91RS0012-01-2023-003547-45
дело № 2-2476/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания, помощником судьи – Рафаиловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Керчи гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
В июле 2023 года ФИО4 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, уточнив требования в ходе рассмотрения дела, просит (л.д. 177-178):
признать незаконным и отменить решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа № управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ;
обязать ответчика включить в льготный стаж по Списку № следующие периоды работы: январь 1989 года (5 дней); февраль-июль 1989 года, август 1989 года (8 дней); сентябрь-декабрь 1989 года; январь-декабрь 1990 года; январь-сентябрь 1991 года; июнь 1992 года (7 дней); июль-декабрь 1992 года; январь-октябрь 1993 года – в должности аккумуляторщик Керченского горплодовощного комбината;
возложить обязанность на ответчика при расчете размера его пенсии учесть сведения, содержащиеся в справках № 595/1/07-02 и 595/2/07-02 от 11 марта 2020 года выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчь» о заработной плате;
обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что 13 августа 2022 года истец, через информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «личный кабинет застрахованного лица» обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что имеет право на установление такой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ отделом установления пенсий с учетом специального стажа № управления установлений пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> принято решение № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, свое решение Отделение мотивировало отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № – 06 лет 03 месяца, указав, что общий страховой стаж составляет – 36 лет 03 месяца 28 дней, в том числе стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № – 02 года 04 месяца 02 дня.
Кроме того, ответчиком не приняты к рассмотрению архивные справки № и № от ДД.ММ.ГГГГ выданные Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчь» о заработной плате истца за периоды работы с февраля 1988 года по декабрь 1992 года, с января 1993 года по июнь 1994 года, в связи с не указанием денежной единицы, однако, по мнению истца содержащаяся в указанных архивных справках информация является официальной и общепризнанной, не требует дополнительного письменного подтверждения.
Полагая состоявшееся решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа № 1 управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 24 ноября 2022 года незаконными и нарушающими пенсионные права, истец обратилась за разрешением спора в суд.
В судебное заседание истец ФИО4 и его представитель, действующая на основании доверенности ФИО8 не явились, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, от представителя, действующей на основании доверенности ФИО8 в адрес Керченского городского суда Республики Крым поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, указала, что на удовлетворении исковых требований настаивают (л.д. 189).
В судебное заседание ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, от представителя действующей на основании доверенности ФИО1, в адрес Керченского городского суда Республики Крым поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с учетом поданных письменных возражений на заявленные исковые требования (л.д. 165-168, 187).
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела и все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Согласно п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решение об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержании из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, определяет Федеральный Закон Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 1 января 2020 года).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, был зарегистрирован на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117).
ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 111-112).
Решением отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа; по подсчету ответчика общий страховой стаж работы истца, составил 36 лет 03 месяца 28 дней, в том числе стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № года 04 месяца 02 дня (л.д. 6-7).
В льготный стаж работы истца по Списку № не был включен, в том числе период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината.
Отказ ответчика во включении указанного периода мотивирован отсутствием сведений о занятости полный рабочий день на ремонте и обслуживании аккумуляторных батарей и количество отработанного времени.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
В Списке № 2 утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 в разделе XXXIII. Общие профессии, предусмотрена должность аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов.
Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют в том числе аккумуляторщики (код позиции 23200000-10047).
Истец просит обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в льготный стаж по Списку № 2 дающий право на досрочное назначение пенсии следующие периоды работы в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината: январь 1989 года (5 дней); февраль-июль 1989 года (6 месяцев); август 1989 года (8 дней); сентябрь-декабрь 1989 года (4 месяца); январь-декабрь 1990 года (12 месяцев); январь-сентябрь 1991 года (9 месяцев); июнь 1992 года (7 дней); июль-декабрь 1992 года (6 месяцев); январь-октябрь 1993 года (10 месяцев).
Разрешая заявленные требования истца в указанной части, суд приходит к следующему.
Факт работы истца в спорный период подтвержден трудовой книжкой истца БТ-1 № заполненной ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеются следующие записи о трудовой деятельности: ДД.ММ.ГГГГ принят водителем эл.погрузчика на скл. 10 овощн. базы (приказ №л от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведен аккумуляторщиком 5 разряда овощной базы (приказ №л от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (записи №№) (л.д. 8, 10-10 оборот, 119, 121-121 оборот).
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, одним из основных условий для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является наличие определенного стажа на соответствующих видах работ, в который включаются все периоды постоянной, в течение полного рабочего дня занятости на указанных работах.
Согласно п. 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 8 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3 и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 235.
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
Согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Советом Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 или Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Письмом ГУ ПФР РФ № 06/18593 от 6 октября 2003 года «О назначении пенсии» также было установлено, что периоды работы до 1 января 1992 года необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Из изложенного следует, что периоды работы, имевшие место до 1 января 1992 года не требуют обязательного документального подтверждения полной занятости.
Таким образом, в периоды: январь 1989 года (5 дней); февраль-июль 1989 года (6 месяцев); август 1989 года (8 дней); сентябрь-декабрь 1989 года (4 месяца); январь-декабрь 1990 года (12 месяцев); январь-сентябрь 1991 года (9 месяцев), ФИО4, занимал должность «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината, предусмотренную в Списке № утвержденном постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, следовательно, данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Что касается периода работы ФИО4: июнь 1992 года (7 дней); июль-декабрь 1992 года (6 месяцев); январь-октябрь 1993 года (10 месяцев) в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината, то из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о работе ФИО4 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№) принят водителем электропогрузчика на овощную базу; с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№) аккумуляторщиком по обслуживанию электропогрузчика на овощную базу; с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№) уволен. В ведомостях на заработную плату за ноябрь-декабрь 1993 года значится «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ» - отп. б. сохр. з/пл.». в ведомостях на заработную плату за январь-февраль 1994 года значится «б/с по ДД.ММ.ГГГГ». В ведомостях на заработную плату за март – май 1994 года значится «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отп. б/с з/пл.» В ведомостях на заработную плату за август – сентябрь 1988 года, за ноябрь – декабрь 1991 года, за январь – март 1992 года, за май 1992 года, за август 1993 года, за июнь 1994 года количество отработанного времени не указано. Других сведений об отпусках без сохранения заработной платы, учебных отпусках, о простоях, донорских днях, пребывании на военных сборах, курсах повышения квалификации за указанный период нет (л.д. 19, 136 оборот).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о количестве отработанных дней ФИО4 в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината в 1992 году следует: апрель 1992 года – 2 дня; июнь 1992 года – 22 дня, июль 1992 года – 23 дня; август 1992 года – 20 дней; сентябрь 1992 года – 22 дня; октябрь 1992 года – 22 дня; ноябрь 1992 года – 20 дней; декабрь 1992 года – 23 дня. В ведомостях на заработную плату за август-сентябрь 1988 года, за ноябрь-декабрь 1991 года, за январь – март 1992 года, за май 1992 года сведений о причине отсутствия количества отработанных дней не указано (л.д. 17, 134).
Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о количестве отработанных дней ФИО4 в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината в 1993 – 1994 году следует: январь 1993 года – 19 дней; февраль 1993 года – 20 дней; март 1993 года – 22 дня; апрель 1993 года – 22 дня; май 1993 года – 17 дней; июнь 1993 года – 4 и 22 дня; июль 1993 года – 22 дня; сентябрь 1993 года – 1 день; октябрь 1993 года – 21 день. В ведомостях на заработную плату за август 1993 года, за июнь 1994 года сведений о причине отсутствия количества отработанных дней не имеется. В ведомостях на заработную плату за ноябрь-декабрь 1993 года значится «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отп. б. сохр. з/пл. В ведомостях на заработную плату за январь-февраль 1994 года значится «б/с по ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 18, 138).
Как следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о количестве отработанного времени ФИО4 в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината с 1992 года по 1994 года: июнь 1992 года – 7 дней/57,4 часов; июль 1992 года – 23 дня/188,6 часов; август 1992 года – 20 дней/164 часа; сентябрь 1992 года – 22 дня/180,4 часов; октябрь 1992 года – 22 дня/180,4 часов; ноябрь 1992 года – 20 дней/163 часа; декабрь 1992 года – 23 дня/187,6 часов; январь 1993 года – 19 дней/154,8 часов; февраль 1993 года – 20 дней/164 часа; март 1993 года – 22 дня/180 часов; апрель 1993 года – 22 дня/179,4 часов; май 1993 года – 17 дней/136 часов; июнь 1993 года - 4 дня/32 часа и 22 дня/176 часов; июль 1993 года – 22 дня/176 часов; сентябрь 1993 года – 1 день/8 часов; октябрь 1993 года – 21 день/168 часов. В ведомостях на заработную плату за ноябрь-декабрь 1991 года, за январь-март 1992 года, за май 1992 года, за август 1993 года, за ноябрь-декабрь 1993 года, за июнь 1994 года количество отработанного времени не указано. В ведомостях на заработную плату за ноябрь-декабрь 1993 года значится «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – опт. б. сохр. з/пл.». В ведомостях на заработную плату за январь-февраль 1994 года значится «б/с по ДД.ММ.ГГГГ». В ведомостях на заработную плату за март-май 1994 года значится «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отп. б/с з/пл.» (л.д. 20).
Архивными справками № и № от ДД.ММ.ГГГГ выданными Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о заработной плате ФИО4 на Керченском горплодовощном комбинате за период с 1992 года по 1994 года имеются сведения о начислении ему заработной платы: январь-декабрь 1992 года; январь-декабрь 1993 года; январь-июнь 1994 года (л.д. 15, 16, 127, 127 оборот).
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов усматривается о работе ФИО4 полный рабочий день. Занимаемая должность относится к списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым включить в специальный стаж с тяжелыми условиями труда периоды работы ФИО4: июнь 1992 года (7 дней); июль-декабрь 1992 года (6 месяцев); январь-октябрь 1993 года (10 месяцев) в должности «аккумуляторщик» Керченского горплодовощного комбината.
Кроме этого, пенсионным органом ФИО4 отказано в принятии к зачету при установлении пенсии архивных справок о заработной плате № и № выданных ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>».
При этом, пенсионным органом указано, что указанные архивные справки о заработной плате не могут быть учтены, в связи с отсутствием в них сведений относительно денежных единиц, в которых выплачивалась заработная плата.
Как следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» в документах Открытого акционерного общества «Керченский оптово-розничный плодоовощной комбинат» имеются сведения о заработной плате ФИО4 за период работы с февраля 1988 года по декабрь 1992 года, при этом денежные единицы не указаны (л.д. 16, 127 оборот).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» следует, что в документах Открытого акционерного общества «Керченский оптово-розничный плодоовощной комбинат» имеются сведения о заработной плате ФИО4 за период работы с января 1993 года по июнь 1994 года, денежные единицы не указаны (л.д. 15, 127).
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО4 серии БТ- I № заполненной ДД.ММ.ГГГГ, в ней отражен периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Керченском горплодовощном комбинате; сведения трудовой книжки согласуются с данными архивных справок.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как предусмотрено п. п. 10, 11 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.
Согласно Приложению № 1 к Указаниям до 1 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».
Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» № 762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.
В соответствии с п. 11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года № 99р (ред. от 28 января 2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года У1-1 -У).
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 августа 1992 года № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям.
Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.
Отсутствие в архивных справках № и № выданных ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о заработной плате ФИО4 указания на денежную единицу не является препятствием к их зачету при расчете страховой пенсии. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить вид денежной единицы, подлежащий применению к заработной плате.
С учетом вышеприведенных требований действующего законодательства суд приходит к выводу об отсутствии у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> оснований не учитывать сведения, содержащиеся в предоставленных архивных справках № и № выданных ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о заработной плате ФИО4 за период с февраля 1988 года по июнь 1994 года, поскольку информация относительно национальной валюты, действовавшей на территории ФИО3 в периоды, указанные в справках (1988-1994 годы), является общепризнанной и не требует дополнительного письменного подтверждения.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> при расчете размера пенсии ФИО4 принять к учету архивные справки о заработной плате № и № выданные ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>».
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Истец обратился за установлением пенсии 13 августа 2022 года, учитывая включенные судом периоды, на момент обращения его специальный стаж с уменьшением возраста согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составит 6 лет 3 месяца 27 дней; необходимого возраста 60 лет, установленного названной статьей истец достиг 9 сентября 2021 года.
Следовательно, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по назначению ФИО4 пенсии с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
На возмещении расходов, связанных с оплатой государственной пошлины ни истец, ни его представитель не настаивали.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковое заявление ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности совершить определённые действия – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа № управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж, дающий право ФИО4 на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы: январь 1989 года (5 дней); февраль-июль 1989 года (6 месяцев); август 1989 года (8 дней); сентябрь-декабрь 1989 года (4 месяца); январь-декабрь 1990 года (12 месяцев); январь-сентябрь 1991 года (9 месяцев); июнь 1992 года (7 дней); июль-декабрь 1992 года (6 месяцев); январь-октябрь 1993 года (10 месяцев) – в должности аккумуляторщик Керченского горплодовощного комбината.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым при расчете размера пенсии ФИО4, учесть сведения, содержащиеся в справках № и 595/2/07-02 от ДД.ММ.ГГГГ выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» о заработной плате.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ю.А. Сафонцева
Мотивированное решение изготовлено 9 ноября 2023 года.
Копия верна: Решение суда не вступило в законную силу
Судья: Судья: