02.1972 гг. в Мелитопольском тресте столовых, с 01.08.1975 по 17.09.1976 гг. в детских яслях №11, с 15.11.1993 по 12.08.1994 гг. в ООО «Алькор», и назначить страховую пенсию по старости с 01.03.2020 года. В удовлетворении требований о назначении страховой пенсии по старости с 05.02.2020 года необходимо отказать.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд не разрешает вопрос о взыскании судебных расходов, поскольку представитель истца на этом не настаивал.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Решения Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 20.08.2020 и от 03.06.2021 гг. признать незаконными.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить в страховой стаж ФИО2 следующие периоды:

- с 01.09.1967 по 26.02.1971 гг. период учебы в Горловском техникуме советской торговли;

- с 22.04.1971 по 25.02.1972 гг. в Мелитопольском тресте столовых;

- с 01.08.1975 по 17.09.1976 гг. в детских яслях №11;

- с 15.11.1993 по 12.08.1994 гг. в ООО «Алькор»,

и назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с 1 марта 2020 года.

ФИО2 в удовлетворении части требований к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости с даты обращения за назначением пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.Д.Лапин

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года.

Судья С.Д.Лапин