Дело № 3а-98/2022
42OS0000-01-2022-000069-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Горн Н.Е.,
с участием прокурора Роппель О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«25» мая 2022 года
административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КузбассЭнергоСеть» о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
УСТАНОВИЛ:
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 954 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год» (далее также Постановление № 954).
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 30 декабря 2021 года (том 2 л.д. 1).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года № 981 внесены изменения в Постановление № 954, создавшие его действующую редакцию.
Постановление РЭК Кузбасса № 981 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 31 декабря 2021 года.
Постановлением № 954 (в редакции Постановления № 981) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год, согласно приложению, а также показатели для целей их расчета (том 2 л.д. 118 – 127, 128 – 147).
В приложении «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год» установлены:
для расчета двухставочного тарифа на 1 полугодие по каждому уровню напряжения (пункт 1.1) - ставка за содержание электрических сетей (пункт 1.1.1), ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях (пункт 1.1.2);
для расчета двухставочного тарифа на 2 полугодие по каждому уровню напряжения (пункт 2.1) - ставка за содержание электрических сетей (пункт 2.1.1), ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях (пункт 2.1.2);
одноставочный тариф на 1 полугодие по каждому уровню напряжения (пункт 1.2);
одноставочный тариф на 2 полугодие по каждому уровню напряжения (пункт 2.2).
30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» (далее также Постановление № 956).
Постановление № 956 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 30 декабря 2021 года (том 2 л.д. 1).
Пунктами 50, 51, 52, 78, 100 приложения к Постановлению № 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между обществом с ограниченной ответственностью «КузбассЭнергоСеть» (далее также ООО «КЭС», Общество) и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС»), АО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Электросетьсервис», ООО «СибЭнергоСеть» (том 1 л.д. 118 - 131).
ООО «КЭС» обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения, представленного в письменной (том 2 л.д. 116 – 117) и устной форме (занесено в протокол судебного заседания), просит признать недействующими с момента издания Постановление № 954 и Постановление № 956 в вышеуказанной части, как противоречащие Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, …», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2.
В обоснование требований указывает, что плановая (тарифная) выручка Общества определена регулирующим органом неверно, с допущением существенных нарушений норм действующего законодательства, без дифференциации потребителей на одноставочных и двухставочных, вследствие чего реальная плановая выручка Общества меньше утвержденной на 25 517, 54 тыс. руб. Кроме того, регулирующий орган необоснованно произвел корректировку баланса мощности электросетевого котла региона и Общества в сторону увеличения, что повлекло неверный расчет котловых тарифов, индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также увеличение плановой выручки Общества, которую фактически невозможно собрать.
Определением суда от 25 мая 2022 года административное исковое заявление Общества о признании недействующим со дня принятия Постановления № 956 в части пункта 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год) оставлено без рассмотрения, поскольку имеется не вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
В судебном заседании представитель административного истца Нагибина Е.И., действующая на основании доверенности № 2 от 01 февраля 2022 года (том 1 л.д. 13), настаивала на заявленных требованиях. Дополнительно пояснила, что учет при утверждении котловых и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями заявленной мощности потребителей, содержащейся в Сводном прогнозном балансе, утвержденном Федеральной антимонопольной службой России, не соответствующей реальным показателям региона, привело к установлению заниженных, экономически необоснованных тарифов, которые не обеспечивают собираемость необходимой валовой выручки сетевой организации, влекут убытки.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Федорова В.С., действующая на основании доверенности № 51 от 11 ноября 2020 года (том 2 л.д. 2), в судебном заседании возражала против требований административного истца. Отзыв в письменной форме приобщен к материалам дела (том 1 л.д. 100 – 113, том 2 л.д. 150 – 152).
Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь»- «Кузбассэнерго- РЭС») (далее также ПАО «Россети Сибирь») Зуева А.А., действующая на основании доверенности № 42/23 от 30 марта 2022 года (том 2 л.д. 18, 13 - 16), полагала требования административного истца в части неправомерного учета дополнительной мощности при расчете единых котловых тарифов, тарифа для взаиморасчетов, установленного пунктом 50 приложения к Постановлению № 956 и распределения такой мощности на сетевые организации подлежащими удовлетворению. Пояснения в письменной форме приобщены к материалам дела (том 2 л.д. 184 - 189).
Заинтересованные лица АО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Электросетьсервис», ООО «СибЭнергоСеть» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Роппель О.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3, 3.5 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); устанавливает цены (тарифы) или предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, доведены до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
В статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы и тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
Судом установлено, что ООО «КЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса. Для указанной организации 2022 год - первый год тарифного регулирования.
30 апреля 2021 года ООО «КЭС» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д. 114 – 116). Впоследствии предоставлялись дополнительные материалы относительно изменения состава электросетевого оборудования, параметров баланса электроэнергии и мощности (том 1 л.д. 15 – 40).
По итогам рассмотрения заявления РЭК Кузбасса открыто дело об установлении тарифов на 2022 год (том 1 л.д. 117).
На основании анализа представленных документов регулирующим органом подготовлено экспертное заключение (том 1 л.д. 132 - 155) в соответствии с которым необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) Общества составила 124 317, 05 тыс. руб., возражений относительно чего ООО «КЭС» не имеет.
Как усматривается из указанного экспертного заключения при определении баланса электрической энергии и мощности Общества регулирующим органом использовались данные, представленные в материалы тарифного дела, а также информация, полученная от сбытовых и смежных сетевых организаций, в результате чего объем мощности определен в размере 9,79 МВт. Также органом регулирования указано на необходимость корректировки баланса мощности электросетевого котла во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России приказом № 1164/20-ДСП от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП, что влечет корректировку отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Объем дополнительной мощности, приходящейся на ООО «КЭС», составил 1,31 МВт (л.д. 136 оборот – 137).
Далее, Региональной энергетической комиссией Кузбасса приняты оспариваемые в части постановления, которыми утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год, и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год.
Административный истец полагает, что при расчете тарифов регулирующим органом в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты неверные значения заявленной мощности.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (абзацы 15 – 17).
В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа (абзац 9 пункта 81 Основ ценообразования).
Под заявленной мощностью в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Правила определения сетевой организацией заявленной мощности, используемой в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемой в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов содержатся в пункте 47 Правил недискриминационного доступа.
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии установлен в том числе приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее также Методические указания 20-э/2).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным сетям устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить их равенство для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории).
Данное равенство обеспечивается котловым методом расчета тарифов.
Пунктом 50 Методических указаний № 20-э/2 предусмотрен расчет двухставочных единых (котловых) тарифов, согласно которому при определении единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт учитываются сумма необходимой валовой выручки сетевых организаций субъекта Российской Федерации на соответствующем уровне напряжения и заявленная мощность потребителей (присоединенных к сетевой организации, опосредованно присоединенных к электрической сети, трансформированная с более высокого уровня напряжения, учтенная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) и пр., формулы 15.4 – 15.7 пункта 50).
Из них расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется, как это предусмотрено пунктом 14 Основ ценообразования, исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России и субъектам Российской Федерации (далее также - прогнозный баланс).
Исчисленное значение единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт затем участвует в расчете одноставочных единых (котловых) тарифов (пункт 51 Методических указаний 20-э/2).
Исходя из вышеуказанных положений нормативных правовых актов следует, что для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения, а величины заявленной мощности потребителей должны соответствовать учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) значениям.
Что касается единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, также являющейся составляющей в расчете двухставочных единых (котловых) тарифов (пункт 50 Методических указаний № 20-э/2), в её расчете значения заявленной мощности потребителей не участвуют.
Приказом ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России, в котором величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области принята в объеме 2 483 МВт (том 2 л.д. 26, 50).
Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года № 53-э/1, и предусматривает направление соответствующих предложений в ФАС России, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
По информации ФАС России, РЭК Кузбасса 01 сентября 2021 года направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2022 год в формате шаблона /ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей Кемеровской области составила 2 483 МВт. В свою очередь, ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП утвердила величину заявленной мощности потребителей Кемеровской области в размере 2 483 МВт (том 2 л.д. 50, 52).
Также в материалы дела представлены письмо ФАС России от 7 октября 2021 года, которым предложено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, предоставить в срок до 15 октября 2021 года уточненные предложения в рамках процедуры формирования сводного прогнозного баланса, и сведения о направлении РЭК Кузбасса в ФАС России скорректированных показателей мощности потребителей Кемеровской области – Кузбасса– 2 260,54 МВт (том 2 л.д. 23, 172 - 174). Данные показатели не вошли в сводный прогнозный баланс, что следует из приказа ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП.
Одновременно установлено, что приказ ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП не оспорен и не действующим в установленном законом порядке не признан, а потому утвержденный им сводный прогнозный баланс является одним из документов, на основании которого формируется тарифное решение в сфере электроэнергетики.
Данные, использованные для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год отражены в приложении к Постановлению № 954 в таблицах 1, 2 и 3. Из них в пункте 2 таблицы 3 приложения указана величина заявленной мощности всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым тарифам) на услуги по передаче электрической энергии, в объеме 2 483 МВт ((первое полугодие: 1 093,593 + 325,453 + 540,181 + 554,370) + (второе полугодие: 1 079,060 + 329,881 + 513,959 + 529,503) / 2 = 2 483), что соответствует показателю заявленной мощности потребителей Кемеровской области в сводном прогнозном балансе, утвержденном приказом ФАС России от 23 ноября 2021 года № 1299/21-ДСП.
Допрошенные в судебном заседании по ходатайству сторон свидетели подтвердили вышеизложенные фактические обстоятельства.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что РЭК Кузбасса при принятии Постановления № 954 оспариваемого в части применения для расчета объемов мощности потребителей, утвержденных в сводном прогнозном балансе, нарушений нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу не допущено, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
Доводы административного истца и заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» о том, что РЭК Кузбасса не была предоставлена достоверная информация о заявленной мощности потребителей и не совершено всех действий по направлению такой информации в ФАС России для формирования Сводного прогнозного баланса на 2022 год, при установленных обстоятельствах не имеют правового значения.
Утверждение административного истца и заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» о невозможности собрать НВВ по единым котловым и индивидуальным тарифам, в подтверждение чего представлены расчеты тарифной выручки (том 1 л.д. 49, том 2 л.д. 221, 224), не опровергает выводы суда об отсутствии нарушений нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при применении РЭК Кузбасса в расчете единых (котловых) тарифов объема заявленной мощности потребителей, содержащейся в сводном прогнозном балансе. Указанные расчеты, по существу, сводятся к несогласию с распределением РЭК Кузбасса на каждую сетевую организацию дополнительных объемов мощности, участвующей затем в расчете тарифной выручки и индивидуальных тарифов между сетевыми организациями, используемых для перераспределения недостатка/избытка денежных средств в целях получения сетевыми организациями экономически обоснованной НВВ.
Доказательств несоответствия единых (котловых) тарифов пункту 49 Методических указаний № 20-э/2, предусматривающему их равенство для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), суду не представлено. Невозможно отнести к таким доказательствам расчет выручки по единым (котловым) тарифам (том 2 л.д. 222).
Судом проверен расчет, представленный в подтверждение несоответствия утвержденных РЭК Кузбасса одноставочных единых (котловых) тарифов по уровням напряжения НН, СН 2 и ВН порядку расчета, установленному пунктом 51 Методических указаний 20-э/2 (том 2 л.д. 223). Из содержания указанного расчета следует, что при проверке сетевой организацией установленных постановлением № 954 одноставочных единых (котловых) тарифов по каждому из уровней напряжения в соответствии с формулами 13, 13.1, 13.2, 13.3 пункта 51 Методических указаний № 20-э/2, в ряде случаев числовые значения утвержденных для расчета тарифов балансовых показателей были округлены в сторону увеличения, что в результате такого применения их в формулах привело к получению тарифа большей величины.
Таким образом доказательств того, что при использовании установленных Постановлением № 954 величин балансовых показателей для расчета одноставочных единых (котловых) тарифов в порядке, предусмотренным пунктом 51 Методических указаний 20-э/2, окончательный результат (тариф) будет выше, чем установлен оспариваемым постановлением, на чем настаивают участники процесса на стороне административного истца, утверждая о нарушении прав сетевых организаций заниженным тарифом, не представлено. В какой именно части РЭК Кузбасса допущена ошибка при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов не названо.
Согласно пункту 49 Методических указаний 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из приведенных нормативных положений следует, что при расчете индивидуального тарифа учитываются: тарифная выручка территориальной сетевой организации, которую она может получить по котловым тарифам исходя из объема предоставляемых ею услуг по передаче электрической энергии (полезного отпуска электрической энергии) и необходимая валовая выручка сетевой организации. Разность между тарифной выручкой и необходимой валовой выручкой и определяет размер индивидуальных тарифов.
Пункт 52 Методических указаний 20-э/2 предусматривает, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями.
Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20 – э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей.
В соответствии с пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используются в том числе: баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6).
Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования цен).
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что для тарифного регулирования ООО «КЭС» были представлены в числе приложений к заявлению об открытии дела на установление тарифа, плановый баланс электроэнергии и мощности, структура полезного отпуска, отраженные в формах П1.4, П1.5, П1.6.
Впоследствии, в связи с изменением состава электросетевого оборудования, допущенных технических ошибок при формировании баланса электрической энергии (мощности) на 2022 года, Обществом направлялись в РЭК Кузбасса скорректированные плановые балансы электрической энергии (мощности) на 2022 год (том 1 л.д. 15 – 18, том 2 л.д. 58, 92). Последнее обращение имело место 25 октября 2021 года с предоставлением скорректированного прогнозного баланса по формам П1.3, П1.4, П1.5, П1.6 и П1.30 с разбивкой по полугодиям (том 1 л.д. 18 – 40, том 2 л.д. 92 – 114).
При определении балансовых показателей орган регулирования использовал данные об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска, отраженные Обществом по формам П1.4, П1.5, П1.6, и установил объем заявленной мощности сетевой организации 9,79 МВт (том 1 л.д. 136 оборот – 137). Данный показатель административным истцом не оспаривается.
Далее органом регулирования баланс мощности электросетевого котла скорректирован до уровня балансовых показателей, утвержденных ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП (сводный прогнозный баланс), в котором заявленная мощность потребителей Кемеровской области утверждена на уровне 2 483 МВт, что повлекло увеличение мощности котла на 293,22 МВт. После этого осуществлена корректировка отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области, объем дополнительной мощности распределен на все сетевые организации, в том числе ООО «КЭС».
Согласно таблице, содержащейся в разделе 8 экспертного заключения, и приложения № 3 «Баланс мощности по ООО «КЭС» на 2022 год» к экспертному заключению (том 1 л.д. 137, 153 – 154), административному истцу в целях соблюдения приказа ФАС России по СПБ к полезному отпуску конечным потребителям в 9,79 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 1,310 МВт, учтенная в категории «прочие потребители», в связи с чем величина заявленной мощности потребителей увеличилась.
Допрошенный в судебном заседании главный консультант технического отдела РЭК Кузбасса ФИО7 пояснил, что для формирования сводного прогнозного баланса РЭК Кузбасса в мае и сентябре 2021 года в соответствии с Приказом № 53-э/1 были направлены в ФАС России сведения о заявленной мощности потребителей в 2 483 МВт, полученные по результатам анализа объемов мощности потребителей региона за предыдущие периоды. В октябре 2021 года по предложению ФАС России были направлены скорректированные до 2 260 МВт данные по объему мощности потребителей, которые, однако, не учтены в сводном прогнозном балансе. К датам принятия оспариваемых тарифных решений объем мощности потребителей фактически сложился еще меньше. Поскольку ФАС России в сводном прогнозном балансе величина заявленной мощности потребителей утверждена в объеме, превышающем сумму заявок сетевых организаций, в целях соблюдения балансовых показателей, утвержденных ФАС России, на все сетевые организации было осуществлено распределение дополнительных объемов мощности - 293 МВт. В законодательстве механизм такого распределения не предусмотрен, поэтому за основу была взята заявленная мощность потребителей каждой сетевой организации, пропорционально которой определены дополнительные объемы мощности.
Таким образом в ходе рассмотрения дела установлено и стороной административного ответчика не оспаривалось, что расхождение объема мощности заявленного ООО «КЭС» для установления тарифов и утвержденного РЭК Кузбасса в ходе тарифного регулирования, сложилось в результате распределения регулирующим органом разницы между величиной заявленной мощности потребителей Кемеровской области, утвержденной в сводном прогнозном балансе и величиной заявленной мощности потребителей Кемеровской области, сформированной к дате принятия тарифных решений.
Как усматривается из данных об объемах электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска по формам П1.4, П1.5, П1.6, представленных Обществом на тарифное регулирование, величина заявленной (расчетной) мощности потребителей Общества определена в 9,786729 МВт, при общем поступлении мощности в сеть административного истца в объеме 10,790725 МВт, сумме потерь в сетях – 0,440871 МВт и сальдо перетоке в смежные сетевые организации – 0,563125 МВт. В величине заявленной (расчетной) мощности на группу «население» приходится 0,144819 МВт, на группу «прочие потребители» - 9,641910 МВт, из которых выделены одноставочники - 8,609936 МВт и двухставочники – 1,031974 МВт. Поступление мощности в сеть административного истца заявлено исключительно от смежных сетевых организаций (том 1 л.д. 20 – 23).
В свою очередь регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть Общества в объеме 12,101 МВт, при неизменном объеме поступления в сеть от смежных сетевых организаций – 10,791 МВт (7,068 МВт (ПАО «Россети Сибирь») + 0,278 МВт (АО «СКЭК») + 3,444 МВт (АО «СибПСК»)). Источник поступления в сети Общества дополнительной мощности в объеме 1,310 МВт не указан, содержится ссылка на исполнение приказа ФАС России по СПБ (пункты 1, 1.7, 1,10 приложения 3 «Баланс мощности» к экспертному заключению – том 1 л.д.153 – 154).
Далее дополнительный объем мощности (1,310 МВт) учтен в полезном отпуске потребителям группы «прочие потребители», который в результате составил 10,952 МВт, из них одноставочным потребителям – 9,781 МВт, двухставочным потребителям – 1,172 МВт, что с учетом полезного отпуска потребителям группы «население» - 0,145 МВт и величины отпуска в смежные сетевые компании – 0,563 МВт, сформировало общее значение показателя «Полезный отпуск» - 11,660 МВт. Из него отпуск в смежные сетевые организации (сбыт 1) - 9,787 МВт, (сбыт 2) - 1,310 МВт. Объем потерь при увеличении объема мощности сохранен на уровне предложения Общества - 0,441 МВт.
При этом ссылок на несоответствие балансовых показателей, представленных ООО «КЭС» на тарифное регулирование по формам П1.4, П1.5, П1.6, экспертное заключение не содержит.
Таким образом, РЭК Кузбасса, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности сетевой организации согласованным сведениям о величине заявленной мощности, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.
В ходе рассмотрения дела данные недостатки экспертного заключения не устранены, доказательств недостоверности балансовых показателей, представленных Обществом на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, не названо.
Ссылка ответчика на решение Кемеровского областного суда от 08.09.2021 по делу №3а-180/2021 в качестве обоснования установления административному истцу заявленной мощности, не принимается.
Вышеизложенное свидетельствует о неверном определении органом регулирования величины заявленной мощности сетевой организации.
Поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, неверное её определение в свою очередь, влечет неправильное определение индивидуального тарифа и свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).
Относительно доводов административного истца о допущенных нарушениях при расчете тарифной выручки, выразившихся в применении регулирующим органом исключительно двухставочного тарифа, следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрено проведение такого расчета по каждому потребителю отдельно с учетом вида применяемого тарифа (одноставочный, двухставочный).
Вместе с тем увеличение заявленной мощности потребителей избранным регулирующим органом способом, неизбежно ведет к завышению плановой тарифной выручки, которая участвует в формировании индивидуального тарифа, что не позволяет административному истцу получить доходы от услуг по передаче электрической энергии, мощности, суммарно обеспечивающие необходимую валовую выручку, и исполнять в полном объеме обязательства перед другими сетевыми организациями.
Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца, регулирующим органом в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
Ссылка административного ответчика на то, что возникшие у ООО «КЭС» расходы могут быть учтены в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении тарифов на следующий год регулирования, не свидетельствует о правильности установления оспариваемых административным истцом индивидуальных тарифов.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу заявленной мощности и плановой тарифной выручки, суд находит обоснованными доводы ООО «КЭС» и ПАО «Россети Сибирь» о том, что Постановление № 956 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, утвержденные им в пунктах 50, 51, 52, 100 приложения тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.
В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований в части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление № 956 следует признать не действующим в части с момента его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
ООО «КЭС» при предъявлении административного иска об оспаривании отдельных положений Постановления № 956 оплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей (том 1 л.д. 12 – платежное поручение).
Данное требование административного истца удовлетворено, вследствие чего в его пользу подлежит взысканию с административного ответчика оплаченная при подаче иска в суд государственная пошлина в размере 4 500 рублей.
В ходе производства по делу ООО «КЭС» предмет иска дополнен требованием о признании недействующими отдельных положений Постановления № 954 (том 2 л.д. 1616 – 117). Государственная пошлина при предъявлении данного требования не оплачена.
Поскольку в удовлетворении данного требования отказано, при этом административный истец от уплаты государственной пошлины не освобожден, с него, в соответствии со статьями 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «КузбассЭнергоСеть» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» в части пунктов 50, 51, 52, 100 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу общества с ограниченной ответственностью «КузбассЭнергоСеть» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КузбассЭнергоСеть» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: С.В. Киклевич
Мотивированное решение составлено 01 июня 2022 года.