НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 23.09.2021 № 3А-190/2021

Дело № 3а-190/2021

42OS0000-01-2021-000259-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Горн Н.Е.,

с участием прокурора Фроловой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«23» сентября 2021 года

административное дело по административному иску заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

01 июня 2021 года Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса) принято постановление № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» (далее также Постановление № 162) (том 1 л.д. 94 – 122).

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru 01 июня 2021 года (том 1 л.д. 123).

В строке 16 таблицы № 2 Приложения № 1 к Постановлению № 162 обществу с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» (далее также – ООО «СибЭнергоТранс-42», Общество), как территориальной сетевой организации, установлены: необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе, в размере 2 526, 62 тыс. руб.; величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов), в размере 13,7645 млн. кВт-ч.

Пунктами 11, 38, 40, 41, 42, 43 Приложения № 3 к Постановлению № 162 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса ООО «СибЭнергоТранс-42» и ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (ИНН 4205109750), АО «Сибирская промышленная сетевая компания» (ИНН 4205234208), ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь»- «Кузбассэнерго- РЭС») (ИНН 2460069527), ООО «ОЭСК» (ИНН 4223052779), ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД») (ИНН 7708503727), ООО ХК «СДС-Энерго» (ИНН 4250003450) на период с 01.06.2021 по 31.12.2021.

ООО «СибЭнергоТранс-42» обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения (том 3 л.д. 26 – 36), просит признать недействующими с момента издания вышеуказанные положения Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», а также взыскать с административного ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Требования мотивированы тем, что при принятии оспариваемого Постановления регулирующим органом необходимая валовая выручка (далее также НВВ) Общества на 2021 год установлена с нарушением тарифного законодательства, без учета предписания Федеральной антимонопольной службы России и ранее принятых решений суда, что привело к снятию из НВВ суммы выпадающих доходов, за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования, за период с 2016 по 2019 годы в отсутствии мотивированного расчета и обоснования таковых. Баланс электрической энергии для Общества установлен с большим завышением по сравнению с тарифной заявкой, направленной регулятору по результатам согласования со смежными сетевыми организациями планового объема перетока электрической энергии (мощности). Указанный баланс непосредственно влияет на расчет потерь электрической энергии и на размер НВВ Общества, однако невозможно установить какой переток и на основании какого оборудования учтен регулирующим органом.

В судебном заседании представитель административного истца Ахлестина В.А., действующая на основании доверенности № 1 от 11 января 2021 года, настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в уточненном иске. Ссылается на необоснованную корректировку НВВ Общества посредством учета выпадающих доходов по итогам 2016 года в размере (- 46 768, 60 тыс. руб.) и за период с 2017 года по 2019 год в размере (- 614 104, 95 тыс. руб.), допущенные нарушения при формировании баланса электрической энергии, что привело к некорректному установлению тарифов. Поддержала позицию заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» относительно не предусмотренной законодательством корректировки мощности в сторону увеличения.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Саврасов М.Г., действующий на основании доверенности № 30 от 21 мая 2020 года, в судебном заседании возражал против требований административного истца. Возражения в письменной форме приобщены к материалам дела (том 1 л.д. 90 – 93, том 3 л.д. 61 -82).

Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь»- «Кузбассэнерго- РЭС») (далее также ПАО «Россети Сибирь») Михеева А.Е., действующая на основании доверенности № 42/151 от 03 декабря 2020 года, полагала, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями не могут являться экономически обоснованными, поскольку регулирующим органом дополнительное распределение объемов мощности осуществлено в нарушение законодательства в области электроэнергетики, в остальной части в удовлетворении иска просила отказать. Пояснения в письменном виде приобщены к материалам дела (том 3 л.д. 225 - 231).

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба России, ООО «Кузбасская энергосетевая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «ОЭСК», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД»), ООО ХК «СДС-Энерго» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Федеральной антимонопольной службой России (далее также – ФАС России) направлены письменные объяснения по существу спора (том 3 л.д. 113 - 114).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.Е., суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования № 1178).

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования № 1178).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования № 1178).

В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.

Судом установлено, что ООО «СибЭнергоТранс-42» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (второй долгосрочный период регулирования). Предыдущий (первый) период регулирования с 2017 по 2019 годы.

30 апреля 2020 года ООО «СибЭнергоТранс-42» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением о тарифном регулировании на 2021 год, в связи с чем органом регулирования открыто тарифное дело.

14 августа 2020 года ФАС России в адрес Региональной энергетической комиссии Кузбасса внесено предписание № АД/69801/20 в связи с допущенными нарушениями при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2017 – 2019 годы, в числе которых учет в НВВ общества по статье «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178», отрицательной величины корректировки на 2018 год в размере (-835, 77) тыс. руб. и на 2019 год в размере (– 19 308, 56) тыс. руб. без достаточного экономического обоснования (том 1 л.д. 68 – 78).

Органу регулирования установлен срок для устранения допущенных нарушений - до 1 октября 2020 года, посредством дополнительного анализа и расчета расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «СибЭнергоТранс-42», с отображением соответствующего анализа в экспертном заключении, исключением выявленных (неподтвержденных) экономически необоснованных расходов (доходов) из необходимой валовой выручки по ряду статей затрат, в том числе, по статье «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178» (2018 – 2019 годы), с последующим пересмотром базового уровня подконтрольных расходов общества на 2017 год, а также величины его необходимой валовой выручки на 2017-2019 годы, исключением выявленных (неподтвержденных) экономически необоснованных расходов (доходов) из необходимой валовой выручки на 2020 год. Далее предписано не позднее 01 октября 2020 года принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «СибЭнергоТранс-42» на территории Кемеровской области на 2020 год.

Региональной энергетической комиссией Кузбасса по результатам выполнения мероприятий в рамках исполнения требований ФАС России по предписанию от 14 августа 2020 года № АД/69801/20 подготовлено экспертное заключение (том 2 л.д. 140 – 172). Орган регулирования произвел расчет выпадающих доходов (экономия средств) Общества по итогам 2016 и 2017 года в размере (- 22 974,33) тыс. руб. и (– 114 685,10) тыс. руб. соответственно, из которых учел в необходимой валовой выручке Общества денежные средства в размере (- 835, 77) тыс. руб. (по итогам 2016 года в НВВ на 2018 год) и (– 19 308, 65) тыс. руб. (по итогам 2017 года в НВВ на 2019 год), указав на исключение остальной суммы в последующих периодах регулирования.

Решением ФАС России от 21 декабря 2020 года № СП/111839/20 Региональная энергетическая комиссия Кузбасса признана не исполнившей предписание № АД/69801/20, в связи с чем установлен новый срок для его исполнения – 01 января 2021 года. Относительно расчета статьи расходов «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178» и применения отрицательной величины корректировки в НВВ Общества на 2018 год, указано на отсутствие в экспертном заключении анализа фактических расходов общества за 2016 год, обоснования их исключения (том 3 л.д. 16 - 20).

Во исполнение предписания Региональной энергетической комиссией Кузбасса проведен анализ материалов ООО «СибЭнергоТранс-42», в том числе, в целях расчета выпадающих доходов на 2018 год по факту 2016 года, о чем составлено заключение (том 1) по результатам выполнения мероприятий по исполнению предписания ФАС России от 14.08.2020 № АД/69801/20 (в редакции предписания от 21.12.2020 № СП/111839/20) вынесенного по результатам проверки соблюдения действующего законодательства при государственном регулировании цен (тарифов) ООО «СибЭнергоТранс-42» (том 1 л.д. 184 - 212), далее подготовлено экспертное заключение (том 2) по материалам, представленным ООО «СибЭнергоТранс-42» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год (том 1 л.д. 213 – 250, том 2 л.д. 1 – 26).

Орган регулирования определил выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, на 2018 год за 2016 год, подлежащие к учету в сумме (– 46 768, 60) тыс. руб. (том 1 л.д. 208 – 212).

Далее, при расчете НВВ на 2021 год выпадающие доходы Общества за 2019 – 2021 годы определены регулятором в общей сумме (– 713 100, 03) тыс. руб., НВВ на содержание сетей на 2021 год определена в размере 2 526, 62 тыс. руб., что соответствует размеру расходов ПАО «ФСК ЕЭС» (том 2 л.д. 11 – 21).

По итогам проведенного анализа документов 31 декабря 2020 года РЭК Кузбасса принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» на период с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 года.

Приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года № 384/21 постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год» отменено с 1 июня 2021 года в связи с допущенными регулятором нарушениями при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Кемеровской области (том 1 л.д. 49 – 67).

Относительно территориальной сетевой организации ООО «СибЭнергоТранс-42» органу регулирования помимо прочего указано на допущенные нарушения пункта 7 Основ ценообразования в части распределения выявленного недостатка/избытка финансовых средств по статье «расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» и необходимость исключения из НВВ Общества распределения на 5 лет выявленного недостатка/избытка финансовых средств, для чего внести корректировку в НВВ ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2021 год с подробным расчетом и обоснованием, отразив это в заключении на 2021 год.

РЭК Кузбасса приказано установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части приказа.

Во исполнение приказа ФАС России органом регулирования осуществлен анализ представленных ООО «СибЭнергоТранс-42» материалов в части допущенных нарушений, о чем составлено заключение по исполнению приказа ФАС России от 23.04.2021 № 394/21 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса» в отношении ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2021 год (том 1 л.д. 124 – 147), принято оспариваемое Постановление № 162, которым установлены новые тарифы на электрическую энергию на период с 1 июня по 31 декабря 2021 года.

По мнению административного истца при принятии данного нормативного правового акта РЭК Кузбасса неправомерно осуществлена корректировка НВВ Общества посредством учета выпадающих доходов по итогам 2016 года в размере (- 46 768, 60) тыс. руб. и за период с 2017 по 2019 годы в размере (- 614 104, 95 тыс. руб.), в результате чего НВВ общества занижена и установлена в экономически необоснованном размере.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования № 1178).

Таким образом, в необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Из положений пункта 38 Основ ценообразования № 1178 следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Основные методологические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов определены в Методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

В пункте 11 Методических указаний № 98-э приведены формулы расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год и i-й (отличный от базового) год долгосрочного периода регулирования, из них во второй формуле учитывается значение Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, в том числе с учетом результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.

В силу пункта 10 Методических указаний № 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.

Как было указано ранее, исполняя предписание ФАС России № АД/69801/20 от 14 августа 2020 года Региональная энергетическая комиссия Кузбасса при тарифном регулировании на 2021 год определила выпадающие доходы (экономия средств) Общества за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, на 2018 год за 2016 год, в сумме (- 46 768, 60) тыс. руб. подлежащих к учету (том 1 л.д. 208 – 212). Выпадающие доходы Общества за 2019 – 2021 годы определены регулятором в общей сумме (- 713 100, 03) тыс. руб., из которой в НВВ Общества на 2021 год учтено (- 52 202, 56) тыс. руб., с распределением остатка в размере (- 660 897, 47) тыс. руб. в последующих периодах.

В результате, со ссылкой на невозможность установления регулируемой организации необходимой валовой выручки в размере менее 0, регулирующий орган определил необходимую валовую выручку Общества на содержание сетей на 2021 год в размере расходов ПАО «ФСК ЕЭС» 2 526, 62 тыс.руб. (том 2 л.д. 58 - 59).

Далее, во исполнение приказа ФАС России от 23 апреля 2021 года № 384/21 при принятии оспариваемого постановления орган регулирования определил значение статьи «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» за период с 2017 по 2019 годы равной (- 614 104, 95) тыс. руб., при единовременном снятии которой необходимая валовая выручка предприятия составит отрицательную величину. В связи с этим, во избежание колебаний размера НВВ предприятия и невозможности установления отрицательной величины НВВ, принято решение о частичном снятии (том 1 л.д. 129 – 130).

Необходимая валовая выручка Общества на содержание сетей на 2021 год осталась без изменений в размере 2 526, 62 тыс. руб., включенная в НВВ Общества отрицательная корректировка по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» определена в размере (- 52 215, 60) тыс. руб. (том 1 л.д. 135).

Разрешая требования административного истца в указанной части, суд отмечает, что установление величины расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов (значение Вi), является одним из этапов установления величины необходимой валовой выручки, определяемой методом её долгосрочной индексации, на год долгосрочного периода регулирования, отличный от базового.

Вместе с тем с произведенным расчетом суд не может согласиться.

Формула расчета статьи Вi приведена в пункте 11 Методических указаний № 98-э под номером 3, и содержит в том числе, составляющую Вiинд. - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 Методических указаний, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. руб.).

Вiинд. определяется по формуле 4 Методических указаний № 98-э и включает в себя корректировку подконтрольных и неподконтрольных расходов, корректировку фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, корректировку необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности и корректировку необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию.

Из обстоятельств дела следует, что расчет необходимой валовой выручки Общества, утвержденной оспариваемым Постановлением № 162, содержится в экспертных заключениях, составленных в 2020 году по материалам, представленным ООО «СибЭнергоТранс-42» для определения величины НВВ и уровня тарифов на 2021 год и по результатам исполнения предписания ФАС России (2 тома), и в экспертном заключении, составленном в 2021 году во исполнение приказа ФАС России. В числе составляющих НВВ учтена статья «выпадающие доходы» («расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка»).

При определении размера выпадающих доходов (экономия средств) на 2018 год органом регулирования, в соответствии с формулой 7 Методических указаний № 98 - э, произведена корректировка неподконтрольных расходов за 2016 год как разница между фактическими и плановыми расходами Общества (?НРi) (экспертное заключение по результатам исполнения предписания – том 1 л.д. 208 - 212).

Перечень затрат составляющих неподконтрольные расходы Общества в 2016 году приведен в таблице 22 вышеуказанного экспертного заключения, из них величины учтенных фактических затрат, отличных от плановых, изложены без анализа и обоснования таковых.

В части расходов на услуги ТСО за 2016 год их фактическое значение значится равным 0,00, плановое 42 713, 38 тыс. руб. (том 1 л.д. 210 - 211). Одновременно орган регулирования отмечает, что фактические расходы по статье «Услуги ТСО» составили 10 946,67 тыс. руб., с учетом решения А 27-9423/2016 от 21.11.2017, однако предприятие не предоставляет в обоснование расходов первичную документацию, акты выполненных работ, платежные поручения, а также планирует к учету неустойку и дополнительные затраты по судебному решению не подлежащие учету в необходимой валовой выручке.

Согласно пунктам 18, 23, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункту 11 Методических указаний № 98-э при расчете необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей в число неподконтрольных расходов включаются расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров (услуг), и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг.

Относительно подстатьи «Услуги ТСО» анализ установленных фактических затрат Общества равных 10 946,67 тыс. руб., с указанием значений, необходимых для их определения и обоснованием их применения, в экспертном заключении не приведен. Что явилось основанием для определения фактического размера затрат при отсутствии первичных документов не указано, и как следствие, невозможность их учета не мотивирована.

При расчете корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности (?НВВiсод), которая исчисляется как разница между нормативно определенной НВВ в части содержания сетей и фактическим объемом выручки за услуги по передаче электрической энергии, орган регулирования исходил из установленной в 2016 году ННВ в размере 15 724, 69 тыс. руб. Однако регулирующий орган не принял во внимание, что постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям» установившее в пункте 19 таблицы 1 приложения 3 необходимую валовую выручку Общества в данном размере признано недействующим в указанной части решением Кемеровского областного суда от 12 мая 2016 года.

Замещающего нормативного правового акта регулирующим органом принято не было, вместе с тем при исполнении предписания ФАС России он не был лишен возможности учесть обстоятельства, установленные вышеуказанным решением суда.

При таком положении суд соглашается с доводами административного истца об определении выпадающих доходов Общества за 2016 год в размере (- 46 768,60) тыс. руб. без достаточного экономического обоснования.

Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования, на 2021 год за 2017 - 2019 годы первоначально в ходе тарифного регулирования на 2021 год определены Региональной энергетической комиссией Кузбасса в размере (-713 100,03) тыс. руб. и сложились из корректировки подконтрольных расходов в размере (- 18,73) тыс. руб., корректировки неподконтрольных расходов в размере (- 399 800,42) тыс. руб., корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска в размере (- 60,20) тыс. руб., корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере 13 777, 03 тыс. руб., что в сумме составило значение Вiинд. (-386 102, 33) тыс. руб., ранее учтенной в постановлении РЭК Кузбасса от 30.09.2020 на основании предписания от 14.08.2020 № АД/69801/20 суммы в размере 1 795,0 тыс. руб., рассчитанных на основании предписания от 14.08.2020 № АД/69801/20 подлежащих учету выпадающих доходов на 2018 год за 2016 год в размере (-46 768, 60) тыс. руб., выпадающих с экспертного заключения 2020 года в размере (-146 930, 63) тыс. руб., выпадающих с экспертного заключения 2019 года в размере (- 96 163, 66) тыс. руб., что составило значение Вiраспред (учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов), а также индексов потребительских цен 2020 года и 2021 года в размере 3,2% и 3,60% соответственно (экспертное заключение, составленное в 2020 году, по материалам представленным Обществом для установления НВВ и уровня тарифов на 2021 год - том 1 л.д. 213 – 250, том 2 л.д. 1 - 26).

Перечень затрат (фактических и плановых) принятых для расчета корректировки неподконтрольных расходов Общества приведен в таблице 13 экспертного заключения (том 2 л.д. 12). Однако анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат в разрезе подстатей принятых неподконтрольных расходов в экспертном заключении отсутствует, указаны конечные их значения, в связи с чем оценить их экономическую обоснованность не представляется возможным.

Определяя величину составляющей Вiраспред органом регулирования учтены выпадающие из экспертного заключения 2020 года в размере (-146 930, 63) тыс. руб. и экспертного заключения 2019 года в размере (- 96 163, 66) тыс. руб. В данной части следует отметить, что отсутствие экономической обоснованности расчета выпадающих доходов предшествующих периодов служило основанием для внесения ФАС России предписания. В ходе исполнения предписания органом регулирования повторно осуществлялся расчет указанной статьи расходов, составлено экспертное заключение, где уровень выпадающих доходов (экономия средств) представлен в таблицах, содержащих данные из экспертных заключений (без учета Методических указаний № 98 – э) и данные с учетом ФАС и Методических указаний № 98-э (экспертное заключение по результатам исполнения требования предписания ФАС России от 14.08.2020 № АД/69801/20 - том 2 л.д. 140 – 172, таблицы на л.д. 166 оборот - 167 в томе 2). Из указанных таблиц явствует, что величины выпадающих доходов из экспертных заключений, и определенных с учетом предписания ФАС не совпадают, однако при расчете составляющей Вiраспред для последующего определения НВВ Общества на 2021 год применение соответствующих значений статей «выпадающие расходы» предыдущих периодов не мотивирована.

В экспертном заключении, составленном в 2021 году во исполнение приказа ФАС России от 23.04.2021 № 394/21 (том 1 л.д. 124 – 147), регулирующим органом при анализе статьи «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или получения избытка» какого-либо расчета и экономического обоснования таковых не приведено, величина расходов за период с 2017 по 2019 годы принята равной (- 614 104, 95) тыс. руб. Механизм образования указанной величины расходов отсутствует, соответственно оценить экономическую обоснованность расходов в данном размере не представляется возможным.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства расчета выпадающих доходов общества за 2016 год, отсутствие экономического обоснования значения указанных расходов за 2017 - 2019 годы, суд приходит к выводу об отсутствии возможности проверки результатов корректировки необходимой валовой выручки по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или получения избытка» (выпадающие доходы).

Данные недостатки заключений путем допроса свидетеля ФИО8, принимавшей участие в расчете НВВ Общества, также не устранены.

Рассчитывая НВВ Общества на содержание электрических сетей на 2021 год регулирующий орган учел в её составе подконтрольные расходы в размере 19 909, 35 тыс. руб., неподконтрольные расходы в размере 32 107, 65 тыс. руб., расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или получения избытка» в размере (- 52 215, 60) тыс. руб., корректировку НВВ в соответствии с параметрами надежности и качества в размере 198, 59 тыс. руб. (том 1 л.д. 135). При перечисленных составляющих величина необходимой валовой выручки определена регулирующим органом в размере 2 526, 62 тыс. руб.

Что явилось основанием к установлению величины НВВ на содержание сетей в указанном размере экспертное заключение, составленное во исполнение приказа ФАС России от 23.04.2021 № 394/21 (том 1 л.д. 124 – 147), равно как и протокол заседания правления РЭК Кузбасса от 01 июля 2021 года (том 1 л.д. 148 – 53) не содержат.

С таким подходом органа регулирования суд не может согласиться, поскольку в силу действующего законодательства, необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, тогда как в экспертном заключении отсутствует экономическое обоснование НВВ на содержание сетей в установленном размере.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений, утвержденная для общества Постановлением № 162 необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 2 526, 62 тыс. руб. является экономически необоснованной.

Относительно требования административного истца о признании недействующим Постановления № 162 в части установления Обществу величины потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов), суд отмечает следующее.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 апреля 2021 года № 394/21 органу регулирования указано на установление величины технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях в размере не соответствующем утвержденной приказом ФАС России № 1164/20-ДСП, в связи с чем приказано внести корректировки в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по ТСО исходя из сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год и отражении данного расчета в заключениях на 2021 год (том 1 л.д. 49 - 67).

В пункте 16 таблицы 2 приложения 1 к Постановлению № 162 ООО «СибЭнергоТранс - 42» утверждена величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 13,7645 млн. кВт.ч.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).

Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1 (далее также - Порядок № 53-э/1).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Порядка № 53-э/1 сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию.

При формировании сводного прогнозного баланса в целом по единой энергетической системе России учитываются объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям (пункт 7 Порядка № 53-э/1).

Пунктом 13 Порядка № 53-э/1 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденного приложением № 1 Порядка № 53-э/1.

В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации, не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1, по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 свод, по сводным прогнозным балансам.

При этом графиком предусмотрено предоставление сетевой организацией уточненных предложений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15 августа предшествующего года, и направление данных предложений последним в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) не позднее 1 сентября предшествующего года.

На основании поступивших сведений ФАС России в срок не позднее 1 ноября предшествующего года утверждает сводный прогнозный баланс, выписки из которого направляются органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 14 дней после утверждения.

Согласно Порядка № 53-э/1 при формировании сводного прогнозного баланса на 2021 год, срок формирования сводного прогнозного баланса, предусмотренный настоящим пунктом, а также срок утверждения сводного прогнозного баланса, предусмотренный строкой 14 приложения № 1 к Порядку, переносится на 45 дней.

Из положений пунктов 14, 80, 81 Основ ценообразования № 1178 следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования № 1178 величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. № 887 (далее также - приказ от 26 сентября 2017 г. № 887) утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.

Как следует из материалов административного дела, ООО «СибЭнергоТранс - 42» в адрес РЭК Кузбасса по форме 3.1 было направлено предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2021 год, в соответствии с которым плановые потери в электрической сети общества составили 13, 7643 млн. кВт.ч. (том 3 л.д. 216 - 218), указанные сведения регулирующим органом были направлены в адрес ФАС России.

Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии утвержденная ФАС России в сводном прогнозном балансе для ООО «СибЭнергоТранс - 42» на 2021 года составила округленно 13, 76 млн. кВт.ч. (без округления, исходя из помесячных данных 13,7645 млн. кВт.ч.) (выписка из приказа ФАС России от 26.11.2020 № 1164/20-ДСП в отношении ООО «СибЭнергоТранс - 42» - том 3 л.д. 214 - 215).

ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331).

В силу подпункта 5.3.32 вышеуказанного Положения Служба осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. № 123, утвердившего правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, установлено, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.

Из взаимосвязанных положений статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 следует, что ФАС России вправе выдавать (направлять) обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении (прекращении) нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, а также осуществлять в установленном порядке отмену решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов в электроэнергетике, принятых ими с превышением полномочий или с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно абзацу 13 пункта 7 Основ ценообразования № 1178, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе, во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Системное толкование приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что изданный по результатам проведенного анализа постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 приказ ФАС России от 23 апреля 2021 года № 394/21, является основанием для принятия регулирующим органом решения, направленного на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

При таких обстоятельствах, установление РЭК Кузбасса ООО «СибЭнергоТранс - 42» величины технологического расхода (потерь) электрической энергии на уровне 13,7645 млн. кВт.ч. в соответствии со сводным прогнозным балансом исходя из предложения общества, осуществлено регулирующим органом в целях исполнения предписания содержащегося в приказе ФАС России и соответствует действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении требования о признании недействующим Постановления № 162 в указанной следует отказать.

Вместе с тем доводами административного истца об утверждении в отношении него регулирующим органом баланса электрической энергии в размере 1 019 592,593 тыс. кВт.ч., то есть с большим завышением по сравнению с тарифной заявкой и без обоснования внесенных изменений, суд полагает возможным согласиться.

Первоначально, при тарифном регулировании 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса по результатам анализа представленных Обществом балансовых показателей для формирования баланса электрической энергии, учтен объем поступления электрической энергии в сети 128 051, 544 тыс. кВт.ч. (том 1 л.д. 321 – 235), принято постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год».

Вышеуказанное постановление отменено приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года № 384/21, которым органу регулирования предписано в числе прочего величину потерь электрической энергии в электрических сетях Кемеровской области и величину заявленной мощности потребителей Кемеровской области принять в соответствии с данными сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).

При принятии Постановления № 162 орган регулирования со ссылкой на приказ ФАС России от 23 апреля 2021 года № 384/21, пункт 14 Основ ценообразования № 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1, и пункты 50 и 551 Методических указаний № 20-э/2, внес корректировку в баланс электрической энергии на 2021 год, в результате чего объем поступления электрической энергии в сети ООО «СибЭнергоТранс - 42» установлен равным 1 019 592,593 тыс. кВт.ч. В указанной части отмечено на приведение величины технологического расхода электрической энергии (потерь) в соответствие с данными сформированного ФАС России сводного прогнозного баланса электрической энергии мощности на 2021 год, и формирование баланса электрической энергии с учетом внесенных корректировок (том 1 л.д. 133, 137 – 138).

Какого-либо иного обоснования установленного объема поступления электрической энергии для ООО «СибЭнергоТранс - 42» в размере 1 019 592,593 тыс. кВт.ч. экспертное заключение не содержит. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий инженер ОАО «Агентство экономических экспертиз» ФИО7 соответствующего обоснования, основанного на положениях законодательства в области электроэнергетики, не привел.

С учетом изложенного, в отсутствие расчета и какого - либо обоснования указанных действий регулирующего органа в экспертном заключении, суд с действиями последнего и установленным размером баланса электрической энергии ООО «СибЭнергоТранс-42» согласиться не может.

Также суд считает заслуживающими внимания доводы заинтересованного лица и административного истца о применении регулятором не предусмотренной законодательством корректировки баланса мощности в сторону увеличения, что привело к некорректному установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования № 1178 установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями осуществляется в соответствии с пунктами 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2 (далее также Методические указания №20-э/2).

Согласно абзацу 10 пункта 81 Основ ценообразования № 1178 в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.

Заявленной мощностью является величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа)).

В силу пункта 46 Правил недискриминационного доступа тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 апреля 2021 года № 394/21 органу регулирования в числе прочего указано на завышение тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Кемеровской области по причине использования заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям территориальных сетевых организаций (ТСО), на уровне 2 207, 14 МВт, что ниже заявленной мощности потребителей Кемеровской области присоединенных к сетям ТСО, утвержденной приказом ФАС России № 1164/20-ДСП в размере 2 535, 55 МВт (том 1 л.д. 49 - 67).

В ходе рассмотрения дела не оспаривается, что при установлении оспариваемых индивидуальных тарифов для расчетов между ООО «СибЭнергоТранс - 42» и смежными сетевыми организациями заявленная мощность электроэнергии была учтена в большем размере, чем это было согласовано сторонами.

Как следует из экспертного заключения региональной энергетической комиссии Кузбасса по исполнению приказа ФАС России от 23.04.2021 №394/21 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса» в отношении ООО «СибЭнергоТранс - 42», во исполнение приказа ФАС России произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла области. В результате величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области, присоединенных к сетям ТСО, приведена к значению, утвержденному приказом ФАС России №1164/20-ДСП – 2 535, 55 МВт, произведена недискриминационная корректировка балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области, путем распределения ее дополнительного объема равномерно на все организации пропорционально отпуску электрической мощности из сети (том 1 л.д. 133 – 134).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий инженер ОАО «Агентство экономических экспертиз» ФИО7 пояснил, что распределение дополнительных объемов мощности во исполнение приказа ФАС России было произведено посредством распределения разницы между величиной заявленной мощности потребителей, указанной ФАС России, и установленной РЭК Кузбасса, на все территориальные сетевые организации пропорционально их объему отпуска из сети. Нормативного обоснования такого подхода свидетелем не названо.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребителями мощности являются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.

Под территориальной сетевой организацией в статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» понимается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Отпуск электрической энергии (мощности) из сети представляет собой объем электрической энергии (мощности) передаваемый из сетей территориальной сетевой организации в сети как потребителей, так и иных территориальных сетевых организаций. Из него полезный отпуск электроэнергии – это объем электрической энергии, поступивший в сети сетевой организации и переданный конечным потребителям.

Исходя из определений «потребитель мощности» и «территориальная сетевая организация» данных в статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике», территориальная сетевая организация осуществляя передачу электроэнергии не относится к потребителям мощности в связи с чем объем мощности передаваемой ей в сети иных территориальных сетевых организаций не формирует «величину заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций» на которую указано в предписании ФАС России.

При таких обстоятельствах, используя в качестве базы для распределения неучтенной величины заявленной мощности потребителей (328, 41 МВт.) суммарную мощности отпуска из сетей исходя из доли такого отпуска в ней каждой территориальной сетевой организации, а не доли в суммарном объеме заявленной мощности потребителей, регулирующий орган неправильно избрал неверный способ исполнения приказа ФАС России.

Обоснования невозможности выявления неучтенной величины заявленной мощности потребителей и распределения ее именно на те территориальные сетевые организации, мощности которых она соответствует, экспертное заключение региональной энергетической комиссии Кузбасса по исполнению приказа ФАС России от 23.04.2021 №394/21 не содержит.

Соответственно, неверное определение величины заявленной мощности потребителей сетевой организации, которая является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, влечет неправильное определение индивидуального тарифа.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений суд находит обоснованными доводы ООО «СибЭнергоТранс - 42» и ПАО «Россети Сибирь» о том, что установленные пунктами 11, 38, 40, 41, 42, 43 приложения № 3 оспариваемого постановления индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год установлены с нарушением требований действующего федерального законодательства и противоречат ему, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующим Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 в части установления в строке 16 таблицы № 2 Приложения № 1 ООО «СибЭнергоТранс-42» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе, в размере 2 526, 62 тыс. руб., а также пунктов 11, 38, 40, 41, 42, 43 приложения № 3, утвердивших индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса с 01.06.2021 по 31.12.2021, как противоречащего действующему федеральному законодательству в области электроэнергетики и нарушающего права и законные интересы административного истца. В остальной части в удовлетворении иска следует отказать.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, более того, приказом ФАС России от 07 сентября 2021 года № 946/21 признан утратившим силу с 01 октября 2021 года (том 3 л.д. 126 – 132).

Следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление следует признать не действующими в части с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию оплаченная им при подаче иска в суд государственная пошлина в размере 4 500 рублей.

Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» в части:

установления в строке 16 таблицы № 2 Приложения № 1 обществу с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе, в размере 2 526, 62 тыс. руб.;

пунктов 11, 38, 40, 41, 42, 43 Приложения № 3 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса с 01.06.2021 по 31.12.2021).

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Мотивированное решение составлено 01 октября 2021 года.