№ 3а-223/2019
42OS0000-01-2019-000181-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Михеевой С.Н.,
при секретаре: Баранчиковой А.В.,
с участием прокурора: Волковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
22 ноября 2019 года
дело по административному исковому заявлению ООО «Кинотеатр «Победа» к Администрации Кемеровской области о признании частично недействующими нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Кинотеатр «Победа» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими распоряжения Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 г. № 2-р «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений» в части пункта 179 приложения к распоряжению № 2-р; распоряжения Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 г. № 3-р «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 320 приложения к распоряжению № 3-р.
Распоряжения № 2-р, №3-р опубликованы на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http//zakon.kemobl.ru/.
Требования мотивированы тем, что общество является собственником здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812, расположенного по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 34. Пунктом 179 приложения к оспариваемому распоряжению 2-р вид фактического использования данного здания определен как «В целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания», пунктом 320 приложения к распоряжению № 3-р здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Считают, что оспариваемые распоряжения не соответствуют нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу, статье 378,2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона Кемеровской области от 26.11.2003 60-03 «О налоге на имущество организаций».
Здание не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку
общая площадь здания, занятой торговыми объектами, объектами общественного питания и (или) объектами бытового обслуживания, составляет менее 20% общей площади здания; в здании отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; в соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 договора купли-продажи №298 от 28.08.2013, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа, приобретенное ООО «Кинотеатр «Победа» здание обременено обязанностью использовать здание, являющееся вновь выявленным объектом культурного наследия регионального значения в соответствии с приказом Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области от 22.12.2006 №434, исключительно под нежилые помещения в объеме, обеспечивающем сохранение памятника; не допускать изменения функции здания без предварительного согласования с Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 №358 Здание как «Кинотеатр «Победа» включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения вновь выявленные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся на территории Кемеровской области, согласно (пункт 44 приложения №1 к постановлению).
В соответствии с пунктом 1.1 договора купли-продажи №298 от 28.08.2013, здание обременено в пользу ООО «Кинотеатр «Победа» по договору от 11.05.2007, на срок 25 лет. Согласно пункту 1.3 договора аренды от 30.03.2007 №21-ДА (в редакции протокола разногласий от 03.04.2007) здание предоставляется в качестве объекта социально-культурного назначения (объекта культуры), предназначенного для обслуживания жителей города Ленинска-Кузнецкого и других физических и юридических лиц в качестве основной деятельности с использованием здания является деятельность, связанная с прокатом и показом фильмов, а также прочая зрелищно-развлекательная деятельность.
Разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:3213 (на котором расположено вышеуказанное здание) является «Культурное развитие».
Определение фактического использования здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания» и включение здания в Перечень на 2019 объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, влечет возникновение обязанности уплачивать налог на имущество от которой ООО «Кинотеатр «Победа» в силу части 4 статьи 346.26 НК РФ, освобождено.
Представитель административного истца Сахаров Д.В., действующий на основании доверенности, предоставивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации Кемеровской области Долгушина О.В., в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, свидетеля, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Волковой А.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.
В силу требований части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1).
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктами 3 и 4 статьи 9 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 г. N 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области», (действующий на дату возникновения правоотношений), статьей 9 Устава Кемеровской области, статьей 5-2 Закона Кемеровской области от 26.11.2003 г. N 60-ОЗ и принятым в соответствии с ним постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.10.2018 N 452 о внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2016 № 226 "О реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области", утвердившим Положение о реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" (далее - Положение) в новой редакции, Администрация Кемеровской области уполномочена принимать нормативно-правовые акты о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и нежилых помещений, об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Из приведенных правовых норм следует, что оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликованы в порядке и сроки, установленные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества установлены пунктом 1 статьи 5-2 Закона Кемеровской области от 26.11.2003 г. N 60-ОЗ, согласно которому налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце первом настоящей статьи объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый Администрацией Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5-2 Закона Кемеровской области от 26.11.2003 г. N 60-ОЗ порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определен Положением, утвержденным с учетом изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2016 N 226.
Из материалов дела установлено, что ООО «Кинотеатр Победа» на основании договора купли-продажи от 28.08.2013 г. является собственником здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812, общей площадью 1761,6 кв. м, расположенного по адресу: г Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 34, (л.д. 123-125, том1).
В соответствии с частью 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области 29.11.2018 г. Администрацией Кемеровской области выдано поручение о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 34 и по результатам проведения мероприятий представить протокол обследования, (л.д.176, том1).
По результатам проведенного 30.11.2018г обследования членами рабочей группы составлен протокол, согласно которому из общей площади нежилого здания 1761,6 кв. м под торговые объекты используются помещения площадью 16.4 кв. м., помещения общественного питания-647,4 кв.м., (л.д.177-178, том1).
Допрошенный в судебном заседании свидетель Цыркун О.В. пояснил, что обследование здания проводилось в связи с тем, что от собственника здания поступило заявление об исключении этого здания из Перечня объектов на 2019 год. При проведении обследования было выявлено, что имеющиеся в здании помещения под номерами 30, 31,33, 35, 20, 1, 5, 3 используются под общественное питание, поскольку в помещениях расположены кухни, бар, игровые автоматы, бильяр, банкетный зал, расставлены столы, которые предназначены для приема пищи, в связи с чем, при сложении площадей, занятых под общественное питание ими указана площадь, которая составила 647,4 кв.м., что превышает 20 %, установленную федеральным законодательством. Установленные помещения, которые использовались под общественное питание соответствовали помещениям, указанным в техническом паспорте, полученном из ЦТИ по Кемеровской области.
Показания свидетеля не противоречат данным технических паспортов на указанное здание, составленных на 2011, 2012гг, согласно которых под общественное питание действительно используются перечисленные свидетелем помещения.
Также, из материалов дела следует, что 20.06.2018г были проведены кадастровые работы в отношении названного здания, в результате чего подготовлен технический план в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 и образованием двух частей здания. Данные части здания выделены по договору аренды нежилого помещения № б/н от 20.11.2017г. Площадь части здания «из1» равна 114,6 кв.м. Площадь части здания чз2 равна 21,1 кв.м. При этом, сведения о характеристике здания не изменились.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что образование двух частей визуально не просматривается, поскольку каких-либо ограждений не содержит, фактического выделения частей здания не произошло.
Из Приложений №3 и №2 к договору аренды, содержащихся в техническом плане здания следует, что в нем на бумажном носителе отражена арендуемая площадь (под общественное питание), при этом указанные обстоятельства не противоречат как показаниям свидетеля, допрошенного в судебном заседании, так и исследуемым судом техническим паспортам, из которых также следует, что остальные помещения, приведенные выше, используется под общественное питание.
Кроме того, представителем административного ответчика приобщены к материалам дела Приложение № 2 к Заключению кадастрового инженера. Помещения отраженные на представленном фото свидетельствуют об использовании их под общественное питание.
Представитель административного истца не оспаривал указанные обстоятельства.
Таким образом, наличие предоставленного при рассмотрении настоящего дела технического плана на указанное здание, составленного 20.06.2018г не влияет на выводы суда, поскольку в данном техническом плане также указаны площади помещений, используемые по договору аренды для общественного питания. Их площадь указана 135.2 кв.м., однако данные обстоятельства не опровергают доказательства того, что собственником используются и иные помещения в здании для тех же целей, приведенные выше.
Доводы представителя административного истца о том, что в здании кинотеатра используется под общественное питание менее 20 % от общей площади, опровергаются исследованными по делу доказательствами, которые по своей сути друг другу не противоречат.
Доводы административного истца о том, что в установленном законом порядке был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:3213, по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 34, с «под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания», на «культурное развитие», не являются основанием к удовлетворению заявленных требований.
Вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид "культурное развитие" в соответствии с постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 23.03.2017 г. При этом на наличие каких-либо ошибок при установлении прежнего вида разрешенного использования земельного участка в постановлении не указано. Изменение вида разрешенного использования названного земельного участка произведено на основании заявления уполномоченного лица, что подтверждается кадастровым делом на объект недвижимости с номером 42:26:0201001:3213.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения здания в Перечень является определенный, как это было указано выше, вид его фактического использования - "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания".
Наличие доводов о том, что указанное здание является объектом культурного наследия не свидетельствует о том, что в отношении данного здания не могут быть проведены мероприятия, связанные с установлением фактического использования, поскольку это не противоречит положениям федерального законодательства, указанного выше.
Кроме того, указанное здание уже было включено в Перечень объектов на 2017г по его фактическому использованию в ранее действующие нормативные правовые акты, которые также были оспорены ООО «Кинотеатр Победа», однако в удовлетворении требований было отказано. Данные обстоятельства подтверждаются решением Кемеровского областного суда от 24.04.2017г по делу № 3а-333/2017.
Иные доводы представителя административного истца сводятся к субъективному толкованию действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ООО «Кинотеатр Победа» о признании недействующими с момента принятия распоряжения Администрации Кемеровской области №2-р от 21.12.2018г «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в части пункта 179 Приложения к названному распоряжению; распоряжение Администрации Кемеровской области от 21.12.2018 № 3-р «Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определена как кадастровая стоимость « в части пункта 320 Приложения к названному распоряжению, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 03.12.2019.