НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 16.09.2020 № 21-630/20

Судья Марукян М.С. Дело 21-630/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 16 сентября 2020 г.

Судья Кемеровского областного суда Макушенко М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального округа ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 16 декабря 2019 г. №24АПН/09/19, оставленным без изменения решением судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 27 февраля 2020 г., МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 рублей.

В жалобе законный представитель юридического лица ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, ссылаясь на недостаточность финансовых средств, малозначительность правонарушения.

Решением Кемеровского областного суда от 13 мая 2020г. постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 16 декабря 2019 г. №24АПН/09/19 и решение судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 27 февраля 2020 г. оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.

Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020г. решение Кемеровского областного суда от 13 мая 2020г. отменено, дело направлено в Кемеровский областной суд на новое рассмотрение.

Выслушав защитника Романенко А.С. оспаривавшую полномочия административного органа – департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области на ведение производства по делу об административном правонарушении, в связи со статусом предприятия, как относящегося с 02.12.2015г., согласно реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду ко 2 категории риска, пояснившую, что МУП «Полигон-Сервис» в соответствии с критериями, указанными в пп.б, п.4, пп. е п.6 Постановления Правительства РФ от 28.08.2015г. № 903 относится к объектам федерального государственного экологического надзора, в связи с чем постановление должностным лицом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области вынесено не в пределах предоставленных полномочий, которые распространяются на осуществление регионального государственного экологического надзора, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района в ходе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, расположенными по адресу пгт.Яшкино ул.Гагарина 50А/1, и размещение отходов, при этом в нарушение ст.16.1, ч.3 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не осуществило внесение не позднее 20.04.2019 и 20.07.2019 квартальных авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду не оспаривается юридическим лицом и подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами дела.

Представленным в дело доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованно установив вину МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решая вопрос о виновности МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района должностное лицо органа административной юрисдикции и судья районного суда, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, правильно установили наличие у указанного юридического лица возможности для соблюдения правил и норм административного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст.8.41 КоАП РФ, и не принятие им всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Административное наказание в виде штрафа юридическому лицу назначено в минимальном размере санкции ст.8.41 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1,3.5,4.1 КоАП РФ.

Каких-либо обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, не усматривается, в связи с чем, должностное лицо и судья районного суда, оценив конкретные обстоятельства дела, обоснованно не усмотрели оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недостаточности у юридического лица финансовых средств не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района от соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и не исключают административную ответственность.

Довод защитников МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, ввиду наличия у предприятия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности, рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении данного юридического лица может только орган, осуществляющий федеральный государственный экологический надзор в рамках предоставленных полномочий, является несостоятельным в силу следующего.

Пунктом 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Данных о том, что указанный объект на момент совершения правонарушения был включен в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, не имеется.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 903, федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2001 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3); место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 8).

Из системного толкования статей 13, 15, 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензия предоставляет право на осуществление соответствующего вида деятельности в определенных местах.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Из сообщения Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района согласно данным государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, 29.01.2020 подало заявку о постановке на государственный учет, 06.02.2020 поставлено на учет в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, категория II, о чем представлено свидетельство о постановке на государственный учет объекта № выданное МУП «Полигон-Сервис» Яшкинского муниципального района в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и подтверждающее постановку на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта и присвоение ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и II-й категории негативного воздействия на окружающую среду, 07.02.2020г.

Из сведений, представленных Министерством природных ресурсов также усматривается, что МУП «Полигон- Сервис» по состоянию на 16.12.2019 года на государственном учете объектов не состоял, информация о МУП «Полигон – Сервис», как о юридическом лице, не перечислившим квартальные авансовые платежи по плате за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному экологическому надзору, поступила из Южно -Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, осуществляющего федеральный экологический надзор, указанное также подтверждается материалами дела (л.д. 67) и не опровергнуто защитником юридического лица.

Учитывая изложенное, на момент совершения правонарушения указанный объект подлежал региональному экологическому надзору и должностное лицо административного органа в рамках предоставленных ему полномочий правомерно составило протокол об административном правонарушении и вынесло постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Оснований для удовлетворения жалобы в связи с тем, что в настоящее время предприятие (07.02.2020г) отнесено к федеральному экологическому надзору, а не к региональному, не имеется, поскольку на момент совершения административного правоотношения, данное юридическое лицо относилось к региональному экологическому надзору, в связи с чем постановление от 16.12.2019 года вынесено правомочным должностным лицом, что соотносится со ст. 1.7 К о АП РФ.

Таким образом существенных нарушений закона, влекущих отмену либо изменение постановления о назначении наказания при производстве по делу не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7,30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 16 декабря 2019 г. №24АПН/09/19 и решение судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 27 февраля 2020 г. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья М.Ф. Макушенко