НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского районного суда (Кемеровская область) от 21.12.2023 № 420040-01-2023-000137-25

УИД № 42RS0040-01-2023-000137-25

Номер производства по делу № 2а-490/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 21 декабря 2023 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

с участием помощника судьи Черновой О.Г.,

при секретаре Климакиной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО6 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, старшему судебному приставу ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области, ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, о признании незаконным постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, об обязании возвратить незаконно взысканные денежные средства

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, старшему судебному приставу ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области, ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, о признании незаконным постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, об обязании возвратить незаконно взысканные денежные средства, требования мотивировал тем, что в производстве ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу находится исполнительное производство от 09.09.2022 № 66484/22/42027-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа от 17.06.2022 № ФС 039984584, выданного арбитражным судом Кемеровской области по делу № А27-18167/2018, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 700 000 рублей; должник ФИО6; взыскатель ФИО7

В рамках данного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 28.11.2022 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО6

ФИО6 в адрес ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу почтовым отправлением от 07.12.2022 было направлено заявление о невозможности исполнить постановление от 28.11.2022 в связи с тем, что 14.10.2022 между ФИО6 и ФИО3 заключено соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО1, <данные изъяты> и ФИО2, <данные изъяты>, в размере ? доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно.

Согласно указанному соглашению, ФИО6 является плательщиком алиментов, а ФИО3 - получателем алиментов.

В соответствии с п. 2 соглашения ФИО6 с 14.10.2022 оплачивает вышеуказанную сумму алиментов получателю алиментов в следующих долях: ФИО1 ? доля заработной платы и (или) иного дохода; ФИО2 ? доля заработной платы и (или) иного дохода.

В соответствии с п. 3 соглашения с наступлением совершеннолетия ФИО1, а именно с 06.11.2022, вся сумма алиментов в размере ? доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно выплачивается плательщиком алиментов наличными денежными средствами на имя ФИО2

Соглашение об уплате алиментов от 14.10.2022 имеет силу исполнительного листа, распространяется на заработную плату и (или) иной доход должника и исполняется ФИО6 добровольно.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

В связи с этим исполнить постановление от 28.11.2022 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО6, получаемую по месту работы путем перечисления на зарплатные карты: ГАУК "Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва", <адрес>; ИП ФИО4, <адрес> невозможно, так как из заработной платы должника уже удерживается 50 % по соглашению об уплате алиментов от 14.10.2022.

Данная информация была получена ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу 14.12.2022.

Кроме того, 19.01.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

На основании данного постановления "ВТБ Банк" (ПАО) 19.01.20223 произвел списание денежных средств, находившихся на карточных счетах ФИО6, в сумме 3 129 рублей 93 копейки.

ФИО6 считает, что постановление от 19.01.2023 вынесено с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку ФИО6 50 % своих доходов отдает на содержание ребенка ФИО2, следовательно, списанные со счетов денежные средства - это те денежные средства, которые должны были пойти на оплату алиментов.

При данных обстоятельствах получается, что на основании постановления от 19.01.2023 и постановления от 28.11.2022 с административного истца судебными приставами производится удержание денежных средств в размере более 50 % от его доходов.

Кроме этого, списанные денежные средства не являются накоплениями ФИО6, а являются исключительно заработной платой, перечисленной от работодателей в период действия соглашения об уплате алиментов от 14.10.2022, из которой ФИО6 обязан выплачивать алименты в размере 50 %.

ФИО6 просит признать незаконным постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 19.01.2023, признать незаконным постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 28.11.2022; обязать ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу возвратить незаконно взысканные денежные средства в размере 3 129 рублей 93 копейки.

ФИО6, судебный пристав-исполнитель ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, старший судебный пристав ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области, представители ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу и ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, заинтересованное лицо - ФИО7 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске ФИО6 срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, не установлено.

В соответствии с ч. 8, ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания постановления незаконным требуется совокупность двух обстоятельств – несоответствие закону и нарушение прав административного истца.

Судом установлено, что в производстве ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу находится исполнительное производство от 09.09.2022 № 66484/22/42027-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа от 17.06.2022 № ФС 039984584, выданного арбитражным судом Кемеровской области по делу № А27-18167/2018, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 700 000 рублей; должник ФИО6; взыскатель ФИО7 (л.д. 7-9).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Как следует из письменных материалов по делу, требования исполнительного листа от 17.06.2022 № ФС 039984584 не исполнены.

Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

Согласно ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В рамках исполнительного производства от 09.09.2022 № 66484/22/42027-ИП судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 28.11.2022 (л.д. 10-11) об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО6, получаемые по месту его работы в ГАУК "Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва", в пределах 700 000 рублей, путем ежемесячного удержания 50 % от дохода ФИО6 до полного погашения долга.

Судом также установлено, что ФИО6 имеет несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), на которых по соглашению об уплате алиментов от 14.10.2022, удостоверенному нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области ФИО5, с 14.10.2022 выплачивает ежемесячно алименты в размере ? доли заработной платы и (или) иного дохода, а с достижением ФИО1 возраста совершеннолетия, то есть с 06.11.2022, алименты в указанном размере будут выплачивать в пользу ФИО2 до её совершеннолетия (л.д. 13-16).

Указанное соглашение ФИО6 07.12.2022 направлено в ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу и получено 14.12.2022 (л.д. 19-20).

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО6 от 28.11.2022 административным ответчиком не отменено и не изменено.

Согласно п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально засвидетельствованные копии.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования. При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Из анализа указанных норм следует, что исполнительный документ, являющийся нотариальным соглашением об уплате алиментов, может быть направлен непосредственно взыскателем в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, в связи с чем отсутствие возбужденного на основании соглашения об уплате алиментов исполнительного производства не изменяет очередность удовлетворения требований взыскателем, установленную ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы. Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку по смыслу ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 138 Трудового кодекса РФ при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 заработной платы, а также учитывая, что ФИО6 в добровольном порядке выплачивает алименты в размере 50 % заработной платы, что требования исполнительных документов о взыскании задолженности в пользу ФИО7 не отнесены к требованиям, указанным в ч. 3 ст. 99 указанного федерального закона, суд приходит к выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя от 28.11.2022 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО6, которое повлекло нарушение прав должника в исполнительном производстве.

ФИО6 также просит признать незаконным постановление от 19.01.2023 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

В соответствии с п. 11 ст. 30 и ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по истечении срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа возможно применение мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к мерам принудительного исполнения отнесено обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.

Согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с ч. 3 ст. 71 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание. Об изъятии денежных средств составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет службы судебных приставов. Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 4.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если должник является получателем денежных средств, в отношении которых ст. 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.

Согласно ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов.

Из приведенных норм закона следует, что на банк возложена обязанность по незамедлительному исполнению требований исполнительных документов о взыскании денежных средств, при этом установлен запрет на обращение взыскания на денежные средства, выплачиваемые в качестве алиментов.

Согласно ч. 5.1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

Согласно Положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П (ред. от 03.08.2023) "О правилах осуществления перевода денежных средств" код вида дохода указывается лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, с учетом единовременного или периодического характера выплат один из следующих кодов вида дохода:

- 1 - перевод денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены ограничения размеров удержания;

- 2 - перевод денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии с ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание и которые имеют характер периодических выплат, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ограничения по обращению взыскания не применяются;

- 3 - перевод денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ограничения по обращению взыскания не применяются и которые имеют характер периодических выплат;

- 4 - перевод денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии с ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание и которые имеют характер единовременных выплат, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ограничения по обращению взыскания не применяются;

- 5 - перевод денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ограничения по обращению взыскания не применяются и которые имеют характер единовременных выплат.

При переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается.

В связи с изложенными суд считает доводы административного истца о том, что на счет, открытый в "ВТБ Банк" (ПАО) перечисляется заработная плата, который арестован судебным приставом-исполнителем, и что с учетом добровольной выплаты алиментов на детей приводит к удержанию 100 % заработной платы, несостоятельными по следующим основаниям.

Так законодатель предусмотрел процедуру, препятствующую взысканию денежных средств, обладающих исполнительским иммунитетом в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которая применяется независимо от действий судебного пристава-исполнителя.

В связи с этим действующее законодательство не обязывает судебного пристава-исполнителя отслеживать характер поступлений денежных средств на конкретный счет должника, и такая обязанность возложена на работодателя по сообщению сведений о иммунитете денежных средств и на банк по их списанию.

К тому же на счет, открытый в "ВТБ Банк" (ПАО) на имя административного истца, не исключено поступление и иных денежным средств, не являющихся заработной платой или иным доходом ФИО6

В связи с этим основания для признания незаконным постановление от 19.01.2023 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, как и для возврата денежных средств в размере 3 129 рублей 93 копейки, которые были фактически получены взыскателем ФИО7, отсутствуют, а потому в этой части административного иска ФИО6 надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО6 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, старшему судебному приставу ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области, ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, о признании незаконным постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, об обязании возвратить незаконно взысканные денежные средства удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кемеровскому району ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 28.11.2022 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО6.

В удовлетворении требований ФИО6 о признании незаконным постановление от 19.01.2023 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, возврате денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский районный суд.

Председательствующий

Справка: в окончательной форме решение принято 25.12.2023.

Судья А.А. Тупица