НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 17.12.2018 № 3А-535/18

Дело № 3а-535/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Пушкаревой Н.В.

при секретаре Куйлибаевой З.К.

с участием прокурора Антипова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«17 » декабря 2018 года

дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2006 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветеран труда» (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2015 года),

У С Т А Н О В И Л:

6 сентября 2006 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление № 177, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Кемеровской области согласно приложению № 1 (далее - Положение).

Подпунктом «в» пункта 1.3 Положения установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, имеющим стаж работы, учитываемый при установлении страховой пенсии, не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 2.2.3 Положения (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2015 № 422) граждане, указанные в подпункте «в» пункта 1.3 настоящего Положения, дополнительно к документам, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения, предоставляют документы, подтверждающие страховой стаж работы, учитываемой при установлении страховой пенсии (не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин).

Документами, подтверждающими трудовой (страховой) стаж, являются:

- справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием его продолжительности, в том числе учтенного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой;

- справка (справки) работодателя (работодателей), подтверждающая (подтверждающие) период работы, но не более чем за один год до даты обращения гражданина в уполномоченный орган за присвоением звания «Ветеран труда», а также подтверждающая (подтверждающие) за указанный период работы в отношении этого гражданина начисление страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее в настоящем подпункте - справка работодателя). Справка работодателя подписывается работодателем и заверяется печатью. Справка работодателя представляется в случае, если в справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица продолжительность трудового (страхового) стажа менее продолжительности, установленной для присвоения звания «Ветеран труда», но не более чем на один год от даты, по состоянию на которую указывается трудовой (страховой) стаж в справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица.

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.2.3 Положения (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2015 № 422) в части предусматривающей, что документом, подтверждающим трудовой (страховой) стаж, является справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием его продолжительности, в том числе учтенного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой, ссылаясь на то, что он противоречит Федеральному закону от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правилам ведения и хранения трудовых книжек изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2009 №225, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 и нарушает ее права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование своего требования административный истец указала, что оспариваемая норма была применена к ней в связи с отказом в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду недостаточности страхового стажа, поскольку в качестве документа, подтверждающего страховой стаж истца, принимается только справка Управления пенсионного фонда Российской Федерации, вместе с тем таким документом является также трудовая книжка, документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с пунктом 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка административного истца не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Представители Коллегии Администрации Кемеровской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали в удовлетворении заявленных требований, к материалам дела приобщили письменные возражения, на доводах которых настаивали (л.д. 61-64, 114-120).

Выслушав объяснения представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Антипова А.А., полагавшего требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона установлено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять порядок и условия присвоения указанного звания.

Статьёй 2 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 №78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон от 16 июня 2006 №78-ОЗ) определено, что оно присваивается, в том числе гражданам, имеющим стаж работы, учитываемый при установлении страховой пенсии не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. Порядок и условия присвоения звания устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.

Во исполнение указанной нормы закона Коллегией Администрации Кемеровской области 6 сентября 2006 года принято Постановление № 177, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Кемеровской области (далее – Положение).

В силу статьи 1 Закона Кемеровской области от 9 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», статьи 49 Устава Кемеровской области, принятого Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 г., Коллегия Администрации Кемеровской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2018 г. № 177 принято в соответствии с компетенцией указанного органа, в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», и официально опубликовано в соответствии с требованиями указанного закона.

Подпункт «в» пункта 1.3 Положения воспроизводит содержание подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 № 78-ОЗ в части определения одной из категорий граждан, к которым данная норма подлежит применению, а именно имеющим стаж работы, учитываемый при установлении страховой пенсии, не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 2.2.3 Положения (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2015 № 422) граждане, указанные в подпункте «в» пункта 1.3 настоящего Положения, дополнительно к документам, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие страховой стаж работы, учитываемой при установлении страховой пенсии (не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин).

Такими документами, подтверждающими трудовой (страховой) стаж, являются:

- справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием его продолжительности, в том числе учтенного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой;

- справка (справки) работодателя (работодателей), подтверждающая (подтверждающие) период работы, но не более чем за один год до даты обращения гражданина в уполномоченный орган за присвоением звания «Ветеран труда», а также подтверждающая (подтверждающие) за указанный период работы в отношении этого гражданина начисление страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации...

Указывая на противоречие действующему законодательству в оспариваемой части пункта 2.2.3 Положения, ФИО1 ссылаясь на законодательство в сфере пенсионного обеспечения, полагает, что документами, которые могут быть представлены в компетентный орган с целью получения мер социальной поддержки, в связи с присвоением звания «Ветеран труда», подтверждающими страховой (пенсионный) стаж граждан являются: трудовая книжка, документы, выдаваемые работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, диплом об обучении в училище и справка учебного заведения о периоде обучения в нем.

Суд полагает, что данная позиция основана на неправильном толковании норм права в связи, с чем основания для удовлетворения требования отсутствуют.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку.

Закон о ветеранах устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, определяет с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и статья 1).

При этом категория «Ветеран труда» устанавливается с учетом продолжительности трудовой деятельности.

Согласно статье 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» (в редакции от 28 декабря 2016) - меры социальной поддержки ветеранам труда на территории Кемеровской области предоставляются после назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Как следует из преамбулы Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 № 78-ОЗ, он был принят в целях поддержки отдельных категорий граждан, а также поощрения длительной трудовой деятельности граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013№ 400-ФЗ). Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Согласно абзацу 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 № 216-ФЗ) трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Оспариваемой нормой Положения урегулирован порядок предоставления мер социальной поддержки одним из условий которого является предоставление документов подтверждающих наличие необходимого трудового (страхового) стажа, при этом условие о предоставлении именно справки территориального органа Пенсионного фонда не противоречит действующему законодательству, поскольку оценка пенсионных прав с целью назначения страховой пенсии производится указанным органом в силу его исключительной компетенции на основании всех представленных гражданами документов, в том числе трудовой книжки и документов о прохождении обучения, как и констатация факта выплаты определенного вида пенсии.

Вследствие чего оспариваемая норма не вступает в противоречие с поименованными административным истцом нормативными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 № 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»), Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Коллегия администрации Кемеровской области в пределах своей компетенции, руководствуясь федеральным законом и законом субъекта, регулирующими спорные правоотношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», не обладая полномочиями по оценке, с целью установления данной меры социальной поддержки, в рамках пенсионного законодательства обоснованности включения в трудовой (страховой) стаж различных периодов трудовой и иной деятельности гражданина, обоснованно установила требования к составу предъявляемых документов, в части включения в него справки территориальным органом Пенсионного фонда, который является единственным уполномоченным органом, обладающим правомочием по установлению на основании всех фактических данных длительности трудового (страхового) стажа конкретного гражданина.

При этом доводы о возможности предоставления, с целью получения данной меры социальной поддержки, в уполномоченный орган местного самоуправления иных документов, а именно трудовой книжки, а также документов, подтверждающих факт прохождения обучения, в системе вышеуказанного правового регулирования не могут быть приняты во внимание, поскольку оценка обоснованности включения в трудовой (страховой) стаж различных периодов трудовой либо иной деятельности в компетенцию данных органов не входит. Кроме того, законодателем установлена взаимозависимость наступления двух юридически зависимых событий, а именно наличие стажа работы, учтенного при установлении страховой пенсии и достижение возраста для назначения страховой пенсии по старости, подтверждение и обоснование которых возможно только при оценке пенсионных прав. Поскольку целью предоставления такой меры поддержки как присвоение звания «Ветеран труда» является, в том числе поощрение со стороны государства граждан за продолжительный добросовестный труд, подразумевающий под собой длительное отчисление с дохода необходимых страховых взносов, сведения о поступлении которых отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, справка территориального органа Пенсионного фонда является единственно возможным источником информации о стаже гражданина, наряду со сведениями, указанными в абзаце втором оспариваемого подпункта Положения.

Несогласие заявителя с данными изложенными в справке, в том числе по причине недостоверности данных сведений, предполагает иной способ защиты права, поскольку закон не возлагает на компетентный орган местного самоуправления обязанность произвести самостоятельную оценку продолжительности трудового (страхового) стажа заявителя, с целью получения гражданином мер социальной поддержки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в оспариваемой части Положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

При этом доводы административного истца о наличии необходимого стажа для получения мер социальной поддержки при включении в трудовой (страховой) стаж периода обучения в учебном заведении подлежат отклонению, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела пенсионные права ФИО1 не подлежат оценке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение принято 21 декабря 2018 года.

Судья: Пушкарева Н.В.